Различные формы ролевых игр на младшей, средней и старшей ступенях обучения английского языка в школе




УДК

ББК

М.С. Капралова, Финансово-экономический лицей № 29,г. Пенза, Россия

 

Л.В. Шварёва, Пензенский государственный университет,г. Пенза, Россия

Аннотация. Данная статья посвящена эффективному использованию ролевых игр на уроках английского языка у учащихся разного школьного возраста. Это осуществляется при условии правильного выбора формы выражения, которая бы соответствовала определённому возрастному этапу школьников.

 

Ключевые слова: ролевая игра, сюжетная ролевая игра сказочного и бытового содержания, ролевая игра обиходного содержания, имитационная ролевая игра мировоззренческого содержания, имитационная деловая игра.

 

Annotation. This article is devoted to the effective use of role-playing games in English lessons for pupils of different school age. This is provided that the correct choice of form of expression, which would correspond to a certain age stage of pupils.

 

Keywords: roleplay, storyline roleplay fabulous and household contents, roleplay everyday content, simulation roleplay philosophical content, simulation business game.

E-mail: marina.kapralova2015@yandex.ru

В настоящее время ролевые игры пользуются большим спросом в методике преподавания английского языка в средних общеобразовательных школах. Ролевые игры в школе способствуют обучению диалогической речи, активизации речемыслительной деятельности школьников на начальном, среднем и старшем этапе обучения английскому языку и формированию умений самостоятельного выражения своих мыслей на иностранном языке.

Ролевая игра благотворно влияет на формирование познавательных интересов учеников, на их осознанное усвоение английского языка. В учениках развивается самостоятельность, инициативность. Они активно и с неподдельным интересом работают в коллективе, внимательно слушают друг друга и помогают каждому в ходе ролевой игры.

В настоящее время можно найти огромное количество вариантов ролевых игр на уроках иностранного языка в школе с учащимися вторых, третьих и четвёртых классов младшего школьного возраста, с учащимися пятых, шестых, седьмых, восьмых и девятых классов среднего школьного возраста и с учащимися старших классов. Необходимо правильно выбирать подходящие формы ролевых игр для конкретной возрастной группы учеников.

Ученики младшего школьного возраста выделяются своей активностью, раскованностью, оптимизмом, мобильностью, дружелюбностью, заинтересованностью к игровым видам деятельности, воображением, мечтательностью, открытостью к внешнему миру, другим окружающим их людям, фантазией и так далее. Дети любят подражать взрослым, хорошо знакомым им людям, они любят представлять себя героями из сказок, фильмов, различных компьютерных игр, героями нашей страны, всего мира. Дети с помощью воображения и фантазии могут оживить увиденные или услышанные ими образы героев, они легко могут перевоплощаться, например: в Тома Сойера, Шапокляк, Гулливера, Кая и Герду, Робинзона Крузо, Золушку, преподавателя, воспитателя, вожатого в лагере, друга из Америки и так далее. Учащиеся задают друг другу важные, смысловые, первостепенные вопросы к существующей ситуации общения, обмениваются своими суждениями, дают советы или приказания, просят о помощи и так далее. Самое эффективное использование ролевых игр происходит у детей младших классов в возрасте от восьми до двенадцати лет. Преподаватели выделяют свойственные этому возрасту сферы общения: школа, дача, дом. Для учеников младшего школьного возраста характерны определённые варианты ролевых игр на уроках иностранного языка, например ролевые игры с предметом, куклой и многое другое. Можно привести пример сюжета ролевой игры с предметом: школьница показывает маленькой двоюродной сестре свои детские игрушки. Маленькой девочке очень интересно играть с различными, незнакомыми ей игрушками сестры. Она запоминает названия разных животных, наряжает куклы и знакомится с различным набором одежды. Таким образом, маленькая девочка, играя с новыми игрушками, узнаёт и запоминает много полезной и нужной информации. Различные ролевые игры с предметом могут задействовать в ходе игры детские игрушки, одежду, книги, картинки, мебель, кухонные приборы и так далее [4, c. 88].

Другой распространённый вид ролевой игры на уроках английского языка младших школьников – это игра с куклой. Эта игра имеет множество достоинств в организации речевой деятельности. Детям нравится вживаться в роль своей любимой куклы, поэтому большинство детей проявляют интерес к этой игре, интерес к их репликам на английском языке от имени их куклы.

Существует большое количество разновидностей кукол: пальчиковые куклы, наручные куклы и тому подобное. В процессе игры такие куклы очень подвижны, и поэтому дети всегда обращают на них внимание и с интересом наблюдают за ними во время игры. Также в ролевой игре используются обычные детские куклы или различные кукольные костюмы для детей. Например, костюм Мальвины, Буратино, Карлсона, Чебурашки и так далее.

