ПРИМЕЧАНИЯ К КНИГЕ ТРЕТЬЕЙ




1. Зенон (?-491), имп. с 474 г. [в 475 - 477 гг. вне столицы - А. ]

2. Малх Филадельфиец со своей стороны, сообщает следующее о Зиноне: "Зинон не имел от природы той жестокости, какая была у Льва. Гнев его не был неутомим и не оставался в нем навсегда, как у Льва. Он был честолюбив: действовал только из за славы, чтобы дивились ему, больше напоказ, чем для пользы. Он не был опытен в делах, не имел тех познаний, при которых можно управлять царством. К корысти не так был падок, как Лев, не выдумывал на богачей небывалых преступлений; однако ж и он не был выше этой страсти."

(Византийские историки Девксипп, Евнапий, Олимпиодор, Малх, Петр патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан византиец., переведенные с греческого С.Дестунисом. Спб., 1860 г. отр. 11 с. 241) Но он же затем сообщает и более нелицеприятные сведения о Зиноне: "Общественная казна была тогда в крайней нужде: в ней не было никаких остатков. Все что оставлено Львом при кончине его, издержано скоро Зиноном, который как попало раздавал много денег своим любимцам и не заботился разузнавать, не были ли государственные доходы каким-нибудь образом расхищаемы." (Византийские историки Девксипп, Евнапий, Олимпиодор, Малх, Петр патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан византиец, переведенные с греческого С.Дестунисом. Спб., 1860 г. отр. 7 с. 237)

3. Никаких больших войн с персами в это время не было, видимо, Евагрий имеет в виду обычные набеги арабов, принявшие значительные размеры вследствие борьбы с Иллом и Леонтием и вызванного этим обстоятельством беспорядка.

4. Каких-либо значительных набегах гуннов или других кочевых племен в это время не было и быть не могло, во всяком случае по сообщению Иордана, даже места, занимеаемые некогда гуннами заняли гепиды. (Иордан. О происхождении и деяниях готов. 264. Последнее издание - Спб.,1997 г. с.111). Скорее всего Евагрий имеет в виду многочисленные столкновения с фракийскими готами Теодориха Триариева и паннонскими готами Теодориха Тиудимирова. Хотя в хронике Иешу Стилита уже Анастасий говорит послам Кавада, что у него войны с гепидами и блеммиями, так что возможно, Евагрий имеет в виду набеги именно этих племен. (Иешу Стилит. Сирийская хроника. (20.,// Пигулевская Н.В. Месопотамия на рубеже V-VI вв. ТИВ. т.31. 1940 г. с.135)

5. Как пишет об этом Малх: "Севастиан (фаворит Зинона - А.К.) всем торговал, как на рынке; не позволял, чтобы при царском дворе что-нибудь делалось не за деньги. Все должности он продавал; вырученные деньги частью брал себе, частью давал царю. Кто подбавит к цене, того и предпочтут. Ни одно дело при дворе не производилось без взятки. Если Зенон давал какую-нибудь должность людям, находившимся при нем, то Севастиан, как торговец должностями, покупал ее у них за безделицу, и продавал другим дороже, а украденное давал Зинону." (Византийские историки Девксипп, Евнапий, Олимпиодор, Малх, Петр патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан византиец., переведенные с греческого С.Дестунисом. Спб., 1860 г. отр. 11 с. 241)

6. Феофан сообщает, что Василиск произвел этот переворот при помощи Верины. (Летопись византийца Феофана., М., 1884-1887 гг. с.95) Также Феодор чтец (кн.I, 28) указывает на ее поддержку. Кандид Исавр сообщает: "Зинон обманутый Вириною, убежал из столицы и оставил царство вместе с супругою и матерью. Вирина, надеясь сочетаться браком с магистром Патрикием и возвести его на престол, употребила хитрость и заставила бежать зятя своего; но и сама была обманута в своих надеждах; ибо сановники провозгласили царем брата ее Василиска." (Византийские историки Девксипп, Евнапий, Олимпиодор, Малх, Петр патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан византиец., переведенные с греческого С.Дестунисом. Спб., 1860 г. с. 476)

7. Иешу Стилит считает, что эта нелюбовь к Зинону объясняется тем, что он был исавром. По этой причине: "Зенон всем своим землякам давал посты чести и могущества, за что был особенно ненавидим ромеями."(Иешу Стилит. Сирийская хроника. (12.,// Пигулевская Н.В. Месопотамия на рубеже V-VI вв. ТИВ. т.31. 1940 г. с.132) Прокопий Кесарийский называет другую причину: "И вот, когда он царствовал уже год и восемь месяцев, практически все, особенно же дворцовые воины, возненавидели его из-за страшной скупости." (Прокопий Кесарийский "Война с вандалами" кн. 1; гл.VII,19. Последнее издание - с.195)

8. Малх рассказывает интересный эпизод, относящийся к войне, которую вел Зенон в Исаврии, обороняясь от полководцев Василиска: "Царь Зинон, узнав о поражении своего войска, убежал в крепость, стоящую на холме, которую туземцы называют Константинополем. Услыхав это имя, Зинон вздохнул и сказал спутникам своим; "Итак человек игралище божества! Оно и мною играет! Гадатели предсказывали мне, что в июле месяце мне надлежало, по необходимости, быть в Константинополе; и я думал, что войду в Константинополь; а ныне, изгнанник, всеми оставленный, пришел я на этот холм, и нашел здесь, несчастный, это самое имя!" (Византийские историки Девксипп, Евнапий, Олимпиодор, Малх, Петр патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан византиец., переведенные с греческого С.Дестунисом. Спб., 1860 г. отр. 11 с. 240)

9. Василиск короновался 9 января 475 г., вместе с сыном Марком, объявленным соправителем, и женой Зинодией, провозглашенной августой.

10. Имеются в виду монофизитские указы Василиска.

11. Феодор чтец так рассказывает об этом событии: "Василиск своим указом вызвал Элура; вышел и сукновал из монастыря Неусыпающих, где он дотоле скрывался. Вообще все, бывшие врагами Халкидонского Собора, теперь смело восстали на него. Элур собрал беспорядочную толпу александрийского народа и, в сопровождении ее вышедши с песнопением из дворца Василискова, сел на осла и, сидя на нем, ехал в церковь. Но доехав до так называемого октагона, он вдруг упал всем телом и, переломив себе ногу, со стыдом воротился назад."(кн.I, 30)

12. Акакий занимал патриарший престол Константинополя с 472 по 489 г.

13. Феодор чтец упоминает Зинониду как основную виновницу еретических указов Василиска. (кн.1 29)

14. Феофан передает такую историю о том, как этот Петр занял место епископа, еще в те времена, когда Зинон был магистром милитум Востока: "Зенон, придя в Антиохию, нашел в ней епископом священного Мартирия. Зинона сопровождал Петр белильщик, священник храма мученицы Вассы в Халкидоне. Он, склонив Зинона на свою сторону, подкупил некоторых последователей Апполинария (т.е. монофизитов), и произвел бесчисленные беспокойства против веры и епископа Мартирия, предал проклятию тех, кои не говорят, что Бог распят, и произведя разделение в народе антиохийском, прибавил к трисвятой песни и это: "Распныйся за ны", что с тех пор доныне соблюдается теопасхитами. Мартирий явился к императору Леону, был им принят с великою честью, благодаря предстательству Геннадия, епископа Константинопольского. Но возвратясь в Антиохию и найдя народ мятущимся, чему много содействовал Зенон, отказался от епископского сана в церкви, говоря: "От церковного чина непокорного, народа мятежного и церкви оскверненной, я отказываюсь, удерживая за собой одно священническое достоинство". Когда он удалился, то Петр Белильщик тотчас вступил на Антиохийский престол, и немедленно рукоположил отлученного от церкви Иоанна, в епископы Апомейские. Известясь о сем, Геннадий все представил царю, который и приказал заточить Петра Белильщика. Петр услышав об этом, бежал, и тем избавился от ссылки." (Летопись византийца Феофана., М., 1884-1887 гг. с.89-90)

15. Анастасий I, патриарх в 458-478 гг.

16. Феофан рассказывает об этом так: "... Василиск, вопреки Собору послал его в Александрию, а Петра Белильщика в Антиохию, снабдив обоих особым повелением и поощряя того и другого против истины. Коль скоро Тимофей Салофакиол, епископ Александрийский, услышал, что идет Тимофей Элур, тотчас удалился в один Конопский монастырь, где и прежде проводил жизнь отшельническую. Здесь Элур довольно наделал зла многим, но Тимофею не мог ничего причинить, потому что все любили его. Когда Элур въезжал в Александрию, то приверженцы его кричали ему: "Потребил еси врагов своих, отче!" А этот нечестивец в ответ им: "Воистину потребих". Этот же безбожник предал проклятию Собор Халкидонский. Антиохийский епископ, Юлиан, видя все это, не перенес и умер от горести. Что до Петра Белильщика, то он лишь только снова занял престол, немедленно обратился к проклятиям и возмущениям, от чего происходили убийства и грабежи, особенно по случаю прибавления к пению Трисвятого." (Летопись византийца Феофана., М., 1884-1887 гг. с.96)

17. Феофан рассказывает об этом так: "Василиск же особым указом всенародно отверг Халкидонский Собор, что приказал сделать и Акакию Константинопольскому. Но народ, сбежавшийся со всего города, с женами и детьми, в церковь, вопреки Василиску, не допустил до этого. Тогда Акакий облекся в черные ризы и покрыл престол свой и алтарь черными покровами. Тут великий Даниил сошел со столпа и с боговдохновенной ревностью прилепился к Акакию и народу, присутствуя в церковных собраниях." (Летопись византийца Феофана., М., 1884-1887 гг. с.96) Возможно, что он заимствовал этот рассказ из Феодора чтеца, у которого сообщено то же самое, почти слово в слово. кн.I, 32-33) Малх сообщает лишь: "Василиск, царь восточных римлян, заставлял епископов платить деньги. Едва он не изгнал из Константинополя епископа Акакия; но был отражен множеством так называемых монахов. Жадность его к деньгам была чрезмерная. Он не брезговал принимать их и от таких лиц, которые отправляют самые низкие ремесла. Взыскание налогов заставляло всех проливать слезы." (Византийские историки Девксипп, Евнапий, Олимпиодор, Малх, Петр патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан византиец., переведенные с греческого С.Дестунисом. Спб., 1860 г. отр. 8 с. 240) Феодор Чтец сообщает о дальнейшем развитии конфликта между Василиском и жителями Константинополя: "Василиск, запретив сенату общение с Акакием и боясь раздражения народного, вышел из города; потому что народ грозился сжечь город. Между тем Даниил, взяв с собой монашествующих и множество народа, пошел туда, где находился Василиск, - и один монах Олимпий тогда весьма смело говорил с ним. Василиск, узнав, что против него идет Зенон из Исаврии, взял свою жену Зинониду и стал оправдываться в церкви перед Акакием, клиром и монахами, возвратил (константинопольскому) престолу его права и вторым указом отменил прежние определения."(кн.I, 33-34)
18. По разнообразным источникам это дело выглядит приблизительно так: "... Патрикий, магистр, любовник Вирины, погиб в следствие гнева Василиска. Вирина, враждуя за то против брата, деньгами помогла Зинону снова получить царство, и терпела от брата крайнее притеснение. Когда бы Армат не увел ее из храма, то она была бы предана смерти."(Кандид Исавр// Византийские историки Девксипп, Евнапий, Олимпиодор, Малх, Петр патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан византиец., переведенные с греческого С.Дестунисом. Спб., 1860 г. с. 476) "... Илл и Трокунд, державшие в осаде Зинона, так как Василиск не исполнял обещанного им, а сенат не мог долее сносить тяжести правления его, по разврату и безумию его, о чем писал к ним, примирились с Зиноном и, взявши его, отправились к царствующему граду. Узнав о том, Василиск выслал против Зинона родного внука своего, Арматия (Армат или Арматий, не был внуком Василиска, но состоял в связи с его женой - см. Малх, отрывок 9. - А.К.), военачальника Фракийских войск, равно как и жителей Константинополя, заставив его поклясться святым крещением, что он не изменит ему. Арматий, встретившись с Зиноном при Никее Вифинской, такой навел на него страх, что чуть было не заставил его бежать со всем Исаврским войском, помогавшим ему; но потом и этот Арматий, как почти всегда водится, ослепленный дарами Зенона и обещанием сана главного военачальника, а сыну его, Василиску, кесарского и соправителя, пошел с ним против Василиска." (Летопись византийца Феофана., М., 1884-1887 гг. с.98) Кандид Исавр упоминает, что переход Арматия на сторону Зенона произошел при посредстве Илла. (Византийские историки Девксипп, Евнапий, Олимпиодор, Малх, Петр патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан византиец., переведенные с греческого С.Дестунисом. Спб., 1860 г. с. 477)

19. Как пишет об этом Феодор чтец: "Василиск же, пришедши в церковь, и положивши царский венец на божественном жертвеннике, со злочестивой женой своею Зинодией, укрылся в крестильнице." (гл.I, 35) Источники почти единодушно говорят об обманном выведении Василиска из крестильни, но по-разному описывают этот обман. Прокопий Кесарийский: "... Василиск, покинутый всеми, бежал в тот же храм, что и прежде. Но Акакий, иерей города, отдал его в руки Зенону, обвинив в безбожии, а также в том, что он, будучи сторонником учения Евтихия, произвел большую смуту и ввел много новшеств в христианское учение."(Прокопий Кесарийский "Война с вандалами" кн. 1; гл. VII, 22. Последнее издание - с.196) Под "тем же" самым храмом Прокопий разумеет храм Святой Софии, где Василиск укрылся после гибели флота в сражении против вандалов. (там же, кн.1; гл. VI, 26 с.194) Кандид Исавр сообщает: "Он был оттуда выведен обманами Армата..." (Византийские историки Девксипп, Евнапий, Олимпиодор, Малх, Петр патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан византиец., переведенные с греческого С.Дестунисом. Спб., 1860 г. с. 477) Феофан же пишет, что Зинон "приказал взять Василиска, давши ему слово, что не обезглавит ни его, ни детей его;" (Летопись византийца Феофана., М., 1884-1887 гг. с.98)

20. Касательно обстоятельств и места смерти Василиска и его семьи также существуют разночтения. Феофан рассказывает об этом так: "... спустя недолго заточил его в Кукуз в Каппадокии, приказав заключить в башне с женою и детьми и уморить голодом; другие же говорят, что его, вывезши из города, убили." (Летопись византийца Феофана., М., 1884-1887 гг. с.98) Феодор чтец сообщает: "Василиск и Зинонида сосланы были в Вусамы и там среди многочисленных страданий умерли."(кн.I, 36) Кандид Исавр: "заточен в Каппадокию и потом умерщвлен со всем семейством" (Византийские историки Девксипп, Евнапий, Олимпиодор, Малх, Петр патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан византиец., переведенные с греческого С.Дестунисом. Спб., 1860 г. с. 477) Прокопий Кесарийский: "Василиска же вместе с детьми и женой он отправил в Каппадокию, повелев им следовать туда зимой без хлеба и одежды, лишенными всякого ухода. Страдая от холода и голода, они нашли утешение во взаимных объятиях и погибли, обнимая дорогие для них существа." (Прокопий Кесарийский "Война с вандалами" кн. 1; гл. VII, 22. Последнее издание - с.196)

21. Феофан епишет об этом так: "Зинон ненавидел Петра Белильщика за его содействие Василиску; посему, по определению Восточного Собора, был низложен, а на его место избран Иоанн, который, однако, чрез три месяца изгнан; после этого в антиохийские епископы поставлен Стефан, муж благочестивый. Петр же сосланный в Питиус (ныне Пицунда), обманув проводников своих, бежал к святому Феодору Евхаитскому." (Летопись византийца Феофана., М., 1884-1887 гг. с.99)

22. Феофан пишет об этом так: "Когда в том же году умер антиохийский епископ, Стефан, то Зенон приказал на его место рукоположить другого Стефана, которого враги веры, ослепленные яростью по расположению к Белильщику, в крестильнице святого мученика Варлаама закололи острыми камышовыми палками и бросили в реку Оронт. Зенон, мстя за дерзость против Стефана, велел Константинопольскому епископу посвятить другого епископа в Антиохию, который и поставил Каландиона..." (Летопись византийца Феофана., М., 1884-1887 гг. с.101) Малала же сообщает, что епископ был убит собственным клиросом во время совершения литии за городом в месте, называемом Варлаиас. (кн.15.,II) Причем как его, так и Каландиона ошибочно называет несторианами. Феофан говорит об этой клевете: "Стефан... оклеветан был перед Зеноном единомышленниками Петра Белильщика, в том, что он держится Нестория: но Восточный собор, сошедшийся по повелению царя, в Лаодикии, возвратил ему престол, как невинному." (Летопись византийца Феофана., М., 1884-1887 гг. с.99) Стефан II занимал антиохийскую кафедру с 484 по 486 гг. После него один год правил Стефан III (487 г.)

23. Каландион 489-492 гг.

24. Тимофей Элур умер 31 июля 477 г. (Gutshmid, Die Patriarchen von Alexandrien (Кleine Schriften. II 453) Феофан пишет о Монге так: "... возведен Петр Монг, человек злой и вредный, враг истины, уже раз отлученный от Церкви. Он рукоположен был епископом тоже отлученным. Некоторые монахи, движимые божественной ревностью, изгнали его, после тридцатишестидневного разбойничьего правления, и снова достойно посадили на престол Тимофея Салофакиола." (Летопись византийца Феофана., М., 1884-1887 гг. с.99) Петр Монг занимал престол в 477-490 гг.

25. Низложение Петра произошло 4 сентября 477 г. См. Ю.А. Кулаковский. История Византии. 395-518 гг. Спб., 1996 г. с.344 прим. 2. Тимофей II сперерывами занимал кафедру в 460-482 гг.

26. В июне 482 г. См. Ю.А. Кулаковский. История Византии. 395-518 гг. Спб., 1996 г. с.345.

27. Феофан так пишет о нем: "муж благочестивый, поборник Православия, бывший пресвитером и экономом Александрийской церкви." (Летопись византийца Феофана., М., 1884-1887 гг. с.101-102) Иоанн Талайя занимал престол александрийский в 482 г.

28. Феофан так пишет об этом: "В том же году приверженцы Петра Монга склонили деньгами и обманом, Зенона изгнать Иоанна Тавеннисиота, епископа Александрийского, потому что он рукоположен был против воли его, и возвратить от Евхаитов в Александрию Петра Монга. Тогда Зенон издал окружное послание, разосланное повсюду, и как некоторые говорят, внушенное Акакием Константинопольским, а Петру Монгу приказал, еще до возвращения в Александрию, поладить с Симплинием Римским и Акакием. Почему Акакий и предписал Александрийцам принять Монга, несмотря на то, что весь церковный причт и народ умоляли его не оставлять их, что они готовы умереть за него, зная, на что покусится Петр, благоразумно и без всякого шума удалился." (Летопись византийца Феофана., М., 1884-1887 гг. с.103)

29. Еще до выхода Энотикона Акакий писал к папе, прося его поддержки против Петра Монга. Поэтому папа воспринял это низложение и восстановление Петра на александрийском престоле как прямую измену православию самого Акакия. Но папа умер 10 марта 483 г. Поэтому в дальнейшем Евагрий повествует о преемнике Семплиция, Феликсе.

