Экологический проект
«Зимующие птицы нашего края»
Автор:
учитель – методист начальных классов
Федорченко Т.А.
Название проекта: «Зимующие птицы»
Участники проекта: учащиеся 2 класса
Руководитель проекта: Федорченко Т.А., учитель начальных классов
Содержание:
· Описание работы
· Введение
· Описание проектной деятельности и её результаты
· Рефлексия деятельности
Форма работы: проектная деятельность
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный;
-межпредметный;
-групповой, индивидуальный;
-поисковый;
Участники проекта: ученики, учитель, родители.
Продолжительность проекта: месяц.
Возраст учащихся: 8 – 9 лет (2 класс).
Методы и приемы:
1. наблюдения;
2. сбор информации;
3. работа с литературой;
4. экскурсии;
5. обработка собранной информации;
6. творческая работа.
Проблема (идея) проекта
ü Кто такие птицы?
ü Почему некоторые птицы улетают зимой?
ü Какие птицы остаются зимовать?
ü Какая роль человека в жизни птиц зимой?
Основание для разработки:
В холодное время года зимующим птицам трудно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, а потребность в ней возрастает. Естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Дети не знают зимующих птиц, иногда перелетных могут назвать зимующими. Из этого следует, что недостаточно информации в развивающей среде, дети мало наблюдают в природе, родители недостаточно дают детям информации об окружающем мире. У детей не сформированы знания о зимующих птицах.
В процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивать познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Гипотеза
Если каждый из нас будет много знать о птицах нашего края, заботиться и охранять их, то возможно, мы сможем сохранить многие виды птиц от исчезновения их с лица Земли; станем относиться добрее и внимательнее не только к птицам, но и друг к другу. Если постоянно подкармливать зимующих птиц и тем самым помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, то можно сохранить их численность.
Цель проекта
ü Исследовать и накопить знания по видовому многообразию птиц в Донецкой области.
ü Привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам окружающей среды родного края.
ü Формировать и развивать навыки творческой и коллективной работы.
Задачи
ü Показать роль птиц в жизни человека.
ü Обосновать необходимость охраны птиц.
ü Развивать кругозори эмоциональную отзывчивость у детей в процессе общения с природой.
ü Развивать познавательные умения детей и родителей методами познания природы при овладении элементарной исследовательской деятельностью.
ü Принять личное участие в охране птиц родного края (изготовление и развешивание кормушек).
ü Формировать бережное и заботливое отношение к природе.
Ожидаемый результат:
ü формирование у детей системы знаний о зимующих птицах,
ü формирование у детей знаний о зимующих птицах;
ü совместное осуществление поисковых действий, помогающих понять что
необходимо зимующим птицам;
ü развитие стремления малышей к самостоятельности;
формирование гуманного отношения к природе;
ü развитие интереса и любви к родному краю в процессе экологического воспитания и умении отражать это в рисунке, лепке, аппликации, ручном труде.
План мероприятий в рамках проекта
№ п/п | Мероприятия | Форма |
«Почему птицам нужна зимой наша помощь?» | Беседа | |
Чтение художественных, научных произведений о птицах нашего края. Анализ произведений. | Беседа, выставка книг | |
Рекламное выступление школьного библиотекаря с подборкой книг и журналов о птицах нашего края. | Беседа школьного библиотекаря | |
![]() | Поиск и подбор информации о зимующих птицах ![]() | консультации работа с библиотекой |
«Юные конструкторы» - изготовление кормушек. | Выставка | |
Развешивание кормушек | Территория возле школы и дома | |
Дидактические игры: «Меню для птиц», «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?», «Четвертый лишний». | Групповые игры | |
«Птичий дневник» - наблюдения за птицами. | Дневник наблюдений | |
Составление и раздача листовок и памяток для акции «Помоги зимующим птицам!» | Практическая работа: составление листовки и памятки | |
Акция-выступление «Помоги зимующим птицам!» | Акция для сверстников | |
Продолжение изучения и подбора материала про птиц нашего края | Консультации работа с библиотекой | |
Выставка рисунков зимующих птиц | Выставка рисунков | |
Сбор и разучивание стихотворений о зимующих птицах | Сбор и разучивание | |
Экологическая инсценировка Зимующие птицы | Выступление перед сверстниками | |
«Отгадай птицу» (конкурс загадок) | Классный час | |
![]() | Просмотр учебных фильмов о зимующих птицах | Просмотр, обсуждение |
Экскурсия «Зимующие птицы нашего края» | Экскурсия в лес, на пришкольный двор | |
Подготовка к заключительному этапу проекта (итоговые материалы) | Практический | |
Сообщение-презентация «Зимующие птицы нашего края» | Выступление агитбригады | |
Стенгазета «Наши пернатые друзья!» | Стенгазета | |
Составление и презентация брошюры для школьной библиотеки «Зимующие птицы нашего края» | презентация брошюры, передача библиотеке |
Предполагаемые продукты проекта
- выпуск лэпбука «Зимующие птицы»;
-игра – соревнование между командами класса;
-выставка рисунков птиц (рисование пластилином, карандашами, выкладывание силуэтов птиц зёрнышками);
- изготовление брошюры о птицах, памятка в школьную библиотеку;
- изготовление кормушек для птиц;
- составление справочника «Зимующие птицы родного края».
Практическая часть
Информационный этап
Задачи:
ü Изучить дополнительную литературу и определить зимующих птиц.
ü Работа со справочной и энциклопедической литературой.
ü Изучить, какие птицы остаются у нас зимовать, а какие прилетают.
ü Найти информацию о том, чем питаются птицы зимой.
ü Узнать, как они приспосабливаются к зимним условиям.
ü Подобрать иллюстрации с изображением птиц;
ü описания птиц в дополнительной литературе.
ü Оформить полученную информацию в виде сообщения.
Практический этап
Задачи:
ü Изготовить своими руками коллективную работу «Пернатые друзья».
ü Познакомиться с разнообразными способами изготовления кормушек.
ü Сделать кормушки для птиц, развесить, следить за тем, чтобы постоянно был корм в кормушке.
Наблюдения
Задачи:
Провести экскурсию в парк.
Понаблюдать за птицами, прилетающими к кормушке.
Рассказать о своих наблюдениях.
Презентация проекта.
Результаты работы над проектом «Зимующие птицы нашего края»:
ü Расширились знания детей о видах птиц нашего края, сформировалось умение детей различать перелётных и зимующих птиц.
ü Был собран богатый материал о птицах родного края.
ü Расширился словарный запас детей.
ü На протяжении всего проекта у детей укреплялось стремление к познанию окружающего мира учащиеся учились делать простые выводы, учились сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.
ü У детей развивались творческие способности.
ü Воспитывалась самостоятельность в различных видах деятельности.
ü Воспитывалась любовь и бережное отношение к живой природе.
Перспективы проекта: В дальнейшем планируется работа над весенним проектом «Перелётные птицы».
![]() |
ЛИТЕРАТУРА