Сфера применения. Достоинства и недостатки
Особенности применения
1)метод используется для получения информации о структуре малых групп: через отношение к выбору партнеров в возможных ситуациях общения или совместной деятельности делаются выводы о характере межличностных связей в группе;
2)метод сочетает элементы опроса и эксперимента
3)непосредственный контакт социолога с объектом исследования;данные предоставляются самими участниками изучаемого явления;
4) процедура исследования отработана до уровня социальной технологии(т.е. стандартной методики, дающей достоверный результат независимо от случайных особенностей объектов исследования)
Достоинства метода:
1)в отличие от метода наблюдения, социометрия позволяет выяснить личные предпочтения, мотивы деятельности, ценностные ориентации членов группы;
2) не изменяя реальной обстановки в группе, метод позволяет выявить в ней формальных и неформальных лидеров, предвидеть возможные структурные конфликты, прогнозировать изменения внутригрупповых отношений и, в конечном счете, влиять на состав группы и социально-психологический климат в ней;
3)компьютерные варианты методики позволяют очень оперативно(в течение 1-2 часов)получать данные о структуре группы.
НЕДОСТАТКИ МЕТОДА:
1)метод пригоден только для исследования групп численностью до 15-20 человек;
2)метод предполагает анализ устойчивых связей, поэтому он не подходит для исследования случайных или временных сообществ людей, где такие связи еще не сложились;
3) структура группы моделируется на основе предположений и мнений людей, а не на основе наблюдения за реальным поведением;
|
4) респонденты не объясняют причины своего выбора, поэтому трудно оценивать устойчивость предпочтений и поведений людей в различных ситуациях;
5) возможны неискренние ответы и ошибки из-за неверного толкования вопросов
Методика проведения социометрического опроса
Проанализировать характер взаимоотношений в коллективе и принять меры по их оптимизации позволяет метод социометрии. Его основу составляет социометрический опрос.
1. Социометрический опрос - одна из разновидностей опроса, в ходе которого выясняются взаимоотношения между членами коллектива, положение в нем отдельных членов путем взаимовыборов по предложенным критериям.
2. Возможности метода. Позволяет анализировать внутриколлективные и внутригрупповые отношения, изучать структуру микрогрупп в коллективе и положение в нем отдельных членов (проблемы авторитетности, лидерства), оценить психологическую совместимость и уровень его группового единства.
3. Условия и требования проведения опроса:
проводить в коллективах, имеющих опыт совместной деятельности не менее 6 месяцев;
оптимальное количество членов группы 10-15 человек;
все члены коллектива имеют возможность непосредственного активного общения;
содержание вопросов должно быть ясным и понятным каждому опрашиваемому.
Процедура опроса.
а) Подготовительный этап:
определение проблемы, выбор объекта;
формулировка социометрических критериев;
разработка бланка социометрического опроса;
б) Основной этап:
установление психологического контакта и инструктаж опрашиваемых о порядке работы;
|
проведение социометрического опроса;
построение социоматрицы, социограмм, вычисление индексов;
в) Завершающий этап:
анализ результатов опроса;
формулировка выводов;
разработка мер психолого-педагогической коррекции взаимоотношений в коллективе.
Социометрический критерий (СК).
СК принято обозначать тот вид деятельности, для выполнения которой нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов коллектива. Критерии формулируются в виде вопросов о желании опрашиваемого совместно с кем-либо участвовать в определенной деятельности. Например, рассмотрим варианты СК в двух сферах деятельности (служебно-функциональной и социально-бытовой).
Вариант опросного листа
Уважаемый товарищ!
В целях изучения взаимоотношений в Вашем коллективе просим Вас ответить на предлагаемые вопросы, вписывая фамилии ваших товарищей (или их номера по списку группы). Предварительно просим Вас указать свою фамилию или ее номер в общем списке, при этом анонимность результатов опроса гарантируется.
ФИО (№ по списку группы):_______________________________________
Если бы от Вас зависел подбор нового состав группы для выполнения сложной и ответственной задачи в течение длительного времени в особых условиях, то кого бы из членов коллектива вы включили в ее cостав:
_________________________________________________________________
а кого бы не включили:
__________________________________________________________________
2) с кем из товарищей Вы хотели бы пойти на дискотеку:
__________________________________________________________________
а с кем бы не хотели:
|
__________________________________________________________________
6. Социометрическая матрица. По результатам опроса строится социометрическая матрица. В горизонтальных строках по числу членов коллектива указываются субъекты выбора (кто выбирает), а в вертикальных столбцах – объекты выбора (кого выбирают). Выборы обозначаются в клетках матрицы: положительный “+”, отрицательный “–”.
Вариант
N пп | Кто выбирает | Кого выбирают | Потребность в общении | ||||||||||
ФИО | Кп+ | Кп- | Ист | ||||||||||
А | * | - | + | + | - | + | 0,14 | ||||||
Б | + | * | + | - | - | ||||||||
В | + | - | * | + | + | + | + | 0,57 | |||||
Г | - | - | * | + | - | + | -0,1 | ||||||
Д | + | * | - | ||||||||||
Е | + | + | * | + | + | 0,57 | |||||||
Ж | + | + | - | - | + | * | - | ||||||
З | + | - | - | + | - | * | -0,1 | ||||||
Социометрический статус | Кп+ | ||||||||||||
Кп- | |||||||||||||
Ист | 0,9 | -0,4 | 0,1 | 0,4 | -0,3 | 0,3 | |||||||
7. Социограмма – схема межличностных отношений в коллективе. Она строится по данным социоматрицы и представляет односторонние или взаимные выборы в виде соответствующих стрелок.
Социограмма позволяет выявить структурные элементы межличностных отношений внутри коллектива – лидеров, изолированных элементов, “отверженных”, подгруппы, которых может насчитываться несколько, и типы их коммуникативных связей. Лидер – это наиболее авторитетный член группы, получающий максимальное количество позитивных выборов. Изолированный элемент – член группы, которого не выбирают товарищи. “Отверженный” – член группы, получивший максимальное количество отрицательных выборов при отсутствии даже одного положительного.
В качестве примера на рисунке представлена социограмма связей респондента, обозначенного в социоматрице, как «Ж».
односторонний положительный выбор;
взаимный положительный выбор;
односторонний отрицательный выбор;
взаимный отрицательный выбор;
8. Социометрические индексы (СИ) позволяют представить результаты опроса в количественной форме. Различают персональные и групповые СИ. К персональным относят:
а) индекс социометрического статуса (Ист) – определяет положение, место конкретного человека в коллективе по выделенному критерию
где и – количество полученных положительных и отрицательных выборов соответственно; N – число испытуемых.
В качестве примера, определим Ист члена коллектива “А”:
б) индекс потребности в общении () – показывает степень потребности в общении по отношению к теоретически возможной (1,0):
где и - количество сделанных испытуемым положительных и отрицательных выборов; N – число испытуемых.
В качестве примера определим члена коллектива “А”:
в) индекс психологической совместимости():
где и - количество взаимных положительных и отрицательных выборов соответственно; N – число испытуемых.
К групповым индексам относят:
а) индекс психологической сплоченности группы () – определяет степень ее группового единства:
где сумма взаимных положительных выборов в группе; N – число испытуемых.
б) индекс психологической разобщенности группы () – определяется как степень групповой разобщенности.
где - сумма взаимных отрицательных выборов в группе.
На основе анализа социоматрицы, расчета социометрических индексов можно сделать выводы, о том что:
Наибольшей потребностью в общении обладают респонденты “В” и “Е”, которые сделали соответственно 5 и 4 положительных выборов. Очевидно, у них хорошо развито чувство коллективизма.
Наиболее высокий статус имеют респонденты “А” и “Д”, получившие максимум положительных и минимум отрицательных выборов. Можно предположить, что воспитательную работу с членами коллектива целесообразно опосредованно проводить через этих респондентов, предварительно выяснив, что лежит в основе их авторитета (опрос, наблюдение, беседа, анализ документов и др. методы).
Ярко выраженных “изолированных” и “отверженных” респондентов в группе нет. Хотя, надо иметь в виду, что при разрыве взаимоотношений между “Ж” и “Б”, первый не будет иметь не одного положительного выбора со стороны товарищей, при четырёх отрицательных.
Анализ социометрии и полученных групповых индексов показывает, что, если в процессе индивидуально – воспитательной работы удастся преодолеть антипатию “Г” к “Б” и “З” к “Е”, то это позволит увеличить количество взаимных положительных выборов и тем самым повысить индекс психологической сплоченности.