30. Илл, столь способствовавший возвращению Зенона на престол имел все основания не доверять ему. После того, как Зенон расправился с другим своим благодетелем, Арматом (см. Малх Филадельф. фргм. 9 Византийские историки Девксипп, Евнапий, Олимпиодор, Малх, Петр патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан византиец., переведенные с греческого С.Дестунисом. Спб., 1860 г. с. 239) он произвел несколько покушений на Илла. (Иешу Стилит. Сирийская хроника. р.12-16.,// Пигулевская Н.В. Месопотамия на рубеже V-VI вв. ТИВ. т.31. 1940 г. с.132-133) После этого Илл бежал в Антиохию, начал мятеж против Зенона и короновал Леонтия с помощью Верины, которую с этой целью вызволил из заключения. После поражения в решающем сражении, укрылся в крепости в Исаврии. После четырехлетней осады, благодаря предательству крепость пала. Илл был казнен и его голова выставлена в предместье Константинополя, Сиках.

31. Леонтий Сириец - стратилат, был послан к Иллу Зеноном в Антиохию, с приказанием доставить Илла в Константинополь, а в случае сопротивления убить. По словам Иешу Стилита (Иешу Стилит. Сирийская хроника. (14-18.,// Пигулевская Н.В. Месопотамия на рубеже V-VI вв. ТИВ. т.31. 1940 г. с.133) был соблазнен золотом Илла, и открыл ему поручение императора. Он же пишет, что когда Леонтий "воцарился в Антиохии", то делами заправлял и дальше Илл, и думал "убить Леонтия, если они победят Зенона". По версии Феофана, Леонтий отправился с Иллом в Антиохию с самого начала, в качестве помошника магистра Востока. Он же сообщает, что Леонтий был коронован в Тарсе Киликийском, в храме святого Петра. (Летопись византийца Феофана., М., 1884-1887 гг. с.101-102) После поражения мятежа и предательства погиб вместе со своим патроном, после сдачи крепости Папирии в которой укрывался.

32. Пампрепий - по словам Малха Филадельфа, происходил из Фив Египетских. После какого-то темного дела в Египте приехал в Константинополь, где "не скрывал приверженности своей к эллинскому верованию, обнаруживал его смело и тем возбуждал подозрение, что он был сведущ и в других статьях тайной науки." Был приближен к себе Иллом, назначившем ему от себя содержание. Бежал из Константинополя вслед за Иллом и находился при нем во время мятежа в качестве чародея, по сообщению Феофана, был изрублен на куски как обманщик разочарованным Иллом уже во время осады Папирии. (Летопись византийца Феофана., М., 1884-1887 гг. с.103; Иешу Стилит. Сирийская хроника. (15.,// Пигулевская Н.В. Месопотамия на рубеже V-VI вв. ТИВ. т.31. 1940 г. с.133; Малх Филадельф. фргм. 22. // Византийские историки Девксипп, Евнапий, Олимпиодор, Малх, Петр патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан византиец., переведенные с греческого С.Дестунисом. Спб., 1860 г. с. 274-276)

33. Феофан рассказывает об этом так: "Император Зенон, освободясь от возмутителей, изгнал Каландиона из Антиохийской церкви и заточил в Оазис, а на его место возвратил Петра Белильщика, равно как изгнал Нестора Римлянина из Халкидона, Евсевия из Самосата, Юлиана из Мопсуэтии, Павла из Константины, Мана из Имерии и Андрея из Феодосиополя, будто бы за их приверженность к бунтовщикам, в самом же деле за отвержение мировой его грамоты. Петр Белильщик, войдя в Антиохию, много наделал зла, именно: предал проклятию собор, изгнал невинных епископов, виновных же воротил, совершал беззаконные рукоположения и тому подобное. Сперва прибавил он к Трисвятой песни: "Христе царю, распныйся за ны", но возвратившись, исключил: "Христе царю". Далее, Ксенай, сатанинский слуга, учил не поклоняться образу Господа и других святых. Родом он был перс, по определению же судьбы раб, бежавший от своего господина и при Каландионе отвращавший от веры окрестные Антиохийские селения; будучи сам не крещен, назывался, однако, церковником. Каландион прогнал его, но Петр Белильщик посвятил его в Иерапольские епископы, переименовав в Филоксена. Потом узнав, что он не крещен, сказал: "Вместо крещения довольно с него и рукоположения." (Летопись византийца Феофана., М., 1884-1887 гг. с.105-106)

34. Мартирий 478-486 (473-482 гг.)

35. Феликс III - 483-492 гг.

36. Феофан рассказывает об этом так: "... Восточные епископы писали к Акакию, укоряя его за то, что он принял в общение Монга, но он, не обращая на то внимания, бесстыдно принуждал всех иметь общение с Монгом. Однако жители столицы и всего Востока жаловались Феликсу, римскому епископу по кончине Симплиция, на Акакия, как на виновника всех зол. Между тем Иоанн Александрийский также прибыл в Рим с той же жалобой. Феликс, созвав собор в храме верховного апостола Петра, послал в Константинополь двух епископов и синдика с грамотами к Зинону и Акакию, в которых умолял изгнать Петра Монга, как еретика." (Летопись византийца Феофана., М., 1884-1887 гг. с.104)

37. Прокопий Кесарийский так рассказывает об этом гонении на христиан: "Гонорих был самым жестоким и несправедливым гонителем христиан Ливии. Он принуждал их принимать арианскую веру, если же обнаруживались не желающие подчиняться ему по доброй воле, тех он сжигал живыми или предавал смерти разными другими способами; многим он велел отрезать язык до самой гортани, они еще в мое время жили в Византии, пользуясь сохранившимся у них голосом, не испытывая таким образом никакой неприятности от подобного наказания." (Прокопий Кесарийский "Война с вандалами" кн. 1; гл.VIII, 3-4. Последнее издание - с.197)

38. На такое поведение посланников папы проливает свет сообщение Феофана: "В сем году посланные из Рима, по приказанию Зенона и Акакия, были задержаны в Авиде (Абидосе), грамоты у них отобраны, сами же посажены в заключение, и царь грозил им смертью, если они откажутся от общения с Акакием и Петром." (Летопись византийца Феофана., М., 1884-1887 гг. с.104) И под следующим годом: "... Зенон, по совету Акакия, заставил всех Восточных епископов подписаться под мирной грамотой касательно общения с Петром Монгом, посланных же от Феликса из Рима обласкал, подкупил и убедил, вопреки своему наказу, вступить в общение с Акакием, хотя православные три раза свидетельствовали против этого, именно: в первый раз, привязав удочку к веревочке, привесили ее одному из них на площади, во второй пустили в них книгой, в третий же вложили ее в короб с огородной зеленью. Феликс, услышав, что сделали его посланные, отлучил их, равно как и Акакия, который, однако сам носил это отлучение с собой, и, избегая заключенных в Авиде, прибыл в обитель Дия; но монахи ее подали Акакию послание Феликса, когда он, в день воскресный, находился в ризнице. Сопровождавшие Акакия одних из монахов, подавших оное, убили, а других, наказав, бросили в темницу. Акакий равнодушно принял отлучение свое и имя Феликса вычеркнул из поминовения." (Летопись византийца Феофана., М., 1884-1887 гг. с.104-105)

39. Феофан рассказывает об этом так: "По смерти Акакия, Фравит... писал к Феликсу, что он готов с ним вступить в общение, а с Петром Монгом ни коим образом. Монгу же, напротив, писал, что с ним желает общения, но с Феликсом Римским ни за что. Феликс, получив письмо к Монгу, перехваченное православными, с бесчестьем отослал посланников Фравита, когда они пришли к нему с соборными посланиями." (Летопись византийца Феофана., М., 1884-1887 гг. с.105)Его также называют Фраит или Флаит (489-490).

40. Евфимий - патриарх с 490 по 496 г. По свидетельству Феофана: "По кончине Фравита константинопольское принял пресвитер Евфимий, попечитель бедных в Неаполе, и тотчас собственноручно исключил имя Монга из поминовения, а имя Феликса Римского вписал." (Летопись византийца Феофана., М., 1884-1887 гг. с.105) Ниже он же сообщает, что: "Феликс получил соборное послание Евфимия и приобщился к нему, как к православному, однако епископом не признал его, так как Евфимий не исключил из поминовения имени Акакия и, следовавшего за оным, Фравита." (Летопись византийца Феофана., М., 1884-1887 гг. с.106-107)

41. Афанасий II Келит - 489-496 гг.

42. Палладий - 496-505 гг.

43. Иоанн I - 496-505

44. До своего рукоположеня - пресвитер церкви святой первомученицы Феклы в Селевкии. (Летопись византийца Феофана., М., 1884-1887 гг. с.107)

45. Иоанн II - 505-516

46. По сообщению Малха Филадельфа, убийство было совершено Оноульфом, который был когда-то облагодетельствован Арматом. Малх Филадельф. фргм. 9. // Византийские историки Девксипп, Евнапий, Олимпиодор, Малх, Петр патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан византиец., переведенные с греческого С.Дестунисом. Спб., 1860 г. с. 239) Малала передает еще по этому поводу рассуждение Зенона, что нарушивший клятву Василиску (в том, что будет ему верен), не будет верен и Зенону. (кн.XV., II) Он же пишет, что Василиск (сын Армата) стал сразу епископом в Кизике. Феофан же рассказывает об этом так: "Так рассудив, Зенон приказал умертвить его, как клятвопреступника, что и сделали на лестнице во дворце, когда он шел на ипподром, а сына его, кесаря, велел посвятить в чтецы. Он спас его для Ариадны, как двоюродного брата который впоследствии был отличным епископом в Кизике." (Летопись византийца Феофана., М., 1884-1887 гг. с.99)

47. См. прим 16.

