Тема 5: Нервная система. Автономная нервная система.




Цель занятия: изучить строение автономной (вегетативной) системы

Материал: плакаты по теме

Вопросы: 1. Классификация нервной системы по топографическому и функциональному принципу.

2. Функции автономной нервной системы

Автономная (вегетативная) нервная система включает центры, ганглии, нервы и сплетения. В автономной нервной системе выделяют симпатическую и парасимпатическую части.

Задание 1. Запишите состав симпатической нервной системы, используя учебник И.В. Хрусталевой. и др. «Анатомия домашних животных», стр. 378 - 386.

Центры -______________________________________________

Симпатический ствол, ганглии симпатического ствола -_______________

Перечислите превертебральные ганглии отделов симпатического ствола___________

Задание 2. Заучите ганглии и симпатические нервы представленные на рис.1

 

Рис. 1. Схема симпатического отдела нервной системы 1- ветвь к ресничной мышце; 2 - внутренний сонный нерв; 3 и 4 - большой и малый глубокие каменистые нервы; 5, 5' - средний и краниальный шейные ганглии; 6, 7 - звездчатый ганглий; 8 - нервы к сердцу и легким; 9 - солнечное сплетение; 10 - почечное сплетение; 11 - каудальное брыжеечное сплетение; 12 - подчревное сплетение и подчревный нерв; 13 - хвостовой ганглий; 14 - чревные внутренностные нервы; 15 - спинной мозг; 16 - симпатический ствол

 

Задание 3. Запишите состав парасимпатической нервной системы, используя учебник И.В. Хрусталевой. и др. «Анатомия домашних животных», стр. 386 - 390.

Ядра среднемозговой, продолговатомозговой и крестцовой части парасимпатической нервной системы.

Задание 4. На рис. 2 найдите ганглии и нервы парасимпатической нервной системы, заучите.

 

 

Рис. 2. Схема парасимпатического (висцерального) отдела нервной системы Ш - глазодвигательный нерв; VII - лицевой нерв; IX - языкоглоточный нерв; X блуждающий нерв; 1 - ресничный ганглий; 2 - крылонёбный ганглий; 3 - язычным ганглий; 4 - ушной ганглий; 5 - нервы к сердцу, легким и пищеводу; 6 - нервы к желудку, печени, поджелудочной железе, кишечнику; 7 - тазовые нервы; 8- подчревное сплетение; 9 - интрамуральные ганглии парасимпатического отдела нервной системы:

 

Тема:Органы чувств

Цель занятия: изучить строение зрительного и статоакустического анализатора

Материал: плакаты по темам, муляжи, влажные анатомические препараты, животные

Вопросы: 1. Анализатор — понятие.

2.Рецепторы — строение, классификация.

3. Функции зрительного и статоакустического анализаторов.

Анализаторы, или сенсорные системы - совокупность структур, обеспечивающих восприятие раздражителей, трансформацию (преобразование) энергии раздражителя в нервное возбуждение, проведение его в ЦНС, анализ и синтез раздражителя, формирование ощущения.

Органы чувств являются периферической частью анализаторов, то есть рецепторами.

Орган зрения. Зрительный анализатор.

Цель занятия: изучить строение глаза и зрительный анализатор

Задание 1. Прочитайте методического указания «Строение глаза. Зрительный анализатор», расположенного на сайте. Разберите детали строения глаза, используя информацию методички.

Задание 2. Подпишите детали строения к рис.1. Найдите на рис. 1:

а) найдите оболочки глаза – фиброзную, сосудистую, сетчатую;

б) найдите части фиброзной оболочки: роговицу и склеру, рассмотрите их строение;

в) найдите части сосудистой оболочки глаза: радужку, ресничное тело и собственно сосудистую оболочку;

г) найдите детали строения радужной оболочки – зрачок, две поверхности: переднюю и заднюю, два края – зрачковый и ресничный;

д) найдите ресничное тело и детали его строения;

е) разберите гистологическое строение сетчатки и ее части:

- зрительную часть сетчатки, желтое пятно;

- слепую часть;

ж) разберитесь, где проходят сосуды, располагаются лимфатические пространства, нервы.

