Чтение убивает в человеке глупость




ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЕРЕРАБОТКА ТЕКСТА

Основные этапы работы с текстом, предназначенным для аудирования и/или чтения

1. Предтекстовый этап. До того как текст будет впервые про­слушан/прочитан, необходимо осмыслить основную комму­никативную цель, чтобы подчинить ей предстоящую работу.

На уроках такая цель, как правило, формулируется учителем, например: определить тему, основную мысль текста, предложить заголовок, установить соответствие текста определённому стилю речи или типу речи, составить план текста, кратко/подробно пе­ресказать его; определить, есть ли логические нарушения в тек­сте; соответствует ли он указанному названию; сравнить содер­жание двух или более текстов и т.п.

2. Текстовый этап. Это этап непосредственного восприятия и понимания текста, извлечения нужной информации, полу­чаемой в процессе аудирования или чтения.

Следовательно, уже при первом слушании/чтении исходного текста нужно следить за его содержанием, определить тему, микротемы; если дан заголовок, то найти соответствие между ним и темой текста (оно может быть прямым, переносным или опосредованным). Необ­ходимо проникнуть в суть текста, то есть понять его основную мысль; определить ведущий тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль, чтобы в дальнейшем при пересказе сохра­нить их. И наконец, необходимо следить за логической связью отдельных микротем и запомнить их последовательность.

Чтобы справиться с такой сложной работой, уже при первом чтении нужно готовить рабочий материал: составлять список ключевых слов или план текста — лучше тезисный, с использованием лексики (слов, речевых оборотов) исходного текста. Причём материал лучше оформлять необычным способом: между смысловыми фрагментами записи лучше оставлять большие интервалы, которые при вторичном прослушивании могут заполняться разного рода уточняющими сведениями, а дальнейшем в процессе работы с черновиком могут быть допол­нены, расширены, исправлены и отредактированы.

В процессе изучающего чтения и многоаспектного его анализа придётся не один раз вдумчиво и внимательно прочитать исходный текст, стараясь максимально полно понять его содержание, главную и второстепенную ин­формацию, и подготовиться к успешной и эффективной работе с текстом при выполнении заключительной части экзаменаци­онной работы — написании сочинения на основе прослушанно­го и/или прочитанного текстов.

Чтобы лучше понять читаемый текст, выделить и запомнить наиболее существенную информацию, при изучающем чтении рекомендуется использовать различные способы маркировки, с помощью которой наглядно выделяются важные фрагменты текста. Для этой цели, как правило, используются такие, на­пример, способы выделения:

• закладки с пометками;

• подчёркивания карандашом;

• выделения с помощью маркера;

• использование специальных знаков:

? — сомнение, вопрос;

!!! — важно, обратить внимание;

NB — взять на заметку;

– выписать.

 

3. Послетекстовый этап. В зависимости от поставленной за­дачи выполняется та или иная работа на основе прослушанного или прочитанного текста. Подготовительная работа может быть весьма разнооб­разной: ответы на поставленные вопросы или задания по тексту; устный или письменный пересказ исходного текста (подробный или сжатый); высказывание собственного мнения по затронутым в тексте проблемам; дополнение текста необхо­димой информацией (например, иллюстративным языковым материалом); формулирование собственных вопросов по тексту; сравнение содержания двух и более текстов и формулирование соответствующих выводов; составление плана текста (простого, сложного, тезисного); изложение содержания текста в виде конспекта, аннотации, резюме, реферата, рекламы и т.п.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЧТЕНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ

ОТ КОММУНИКАТИВНОЙ ЗАДАЧИ И ХАРАКТЕРА ТЕКСТА

Чтение — это процесс восприятия, осмысления и понима­ния письменной речи. Основная цель чтения — понимание со­держания чужой речи, чужих мыслей и замысла, лежащего в ос­нове письменного высказывания.

Виды чтения

1.Просмотровое чтение — получение при первичном озна­комлении с новым текстом самого общего представления о нём, о его теме, о круге рассматриваемых вопросов; прогнозирова­ние общего содержания текста. Для получения такой информа­ции иногда бывает достаточно познакомиться с оглавлением книги, прочитать заголовки и подзаголовки, отдельные абза­цы, предложения, графически выделенные в тексте ключевые слова, и т.п. Этим видом чтения мы пользуемся тогда, когда не­обходимо просмотреть книгу, журнал, статью и т.п., чтобы по­нять в самых общих чертах, о ч ё м данный текст, а не что именно сообщается по тому или иному вопросу.

2. Ознакомительное чтение — извлечение основной инфор­мации из текста. В отличие от просмотрового чтения, при озна­комительном чтении уже возникает вопрос не только о чём этот текст, но и что именно говорится в нём по тому или иному вопросу. Степень полноты понимания при ознакомительном чте­нии — не менее 70% содержащихся в тексте фактов, при усло­вии, если в остальные 30% не входят ключевые положения текста, существенные для понимания его содержания. Таким образом, понимание основной информации должно быть точ­ным, а второстепенной — по крайней мере, неискажённым. Текст читается полностью («сплошное чтение»), скорость чтения — не менее 120 слов в минуту.

3. Изучающее чтение — максимально полное, точное и адек­ватное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое её осмысление. Данный вид чтения используется тогда, когда нужно понять текст до мельчайших подробностей. Именно таким образом мы читаем то, что со­держит жизненно важную информацию: письма, инструкции, параграфы учебника, материалы, являющиеся содержанием контрольных работ и экзаменов, и т.п. Изучающее чтение час­то сопровождается разными видами фиксирования информа­ции на письме в виде планов, конспектов, логико-смысловых схем текста (например, схем, таблиц, зрительных опор, вклю­чающих элементы рисунка, графические символы) и т.п.Текст читается полностью («сплошное чтение»), скорость чтения — не ниже 50—60 слов в минуту.

4. Поисковое чтениебыстрое нахождение в тексте кон­кретных данных (слов, дат, цифровых показателей, тех или иных фактов, характеристик и т.д.). Подобные сведения чи­тающий ищет, опираясь на представление о том, в каком мес­те текста может находиться эта информация и как она может быть графически представлена. Данный вид чтения лежит, например, в основе работы со справочной литературой, в том числе и с лингвистическими словарями разных видов.

Кроме указанных видов чтения выделяются и некоторые другие, которые, по сути, являются разновидностью того или иного вида.

Так, реферативное чтение — это разновидность изучающего чтения, при котором информационно-смысловой анализ содержания текста происходит с установкой на после­дующую передачу его в форме резюме, аннотации или реферата.

Учёные давно определили, какими КАЧЕСТВАМИ должен обла­дать зрелый читатель, то есть человек, который прежде всего способен адекватно понять, качественно переработать и (если потребуется) передать информацию, содержащуюся в прочи­танном тексте. А это значит, что чтение должно быть:

• осознанным (понимание прочитанного — непременное ус­ловие эффективного чтения);

• активным (читатель должен быть активным и инициатив­ным, каким он бывает в разговоре или в ходе дискуссии; пы­таться найти смысл, скрытый за словами, использовать собствен­ные знания и жизненный опыт, размышляя во время чтения о проблемах, затронутых автором текста);

• гибким (человек должен уметь пользоваться разными вида­ми чтения в зависимости от коммуникативной задачи, которую нужно решить, воспринимая письменный текст);

• быстрым (нужно обладать такой скоростью чтения, которая позволяет понимать содержание довольно большого объёма тек­ста);

• правильным (при чтении вслух необходимо соблюдать ор­фоэпические и интонационные нормы современного русского ли­тературного языка);

• выразительным (читая текст вслух, человек должен ис­пользовать всё многообразие интонационных красок, с помощью которых можно точно передать мысли, чувства автора, а также тончайшие смысловые нюансы);

• рациональным (читатель должен обладать культурой рабо­ты с письменным текстом, то есть прежде всего уметь рационально использовать информацию, которая содержится, например, в оглав­лении, в предисловии, в графических выделениях).

Чтобы овладеть навыками эффективного чтения, нужно иметь представление о типичных НЕДОСТАТКАХ чтения, которые препятствуют эффективному и быстрому восприятию прочи­танного.

1.Регрессии, то есть неоправданные, механические возвра­ты к уже прочитанному. Этот недостаток самый распространён­ный. Почти все люди незаметно для себя читают любой текст дважды независимо от его сложности. При чтении количество регрессий составляет в среднем 10—15 на каждые 100 слов. Это, безусловно, замедляет процесс чтения. Бывают и оправданные возвраты, которые вызваны тем, что у читателя появляются в процессе чтения новые мысли и соот­ветственно желание вернуться к прочитанному и глубже его ос­мыслить.

2. Артикуляция, то есть внутреннее проговаривание читае­мого текста. Привычка проговаривать слова присуща очень многим. Она формируется ещё в детстве, когда ребёнок учится читать. Чем менее развит навык чтения про себя и чем сложнее текст, тем ярче выражена артикуля­ция.

3. Малое поле зрения при чтении. Поле зрения — это уча­сток текста, чётко воспринимаемый глазами при одной фикса­ции взгляда. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз, тем меньше стано­вится число этих остановок по тексту, а в итоге чтение эффек­тивнее. Быстро читающий человек за одну фиксацию взгляда успевает воспринять не два-три слова, а всю строку, целое предложение, иногда и весь абзац. Чтение текста целыми фра­зами более эффективно не только с точки зрения быстроты — оно способствует и глубокому, правильному пониманию прочи­танного.

4. Отсутствие гибкой стратегии чтения. Читающий не пред­ставляет себе цели чтения и читает «просто так». А между тем эффективность чтения во многом зависит оттого, насколько чётко определена коммуникативная цель чтения и насколько гибко пользуется читающий разными видами чтения.

5. Отсутствие внимания при чтении. Неряшливое, невнима­тельное чтение, постоянное переключение внимания на посто­ронние мысли и предметы приводит к механическому чтению, при котором смысл прочитанного не доходит до сознания. Ме­жду тем чтение — это поиск и

Чтение убивает в человеке глупость

Приложение 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: