В отражённых ИК-лучах.
С левой и правой стороны фона частично просматривается авторская надпись иконы. По контуру рисунка она не совпадает с контуром надписи в слое записи, лежит ниже.
Рис. 1
Фрагмент буквы авторской надписи отсутствует в утрате авторского левкаса с красочным слоем. Эта утрата указана в разделе рентгеновских исследований.
Рис. 2б (изображение скрытой утраты)
1. Надпись в слое записи.
2. Авторская надпись (она просматривается в отражённых ИК-лучах.)
3. Скрытая утрата авторского грунта и красочного слоя на месте изображения авторской надписи.
Рис. 3 (надпись на правом фоне)
1. Надпись в слое записи.
2. Авторская надпись (она просматривается в отражённых ИК-лучах)
На изображении правой руки Апостола Павла не виден частично контур.
Так же на изображении Евангелия слабо просматривается утрата, обнаруженная в рентгеновских исследованиях. Возможно, что контурные линии, детализирующие книгу, являются записью.
Рис. 4а
Рис. 4б
1. Утрата авторского контура.
2. Утрата красочного слоя.
Исследования иконы «Святой Апостол Павел» XVIII век,
В свете видимой УФ-люминесценции.
При осмотре поверхности иконы в свете видимой УФ люминесценции просматриваются:
1. Сгустки лаковой плёнки на изображении фигуры, позёма и полей.
2. Тонкая, равномерная лаковая плёнка на изображении фона.
3. Хорошо виден авторский лаковый слой в месте пробного раскрытия. Тонкий, лежит неравномерно, просматриваются сгустки на авторском поле и фоне рядом с изображением гиматия.
|
Химические исследования иконы «Святой Апостол Павел».
Взятые образцы:
Экспертное заключение.
Художественно-промышленная академия
Икона «Св. Апостол Павел» XVIII век.
С.н.с. ХБИ ГРМ Саватеева Е. М.
В данной работе для анализа материалов исследовались следующие характеристики:
Качественный состав минеральных и органических составляющих грунта и декоративных слоев.
Для анализа использованы следующие методы исследования:
А) Микроскопия в отраженном неполяризованном свете (увеличение 10-100);
Б) Микроскопия в проходящем поляризованном свете («БИОЛАМ» увеличение до 600);
С) Микрохимия. Гистохимия. Тонкослойная хромотография.
В результате микрохимических исследований установлено:
Образец коричневого цвета с грунтом белого цвета.
Стратиграфия Образца.
Состав левкаса – тальк – Mg3Si4O10(OH)2
Связующее – животный клей.
Левкас очень гидрофобный, «плывет» от воды.
1. Образец голубой краски с фона состоит из берлинской лазури с примесью свинцовых белил и темперы (масла с животным клеем) в качестве связующего.
2. Ярко-желтый красочный слой с записи изображения нимба представляет собой желтый органический пигмент (азо-пигмент), осажденный на каолин на синтетическом связующем (типа акрилового или алкидного).
3. Коричневая запись – охра на синтетическом связующем (типа акрилового или алкидного.
4. Зеленая запись с позема – смесь берлинской лазури и азо-пигмента на синтетическом связующем (типа акрилового или алкидного).
|
Заключение.
1) Контуры авторского нимба не совпадают с контурами нимба в слое записи, он лежит шире и выше.
2) В исследованиях REN-лучах выявлен характер наложения голубой записи на авторский фон.
3) Обнаружены утраты авторского левкаса с красочным слоем на фоне. Они были записаны краской голубого цвета (берлинская лазурь со свинцовыми белилами). Также утраты авторского красочного слоя были обнаружены на изображении Евангелия, на изображении руки, ног и на изображении одежд Святого Апостола Павла.
4) Были выявлены авторские надписи наименования иконы, выполненные в стиле старославянского русского шрифта.
5) При исследовании в УФ-лучах показало наличие сгустков лаковой плёнки на изображении фигуры, позёме и полях. На фоне равномерная лаковая плёнка.
6) При исследовании в УФ-лучах выявлен авторский покрывной лак в месте пробного раскрытия на изображении авторского поля фона и одежд Святого Апостола Павла. Лаковая пленка тонкая, лежит неравномерно, просматриваются сгустки.
7) Химические исследования показали, что авторский левкас – тальк с животным клеем в качестве связующего. Сильно размывается водой.
8) Слой записи фона голубого цвета – Берлинская лазурь с примесью свинцовых белил и темперы (масла с животным клеем) в качестве связующего.
9) Коричневый красочный слой – умбра, воско-масляная темпера.
10) Авторская опушь – свинцовый сурик – темпера.
11) Зеленый слой записи – смесь берлинской лазури и азо-пигмента на синтетическом связующем.
|
12) Ярко-желтый слой нимба – органический синтетический пигмент, осаженный на каолин на синтетическом связующем.
13) Под записью – слой масляного лака.
На фоне и на полях лежит один слой записи. Между записью и авторским красочным слоем лежит неравномерный, пожелтевший слой масляного лака. На нимбе лежат два красочных слоя одной записи, голубого и жёлтого цвета. Одежды авторские, на них лежит пожелтевший лак с въевшейся грязью.