Исследования иконы «Апостол Павел» XVIII век,




В отражённых ИК-лучах.

С левой и правой стороны фона частично просматривается авторская надпись иконы. По контуру рисунка она не совпадает с контуром надписи в слое записи, лежит ниже.

 

Рис. 1

 

Фрагмент буквы авторской надписи отсутствует в утрате авторского левкаса с красочным слоем. Эта утрата указана в разделе рентгеновских исследований.

 

 

 


 
 
Рис. 2а (надпись на левом фоне)

 

 


Рис. 2б (изображение скрытой утраты)

 

 

1. Надпись в слое записи.

2. Авторская надпись (она просматривается в отражённых ИК-лучах.)

3. Скрытая утрата авторского грунта и красочного слоя на месте изображения авторской надписи.

 

 

 

 

 


Рис. 3 (надпись на правом фоне)

 

 

 

 


1. Надпись в слое записи.

2. Авторская надпись (она просматривается в отражённых ИК-лучах)

 

 

На изображении правой руки Апостола Павла не виден частично контур.
Так же на изображении Евангелия слабо просматривается утрата, обнаруженная в рентгеновских исследованиях. Возможно, что контурные линии, детализирующие книгу, являются записью.

 

 

 
 

Рис. 4а

 


Рис. 4б

 

1. Утрата авторского контура.

2. Утрата красочного слоя.

 

Исследования иконы «Святой Апостол Павел» XVIII век,

В свете видимой УФ-люминесценции.

 

 

При осмотре поверхности иконы в свете видимой УФ люминесценции просматриваются:

1. Сгустки лаковой плёнки на изображении фигуры, позёма и полей.

2. Тонкая, равномерная лаковая плёнка на изображении фона.

3. Хорошо виден авторский лаковый слой в месте пробного раскрытия. Тонкий, лежит неравномерно, просматриваются сгустки на авторском поле и фоне рядом с изображением гиматия.

Химические исследования иконы «Святой Апостол Павел».

 

Взятые образцы:

 

 
 
 
 

 

Экспертное заключение.

Художественно-промышленная академия

Икона «Св. Апостол Павел» XVIII век.

 

С.н.с. ХБИ ГРМ Саватеева Е. М.

 

 

В данной работе для анализа материалов исследовались следующие характеристики:

Качественный состав минеральных и органических составляющих грунта и декоративных слоев.

Для анализа использованы следующие методы исследования:

А) Микроскопия в отраженном неполяризованном свете (увеличение 10-100);

Б) Микроскопия в проходящем поляризованном свете («БИОЛАМ» увеличение до 600);

С) Микрохимия. Гистохимия. Тонкослойная хромотография.

 

В результате микрохимических исследований установлено:

Образец коричневого цвета с грунтом белого цвета.

 

 

 

Стратиграфия Образца.

 

Состав левкаса – тальк – Mg3Si4O10(OH)2

Связующее – животный клей.

Левкас очень гидрофобный, «плывет» от воды.

 

 

1. Образец голубой краски с фона состоит из берлинской лазури с примесью свинцовых белил и темперы (масла с животным клеем) в качестве связующего.

2. Ярко-желтый красочный слой с записи изображения нимба представляет собой желтый органический пигмент (азо-пигмент), осажденный на каолин на синтетическом связующем (типа акрилового или алкидного).

3. Коричневая запись – охра на синтетическом связующем (типа акрилового или алкидного.

4. Зеленая запись с позема – смесь берлинской лазури и азо-пигмента на синтетическом связующем (типа акрилового или алкидного).

 

 

Заключение.

1) Контуры авторского нимба не совпадают с контурами нимба в слое записи, он лежит шире и выше.

2) В исследованиях REN-лучах выявлен характер наложения голубой записи на авторский фон.

3) Обнаружены утраты авторского левкаса с красочным слоем на фоне. Они были записаны краской голубого цвета (берлинская лазурь со свинцовыми белилами). Также утраты авторского красочного слоя были обнаружены на изображении Евангелия, на изображении руки, ног и на изображении одежд Святого Апостола Павла.

4) Были выявлены авторские надписи наименования иконы, выполненные в стиле старославянского русского шрифта.

5) При исследовании в УФ-лучах показало наличие сгустков лаковой плёнки на изображении фигуры, позёме и полях. На фоне равномерная лаковая плёнка.

6) При исследовании в УФ-лучах выявлен авторский покрывной лак в месте пробного раскрытия на изображении авторского поля фона и одежд Святого Апостола Павла. Лаковая пленка тонкая, лежит неравномерно, просматриваются сгустки.

7) Химические исследования показали, что авторский левкас – тальк с животным клеем в качестве связующего. Сильно размывается водой.

8) Слой записи фона голубого цвета – Берлинская лазурь с примесью свинцовых белил и темперы (масла с животным клеем) в качестве связующего.

9) Коричневый красочный слой – умбра, воско-масляная темпера.

10) Авторская опушь – свинцовый сурик – темпера.

11) Зеленый слой записи – смесь берлинской лазури и азо-пигмента на синтетическом связующем.

12) Ярко-желтый слой нимба – органический синтетический пигмент, осаженный на каолин на синтетическом связующем.

13) Под записью – слой масляного лака.

 

 

На фоне и на полях лежит один слой записи. Между записью и авторским красочным слоем лежит неравномерный, пожелтевший слой масляного лака. На нимбе лежат два красочных слоя одной записи, голубого и жёлтого цвета. Одежды авторские, на них лежит пожелтевший лак с въевшейся грязью.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: