ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
по модулю
«Общенаучные основы педагогической деятельности по физическому воспитанию»
для магистрантов 1 курса очной формы обучения
по направлению 44.04.01 Педагогическое образование
профиль «Теория физической культуры и технология физического воспитания»
Составитель: С.Ю. Козлова
Утверждено «14» ноября 2018 г. на
заседании кафедры теории и методики
физического воспитания и спортивной
тренировки, протокол № 4
Зав. кафедрой В.Г. Никитушкин
Москва
билетов, в каждом билете по три вопроса из разных дисциплин
1. Формирование системы непрерывного образования в сфере физической культуры и спорта.
2. Задачи обучения двигательным действиям. Конкретизация задач в зависимости от направлений физического воспитания. Особенности постановки общепедагогических и частных задач.
3. Становление и развитие олимпийского движения в XIX-XX веках.
4. Системный подход в современной науке. Основные понятия и определения. Методы исследования систем: морфологический метод, метод аналогий, моделирование и прогнозирование.
5. Информация и ее роль в физической культуре. Информационные технологии в физической культуре и спорте. Основные определения и понятия.
6. Современная государственная политика российского государства в области физической культуры и спорта.
7. Принцип учета индивидуальных различий занимающихся, его реализация в процессе физкультурной практики. Понятие индивидуализации и дифференциации в обучении.
8. Характеристика этапов научного исследования в сфере физической культуры и спорта.
9. Основные требования к реализации в физическом воспитании методических принципов (общая характеристика). Принцип сознательности и активности, его реализация в процессе физкультурной практики.
10. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы».
11. Особенности этапов обучения двигательным действиям: задачи, средства и методы, особенности методики и технологий в педагогическом процессе.
12. Носители, обработка и передача информации. Структура информационных процессов.
13. Программно-нормативные основы системы физической культуры российского общества. Комплекс ГТО. Единая всероссийская спортивная классификация (ЕВСК).
14. Современные Олимпийские игры, их символика и ритуалы. Олимпийская хартия – основной закон спортивного движения современности.
15. Организационно-управленческие основы системы физической культуры российского общества.
16. Принципы, выражающие специфические закономерности построения физического воспитания (обобщенная характеристика). Принцип непрерывности процесса физического воспитания и системность чередования в нем нагрузок и отдыха.
17. Выносливость как физическое качество: определение выносливости, показатели и факторы выносливости, типы выносливости, проявляемой в двигательной деятельности. «Общая» и «специальная» выносливость, задачи по воспитанию выносливости.
18. Специфическая направленность физического воспитания и его целевые установки в формировании всесторонне развитой личности. Сущность задач, решаемых в процессе физического воспитания. Аспекты и формы конкретизации задач физического воспитания.
19. Силовые способности и задачи их воспитания. Средства и основы методики воспитания силовых способностей.
20. Непрерывность процесса физического воспитания на основе системного построения больших и малых форм занятий.
21. Характеристика деятельностного подхода в системе профессионального образования.
22. Понятие о средствах физического воспитания. Общепедагогические и специфические средства физического воспитания.
23. Методы быстрой и классической математико-статистической обработки первичных данных педагогических исследований.
24. Особенности средств и методики воспитания скоростных способностей.
25. Методы физического воспитания. Их общая систематика и характеристика основных групп методов.
26. Охарактеризовать виды учебной деятельности.
27. Социально-педагогические и культурно-исторические основы системы физической культуры российского общества.
28. Предпосылки и структура процесса обучения. Готовность к обучению, его компоненты. Структура процесса обучения двигательным действиям.
29. Эффекты физических упражнений (понятие о ближайшем, следовом, кумулятивном эффекте упражнений). Зависимость эффекта физических упражнений от педагогических и других условий их выполнения.
30. Гибкость как двигательное качество, задачи по ее оптимизации в процессе физического воспитания. Средства и особенности методики направленного воздействия на гибкость тела.
31. Методология физического воспитания: принципы, регламентирующие деятельность (общая характеристика).
32. Культурно-просветительская деятельность с использованием идей современного олимпизма и популяризации олимпийского образования.
33. Значение олимпийского образования для формирования общекультурных ценностей.
34. Принцип наглядности, его реализация в процессе физкультурной практики. Принцип доступности, его реализация в процессе физкультурной практики.
35. Двигательные умения и навыки как результат обучения. Понятие «двигательное умение» и его особенности. Понятие «двигательный навык» и его отличие от двигательного умения.
36. Классификация информации по объектам информационного взаимодействия, по способу восприятия, по способу представления, по назначению.
37. Характеристика деятельностного подхода в системе профессионального образования.
38. Характеристика основных видов деятельности современного специалиста по направлению «Физическая культура»
39. Позитивные изменения инфраструктуры государства в связи с проведением Олимпийских Игр.
40. Формы построения занятий в ФВ: урочные и неурочные, их особенности; малые и крупные формы занятий.
41. Федеральный закон (2007 г): «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Изменения в законе от 2016 года по статьям о допинге.
42. Задачи, решаемые в процессе воспитания двигательно-коорди-национных и связанных с ними способностей. Средства и основы методики воспитания двигательно-координационных способностей.
43. Основные направления научных исследований в сфере физической культуры и спорта.
44. Кратко охарактеризовать принципы учебной деятельности.
45. Особенности этапа углубленного разучивания: задачи, средства и методы, особенности методики и технологий в педагогическом процессе.
46. Педагогические исследования в физическом воспитании, их характеристика и целевое предназначение.
47. Роль и значение физической культуры для всестороннего развития, воспитания и образования человека. Роль и значение физической культуры в подготовке к трудовой деятельности, воинской службе юношей. Значение физической культуры и спорта в укреплении здоровья, повышении творческого долголетия.
48. Научно-методические основы системы физической культуры российского общества.
49. Общепедагогические (метод речевого воздействия, метод обеспечения наглядности) и другие (специальные «идеомоторные», психорегулирующие» и т.п.) методы в физическом воспитании.
50. Содержание и различия педагогических экспериментов в физической культуре и спорте. Порядок определения различий в результатах контрольной и экспериментальной групп при обработке результатов педагогического эксперимента.
51. Определение понятия «физическое воспитание». Характеристика физического воспитания как процесса решения воспитательно-образовательных задач. Соотношение понятий «физическое воспитание» и «физическая культура».