Тема 11.Руководство: власть и партнерство
План изучения:
1. Руководство в организации
2. Имидж менеджера
Задание:
1. Изучить тему, используя текст лекции, презентацию, видеофильм.
2.Составить краткий конспект темы, содержащий все выделенные в тексте термины.
Руководство в организации
Для эффективного осуществления функций управления необходимо эффективное руководство.
Руководство –процесс социальной организации и управлениядеятельностью членов группы.
По своему отношению к работе руководители делятся на пассивных и активных. Пассивные руководители используют принципы деятельности, выработанные другими, ограничиваются решением узких проблем, активные –вырабатывают и пересматривают в соответствии с обстановкойпринципы деятельности, стремятся к совершенству.
Управлять деятельностью людей, значит оказывать на них влияние, побуждая работать на достижение целей организации.
Влияние -поведение одного лица,которое вносит изменения вповедение другого.Влиять на других можно через просьбу, пожелание, угрозу, шантаж, приказ, идею и т.д.
Руководитель должен быть способным оказывать влияние на своих подчиненных, эффективно ими управлять в целях выполнения ими поставленных задач. Реализация такой способности есть лидерство.
Лидерство -способность оказывать влияние на отдельные личности,группы, направляя их усилия на достижение целей организации.
Существует два психологических типа лидеров: «игроки» и «открытые».
«Игроки » внешне выглядят эффектными,надежными,гибкими.Ониумеют «пускать пыль в глаза», а поэтому и быстро меняют позиции, следуя, исключительно своим интересам. На деле они не умеют работать с полной отдачей, плохо справляются с проблемами. Это - политиканы, стремящиеся правдами, а больше неправдами захватить власть и как можно дольше при ней удержаться. Но в итоге они оказываются «калифами на час».
|
«Открытые » лидеры не столь заметны,но они последовательны;берутся за любые самые трудные дела, стремятся добросовестно во все вникнуть, чем завоевывают прочное доверие и уважение на долгое время.Они тоже гибки и действуют с учетом обстоятельств, но живут не сегодняшним днем, пытаясь получить от него как можно больше, а устремлены в будущее. Власть в их руки попадает всерьез и надолго. Именно они являются истинными лидерами, обладающие авторитетом у своих подчиненных.
Под авторитетом понимается общепризнанная влиятельность руководителя, основанная, с одной стороны, на его формальном статусе, а с другой - на завоеванном престиже, которые дополняют друг друга.
Руководитель имеет возможность влиять на других потому, что он наделен властью.
Власть -возможность влиять на поведение других людей.
Субъект власти обладает властными ресурсами и возможностью ихприменять в различных сферах общественной жизни.
Объект власти –это человек или коллектив,на который направленавласть.
Влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя. Руководитель зависит от своего непосредственного начальства, подчиненных и коллег. Без содействия этих людей он не может эффективно осуществлять свои функции. Не существует реальной абсолютной власти, так как никто не может влиять на всех людей во всех ситуациях.
|
Власть – процесс двусторонний, поэтому эффективный руководитель будет поддерживать баланс власти – использоватьсвоювластьнад подчиненными в разумных пределах, достаточных для обеспечения достижения целей, но не вызывающих у подчиненных непокорности.
Формы власти:
1. власть, основанная на принуждении -влияние через страх;
2. власть, основанная на вознаграждении –влияние с помощьюпозитивной поддержки;
3. законная власть -традиционное влияние,подчинение начальнику;
4. харизматическая власть (эталонная власть) -власть,основанная напримере, на силе личных качеств или способностей лидера (харизма - божий дар, необыкновенные качества);
5. экспертная власть -влияние через веру(в успех,в руководителя),основана на авторитете и знаниях.
Руководители в своей деятельности используют все формы власти в различных сочетаниях.
В современных условиях властные отношения уступают место отношениям сотрудничества. Сотрудничество руководителя и руководимых означает, что управленческие функции распределяются между участниками организации и реализуются совместно с руководителями.
2. Имидж менеджера
Имидж -внешний облик,собирательный образ,складывающийся всознании людей и связанный с конкретными представлениями
Менеджеру необходимо стремиться создавать и постоянно поддерживать собственный положительный имидж, поскольку это оказывает благотворное воздействие на коллектив сотрудников и деловых партнеров. Здесь важно все: одежда и внешний вид, осанка, поведение (уверенность), улучшение личных взаимоотношений, вознаграждение, умение давать указания подчиненным.
|
Одно из важнейших качеств менеджера – этичность.
Этика менеджмента - набор моральных принципов и ценностей,которыми руководствуется менеджер фирмы в управлении его внутренними делами и во взаимосвязях с деловыми партнерами.
Таблица 11.1-Качества лидера на основе интеллектуальных способностей, черт характера и профессиональных навыков:
Интеллектуальные | Черты характера лидера | Профессиональные навыки |
способности | ||
Ум и логика | Инициативность | Умение заручиться поддержкой |
Рассудительность | Гибкость | Умение кооперироваться |
Проницательность | Бдительность | Умение завоевывать престиж |
Оригинальность | Созидательность и творчество | Такт и дипломатичность |
Концептуальность | Честность | Умение брать на себя риск и |
Образованность | Целостность личности | ответственность |
Знание дела | Смелость | Умение организовывать |
Ораторские качества | Самоуверенность | Умение убеждать |
Любопытство, познавательность | Уравновешенность | Умение менять себя |
Интуиция | Независимость | Умение быть надежным |
Самостоятельность | Чувство юмора | |
Амбициозность | Умение разбираться в людях | |
Потребность в достижениях | ||
Настойчивость и упорство | ||
Энергичность | ||
Властность | ||
Работоспособность | ||
Агрессивность | ||
Стремление к превосходству | ||
Обязательность | ||
участливость | ||
Основные принципы делового этикета:
1. Пунктуальность (делайте все вовремя).
2. Конфиденциальность (не болтайте лишнего
3. Доброжелательность и приветливость ( но это не означает,
что дружить с каждым, с кем приходится общаться по долгу службы).
4. Внимание к окружающим (думайте о других,а не только о
себе).
5. Грамотность (говорите и пишите хорошим языком).
6. Деловое (официальное, служебное) общение.
В повседневной работе руководитель должен постоянно получать результаты, иметь личный план работы, четко планировать деятельность подчиненных, делегировать им необходимые права и ответственность, обеспечивать оценку работы подчиненных, сотрудничать, разрешать конфликты и т.д.
Литература