48. Имеется в виду Теодорих Триариев, гот, начавший свою службу еще при Аспаре и унаследовавший после Аспара командование над федератами. Формальным поводом к войне против Зенона было требование выдать наследство Аспара, которому Теодорих приходился родственником, и назначить Теодориха магистром милитум. Не получив ничего, он опустошил Фракию и овладел Адрианополем, после чего Лев согласился на его требования и был заключен мир. (Малх Филадельф. фргм. 2. // Византийские историки Девксипп, Евнапий, Олимпиодор, Малх, Петр патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан византиец., переведенные с греческого С.Дестунисом. Спб., 1860 г. с. 230-232). Во время переворота, устроенного Василиском, Теодорих принял сторону узурпатора. После восстановления на троне Зинона опять осадил столицу (в 477 г.) Зенон попытался противопоставить ему Теодориха Тиудимерова, но готы помирились между собой. Их союз продлился недолго, вскоре Зенон опять поссорил Теодорихов, обласкав Теодориха Тиудимерова. В ответ на это последовал третий поход на Константинополь (в 481 г.) который, видимо и имеет в виду Евагрий. Кроме того, по сообщению Малха, Теодорих предлагал свою помощь в борьбе против Маркиана и просил впустить его в город. (Малх Филадельф. фргм. 21. // Византийские историки Девксипп, Евнапий, Олимпиодор, Малх, Петр патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан византиец., переведенные с греческого С.Дестунисом. Спб., 1860 г. с. 272-273).

49. "Он (Зенон - А.К.) отправил Пелагия с большой суммой денег, для выдачи их, частью Теодориху, частью готскому войску, и для обнадеживания их в получении от него немалых подарков. Пелагий, частью угрозами, частью обещаниями, частью наконец множеством денег, насытив природную алчность варваров заставил их удалиться." (Малх Филадельф. фргм. 21. // Византийские историки Девксипп, Евнапий, Олимпиодор, Малх, Петр патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан византиец., переведенные с греческого С.Дестунисом. Спб., 1860 г. с. 273).

50. Феофан так рассказывает об этом мятеже: "В сем году Маркиан, сын Анфимия, царствовавшегов Риме, супруг Леонтии, дочери Верины, сестры же царицы Ариадны, восстал в Византии против императора Зенона, потому что Леонтия, жена его, родилась по воцарении Льва, Ариадна же еще до воцарения его. В разгоревшейся жестокой войне между Зеноном и Маркианом, последний вспомоществуемый братьями своими, Ромулом и Прокопием, одержал блестящую победу и заставил воинов Зенона скрыться во дворец, как в крепость, которым чуть было не овладел; но он не воспользовался своим успехом, а предался пиршеству и сну, и ночью многих лишился из своих союзников, так как магистр Илл склонил их к себе дарами. На другой день так был он разбит, что искал убежища в церкви Апостолов, где по приказанию Зенона, посвящен Акакием в пресвитеры и сослан в крепость Папурий в Каппадокии. Что до братьев его, Прокопия и Ромула, то они схвачены были Иллом ночью, во время купания, в Зевксиппе, но успели потом бежать отнего и прибыли в Рим." (Летопись византийца Феофана., М., 1884-1887 гг. с.100) Кандид Исавр сообщает кроме того: "Маркиан, сосланный в Каппадокию, бежал оттуда и произвел беспокойства в Галатии, гда Анкира, но был пойман и переведен в Исаврию." Византийские историки Девксипп, Евнапий, Олимпиодор, Малх, Петр патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан византиец., переведенные с греческого С.Дестунисом. Спб., 1860 г. с. 478).

51. Феофан так рассказывает об этом: "В сем году магистр Илл присоветовал царю Зенону изгнать из города свекровь свою, Верину. Под каким-то предлогом он услал ее в Халкидон, откуда вскоре потом в крепость Папурий, к Маркиану и Леонтии, дочери ее. Но Верина писала к дочери сувоей, Ариадне, прося возвращения из ссылки. Царица обратилась с просьбой к Зенону, но тот отвечал ей: "Проси об ней патрикия Илла". Ариадна призвала Илла и просила его со слезами, но он не согласился, сказав: "Ты хочешь поставить другого царя на место своего мужа". Тогда Ариадна разгневалась и сказала царю: "Либо Иллу оставаться во дворце, либо мне". Царь отвечал: "Разумеется тебе. Делай с Иллом, что можешь!" (Летопись византийца Феофана., М., 1884-1887 гг. с.101) Кандид Исавр сообщает кое-что, проливающее свет на то, почему Ариадна была вынуждена просить за мать Илла: "Некоторый алан хотел убить Илла: поразив его, он объявил, что Эпиникий, домашний человек Верины, побудил его к убийству Илла. Эпиникий был выдан Иллу, и когда ему были обещаны забвение преступления и награда то он объявил злоумышления Верины против Илла. Зенон выдал Верину Иллу, который послал ее в одну крепость в Киликии и содержал под присмотром." Византийские историки Девксипп, Евнапий, Олимпиодор, Малх, Петр патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан византиец., переведенные с греческого С.Дестунисом. Спб., 1860 г. с. 478).

52. Феофан так рассказывает об этом покушении: "Замыслив убить его, она (Ариадна - А.К.) поручила спальнику Урвикию приискать кого-нибудь на то. И когда он всходил по лестнице ипподрома, то схоларий, по имени Спаникий, подговоренный на совершение убийства, занес было уже меч над головой его, но мечник магистра, подскочив, епринял удар в плечо свое; однако же, конец меча отрубил правое ухо Иллу. Зенон приказал казнить убийцу, уверяя магистра Илла, что он ничего не знал о происшедшем, в самом же деле он только не успел в намерении своем." (Летопись византийца Феофана., М., 1884-1887 гг. с.101) Иешу Стилит несколько иначе рассказывает об этом покушении: "Зенон же, зная что он (Илл - А.К.) фальшив и жаждет власти, приказал одному из воинов его убить. Много дней тот, которому это было приказано, искал и не находил случая сделать это тайно. Наконец, он встретил Иллуса внутри двора, извлек меч и поднял его, чтобы поразить его, но сейчас же один из воинов, следовавших за Иллусом, поразил его ножом в руку, и выпал меч из его руки и обрезал ухо Иллусу. Зенон, для того чтобы не открылся обман его против Иллуса, тотчас приказал относительно воина, чтобы ему сняли голову без допроса. Это обстоятельство особенно заставило Иллуса предполагать приказанное Зеноном." (Иешу Стилит. Сирийская хроника. (13.,// Пигулевская Н.В. Месопотамия на рубеже V-VI вв. ТИВ. т.31. 1940 г. с.132-133)

53. Римской частью войска командовал Иоанн Скиф, Иешу Стилит, например, вообще упоминает только его. (Иешу Стилит. Сирийская хроника. (15-17.,// Пигулевская Н.В. Месопотамия на рубеже V-VI вв. ТИВ. т.31. 1940 г. с.133)

54. Имеется в виду знаменитый Теодорих Тиудимеров или Амал. Феофан рассказывает о нем так: "В сем году Февдерих (Теодорих - А.К.), сын Валамеров (тридиционная ошибка, Теодорих приходился Валамеру племянником), сделался известным между варварами и ромлянами, как человек храбрый, умный и нечуждый образования; ибо он, находясь заложником в Византии, посещал лучших учителей, между тем как отец его, после сыновей Атиллы, повелевал готами в царствование Льва. Зенон, призвав его из Фракии в Византию, сделал консулом и военачальником фракийским и послал его, с Иоанном Скифом, против Илла." (Летопись византийца Феофана., М., 1884-1887 гг. с.103) Этот поход произошел в 484 г.

55. Про подобные поступки Зенона Феофан, например, рассказывает следующее: "Он приказал без всякой вины отобрать имение у Патрикия, ученого, благочестивого, мудрого и добродетельного мужа, а его самого посадить в темницу и в ней стражам лишить его жизни. Узнав о случившемся, Аркадий, начальник города, стал порицать императора, который, когда донесли ему об том, приказал убимть его при входе во дворец: однако, Аркадий, предъуведомленный о том, бежал в церковь и, таким образом, исторгнут из челюстей смерти, но дом его был обращен в государственную собственность." (Летопись византийца Феофана., М., 1884-1887 гг. с.106) Малала рассказывает также об убийстве Пелагия по темному предсказанию о том, что после его смерти будет царствовать силенциарий. Также укоризны Аркадия он приписывает именно этому случаю. (кн.XV., V) Так как Пелагий имел сан патрикия, скорее всего, Феофан принял титул за имя, тем более что ниже он сам упоминает имя Пелагия.

56. В 486 и 487 гг. Теодорих, по неизвестной причине предпринимал походы по Фракии и угрожающе подходил к Константинополю. Поход его в 487 г. окончился предложением императора направиться в Италию.

57. Теодорих дважды разгромил войска Одоакра - в конце сентября 489 г., в сражении на "Веронских полях" и 11 августа 490 г. на р.Адде. (Иордан. О происхождении и деяниях готов. 264. Последнее издание - Спб., 1997 г. прим. 757 с. 359)

58. Зенон скончался 9 апреля 491 г. Феофан пишет: "... Зенон, пораженный падучей болезнью, умер, беспрестанно повторяя имя Пелагия, невинно убиенного им." (Летопись византийца Феофана., М., 1884-1887 гг. с.107)

59. По словам Феофана: "Он не оставил по себе ни одного сына, а только брата, Лонгина, бывшего уже дважды консулом и председателем Сената, но человека безумного, жестокого и невоздержанного. Содержа при себе в Византии множество исавров и Лонгина магистра и друга, он надеялся, с помощью их, овладеть царством; но Ариадна, Сенат и все войско провозгласили царем Анастасия силенциария и, таким образом, Лонгин обманулся в своем предположении." (Летопись византийца Феофана., М., 1884-1887 гг. с.107) Далее он же сообщает: "... когда воцарился Анастасий <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-08-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: