Как же удалось сохранить людям в те далекие суровые годы все самые лучшие человеческие качества. По убеждению Кузнецова Анна Ивановна велика роль в этом родителей, дедушек и бабушек
Исключительно напряженная обстановка была в первые годы войны, но люди не пали духом, не начали сидеть и плакать. На неокрепшие плечи мальчишек легла работа, которая не каждому мужику по силам. Положение было безвыходное. Стране, а в первую очередь фронту нужен был хлеб, в колхозах же – бабы, старики и ребятишки. В поселках детям, кто постарше уже была знакома пахота, младшие учились. Не хватало лошадей – впрягались сами. В распутицу за 10 километров со станции несли за плечами мешки с зерном для сева. На целую зиму по насту наваживали дров. Тогда это было нормой, а ведь это был подвиг. И если бы не были родителями заложены в души и сердца этих детей чувства долга перед Родиной и семьей, любовь к земле, сострадание к ближнему, вряд ли такое было возможно.
На шее не было креста, в школе не говорили о Боге, а дома Бог был. Были иконы, перед которыми зажигались лампады, был Божий страх, благодаря которому в душах детей жила совесть. Она-то и породила в их сознании чувство ответственности перед природой и чувство стыда за неблаговидные поступки. И прививались эти качества благодаря личному примеру родителей, бабушек и дедушек, которые для них были образцом жизни.
Веру в победу, оптимизм вселяли и монахини закрытой в 1928 году Курихинской Знаменской женской общины.
Рассказывает Кузнецова Анна Ивановна. «После закрытия монастыря монахини разошлись, у кого были родственники, по родственникам у кого таковых не было просто по верующим селянам. Наиболее строптивые, которые не хотели покидать монастырь, были арестованы и отправлены в тюрьмы. Арестовывались не только монахи, но и послушницы это те, кто только готовились к постригу. Некоторые умерли в тюрьме, а некоторые вернулись. В 1941 году гонение на них было ослаблено. В Курихинских поселках их жило много и, хотя годы войны были трудными, но мелкие Курихинские колхозы жили лучше других. И если в любой Курихинской семье проживали монахини, это было частью каждой семьи. Обеденный стол семьи все равно был скудным, в основном питание было картошка, отчего у всех детей был диатез, а когда золотуха краснели и опухали глаза. А вот от этого лечили монахини, готовили снадобье из чистого дегтя и трав.
|
А самое главное меня всегда поражала их вера в победу, в которую они верили сами и вселяли уверенность в других. Они ссылались на Священное Писание, в котором говорилось, что Россия непобедима, потому что она православная. Эти женщины были отменные психологи, они всегда были рядом с теми, в чей дом приходила похоронка. До 40 дней читали псалтырь и своим умным словом помогали пережить это большое горе.
По моему личному мнению, то, что большинство женщин остались верными своей первой любви, мужчинам, сложившим голову на поле брани - это заслуга монахинь. Нас малолеток девчонок они ненавязчиво учили шитью и рукоделию из шерсти, мы вязали красивые кофты и шали, а свои цветные платки и шали мы прятали в сундуки и с нетерпением ждали дня победы, чтобы их повязать и это тоже были их влияния. Вот так, как то незаметно они учили нас нравственности. А в поле, где мы работали вместе с матерями вместо песен и частушек мы пели духовные стихи, этому тоже научили нас и наших матерей монахини.
|
Не знаю почему? Что даже у мальчиков, наших ровесников они пользовались уважением. Я помню хорошо, как мой брат, а ему было примерно лет 10-11, прибежал домой в слезах и стал рассказывать нашей бабушке, что он нечаянно кинул снежный ком и попал в монахиню, проходившую по дороге, ему было стыдно, хотя он и попросил у нее прощения.
Нашим бабушкам и матерям они помогали сохранить веру в Бога, обогащая их духовную нравственность, а последующим поколениям они помогли стать не безучастными к чужому горю, чужому несчастью.
И когда приезжала кинопередвижка, вся донковская детвора шла смотреть фильм про войну на Куриху. Возвращаясь обратно вечером, пока шли лугами могли, погалдеть, пошутить, а как только подходили к поселку все замолкали, потому что знали, что кому-то, недавно пришла похоронка, а в каком-то доме, был покойник, а поэтому по поселку шли бесшумно. В селе это можно было назвать правилами приличия, то это тоже было влияние монахинь.
В каждом поселке в каком-нибудь доме по праздникам собиралась все жители поселка на молитву. В Донке молились в доме Дяжкиной Надежды Егоровны, Юниной Анны Михайловны, а летом молились на родниках. А в такие праздники Троицы, Духов день, день Ильи пророка шли на родники Курихинского монастыря и жители и монахини со всех поселков. Отменные голоса, изумительная музыкальность, лесная акустика это было что-то невообразимое. А когда служили молебны о дожде, а после пели духовные стихи, один из них я очень любила, к сожалению, забыла слова «Господи дай влагу земле напой жито».
|
И я готова согласиться с пророчеством монахинь, что Россия справилась с тем злом, которое выпало на ее долю, потому что была православной. А все монашествующие люди, живя среди людей, внесли неимоверно большой вклад в дело победы, забыв обиду которую нанесли им власти и некоторые люди по своему недомыслию».
Заключение
В нашей работе мы хотели взглянуть на жизнь Курихинской округи глазами детей военных лет, которые проживают на территории Сарминской сельской администрации. К сожалению, их с каждым годом остается все меньше и меньше. А ведь они, наряду, с немногими оставшимися в живых ветеранами Великой Отечественной войны последние свидетели героического прошлого нашей страны.
В ходе работы над рефератом, к нам пришло осознание того, как важно знать молодым людям, приходящих на смену старшему поколению бабушек и дедушек то, как они работали, чем жили, что переживали. Поражает до глубины души, как все-таки смогли они в ту пору выстоять и победить. Когда слушаешь их рассказы, то невозможно сдержать слезы, тем более, что они сами, вспоминая свое детство, плачут, не стесняясь своих слез. Это слезы по несбывшимся мечтам, по не вернувшимся с войны родным, по страшным воспоминаниям о детстве.
Самым ярким воспоминанием у всех ветеранов является 9 мая 1945 года. Они помнят этот счастливый день. Как все радовались, обнимались, целовались и плакали. Но это были слезы радости. Не было счастья большего для них, чем окончание войны. Они все были победителями: и те, кто с оружием в руках изгнал врага с родной земли, и, безусловно, те, кто приближал Победу своим ратным трудом. Среди них были девчонки, и мальчишки практически нашего возраста. Они рано повзрослели, они не познали счастья беззаботного детства.
Сегодня эти люди состарились, тяжелый труд дает о себе знать многочисленными болезнями и недугами. Но они живые свидетели прошлого. При общении с ними, удивляет, что они вырвались из этого пекла испытаний и не потеряли любви к жизни и ближним, веры и мудрости жизни, невольно ловишь себя на мысли, что и с проблемами сегодняшнего дня смогут справиться только сильные духом и чистые сердцем люди.
Литература
1. Кузнецова А. И. Без срока давности. «Наша жизнь» от 14 марта 2008 года.
2. Кузнецова А. И. Запомнила на всю жизнь. «Наша жизнь» №78 от 10 сентября 2008 года
3. Кузнецова А. И. О семье, о себе, о России. «Наша жизнь» №7 от 28 января 2009 года.
4. Логинов В. И. Отчий край: прошлое и настоящее: историко-географический очерк. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1994.
5. На земле вознесенской. Сост. Н. А. Шемяков. – Арзамас. ОАО «Арзамасская типография». 2009.
6. Чернецкий В. Е. С лесных Курихинских делянок. В кн. «Вклад вознесенцев в Победу». Сост. Н. А. Шемяков. – Арзамас ОАО «Арзамасская типография». 2005.