Ведение необходимой документации является неотъемлемой частью работы логопеда. Именно это часто вызывает много вопросов у начинающих свою деятельность специалистов. Каждый логопед начинает свою работу с обследования и заносит результаты этого обследования в журнал. Формы ведения документации, заполняемой по результатам обследования:
• журнала обследования устной и письменной речи;
• списка учащихся с нарушениями речи;
• речевых карт учащихся, зачисленных на логопедические занятия.
Существуют и другие виды документации, отражающие направления работы логопеда, это:
• журнал обследования устной и письменной речи;
• годовой план учебно-методической работы;
• перспективное и поурочное планирование логопедической работы;
• отчетная документация;
• паспорт логопедического кабинета [1].
Сведения об учащихся, зачисленных на логопедические занятия, отражаются в журнале учета посещаемости, который содержит списочный состав каждой группы и график занятий, где представлена их тематика. Для журнала учета посещаемости можно использовать обычный классный журнал или журнал для факультативных занятий. Титульный лист должен содержать информацию об учебном учреждении, о месте его нахождения и об учебном периоде, на который журнал заводится. Например:
Журнал учета посещаемости логопедических занятий
в логопедическом пункте при МОУ СОШ №___
200__-200__учебный год
В разделе «Сведения об учащихся» логопед помещает список
учащихся, зачисленных на занятия в текущем учебном году, с указанием класса, даты зачисления, результата коррекционной работы («выпущен», «оставлен для продолжения коррекционной работы», «выпущен»). Если логопедический пункт обслуживает несколько школ района, указывается номер школы, которую посещает ребенок.
На каждую укомплектованную группу отводится по четыре страницы, на подгруппу и отдельного ученика, занимающегося индивидуально, — три страницы. В левой части страницы указывается номер группы и логопедическое заключение, можно также указать, какой период занимается данная группа (первый (второй) год обучения). При формулировке заключения используется педагогическая классификация речевых нарушений. Например. Группа № 1: нарушения письма, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи (первый год обучения).
В правой части страницы указывается расписание занятий данной группы, например: понедельник, среда, пятница — 10-1040. В остальном заполнение не отличается от заполнения обычного классного журнала, где слева записываются фамилии учащихся, в верхнем ряду — даты проведения занятий согласно расписанию, делаются отметки о присутствии или отсутствии учащегося на занятии (оценки за логопедические занятия в журнал учета посещаемости не ставятся), а в правой части указываются даты и темы занятий, соответствующие плану работы с данной группой. На страницах, отведенных для подгрупповой и индивидуальной работы, в левой части вместо названия группы указываются нарушенные группы звуков, над которыми необходимо работать, остальное выполняется аналогично. Журнал учета посещаемости заполняется в начале каждого занятия. Присутствие учащегося отмечается точкой, отсутствие — буквой «н». В случае неоднократных пропусков ребенком занятий по неизвестной причине, учитель-логопед ставит в известность классного руководителя и родителей учащегося. В конце журнала отводится место для учета работы учителя-логопеда в период обследования и в период школьных каникул, а также для освещения консультативно-просветительской работы [1].
В конце каждого учебного года, в период с 16 по 31 мая, логопед подводит итоги проведенной за весь учебный год коррекционной и методической работы и составляет цифровой и аналитический отчеты[1].
К цифровому отчету прилагается аналитический отчёт, в котором излагается содержание всей выполненной за учебный год учебно-методической работы и анализ логопедической работы с учащимися с указанием положительных и отрицательных результатов[1].
Вопросы для самоконтроля.
1. Охарактеризуйте систему работы логопеда общеобразовательной школы.
2. Сформулируйте основные задачи диагностики логопеда, работающего в общеобразовательной школе.
3. Какие факторы необходимо учитывать при комплектовании логопедических групп в общеобразовательной школе.
4. Перечислите виды документации, отражающие направления работы логопеда.
Промежуточный контроль знаний студентов в форме тестирования
ЗАДАНИЕ №1
Инструкция: выберите один вариант ответа
Основная задача логопеда общеобразовательной школы…
а) коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладении школьной программой;
б) работа над звуковой и смысловой сторонами устной речи;
в) активизация познавательной деятельности детей;
г) пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей.
ЗАДАНИЕ №2
Инструкция: выберите один вариант ответа
При комплектовании групп логопеду следует учитывать…
а) возраст учащихся;
б) структуру и степень выраженности речевого недоразвития;
в) продолжительность обучения (первый (второй) год обучения);
г) все перечисленные выше варианты.
ЗАДАНИЕ №3
Инструкция: выберите один вариант ответа
Недельная нагрузка логопеда в условиях логопункта при общеобразовательной школе составляет…
а) 40 часов;
б) 30 часов;
в) 20 часов;
г) 15 часов.
ЗАДАНИЕ №4
Инструкция: выберите несколько вариантов ответа
При планировании в логопедической работе выделяют несколько этапов…
а) работа над словом и предложением;
б) формирование связной речи;
в) работа над звуковым и слоговым составом слова;
г) работа с предлогами.
ЗАДАНИЕ №5
Инструкция: выберите несколько вариантов ответа
Аналитический отчёт включает в себя…
а) учебно – методическую работу;
б) анализ коррекционной работы;
в) указания положительных и отрицательных результатов работы;
г) журнал обследования устной и письменной речи.
ЗАДАНИЕ №6
Инструкция: выберите несколько вариантов ответа
Что из перечисленного относится к формам ведения документации по результатам обследования:
а) журнал обследования устной и письменной речи;
б) список учащихся с нарушениями речи;
в) аналитический отчёт;
г) речевые карты учащихся, зачисленных на логопедические занятия.
Используемая и рекомендуемая литература
1. Аманатова, М.М. Справочник школьного логопеда [Текст] / М.М. Аманатова, Н.Г.Андреева, О.М.Тосуниди. – Ростов на/Д: Феникс., 2010.
2. Волковская, Т.Н. Иллюстрированная методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т.Н. Волковская. — М.: Изд. Дом "ОБРАЗОВАНИЕ ПЛЮС", 2009.
3. Елецкая, О.В.Организация логопедической работы в школе [Текст] / О.В.
Елецкая, Н.Ю. Горбачевская. — М.: ТЦ Сфера, 2007.
4. Кобзарева, Л.Г. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР: практ. пособие для логопедов [Текст] /Л.Г. Кобзарева, М.П. Резунова, Т.Н. Юшина. — Воронеж - Учитель, 2003.
5. Лалаева, Р.И.Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: учебно – метод. Пособие [Текст] / Р.И. Лалаева, Л.В. Бенедиктова. — Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004.
6. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. Книга для логопеда [Текст] / С. А. Миронова. - М: ТЦ Сфера, 2007.
7. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Н. В. Нищева. – СПб.: ДETCТВО-ПРЕСС, 2004.
8. Поваляева, М.А. Справочник логопеда [Текст] / М. А. Поваляева. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
9. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с детьми с ОНР [Текст] / Г. Р. Шашкина. – М.: Творческий центр, 2012.
10. Ястребова, А.В. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией) [Текст] / А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. - М.: Когито – Центр, 1996.