В ролевой игре кукла может выполнять множество функций. Кукла-маска, а именно кукла-зверёнок имеет свой неповторимый характер для диалогической речи с элементами волеизъявления. Трудолюбивая и добрая мышь выполнит приказание, а злой волк сердито откажется выполнять приказ, а ленивый кот ответит, что сможет выполнить просьбу в следующий раз. В процессе таких диалогов дети будут очень часто употреблять различные модальные глаголы в своей речи на практике.

Кукла как знак ситуации. Перед ребёнком появляется кукла-незнакомка, между ребёнком и куклой завязывается диалог-расспрос: What's your name? Where do you study? What are your Hobbies? В процессе этого диалога вы должны как можно больше узнать об этой кукле.

Кукла-партнер. Можно представить, что ребёнок, который интересуется различными животными, решил впервые сводить свою куклу в зоопарк. Он рассказывает кукле названия животных, чем они питаются и где обитают. В конце диалога кукла делится со школьником своими впечатлениями от увиденных зверей и называет животное, которое ей больше всего понравилось в зоопарке.

Иногда дети получают информацию о куклах через третьих лих. В сюжете одной из ролевых игр можно предположить, что ваша кукла простудилась, но вы не знаете, как правильно её лечить. Ваш друг рассказывает, как он лечил когда-то свою куклу, и даёт вам несколько дельных советов, как помочь вашей кукле [5, c. 85].

Каждому преподавателю на уроке иностранного языка не стоит забывать, что речевое общение ребят не длиться слишком долго, так как дети начинают утомляться и эффективность ролевой игры снижается. Нормальная длительность общения у учеников младшего школьного возраста заключается в пяти минутах, у учеников седьмого класса в десяти минутах, а у учеников десятого класса в пятнадцати минутах.

Учащиеся среднего школьного возраста постепенно отходят от детства, желают поскорее стать взрослыми. Дети в этом возрасте очень энергичны, но с другой стороны быстро утомляются, очень тревожны и ранимы, но зато храбрые духом. Этим ребятам интересно межличностное общение в учебной деятельности. Ролевые игры становятся более сложными и разноплановыми, чем у детей младших классов. У подростков набирают популярность ролевые игры бытового характера. Различными сюжетными ситуациями ролевых игр у подростков могут быть разговоры детей в школе на уроке, в спортивном зале, дома в своей отдельной комнате, в магазине, на улице, в музее, в ресторане, в кафе, в кино, на дискотеке, в парке, в путешествии по разным городам России, Англии, Америки и так далее.

С учащимися младшего и среднего школьного возраста обычно проводятся ролевые игры обиходного содержания на уроках английского языка, где у школьников формируются нормы речевого этикета и происходит воспитание культуры поведения. Каждый ученики в школе владеет определённым уровнем английского языка: низким, средним или высоким.

Школьники с низким уровнем знаний иностранного языка используют репродуктивный способ речевого общения на уроке. К различным видам ролевых игр они просто заучивают и воспроизводят свои реплики из диалогов-образцов. Ученики со средним уровнем английского языка добавляют в диалог-образец новые элементы, сокращают или дополняют реплики, меняют их местами, а потом заучивают. Ученики с высоким уровнем английского языка в речевом общении более инициативны, самостоятельны и креативны.

Регулярное использование различных ролевых игр на уроках английского языка в школах улучшает настроение учеников, мотивирует их и повышает уровень их знания иностранного языка.

При переходе детей из подросткового возраста к старшему школьному возрасту углубляются познания ребят об окружающем мире и опережают их собственный жизненный опыт. В таком случае ролевые игры подготавливают школьников к их будущим социальным статусам и ролям. Именно такой функцией обладают имитационные ролевые игры. Они создают имитируемую реальность, где общение организовывается по конкретным правилам при помощи игровых заданий. В конце игры подводятся итоги в зависимости от правильности и неправильности выполненных заданий, объявляются победители, выполнившие всё наилучшим образом.

Имитационные ролевые игры способны не только подготовить школьников к речевому общению, но и увеличить, усилить познавательную деятельность учащихся. Например, для школьников в седьмых, восьмых, девятых классах в игровой форме учитель может организовать знакомство с героями литературных произведений, интересными фактами из биографий великих русских и зарубежных писателей, ученых, искусствоведов, философов, расширять знания об истории и культуре страны изучаемого языка, об окружающем мире и о всех самых важных проблемах современности [1, с. 73].

Ученики девятых классов в процессе имитационной ролевой игры знакомятся, например, с интересными важными фактами из жизни знаменитого учёного Стивена Хокинга и его научными работами и открытиями. Ученикам необходимо выучить несколько научных фактов и найти дополнительные материалы об этой личности, а также продумать форму и содержание своих реплик, подготовить презентацию или выбрать интересные анимационные картинки, фото. На уроке английского языка общение и обсуждение жизненно важных проблем происходит за счёт игрового сюжета и распределённых между ребятами ролями.

Данные ролевые игры также используются для формирования у учеников социально-политических навыков и нравственных умений. С этой целью проводятся игры мировоззренческого характера. Например, можно имитировать беседу между русскими школьниками и их зарубежными ровесниками. Также проводятся дискуссии, в течении которых ученики высказывают своё отношение по разным направлениям в кино, литературе, живописи, архитектуре и так далее. Участие в таких беседах и дискуссиях гарантирует живое, активное, интересное, непринуждённое общение, обмен мыслями, самостоятельное, артистическое и творческое обсуждение проблем и самоопределение личности.

Для учеников девятых, десятых, одиннадцатых классов, принимая во внимание их становление профессиональных интересов, учителя организовывают имитационные деловые ролевые игры. В них участвуют будущие преподаватели, писатели, художники, машинисты, врачи, спортсмены, повара и так далее. Одна из самых распространённых форм такой игры – это домашнее задание с текстом, в котором содержится профессиональная информация на английском языке. Ученики дома читают текст и выполняют игровые задания на основе прочитанного. Деловая игра имитирует различные ситуации, которые могут возникнуть у школьников в их будущей профессиональной деятельности. В большинстве случаев данная игра решает сразу же несколько задач, например, врач не только ведёт консультативный приём больного, но и морально, психологически поддерживает, настраивает на позитивную волну, обеспечивает душевное спокойствие пациента. На протяжении интервью или развёрнутой беседы в классе между учениками из России, Англии и Америки каждый ученик старается не только как можно лучше, обширнее, интереснее рассказать о себе, но и задать вопросы своему собеседнику, чтобы узнать больше о быте, культуре, традициях, погоде, отдыхе, профессиональной занятости в странах изучаемого языка.

Таким образом, для каждой имитационной деловой ролевой игры преподавателю необходимо выбрать форму, поставить цели, задачи для учеников, разработать сюжет, составить реплики, провести и подвести итоги игры. Деловые игры отвечают возрастным особенностям учеников старших классов. Школьники имеют возможность не только больше практиковаться в английском языке и участвовать в интересном живом общении, но и всесторонне развиваться. Данная игра является средством хорошего воспитания и профессиональной ориентации учеников [3, с. 169].

Для школьников младшей, средней и высшей ступени обучения на уроках английского языка очень часто организовываются ролевые игры обиходного характера. Они проводятся с целью формирования и использования норм речевого этикета, воспитания хороших манер и культуры поведения у учеников разного школьного возраста. Дети учатся правильно приветствовать и прощаться со своими сверстниками и взрослыми, приносить извинения, выражать восторг и отвечать на благодарность, спросить совета или просить о помощи товарища, уметь сглаживать ситуацию и обходить конфликты стороной со своим партнёром по общению и так далее [2, с. 192].

Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать вывод, что ролевые игры эффективно используются на уроках английского языка у учащихся разного школьного возраста, но необходимо выбрать правильную форму выражения, которая бы соответствовала определённому возрастному этапу школьников. Для младшего школьного возраста больше всего подходят сюжетные ролевые игры сказочного и бытового содержания, а так же обиходного содержания (речевой этикет, культура поведения). Для учеников среднего школьного возраста характерны сюжетные ролевые игры бытового содержания и ролевые игры обиходного содержания (речевой этикет, культура поведения). Для старших классов проводятся имитационная ролевая игра познавательного и мировоззренческого содержания и имитационная деловая игра. Применяя данный приём на практике, мы можем эффективнее, продуктивнее решать учебные, воспитательные и образовательные задачи на уроках английского языка.

 

Список литературы

1. Конышева А.В. Современная методика обучения английскому языку. – Минск, «Тетра Системс», 2003. – 73 с.

2. Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранным языкам. – СПб.: КАРО, Мн.: Изд-во «Четыре четверти», 2006. – 192 с.

3. Ливингстоун К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. — М.: Изд-во Высшая школа, 1988. – 169 с.

4. Филатов В.М. Методическая типология ролевых игр. М.: Просвещение, 1994. –88 с.

5. Яцковская, Г. В. Кукла в ролевой игре. Красноярск: Изд-во МГПУ, 1997. - 85 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: