Применение технологии модульного обучения на уроках географии.
Суть технологии модульного обучения: ученик самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.
Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения ими.
Ученик имеет у себя инструкцию, в которой определены:
Цель усвоения модуля. | |
Где найти учебный материал. | |
Как овладевать ими (выучить, составить конспект, решить задачу..) | |
Как проверить правильность выполненной работы и уровень усвоения. |
Роль учителя:
![]() | Составление инструкций, модулей. |
Уточнений конструкций при практической работе работе с ними. | |
Контроль и коррекция усвоения знаний, умений и навыков. |
Модуль может соответствовать уроку, занятию или теме. Успех модульной технологии зависит от качества учебных элементов -УЭ, именно с ними работает ученик.
Общая схема модуля.
Номер учебного элемента. | Учебный материал с указанием заданий. | Руководство по усвоению учебного материала. | ||||
УЭ-0. | Интегрирующая цель: определяется для всего модуля. Их количество зависит от содержания. | |||||
УЭ-1. (Указать время) | Цель: Входной контроль (проверка уровня усвоения предыдущей темы или домашнего задания). | Указать форму контроля. | ||||
УЭ-2.(этап урока). Указать время выполнения. | Цель: Ставится к каждому УЭ. Задания: Способствуют достижению учебной цели данного УЭ. 1. 2. 3. (дополнительное). Контроль: Проверяется правильность выполнения | Как усваивать учебный материал и где найти ответ (указать источник информации). | ||||
УЭ-3. | Алгоритм повторяется. | |||||
Итоговый контроль: тесты, контрольные, и другие формы. Совет. Для активизации деятельности учащихся желательно ввести рейтинговую систему знаний. | ||||||
Домашнее задание дается дифференцированно:
|
Действия учителя при составлении урока - модуля:
1) формулирование темы урока;
2) отбор учебного материала по содержанию;
3) определение интегрирующей цели урока и конечных результатов обучения для учащихся на этом уроке;
(например: в результате работы необходимо изучить...; определить...; повторить...; сравнить...; развить умения и навыки и т.д.)
4) распределения учебного содержания на логически завершённые учебные элементы (УЭ) и определение цели для каждого УЭ;
5) определение способов учебной деятельности учащихся;
6) отбор методов и форм деятельности учителя;
7) письменное составление модуля данного урока;
8) подготовка необходимого количества копий текста модуля;
Каждый УЭ - шаг к достижению цели урока.
УЭ не должно быть очень много.
УЭ-0 - определяет интегрирующую цель по достижении результатов обучения. Т.е. что должен знать и уметь ученик по завершению работы.
УЭ-1 - включает задания по определению исходного уровня знаний по теме.
УЭ-2, УЭ-3 - включают задания по отработке учебного материала. (количество УЭ может варьировать).
Достижение целей гарантировано в том случае, если идёт чёткое руководство по усвоению материала.
Очень часто планируемые задания предлагаются на двух уровнях. 1-ый уровень включает обязательный для изучения материал (учащиеся должны знать и уметь) т. е. рассчитано на простое воспроизведение минимума. 2-ой уровень предполагает, что учащиеся могут знать предмет шире и глубже, использовать его в разных ситуациях (т.е. могут знать и уметь).
УЭ-4 - выходной контроль (самоконтроль и самооценка учащихся) подведение итогов самим учеником.
УЭ-5 - рефлексия, т.е. выбор индивидуального домашнего задания и окончательный итог урока.
Результатом выходного контроля (УЭ-4,УЭ-5) может быть ответ ученика у доски учителю, группе учеников, тест, контурная карта и другое.
Для примера возьмем тему «Атмосфера» из курса «Географии 6 класс».
Демонстрация составления модуля по теме «Строение атмосферы»
Основные знания, которые дети должны получить здесь:
Состав воздуха и его изменение с высотой. Понятие об атмосфере. Слои атмосферы. Роль озонового слоя для жизни на Земле. Природные и антропогенные источники загрязнения атмосферы. Солнечная энергия на Земле.. Распределение солнечной энергии в тропосфере и по земной поверхности. Нагрев атмосферного воздуха. Различия в нагреве и изменение атмосферного давления. Атмосферное давление и его измерение. Понятие «ветер». Направление и сила ветра. Бризы. Пассаты. Муссоны. Представление о метеорологических приборах.
Делим материал на части — модули (с учетом отведенных часов по программе):
№1. Строение атмосферы
№2. Температура воздуха
№3. Температура воздуха
№4. Атмосферное давление
№5. Ветер
№ 6. Виды ветров
№7. Влага в атмосфере
№8. Погода и климат
Получилось 8 модулей. Теперь разрабатываем каждый модуль, составляя подробнуюю инструкцию для детей.
Возьмем первый модуль — Строение атмосферы. В теме можно выделить 3 УЭ — состав атмосферы, строение атмосферы, изучение атмосферы. Это и будет интегрирующей целью. Теперь ставим цели к каждому УЭ: 1 -Знакомство с составом атмосферы, 2 - Знакомство со строением атмосферы, 3- Узнать, как изучается атмосфера. Теперь мы должны для каждого УЭ выбрать задания, которые помогут детям достичь конечной цели и указать истоочник информации, а также количество баллов, которое ученик может набрать за выполнение заданий. Желательно внести в модуль дополнительное задание или повышенной трудности. Теперь мы должны размножить лист с напечатанным модулем и раздать детям.
А теперь я предлагаю вам самим выбрать тему и составить свой модуль.