Рис.1. Схема разреза глазного яблока:

___________________________________________________________________

Найдите светопреломляющие среды:

- переднюю и заднюю камеры глаза, их границы и внутриглазную жидкость;

- хрусталик – обратите внимание на форму, определите переднюю и заднюю поверхности, экватор и 2 полюса;

- стекловидную камеру глазного яблока, заполненную стекловидным телом.

Задание 3. Запишите вспомогательные органы глаза с латынью:

______________________________________________________________

Задание 4. Кратко запишите проводящие пути зрительного анализатора, а также подкорковые и корковые центры, используя материал методических указаний или используя учебник И.В. Хрусталевой. и др. «Анатомия домашних животных», стр. 402.

 

Орган равновесия и слуха

Цель занятия: изучить строение органа равновесия и слуха

Задание 5. Запишите латинские названия отделов уха, понятие уха, используя учебник И.В. Хрусталевой. и др. «Анатомия домашних животных», стр. 402.

Предверноулитковый орган, или ухо – _____.Состоит из

1. наружного уха - _________________

2. среднего уха - ___________________

3. внутреннего уха - ________________

Задание 6. Запишите строение наружного уха, используя учебник И.В. Хрусталевой. и др. «Анатомия домашних животных», стр. 402, рассмотрите рис. 1.

__________________________________________________________________

Рис. 1. Схема строения органов равновесия и слуха:

1 - часть ушной раковины; 2 - наружный слуховой проход; 3 - барабанная перепонка; 4 - барабанная полость; 5 - молоточек с его рукояткой; 6 - наковальня; 7 - стременная мышца; 8 - стремечко; 9 - перепончатые полукружные каналы; 10 - овальный мешочек; 11 - эндолимфатический проток в водопровод преддверия; 12 - мешочек протока; 13 - круглый мешочек в преддверии костного лабиринта; 14 - напрягатель барабанной перепонки; 15 - чечевицеобразная косточка; 16 - глоточно-барабанная (слуховая, или евстахиева) труба; 17 - мыс; 18 - окно улитки; 19 - водопровод улитки; 20 - перепончатый канал улитки в костной улитке; 21 - свод улитки; 22- твердая мозговая оболочка. Белое пространство между перепончатым лабиринтом (черный цвет) и стенками костного лабиринта заполнено перилимфой. Костные стенки заштрихованы

 

Задание 7. Запишите строение среднего уха, используя учебник И.В. Хрусталевой. и др. «Анатомия домашних животных», стр. 406 - 408, рассмотрите рис. 1:

Барабанная полость, барабанная перепонка, молоточек, наковальня, чечевицеобразная косточка, стремя, слуховая труба.

Задание 8. Запишите строение внутреннего уха, используя учебник И.В. Хрусталевой. и др. «Анатомия домашних животных», стр. 408 - 410, рассмотрите рис. 1:

Костный лабиринт: преддверие, костные полукружные каналы, костная улитка

Перепончатый лабиринт: перепончатые ампулы, гребни ампул, овальный мешочек или маточка, круглый мешочек, равновесные пятна, спиральный (кортиев) орган, основная пластинка, эндолимфатический проток и эндолимфатический мешочек.

Задание 9. Запишите расположение макул (отолитов аппарат), гребешков и спирального (кортиева) органа, используя учебник И.В. Хрусталевой. и др. «Анатомия домашних животных», стр. 409 - 410.

Задание 10. Кратко запишите проводящие пути слухового и вестибулярного анализатора, а также подкорковые и корковые центры, используя учебник И.В. Хрусталевой. и др. «Анатомия домашних животных», стр. 410 - 411.Разберите рисунок 2.

 

 

Рис. 2. Проводящие пути слухового анализатора (А):

1 - слуховое поле коры плаща; 2 - центральные проводящие пути; 3 - ростральные холмы четверохолмия; 4 - медиальное коленчатое тело; 5 - каудальные холмы четверохолмия; 6 - латеральная петля; 7 - ядра черепных нервов; 8 - ростральная олива; 9 - трапецоидное тело; 10 - дорсальное улитковое ядро; 11 - вентральное улитковое ядро; 12- улитковый нерв; 13 - спиральный ганглий; Б - проводящие пути вестибулярного анализатора; 1 - вестибулярный ганглий; 2 - вестибулярное ядро; 3 - ядро шатра; 4 - кора мозжечка; 5 - клочок; 6 - преддверноспинномозговой тракт.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: