Социология
Оглавление
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ, ЕЕ ОБЪЕКТА, ПРЕДМЕТА И МЕТОДА. СОЦИОЛОГИЯ И ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
2. СОЦИОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
3. ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
4. СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ, УРОВНИ ЗНАНИЯ И ОТРАСЛИ СОЦИОЛОГИИ
5. СОЦИАЛЬНОЕ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ СОЦИОЛОГИИ. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА
6. МЕТОДЫСОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
7. О. КОНТ – РОДОНАЧАЛЬНИК СОЦИОЛОГИИ. ПОЗИТИВИЗМ В СОЦИОЛОГИИ
8. УЧЕНИЕ Г. СПЕНСЕРА. НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫВ СОЦИОЛОГИИ
9. СОЦИОЛОГИЯ МАРКСИЗМА. К. МАРКС И Ф. ЭНГЕЛЬС О МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОМ ПОНИМАНИИ ИСТОРИИ. ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД
10. ПОНЯТИЕ АНОМИИ. КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ
11. ТЕОРИЯ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ
12. СОЦИОЛОГИЯ М. ВЕБЕРА. ТИПЫГОСПОДСТВА
13. ПРОБЛЕМА ЛЕГИТИМНОСТИ ВЛАСТИ ИДЕАЛЬНОГО ТИПА. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ Г. ЗИММЕЛЯ
14. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ Г. ЗИММЕЛЯ, В. ПАРЕТО. КОНЦЕПЦИЯ ОБЩИНЫИ ОБЩЕСТВА Ф. ТЕННИСА
15. ТЕОРИЯ ЦИРКУЛЯЦИИ ЭЛИТ
16. СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ
17. ДОКТРИНА ПАНСЛАВИЗМА Н.Я. ДАНИЛЕВСКОГО. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ АНАРХИСТОВ
18. МАРКСИСТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РУССКОЙ СОЦИОЛОГИИ. СУБЪЕКТИВНАЯ СОЦИОЛОГИЯ В РУССКОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
19. ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА
20. СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ Т. ПАРСОНСА И Р. МЕРТОНА
21. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ (А. ШЮЦ, П. БЕРГЕР, Г. ГАРФИНКЕЛЬ)
22. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ
23. ПОНЯТИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ КАК О СИСТЕМНОМ ОБРАЗОВАНИИ
24. СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА
25. ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА. ДЕЗОРГАНИЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
26. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРА. ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРНЫЕ ПАРАДИГМЫИ УНИВЕРСАЛИИ
|
27. СОСТАВ И СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ, ПРИНЦИПЫЕЕ РАЗВИТИЯ
28. ФОРМЫКУЛЬТУРЫ. ПРОБЛЕМЫСОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
29. РОЛЬ БЫТОВОЙ СФЕРЫКУЛЬТУРЫВ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ
30. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
31. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ
32. СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ. ПРЕДПИСАННЫЕ СТАТУСЫИ РОЛИ
33. ДОСТИГАЕМЫЕ СТАТУСЫИ РОЛИ. РОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ
34. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
35. ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНЫЙ КЛАСС, СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА, СОЦИАЛЬНЫЙ СЛОИ, СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС
36. АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ. СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
37. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА
38. СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ, ЕЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРИНЦИПЫ, КЛАССИФИКАЦИИ
39. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. ДЕЗОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ
40. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
41. ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕГО СТРУКТУРА И ДИНАМИКА
42. ДЕВИАЦИИ
43. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
44. ВИДЫСОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
45. МЕХАНИЗМЫСОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
46. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ, ЕГО ВИДЫ
47. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПРИЧИНЫКОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ.
48. ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСТРОТА КОНФЛИКТА. ЭТАПЫПРОТЕКАНИЯ КОНФЛИКТА
49. СОЦИОЛОГИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ. ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ
50. ПРИЧИНЫОБОСТРЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕШЕНИЙ НАЦИОНАЛЬНОГО И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ВОПРОСОВ
51. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ДЛИТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА. СТАБИЛИЗАЦИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА
52. СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
53. ПРИЧИНЫИ ФОРМЫСОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
54. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: ЕГО СТРУКТУРА И МЕТОДЫ
55. СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАНИЯ. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. АНАЛИЗ
56. ОСНОВАНИЯ ВЫБОРКИ. МЕТОДЫАНАЛИЗА. ТЕСТИРОВАНИЕ
57. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС. АНКЕТИРОВАНИЕ
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ, ЕЕ ОБЪЕКТА, ПРЕДМЕТА И МЕТОДА. СОЦИОЛОГИЯ И ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Термин социология происходит от лат. socitas – общество и греч. logos – учение. Социология – наука, изучающая общество, интересы и потребности социальных групп, которые его составляют. В научный оборот термин социология был введен французским философом Огюстом Контом в 30-х гг. XIX в.
Объект исследования социологии – современное общество и информация о нем, полученная другими науками. Предмет социологии – социальный организм, состоящий из социальных общностей, институтов, коллективов, групп, а также процессов взаимодействия этих комплексов друг с другом. Задача социологии – в определении закономерностей функционирования и изменений в социальном организме.
Методы социологии: 1) общенаучные методы исследования; 2) специфические методы исследования свойственные именно социологии.
Общенаучные методы: анализ и синтез; системный анализ; метод типологизации и моделирования; дедукция и индукция; движение от конкретного к абстрактному; движение от абстрактного к конкретному.
Специфические методы: социологическое наблюдение; социологический эксперимент; опросные методы (анкетирование, интервьюирование прессовый опрос, почтовый опрос, телефонный опрос, телевизионный экспресс-опрос).
|
Качественный анализ социальных явлений, фокус-групповая методика, методика БОУ считаются качественными методами исследования. Методы изучения и анализ результатов изучения (осмысление предмета исследования) складываются в учение о методе научного познания – теоретическое познание.
Социология – наука по изучению закономерностей развития общества в виде целостной общественной системы. Она тесно связана с такими научными дисциплинами, как математика, астрономия, физика, химия и др.; применяет их к изучению общественных явлений.
Родоначальник социологии Огюст Конт (1798–1857) как позитивист признавал только естественные науки и считал их методы единственно научными В целом сделать социологию позитивной наукой не удалось, но многие методы естественных наук прижились в социологии.
Взаимодействие социологии и естественных наук не ограничивается только выработкой единьк методов. Для изучения общества очень важен междисциплинарный подход. Используя его, можно выявить, какие физико-химические и биологические процессы могут влиять на социальные изменения и, следовательно, прогнозировать поведение общественных групп. Важную роль в обработке данных социологического опроса приобретают компьютеры и возможности информатики. Использование машинных методов вычисления позволяет обрабатывать огромное количество информации, создавать графики социальной активности и т. п.
В целом использование междисциплинарного подхода дает не только новые данные для изучения, но и влияет на развитие социологии как науки.
2. СОЦИОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Данные социологических исследований необходимы другим дисциплинам, изучающим общество. Политологам, юристам, журналистам необходимы данные об активности масс для прогнозирования и выработки линии поведения партии, правительства составления журнала и газеты. Только естественных методов исследования общества недостаточно.
Социология заимствует методы гуманитарных наук, вырабатывает междисциплинарный подход и новые методы исследования. Социология показывает условия функционирования общественной системы. Это необходимо для изучения и выявления общественных сил и факторов, фиксации отклонений от усредненных показателей, установления причин и следствий этих отклонений, что позволяет избежать многих социальных потрясений. Социология связана со всеми гуманитарными науками объектом исследования, но в системе общественных наук есть дисциплина, с которой взаимосвязь наиболее необходима, – история. Эта взаимосвязь привела к возникновению новых отраслей знания: социальной антропологии; исторической социологии; социологии истории.
В конце 70-х – начале 80-х гг. XIX в. социальная история получило распространение как гражданская история, направленная на изучение социальных процессов и социальных структур в историческом объяснении. Этот подход расширил область знания всех гуманитарных наук.
Экономика тесно связана с социологией. К. Маркс ставил в основу всего общественного развития производственные отношения, экономический строй общества. Влияние экономических наук на социологию очень велико. В своих исследованиях социологи опираются на данные экономических наук, используют методы и учитывают тенденции развития последних. А социология влияет на развитие экономических наук и экономики в целом. В социологии есть области знаний, занимающиеся исследованиями труда (социология труда), экономики (экономическая социология) и т. д., без данных которых трудно прогнозировать экономику, составлять стратегию экономического развития государства.
Огюст Конт выделил в социологии раздел, где изучаются общественные институты, и в их ряду отметил государство. Политика, как и социология, проникает во все сферы жизни, поэтому рассматривать государство только как общественный институт недостаточно, огромную роль играет изучение взаимосвязей политической сферы жизни с другими. Для этого в социологии выделилась специальная область знания – социология политики. Анализ эффективности политики в правовой сфере или в образовании практически невозможен без данных социологии политики.
Психология. У индивидуальной психологии и социологии разные объекты исследования: отдельно взятый человек и общество. Однако если исходить из того, что человека формирует окружение, то для полноценного психологического анализа просто необходимы данные о социальном статусе человека. Социальная психология – область знания, исследующая специфику социальных норм, взаимодействий, которые утвердились в той или иной среде, группе, классе. Социология и психология тесно взаимосвязаны в исследовании духовной жизни людей.
3. ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Термин функция в социологии подразумевает:
значение элемента системы по отношению к ней как к целостности;
зависимость, при которой изменения в одной части системы зависят от изменений в другой части или от изменений целостной системы.
Функции социологии: 1) познавательная; 2) прогностическая; 3) управленческая; 4) мировоззренческая; 5) инструментальная.
Познавательная функция направлена на теоретическое и эмпирическое изучение взаимосвязанных социальных фактов. Познавательная функция заключает в себе ряд других, которые в совокупности и представляют комплекс знания о проблеме.
Последняя функция определяет роль социологии в системе наук.
Прогностическая функция связана с социальным моделированием и социальным планированием. Мировоззренческая функция связана с оценочной деятельностью человека, помогает выработать его ориентацию в обществе, сформировать отношение к окружающим. Инструментальная функция – отдельная и самостоятельная функция, направленная на разработку методов по поиску, обработке, анализу, обобщению первичной социологической информации.
Социальное моделирование позволяет создать модель протекания социальных процессов, группировать и обобщать социальный материал. Социальное планирование предусматривает не просто прогноз а целенаправленную политику для достижения поставленной цели. Таким образом, социология начинает выполнять организационно-управленческую функцию.
Еще одна из наиболее важных функций – выработка способов и методов изучения и анализа накопленного материала, которые активно используются и другими общественными науками. Социология не только вырабатывает, но и дополняет уже существующие способы и методы обработки информации Появляется целый ряд новых источников информации, дополняющих основные и позволяющих взглянуть на процесс с другой стороны.
4. СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ, УРОВНИ ЗНАНИЯ И ОТРАСЛИ СОЦИОЛОГИИ
Социология как наука имеет многоаспектное и многоцелевое назначения. Можно по-разному представить структуру и уровни социального знания. Самый распространенный способ – делить социологию на фундаментальную и прикладную. На фундаментальном уровне происходит разработка теоретической базы социологии, осуществляется взаимосвязь с другими науками. Главные методы: моделирование; абстрагирование. Фундаментальные теории создают общесоциологический уровень социального знания.
Прикладная социология направлена на исследование конкретных социальных фактов. В ходе исследования формируется набор сведений, которые подвергаются первичной обработке. Основными методами служат: наблюдение; опросные методы; восхождение от конкретного к абстрактному. Материал и первичные результаты его обработки формируют прикладной уровень знаний в социологии. Между фундаментальным и прикладным уровнями знаний возникают противоречия.
По уровню исследования различают макросоциологию (выяляет закономерности глобальных общественных изменений развития) и микросоциологию (исследует конкретные социальные явления)
Структуру социологического знания можно также представить в виде соотношения общего и отраслевого в социологии. Тогда структура социологии определяется отраслевыми областями знаний (социология труда, экономическая социология, история социологии и т. д.).
Структуру социологии можно представить как систему знаний. Первый уровень – это все теории и теоретические основы знаний; второй уровень – это способ приобретения знаний, методологическая основа социологии. Отдельный уровень социального знания – метасоциология. Метасоциология в отличие от социологии изучает не общество, а саму социологию как науку. Метасоциология, таким образом, предметом исследования имеет саму социологию как науку, социологическое знание, теорию социального устройства.
5. СОЦИАЛЬНОЕ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ СОЦИОЛОГИИ. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА
Категория социального в социологии занимает особое место. Она практически очерчивает круг социологического знания и пронизывает любую социальную мысль. Однако единого определения социального нет. Можно так охарактеризовать природу социального: это совокупность общественных отношений процессов и явлений, при которых осуществляется обязательное влияние одного участника или группы участников на другого или группу других участников. в результате чего образуется социальное пространство.
Социальное возникает, когда люди в процессе жизнедеятельности занимают определенное место и начинают играть роль в общественных институтах и общественных процессах, что проявляется в отношении людей к этим общественным институтам и явлениям. М. Вебер природу социального видит в ориентации человека на ответную реакцию – ожидание. Каждый человек ожидает выполнения определенных правил от другого, что приводит к появлению эффекта магнитного поля, создается социальное пространство, в котором любой человек может планировать свое поведения с учетом определенных правил, вызванных эффектом ожидания.
Социальное проявляется не только в действиях людей, но и в предметах, результатах социальной деятельности. Через эти предметы люди постигают социальный мир, предметы и становятся хранителями социального. Например, книга, правила дорожного движения – продукт социальной деятельности Человек, читая книгу, приобщается к социальным правилам и познает мир.
История парадигмы начинается с выдвижения концепции. Концепцию создает отдельный социолог или группа социологов. Концепция – это совокупность методов и приемов, которые используются учеными для формирования социологической картины мира Концепция может стать парадигмой.
Парадигма – это определенная система социологического знания, в основе которой представлены базовая (фундаментальная) концепция, разработанный категориальный аппарат и принципы научного мышления, позволяющие давать непротиворечивое объяснение общественным явлениям и процессам, предоставляющие методологическую базу, на основе которых создаются социологические исследования.
Смена парадигм зависит от уровня развития науки и происходит из-за возникновения противоречий в текущей парадигме. Как правило, это сопровождается прорывом в научных изысканиях и приобретением новых знаний. Таким образом, история социологии как науки может быть представлена в виде смены одной парадигмы на другую. О. Конт предложил теорию трех стадий: 1) теологическая; 2) метафизическая; 3) позитивная, или научная.
В современной науке одновременно существует несколько парадигм социального знания:
парадигма институционализма;
структурный функционализм;
диатропический способ познания;
В современных условиях правильнее говорить о появлении новой, а не о замене старой парадигмы.
6. МЕТОДЫСОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Специфика объекта и предмета науки социологии обусловила специфику ее метода. В социологии используются как общенаучные методы, так и специфические, свойственные именно социологии. Основными, именно социологическими методами являются:
социологическое наблюдени;
социологический эксперимент;
группа методов опроса и др. Социологическое наблюдение делится на несколько видов по:
положению наблюдателя (включенное и невключенное);
характеру наблюдения (постоянное, систематическое, случайное).
Включенное наблюдение подразумевает, что наблюдатель является членом группы, которая находится под наблюдением, и участвует в ее жизни. Невключенное наблюдение – это когда наблюдатель старается не вмешиваться в жизнь наблюдаемых, даже сам процесс наблюдения не должен нарушать жизненного уклада группы. Постоянное наблюдение говорит само за себя; это систематическое наблюдение, осуществляемое согласно расписанию, например наблюдение за социальным коллективом каждый день с утра до обеда. Случайное наблюдение – это непостоянная регистрация социального факта или феномена.
Поскольку для познания социального процесса явления и т. д. необходимы получение первичной детальной информации о нем, строгий отбор ее, анализ, то очевидно, что инструментом в процессе такого познания является социологическое исследование, которое включает в себя:
1) теоретическую часть:
разработка программы исследования;
обоснование цели и задач;
определение гипотез и этапов исследования;
2) инструментальную часть (процедурная часть)
набор инструментов сбора информации;
выбор метода сбора информации;
определение результативной выборки;
возможность обработки информации;
получение характеристик состояния исследуемой реальности.
Методы опроса являются самым богатым источником для социологических исследований. Самые распространенные – анкетирование, интервьюирование. Анкетирование может протекать в разных формах: групповое и индивидуальное, очное и заочное Метод интервьюирования предусматривает непосредственное общение с респондентом; различается по формам, например свободное (беседа) и формализованное (серия вопросов).
Социальный эксперимент, как и любой другой эксперимент, должен проводиться в контролируемых условиях.
Контент-анализ – это метод получения социальной информации из документальных источников, более ранних опросов, переписей.
Важную роль в обработке информации приобретает применение компьютеров, что позволяет исследователю осмыслить и освоить гораздо больший материал.
7. О. КОНТ – РОДОНАЧАЛЬНИК СОЦИОЛОГИИ. ПОЗИТИВИЗМ В СОЦИОЛОГИИ
Огюст (Август) Конт (1798–1857) считается родоначальником социологии. После опубликования в 40-х гг. XIX в. его труда Курс позитивной философии социология была признана в качестве отдельной специальной науки. Необходимость появления нового знания О. Конт пытается объяснить поступательным развитием истории. Он считает, что общество в своем развитии прошло три стадии, кото рые характеризуют степень познаваемости человечеством окружающего мира: 1) теологическую 2) метафизическую; 3) позитивную, или научную.
На первой стадии человек объясняет явления сверхъестественной силой; вторая характеризуется поиском абсолютного знания о мире с помощью абстрактных сущностей, которые скрыты за всеми явлениями окружающего мира. На третьей стадии человек сосредоточивает свое внимание на позитивном опыте, получаемом из частных наук. О. Конт призывает сконцентрировать свое внимание на мире явлений, который доступен эмпирическому познанию.
О. Конт делит социологию на две части. К первой он относит общественные институты (семья, государство и т. д.), ко второй – развитие представлений человечества об окружающем мире. Его труд является первым исследованием общества с помощью научных методов.
Изначально социология трактовалась как позитивная наука. Социология, по мнению О. Конта, – наука, которая в будущем должна обеспечить знаниями и методами политические структуры, что приведет к позитивному развитию государства. Позитивизм в социологии привел к тому, что появилась социальная статистика, внимание сосредоточилось на динамике процесса, появились схемы развития общества. Позитивисты утверждали, что каждый общественный процесс подчиняется причинно-следственным связям. На рубеже XIX–XX вв. произошло разграничение естественных и гуманитарных наук. С открытием электрона под сомнение было поставлено утверждение о том, что только естественные науки являются позитивными.
8. УЧЕНИЕ Г. СПЕНСЕРА. НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫВ СОЦИОЛОГИИ
Герберт Спенсер (1820–1903) – английский социолог. Спенсер представлял общество в виде организма, где существует определенная система взаимодействия людей. Системный характер общества нельзя свести к действиям отдельного индивида поэтому Спенсер рассматривал элементы общественной системы, составляющие ее структуру. Этим элементам он отводил роли биологического организма: например, земледелие и промышленность выполняют функцию питания, институт торговли – функцию кровообращения, армия – это своеобразный кожный покров и т. д. Эти системы находятся в сложном взаимодействии между собой. По степени влияния подсистем Г. Спенсер выделяет типы обществ.
Развитие общества Спенсер видит в борьбе В процессе борьбы происходят интеграция и новая дифференциация социальных институтов, т. е. в недрах самого общества заложено стремление к развитию, эволюции социальной жизни. Спенсер ввел в категориальный аппарат социологии такие термины как система, структура, выделил типы обществ и охарактеризовал их, дал оценку социальным институтам.
Учение Г. Спенсера способствовало развитию натуралистических школ в социологии. Представители различных школ пытались описать общество, действующее по принципам физики, механики, биологии. Л. Гумпилович использовал принцип Ч. Дарвина, описывая социальную действительность, а Ж. Гобино пытался представить социальные действия зависимыми от биологической наследственности. Исследование К. Хаусхофера было направлено на выявление глобальных общественных закономерностей. Главным фактором, влияющим на общественное развитие, он считал окружающую среду. Географическое расположение общества влияет на его судьбу и определяет историческую роль.
Развитие натуралистических школ окончательно отделило религию и социологию, однако отождествление социальных процессов с биологическими и физическими законами препятствовало дальнейшему развитию социологического знания.
9. СОЦИОЛОГИЯ МАРКСИЗМА. К. МАРКС И Ф. ЭНГЕЛЬС О МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОМ ПОНИМАНИИ ИСТОРИИ. ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД
Карл Маркс (1818–1883) – один из создателей систем социального развития общества. К. Маркс исходит из того, что это развитие поступательно, прогрессивно и подчиняется причинно-следственной связи. Поэтому можно выделить закономерности общественного развития. Признание закономерности связано с принципом детерминизма: К. Маркс выделяет из всего многообразия общественных структур базис и надстройку.
В основе базисных отношений лежат производственные отношения и отношения к собственности на средства производства. Они образуют основу надстройки, которая состоит из политических, правовых, религиозных, моральных и других отношений в обществе. Во взаимоотношении базиса и надстройки разворачивается историческое развитие общества К. Маркс делает вывод, что общество, находящееся на определенной ступени исторического развития общество со своеобразным отличительным характером представляет собой общественно-экономическую формацию.
Теория общественно-экономических формаций предусматривает два главных условия общественного развития. Первое – то, что производственные отношения и отношения к собственности, как и средства производства, являются определяющими и составляют базис, второе – признание того, что развитие общества поступательное. Несмотря на экономический детерминизм, К. Маркс отмечает огромную роль надстройки, и поэтому, хотя в основе и лежат экономические отношения, общественно-экономическая формация не сводится только к ним.
К. Маркс выделил несколько формаций, характеризующих развитие человечества: первобытно-общинный строй; рабовладельческий строй; феодальный строй; капиталистический строй; социалистический строй; коммунизм.
Маркс нарушает один из базовых постулатов своего учения, называя коммунистическую стадию конечной: тем, к чему стремится вся история человечества. К. Маркс также разработал идею об альтернативе эволюции пути развитию истории. Он выделил революционный путь развития, который очень тесно переплетается с учением о классовой борьбе и классовом сознании в обществах. Суть этого пути развития заключается в том, что человечество может форсировать естественное движение истории, приблизить желанную коммунистическую стадию, но сделать это можно только насильно.
Человечество еще не готово перейти на эту стадию но не все человечество, а лишь определенные классы ввиду своего классового сознания. Поэтому их сопротивление надо сломить, преодолеть рамки классового сознания, для чего просто необходимо уничтожить то, что определяет классы, – частную собственность. Задачу уничтожения частной собственности по понятным причинам (отсутствие собственности) должен взять на себя класс пролетариев.
10. ПОНЯТИЕ АНОМИИ. КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ
Э. Дюркгейм под аномией понимал отсутствие четкой моральной организации действий людьми.
Возникает этот эффект, когда происходит конфликт между различными функциями общественных элементов. Например, социальное неравенство объясняется существованием определенной общественной организации; для капитализма его времени – это классовое общество.
Понятие аномии очень тесно связано с поведением, которое отклоняется от привычных норм. Поэтому понимание аномии, согласно Р. Мертону, надо выводить из того, что происходит игнорирование норм общественного существования. Связано это с тем, что происходит конфликт между целями и средствами достижения поставленной цели в рамках определенных культурных норм, характерных для данного общества. Таким образом, понятие аномии можно использовать для характеристики явлений выходящих за рамки культурных установок.
Современное понимание аномии не ограничивается только характеристикой культурных норм. Оно активно применяется для характеристики любого явления, выходящего за рамки правил его протекания Таким образом, можно говорить об аномии в экономике, политике и т. д. Применительно к социологии можно использовать оценку Р. Мертона, но социальный процесс, как и любой другой, имеет свои законы (причинно-следственная связь), которые тоже могут нарушаться, поэтому определение Р. Мертона не стоит абсолютизировать.
Предметом понимающей социологии М. Вебера является социальное действие. Концепция социального действия очень тесно связана с понятием социального у М. Вебера. Матрица ожидание ожидания ожидания формируется как раз из целенаправленных действий человека, группы, класса.
Человек, действуя целенаправленно на другого человека, группу, ожидает определенного ответного действия, которое соизмеримо с его действием. Человек, на которого направлено воздействие, ожидает самовоздействия и понимает, что человек, воздействующий на него, ожидает определенной реакции.
Таким образом, эти три ожидания и формируют социальное, в рамках которого происходит любое социальное действие, а оно и есть то воздействие которое формирует ожидание. Идеальным типом социального действия М. Вебер считает действие которое поддается осмыслению рациональным действием. Естественно, уменьшение рационального компонента в действии приводит к тому, что оно удаляется от идеального типа. М. Вебер считал, что целью исторического процесса является движение к идеальному типу, история человечества рационализируется и приобретает осмысленные формы.
11. ТЕОРИЯ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ
Теория рационализации включает в себя два аспекта: понимание истории как движения к рациональному; понимание истории как условия устройства жизни.
Рациональность – это не только действие, но и форма. Например, рациональным может быть поведение человека, а может быть оформление интерьера.
Большое внимание М. Вебер уделял хозяйственному укладу общества. По степени рационализации организации и ведению хозяйства исследователь выделил несколько типов общества. Он пришел к выводу, что степень рационального зависит от многих факторов, но наиболее важные, по его мнению религиозно-этнические установки. Для традиционных обществ характерно превалирующее влияние именно этих факторов, поэтому рациональное начало в них развито крайне слабо.
Самой известной работой М. Вебера является Протестантская этика и дух капитализма (1904) в которой автор уделяет особое внимание изучению религиозно-этнических и культурных аспектов общества. Капитализм, по его мнению, – это явление культурного характера с преобладанием рационалистического начала. М. Вебер стремится доказать, что капиталистическое развитие уходит корнями в протестантскую этику, которая в отличие от других религиозных учений имела рациональную основу: трудолюбие, бережливость, расчетливость, активность.
Одна из основополагающих установок протестантизма – оправдание трудом – привела к тому, что активность в мирской жизни стала не просто грешным и временным существованием, а одним из важнейших этапов жизни души. Таким образом, успех в мирской жизни и накопление капитала перестали считаться пороками, человек получил возможность приблизиться к Богу с помощью труда. Труд в миру – цель человеческого существования, а не аскетизм и самобичевание.
12. СОЦИОЛОГИЯ М. ВЕБЕРА. ТИПЫГОСПОДСТВА
Макс Вебер (1864–1920) – немецкий ученый, изучавший общество и выработавший теорию идеального типа. В труде Объективность социально-научного и социально-политического познания (1904) М. Вебер описал, что такое идеальный тип. Понятие идеального типа стало использоваться в социологии как метод, который направлен на изучение социальных явлений. По сути – это моделирование, цель которого – создание модели с помощью абстрагирования от особенностей конкретных явлений. С другой стороны, это мыслительная конструкция, которая берется как идеал, т. е. признается приоритет модели; это то к чему надо стремиться. Однако природа идеального типа не совсем ясна. Существует ли идеальный тип реально или это только умственная конструкция исследователя?
М. Вебер делит идеальный тип на исторический и социологический.
Исторический идеальный тип – это отражение естественного исторического процесса. Социологический тип сконструирован социологом и играет роль инструмента в познании окружающей действительности. М. Вебер считает, что в своей деятельности человек руководствуется определенными целями. Таким образом, действия человека или группы главным образом носят осмысленный характер.
М. Вебер выделил несколько типов господства (власти). В основе их деления также лежал принцип рационализации. Он переносится на устройство общественной жизни и всех ее составляющих:
первым типом господства ученый считает легальный, при котором легитимность власти находится на самом высоком уровне. Естественно, характеризуется наибольшими выгодами для индивида. Поэтому такой тип власти признается исследователем идеальным типом. Однако это не значит, что существующие другие типы власти не могут считаться легитимными, просто их легитимность не объясняется идеальными категориями, а следовательно, и типы власти не идеальны;
тип власти, основанный на господстве нравов и традиций. М. Вебер считает именно этот тип власти самым устойчивым, так как индивид при таком устройстве государства не только признает легитимность власти, но и считает любые попытки ее изменить неправомерными. Именно при таком типе власти индивид приучен или вынужден повиноваться, не заботясь о своих выгодах;
следующий тип господства связан с понятием харизма. Это самый неустойчивый тип власти, он заканчивается очень часто со смертью харизматического лидера. Так же как и тип власти, основанный на традиции, этот тип авторитарен по отношению к индивиду, что, естественно, наносит ущерб его интересам.
Все три типа существуют за счет усиления своей легитимности: традиционный – на основе традиций и нравов, харизматический – за счет усиления харизмы, легитимный – за счет рационализма. Легитимность на основе рационализма приводит к тому, что именно в государстве, где такой тип власти, индивид находит свое полное творческое и деятельное выражение. Поэтому М. Вебер считал, что рационализация общественной жизни необходима для достижения наилучших условий жизнедеятельности.
13. ПРОБЛЕМА ЛЕГИТИМНОСТИ ВЛАСТИ ИДЕАЛЬНОГО ТИПА. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ Г. ЗИММЕЛЯ
Само понятие легитимность власти достаточно неопределенное. М. Вебер считал, что власть легитимна, когда индивиды, подчиняющиеся ей, признают ее таковой. Однако возникает вопрос, при каком соотношении довольных и недовольных, которые всегда существуют, власть номинально считается легитимной. С другой стороны, легитимность власти исследователь объясняет также степенью повиновения, с которой индивиды готовы считаться. Индивиды ожидают от власти установок и понимают, что власть ожидает выполнения этих установок, так как их поставила. М. Вебер считает, что легитимность власти также зависит от соотношения приобретаемых выгод от наличия власти и потерь, связанных с ней же. Если власть удовлетворяет требования индивидов, соотношение их устраивает, то власть вполне может себя считать легитимной. Исследователь выбрал эти критерии для определения степени легитимности власти как основные. Они могут сочетаться в разных пропорциях, по сути, объясняя существование того или иного типа власти, но не сводят типы власти к легитимности. Легитимность власти объясняется рационализмом, т. е. получением оптимального соотношения свободы и ее ограничения, позволяющим индивиду извлекать из такого соотношения наибольшую пользу.