ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЕРЕРАБОТКА ТЕКСТА
Основные этапы работы с текстом, предназначенным для аудирования и/или чтения
1. Предтекстовый этап. До того как текст будет впервые прослушан/прочитан, необходимо осмыслить основную коммуникативную цель, чтобы подчинить ей предстоящую работу.
На уроках такая цель, как правило, формулируется учителем, например: определить тему, основную мысль текста, предложить заголовок, установить соответствие текста определённому стилю речи или типу речи, составить план текста, кратко/подробно пересказать его; определить, есть ли логические нарушения в тексте; соответствует ли он указанному названию; сравнить содержание двух или более текстов и т.п.
2. Текстовый этап. Это этап непосредственного восприятия и понимания текста, извлечения нужной информации, получаемой в процессе аудирования или чтения.
Следовательно, уже при первом слушании/чтении исходного текста нужно следить за его содержанием, определить тему, микротемы; если дан заголовок, то найти соответствие между ним и темой текста (оно может быть прямым, переносным или опосредованным). Необходимо проникнуть в суть текста, то есть понять его основную мысль; определить ведущий тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль, чтобы в дальнейшем при пересказе сохранить их. И наконец, необходимо следить за логической связью отдельных микротем и запомнить их последовательность.
Чтобы справиться с такой сложной работой, уже при первом чтении нужно готовить рабочий материал: составлять список ключевых слов или план текста — лучше тезисный, с использованием лексики (слов, речевых оборотов) исходного текста. Причём материал лучше оформлять необычным способом: между смысловыми фрагментами записи лучше оставлять большие интервалы, которые при вторичном прослушивании могут заполняться разного рода уточняющими сведениями, а дальнейшем в процессе работы с черновиком могут быть дополнены, расширены, исправлены и отредактированы.
В процессе изучающего чтения и многоаспектного его анализа придётся не один раз вдумчиво и внимательно прочитать исходный текст, стараясь максимально полно понять его содержание, главную и второстепенную информацию, и подготовиться к успешной и эффективной работе с текстом при выполнении заключительной части экзаменационной работы — написании сочинения на основе прослушанного и/или прочитанного текстов.
Чтобы лучше понять читаемый текст, выделить и запомнить наиболее существенную информацию, при изучающем чтении рекомендуется использовать различные способы маркировки, с помощью которой наглядно выделяются важные фрагменты текста. Для этой цели, как правило, используются такие, например, способы выделения:
• закладки с пометками;
• подчёркивания карандашом;
• выделения с помощью маркера;
• использование специальных знаков:
? — сомнение, вопрос;
!!! — важно, обратить внимание;
NB — взять на заметку;
– выписать.
3. Послетекстовый этап. В зависимости от поставленной задачи выполняется та или иная работа на основе прослушанного или прочитанного текста. Подготовительная работа может быть весьма разнообразной: ответы на поставленные вопросы или задания по тексту; устный или письменный пересказ исходного текста (подробный или сжатый); высказывание собственного мнения по затронутым в тексте проблемам; дополнение текста необходимой информацией (например, иллюстративным языковым материалом); формулирование собственных вопросов по тексту; сравнение содержания двух и более текстов и формулирование соответствующих выводов; составление плана текста (простого, сложного, тезисного); изложение содержания текста в виде конспекта, аннотации, резюме, реферата, рекламы и т.п.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЧТЕНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ
ОТ КОММУНИКАТИВНОЙ ЗАДАЧИ И ХАРАКТЕРА ТЕКСТА
Чтение — это процесс восприятия, осмысления и понимания письменной речи. Основная цель чтения — понимание содержания чужой речи, чужих мыслей и замысла, лежащего в основе письменного высказывания.
Виды чтения
1.Просмотровое чтение — получение при первичном ознакомлении с новым текстом самого общего представления о нём, о его теме, о круге рассматриваемых вопросов; прогнозирование общего содержания текста. Для получения такой информации иногда бывает достаточно познакомиться с оглавлением книги, прочитать заголовки и подзаголовки, отдельные абзацы, предложения, графически выделенные в тексте ключевые слова, и т.п. Этим видом чтения мы пользуемся тогда, когда необходимо просмотреть книгу, журнал, статью и т.п., чтобы понять в самых общих чертах, о ч ё м данный текст, а не что именно сообщается по тому или иному вопросу.
2. Ознакомительное чтение — извлечение основной информации из текста. В отличие от просмотрового чтения, при ознакомительном чтении уже возникает вопрос не только о чём этот текст, но и что именно говорится в нём по тому или иному вопросу. Степень полноты понимания при ознакомительном чтении — не менее 70% содержащихся в тексте фактов, при условии, если в остальные 30% не входят ключевые положения текста, существенные для понимания его содержания. Таким образом, понимание основной информации должно быть точным, а второстепенной — по крайней мере, неискажённым. Текст читается полностью («сплошное чтение»), скорость чтения — не менее 120 слов в минуту.
3. Изучающее чтение — максимально полное, точное и адекватное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое её осмысление. Данный вид чтения используется тогда, когда нужно понять текст до мельчайших подробностей. Именно таким образом мы читаем то, что содержит жизненно важную информацию: письма, инструкции, параграфы учебника, материалы, являющиеся содержанием контрольных работ и экзаменов, и т.п. Изучающее чтение часто сопровождается разными видами фиксирования информации на письме в виде планов, конспектов, логико-смысловых схем текста (например, схем, таблиц, зрительных опор, включающих элементы рисунка, графические символы) и т.п.Текст читается полностью («сплошное чтение»), скорость чтения — не ниже 50—60 слов в минуту.
4. Поисковое чтение — быстрое нахождение в тексте конкретных данных (слов, дат, цифровых показателей, тех или иных фактов, характеристик и т.д.). Подобные сведения читающий ищет, опираясь на представление о том, в каком месте текста может находиться эта информация и как она может быть графически представлена. Данный вид чтения лежит, например, в основе работы со справочной литературой, в том числе и с лингвистическими словарями разных видов.
Кроме указанных видов чтения выделяются и некоторые другие, которые, по сути, являются разновидностью того или иного вида.
Так, реферативное чтение — это разновидность изучающего чтения, при котором информационно-смысловой анализ содержания текста происходит с установкой на последующую передачу его в форме резюме, аннотации или реферата.
Учёные давно определили, какими КАЧЕСТВАМИ должен обладать зрелый читатель, то есть человек, который прежде всего способен адекватно понять, качественно переработать и (если потребуется) передать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте. А это значит, что чтение должно быть:
• осознанным (понимание прочитанного — непременное условие эффективного чтения);
• активным (читатель должен быть активным и инициативным, каким он бывает в разговоре или в ходе дискуссии; пытаться найти смысл, скрытый за словами, использовать собственные знания и жизненный опыт, размышляя во время чтения о проблемах, затронутых автором текста);
• гибким (человек должен уметь пользоваться разными видами чтения в зависимости от коммуникативной задачи, которую нужно решить, воспринимая письменный текст);
• быстрым (нужно обладать такой скоростью чтения, которая позволяет понимать содержание довольно большого объёма текста);
• правильным (при чтении вслух необходимо соблюдать орфоэпические и интонационные нормы современного русского литературного языка);
• выразительным (читая текст вслух, человек должен использовать всё многообразие интонационных красок, с помощью которых можно точно передать мысли, чувства автора, а также тончайшие смысловые нюансы);
• рациональным (читатель должен обладать культурой работы с письменным текстом, то есть прежде всего уметь рационально использовать информацию, которая содержится, например, в оглавлении, в предисловии, в графических выделениях).
Чтобы овладеть навыками эффективного чтения, нужно иметь представление о типичных НЕДОСТАТКАХ чтения, которые препятствуют эффективному и быстрому восприятию прочитанного.
1.Регрессии, то есть неоправданные, механические возвраты к уже прочитанному. Этот недостаток самый распространённый. Почти все люди незаметно для себя читают любой текст дважды независимо от его сложности. При чтении количество регрессий составляет в среднем 10—15 на каждые 100 слов. Это, безусловно, замедляет процесс чтения. Бывают и оправданные возвраты, которые вызваны тем, что у читателя появляются в процессе чтения новые мысли и соответственно желание вернуться к прочитанному и глубже его осмыслить.
2. Артикуляция, то есть внутреннее проговаривание читаемого текста. Привычка проговаривать слова присуща очень многим. Она формируется ещё в детстве, когда ребёнок учится читать. Чем менее развит навык чтения про себя и чем сложнее текст, тем ярче выражена артикуляция.
3. Малое поле зрения при чтении. Поле зрения — это участок текста, чётко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз, тем меньше становится число этих остановок по тексту, а в итоге чтение эффективнее. Быстро читающий человек за одну фиксацию взгляда успевает воспринять не два-три слова, а всю строку, целое предложение, иногда и весь абзац. Чтение текста целыми фразами более эффективно не только с точки зрения быстроты — оно способствует и глубокому, правильному пониманию прочитанного.
4. Отсутствие гибкой стратегии чтения. Читающий не представляет себе цели чтения и читает «просто так». А между тем эффективность чтения во многом зависит оттого, насколько чётко определена коммуникативная цель чтения и насколько гибко пользуется читающий разными видами чтения.
5. Отсутствие внимания при чтении. Неряшливое, невнимательное чтение, постоянное переключение внимания на посторонние мысли и предметы приводит к механическому чтению, при котором смысл прочитанного не доходит до сознания. Между тем чтение — это поиск и
Чтение убивает в человеке глупость
Приложение 2