аналитико-синтетический характер.




ВООБРАЖЕНИЕ

Образы, которыми оперирует человек, включают в себя не

только воспринятые ранее предметы и явления. Содержанием

образов может стать и то, что он никогда не воспринимал непосредственно:

картины далекого прошлого или будущего; места,

где он никогда не бьи и не будет; существа, которых нет не

только на Земле, но и вообще во Вселенной. Образы позволяют

человеку выйти за пределы реального мира во времени и пространстве.

Именно эти образы, преобразующие, видоизменяющие

человеческий опыт, являются основной характеристикой

воображения.

Обычно под воображением или фантазией имеется в виду

не совсем то, что подразумевается под этими словами в науке.

В житейском обиходе воображением или фантазией называют

все то, что нереально, не соответствует действительности

и что таким образом не имеет никакого практического

значения. На деле же воображение как основа всякой творческой

деятельности одинаково проявляется решительно во

всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное,

научное и техническое творчество. В этом смысле

все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь

мир культуры в отличие от мира природы, — все это является

продуктом человеческого воображения и творчества, основанного

на этом воображении.

«Всякое изображение, — говорит Рибо, — крупное или мелкое,

прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было

объединено только воображением — постройкой, возведенной

в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений...» Воображение

всегда остается, впрочем, само собой, как бы оно не

проявлялось: у отдельной личности или же коллективно, и имеет

свое специфическое содержание. Основное отличие образов

воображения от образов памяти связано с различным отношением

к действительности. Образы памяти — это Воспроизведение

прошлого опыта, поэтому основной функцией памяти является

сохранение результатов опыта по возможности в неизменной

форме. Функция же воображения заключается в изменении

образов, что является непременным условием любого

творческого процесса.

Кроме того, благодаря воображению человек имеет возможность

еще до начала работы представить себе готовый

результат труда. «В конце процесса труда получается результат,

который уже в начале этого процесса имелся в представ-

0*

292 Познавательная сфера личности

лении человека, то есть идеально», — писал Маркс К. В представлении

ожидаемого результата с помощью воображения и

состоит коренное отличие человеческого труда от инстинктивного

поведения животных. То, что воображение позволяет

человеку предвидеть результаты своей деятельности, придает

ему побудительную силу, делает фактором, стимулирующим

достижение цели. «Если бы человек был совершенно

лишен возможности мечтать, — писал Д.И.Писарев, — если

бы он не мог изредка забегать вперед и созерцать воображением

своим в цельной и законченной красоте, то самое творение,

которое только что начинает складываться под его

руками, тогда я решительно не могу себе представить, какая

побудительная причина заставила его предпринимать и доводить

до конца обширные и утомительные работы в области

искусства, науки и практической жизни».

Иногда побуждения фантазии могут сыграть отрицательную

роль. Нередки случаи, когда ожидаемая неприятность

или опасность и даже несчастье переживаются сильнее и побуждают

человека к большей и более бурной активности, чем

реально происшедшее событие. Свидетельство тому — известные

случаи, когда люди в панике спрыгивают с верхних

этажей зданий при пожаре вместо того, чтобы терпеливо дождаться

очереди в лифт или подачи пожарной лестницы.

Или случаи, когда пассажиры, не умея плавать, бросались в

море на верную гибель с только начинающего тонуть корабля,

когда еще не исключены все шансы на их спасение.

Об этом же свидетельствуют народные поговорки, объясняющие

подобные случаи безрассудного поведения: «лучше

ужасный конец, чем бесконечный ужас», «у страха глаза велики

» и т.д.

Возможность воображения «забегать» вперед, предвидеть наступление

тех или иных событий в будущем, показывает тесную

связь воображения и мышления. Подобно мышлению воображение

возникает в проблемной ситуации, мотивируется потребностями

личности, обусловлено уровнем развития общественного

сознания. Так, если потребности древних людей объяснить

происхождение и возникновение мира породили возникновение

религиозных образов, то в настоящее время для этого

все чаще используются фантастические картины космических

пришельцев.

Однако в отличие от мышления, основным содержанием

которого являются понятия, позволяющие обобщенно и опосредованно

познавать мир, воображение протекает в конкретно-

образной форме, в виде ярких представлений. В конкретных

образах, создаваемых воображением, очень часто раскрывают-

Воображение 293

ся те или иные отвлеченные теоретические мысли. Каждый писатель,

художник в процессе творчества пытается передать, объяснить

свою мысль другим, но не через отвлеченные понятия, а

с помощью конкретных образов. Достаточно вспомнить любую

басню, сказку, поговорки. Везде мы ищем основную мысль, основную

идею, которые образно, наглядно раскрываются в этих

произведениях.

Другой отличительной характеристикой воображения, признаком

воображения выступает возможность его использования

в проблемных ситуациях высокой степени неопределенности,

когда исходные данные не поддаются точному анализу. Как правило,

здесь мышление оказывается гораздо менее эффективным,

чем в случае, если все данные известны и подчинены строгой

закономерности. В этом смысле воображение может рассматриваться

как определенная форма, «заместитель» мышления.

Образное сравнение процессов мышления и воображения

дано в романе А.С.Пушкина при характеристике Онегина и Ленского:

Они сошлись, Волна и Камень,

Стихи и Роза, Лед и Пламень,

Не столь различны меж собой.

Подчеркивая связь между мышлением и воображением,

КД.Ушинский говорил, что сильное, деятельное воображение

есть необходимая принадлежность ума.

Таким образом, можно заключить, что воображение, или

фантазия, представляет собой психический процесс создания

образов, включающий предвидение конечного результата предметной

деятельности и обеспечивающий создание программы

поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется

неопределенностью.

Несмотря на то, что в воображении у человека возникают

образы предметов и явлений, ранее не встречавшихся ему, составляющим

их элементам всегда можно найти реальные аналоги.

Создавая новый предмет, будь то машина или дом, человек

мысленно представляет его собранным из известных ему

частей и деталей. Поэтому, чем болыне знаний имеет человек,

чем богаче его опыт, чем разнообразнее его впечатления, тем

более интересные и неординарные образы возникают в его воображении.

Даже в изображении жителей Марса писателем-фантастом

Гербертом Уэллсом можно найти земные реалии. По

мнению автора, голова марсианина похожа на металлический

цилиндр, снабженный клювом птицы, ноги напоминают конечности

насекомого и в общем марсианин оказывается похожим

на огромного спрута.

294 Познавательная сфера личности

В целом, по мнению Л.С.Рубинштейна, мощь творческого

воображения и его уровень определяются соотношением двух

показателей: 1) тем, насколько воображение придерживается ограничительных

условий, от которых зависит осмысленность и

объективная значимость его творений; 2) новизной и оригинальностью,

отличными от непосредственно данного его порождения.

Воображение, не удовлетворяющее одновременно

обоим условиям, фантастично, но творчески бесплодно.

Значение воображения трудно переоценить. Оно необходимо

не только писателям для создания образов героев или художникам

в поисках сюжета будущей картины. Без фантазии

ученые не могли выдвигать гипотезы, делать предположения о

причинах явлений, предвидеть события; учителя не смогли бы

готовиться к уроку, так как невозможно представить себе его

ход, предугадать реакции учеников и т.д. Да и процесс учения

вообще стал бы очень ограниченным, так как не опираясь на

воображение, невозможно изучать историю, географию, астрономию

и другие предметы.

Воображение, как и все другие психические процессы, является

функцией коры больших полушарий. Иногда его процесс

связывают только с работой правого полушария. Этот

упрощенный подход не раскрывает сложных взаимосвязей,

существующих между полушариями. Для возникновения образов

воображения необходима работа обоих полушарий, каждое

из которых выполняет свои функции. Специфика правого

полушария заключается в том, что оно не застревает на

деталях, но упрощает картину мира, дает представление целостности

и вместе с тем гармоничности, соразмерности,

композиционного единства. Оно тесно.связано с эстетическими

чувствами, вызываемыми различными образами.

Левое же полушарие упорядочивает эту информацию, позволяет

выразить ее в речи: образ и мысль всегда выступают в

неразрывном единстве. Великий испанский художник Ф.Гойя

говорил, что фантазия, лишенная разума, производит чудовищ;

соединенная с ним она — мать искусства и источник

его чудес. Такую же мысль высказал физик Э.Резерфорд: «Эксперимент

без фантазии или фантазия, не опирающаяся на

эксперимент, достигнут лишь немногого. Действительный

прогресс имеет своим предположением соединение обоих сил».

Физиологической основой воображения является актуализация

нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение

в новые системы. Таком способом возникают образы, не

совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него.

Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями

дают основание предполагать, что его физиологические

Воображение 295

механизмы расположены не только в коре, но и в более глубоко

залегающих отделах мозга. В частности, большую роль здесь

играет гипоталамо-лимбическая система.

В то же время возникающие в мозгу образы оказывают

регулирующее воздействие на периферические процессы, изменяя

их функционирование. В этом отношении из всех психических

процессов воображение наиболее тесно связано с

органическими процессами и позволяет воздействовать на

них. Из повседневной жизни каждому известно, как создаваемая

воображением картина вызывает учащение пульса, изменение

дыхания, побледнение лица, расширение зрачков

и т.д. Нередко встречаются факты внушения различных болезней.

Даже студенты медицинских институтов на младших

курсах нередко находят у себя многие болезни, хотя в действительности

их нет. Особенно ярко это проявляется у лиц

впечатлительных, с богатым воображением. Когда Флобер писал

сцену отравления Эммы Бовари, героини знаменитого

романа, он ясно ощущал во рту вкус мышьяка. По свидетельству

М.Горького, при описании им сцены убийства цыганки

в повести «Старуха Изергиль», у него на левой стороне

груди возник красный рубец, не проходивший несколько

дней. Картины самовнушения могут привести и к более печальным

последствиям. Так, по свидетельству венгерского

психиатра Иштвана Гарди, рабочий одного из холодильников

случайно оказался запертым в рефрижераторе и был убежден,

что холодильная установка включена. Наутро его нашли

мертвым, причем врач констатировал все признаки смерти

от переохлаждения организма. При выяснении обстоятельств

этого несчастного случая было, однако, установлено, что рефрижератор

не был включен и что смерть, следовательно,

наступила не от холода, а от ожидания и представления картины

смерти.

Иногда поводом для психического расстройства и последующего

заболевания становится неправильно понятое слово авторитетного

человека. Известны случаи, когда неосторожное высказывание

врача вызывало у пациента мысль о том, что он

заболел опасной болезнью. При этом могут развиться соответствующие

симптомы и возникнет так называемое ятрогенное заболевание.

Так, у одной больной заболевание развилось после

неосторожного высказывания медицинского работника санатория.

В санатории больная предпочитала проводить значительную

часть времени в парке. Во время беседы врач сказал, что в

связи с болезнью сердца она может без отдыха проходить только

от скамейки к скамейке. В этот же день больная, пройдя

несколько десятков шагов, почувствовала боль в области сердца

296 Познавательная сфера личности

и вынуждена была сесть, а затем совершенно уже не могла ходить.

Состояние ее улучшилось только после лечения в психиатрической

клинике.

Аналогичным образом может возникнуть расстройство и при

неосторожном, бестактном, педагогически неграмотном высказывании

учителя. Такие заболевания называются дидактогенны-

ми. В научной литературе К. К. Платоновым описан следующий

случай: «Людмила В., 16 лет, ученица IX класса средней школы,

здоровая, трудолюбивая, усидчивая (по словам матери), обратилась

с жалобами на «панический страх», который с некоторых

пор стал овладевать ею перед классными письменными работами:

задолго до предстоящей письменной работы у нее развивается

состояние внутренней тревоги, с болезненно-напряженным

ожиданием «чего-то неотвратимо страшного». Вместе

с тем в эти дни отмечается резко сниженный аппетит, плохой

сон, не может готовить уроков. Во время самой письменной

работы испытывает состояние растерянности, не может сосредоточиться,

причем «все происходит, как в тумане». Вследствие

этого делает много необычных для нее описок и грубых грамматических

ошибок по тем правилам грамматики, которые прекрасно

знает. Таких ошибок в обычном, спокойном состоянии

совершенно не допускает. На этой почве наступили конфликтные

отношения с учительницей, в результате чего возникло тяжелое

невротическое состояние с мыслями о «бесперспективности

» учебы. В то же время такие письменные работы в домашних

условиях пишет вполне хорошо, без волнений и без

ошибок.

Проведенная... беседа вскрыла психическую травму: будучи

в IV классе, девочка была переведена из одной школы в

другую, причем в новой школе учительница русского языка

встретила ее недружелюбно и при устных ответах (у доски)

давала ей слишком сложные задания. Но с устными ответами

девочка справлялась. Однако во время первой же письменной

работы учительница, подойдя к ней, резко бросила

фразу: «Языком ты крутишь хорошо, а вот посмотрим как

напишешь!». Девочка сразу сильно взволновалась: «А что, если

наделаю ошибок!». И почувствовала, что ее всю «охватило

жаром»: руки, лицо и все тело вспотели, в голове «пошел

туман», и вся работа была написана ею как в тумане: «Что

писала — не помню!». А при известии о плохой отметке, поставленной

за эту работу (причем учительница, возвращая ее

работу, сказала: «Я так и знала!»), с ней что-то произошло:

«Внутри как-то все осунулось и снова появился туман в голове

». С этого дня и возник страх перед классными письменными

работами».

Воображение 297

В то же время сознательное использование образов воображения

позволяет управлять органическими процессами, делает

их доступными для тренировки и развития. Достаточно ярко

представить себе вкус лимона, как немедленно начинается слюноотделение.

Интересно, что прямой самоприказ в отличие от

представления не вызывает выделение слюны.

Основываясь на силе воображения, французский аптекарь

Эмиль Куэ создал оригинальную систему лечения, названную

им «школой самообладания путем сознательного самовнушения

». Куэ считал, что главной причиной болезней является воображение

человека. Исходя из этого больным предлагалось ежедневно,

сидя или лежа в удобной позе, представлять себя абсолютно

здоровыми, повторяя 20—30 раз формулы самовнушения

вроде: «Мне становится лучше и лучше... Мое зрение (или слух)

улучшается и т.п.». Такие сеансы, по несколько минут каждый,

рекомендовалось проводить 3—4 раза в день, особенно перед

сном в состоянии покоя и расслабления. Куэ подчеркивал, что

достижение результата совершенно не требует усилий, ибо они

предполагают участие воли, в то время как именно она должна

остаться в стороне. В 20-е годы нашего века эта методика получила

широкое распространение.

Помимо представлений о состоянии своих внутренних органов

человек может использовать воображение, чтобы представить

движения какой-либо части собственного тела (руки, ноги

и т.д.). При этом в мышцах, которые должны осуществлять это

движение, можно зафиксировать импульсы, аналогичные тем,

которые регистрируются при реальном выполнении движения.

Это так называемые идеомоторные акты. О существовании

идеомоторных актов свидетельствует следующий опыт. Необходимо

взять в руку маятник-нитку, к которой привязан висящий

грузик. На листе бумага следует нарисовать круг, разделенный

на 4 сектора пересекающимися под прямым углом линиями.

Если поставить локоть руки на стол и взять свободный

конец нити большим и указательным пальцем, то маятник может

совершать произвольные движения по отношению к сегментированному

кругу в направлении, на котором мы сосредоточились,

образ которого представляем себе с наибольшей точностью.

Если представить, что маятник движется по линии, пересекающей

круг вертикально, то висящий предмет действительно

начнет такое движение, хотя мы будем держать конец

нитки совершенно спокойно, не помогая пальцами этому движению.

Именно представление о возможном негативном результате

действия не позволяет новичку проехать на машине, не совершив

аварии, или начинающему туристу перейти пропасть по

298 Познавательная сфера личности

переброшенному через нее бревну (хотя по бревну, лежащему

на земле, он ходит спокойно). Однако правильное представление

движения широко используется спортсменами, людьми, овладевшими

трудовыми навыками. Это связано с тем, что неоднократное

представление движения упрочивает механизм выполнения

данного действия. Тренеры рекомендуют своим воспитанникам

перед выполнением упражнения проделать его в

уме, представить от начала до конца. Практика показывает, что

такое «проигрывание» улучшает выполнение упражнения.

Воображение может функционировать на различных уровнях.

Различие их определяется прежде всего тем, насколько активно,

сознательно относится человек к этому процессу. По

степени выраженности активности различают два вида воображения:

пассивное и активное. Для пассивного воображения характерно

создание образов, которые не воплощаются в жизнь,

программ, которые не осуществляются или вообще не могут

быть осуществлены. Воображение выступает при этом как замена

деятельности, ее суррогат, с помощью которого человек

отказывается от необходимости действовать. Наилучшим примером

такой бездеятельной пустой мечтательности может служить

созданный Н.В.Гоголем образ Манилова. Людей с таким

воображением называют «пустыми мечтателями», «фантазерами

». Нередко это люди с бедным личным опытом, не развитой

критичностью мышления, слабой волей, не связанные с жизненной

практикой. Ничем не сдерживаемая их фантазия может

создавать самые причудливые, невероятные и, главное, неосуществимые

образы.

Пассивное воображение может быть преднамеренным и

непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение

создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили

название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь

воображения с потребностями личности. Легко предугадать, о

чем будет грезить спортсмен, готовящийся к соревнованию, или

студент, идущий сдавать экзамен. Людям свойственно грезить

о приятном, заманчивом. Но, если грезы начинают подменять

деятельность и преобладать в психической жизни личности, то

это уже свидетельствует о дефектах развития. Так школьник, не

готовясь к занятиям и получая неудовлетворительные отметки,

может создать себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где ему

все удается, где ему все завидуют, где он занимает положение,

на которое не может надеяться в настоящее время и в реальной

жизни.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при

ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном

состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным

Воображение 299

проявлением пассивного воображения является галлюцинация,

при которой человеком воспринимается несуществующий объ-

|ект. Этот образ настолько яркий, что человек абсолютно убежден

в его реальности. Больное воображение рисует чертей, чудовищ,

опасные ситуации.

В отличие от пассивного воображения активное воображение

может быть воссоздающим и творческим. Воссоздающее

воображение имеет в своей основе создание тех или иных, образов,

соответствующих описанию. Этот вид воображения является

непременным атрибутом любой учебной деятельности и

проявляется при чтении литературы, изучении географических

карт, исторических описаний, рассмотрении чертежей и проектов.

Создание образов воссоздающего воображения может происходить

со слов других людей на основании письменных и

вещественных документов. Воссоздавая, человек наполняет знаковую

систему (словесную, числовую, графическую, нотную

и т.д.) имеющимися у него знаниями.

Воссоздание того или иного образа во многом зависит от

художественного мастерства автора, от способов, приемов,

при помощи которых был оформлен данный образ. Достаточно

вспомнить: «Тиха, печальна, молчалива...», «Чуден

Днепр при тихой погоде...», «...кто штык точил, ворча сердито,

кусая длинный ус», как перед нами разворачиваются яркие

картины. Образный язык с использованием сравнений,

метафор дает простор для воссоздания, поскольку оживляет

широкий круг знаний и личный опыт читателя. Одновременно

то или иное содержание, полнота, яркость воссоздаваемого

образа зависят и от степени развития воображения человека,

воспринимающего данный образ. Читая, рассматривая, слушая,

каждый человек создает свой образ соответствующего

объекта. Например, при чтении романа А.С.Пушкина «Евгений

Онегин» у каждого читателя создается свой образ Онегина,

Ленского, Татьяны и др. Обширность знаний, сочетающаяся

с их точностью, богатство жизненного опыта позволяют

человеку извлекать из памяти нужную информацию.

В этом отношении показателен факт чтения звездной карты

неба. Опытный астроном, имеющий солидный запас знаний,

выгодно отличается от человека, не видящего за миллиардами

светящихся огней никакой системы. Следует также отметить

роль состояний человека в построении воссоздающих

образов. Сильные эмоциональные состояния отрицательной

и положительной направленности мешают воссозданию, и

тогда человек не в состоянии собраться с мыслями, сосредоточиться

и воссоздать образ того, что заключено в тексте.

Измененные состояния психики, вызванные болезнью или

300 Познавательная сфера личности

алкоголем, также могут породить образы, не адекватные их

первоначальному содержанию.

Творческое воображение выражается в создании нового, оригинального

образа, идеи. В данном случае понятие «новый» может

иметь двоякое значение: как объективно новое и как субъективно

новое. Объективно новые образы — это образы таких

предметов, которых не существует в действительности ни в материальном,

ни в идеальном виде. Субъективно новое — это то;

что ново для данного человека. Творческое воображение представляет

собой активное, целеустремленное оперирование наглядными

представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей.

Отличительной особенностью творческого воображения является

то, что объект создаваемого образа не существует в действительности,

что формируется нечто новое. Создание образа

стимулируется не только потребностями человека, но и интересами

всего общества, уровнем его развития. Творческое воображение

проявляется во всех видах искусства, в изобретениях в

области науки и техники. Продукт творческого воображения не

всегда может быть материализован, т.е. воплощен в виде вещи,

но образ может остаться на уровне идеального содержания, поскольку

реализовать его на практике невозможно.

Неверно, что о силе воображения следует судить по необычности

созданного образа. В связи с этим некоторые считают

наиболее продуктивным для творческого воображения детский

возраст. Л.Н.Толстой писал о своем детстве: «...я изобразил синего

зайца, потом нашел нужным переделать из синего зайца

куст, куст тоже мне не понравился; я сделал из него дерево, из

дерева — скирд, из скирда — облако...». Однако несмотря на то,

что, представления в детском возрасте играют большую роль из-

за малого жизненного опыта, отсутствия знаний и слабой критичности

и фантазии представляют собой скорее глубокое

искажение действительности, чем подлинное творчество. Еще

труднее оценить уровень представлений у больших художников.

Воображение Льва Толстого отнюдь не слабее, чем воображение

Герберта Уэллса. Это качественно разные проявления

творческого воображения. Можно даже сказать, что чем реалистичнее

художественное произведение, чем в большей степени

оно соответствует действительности, тем изощреннее должно

быть воображение, чтобы сделать наглядным замысел художника.

Очень трудно, подчас невозможно, выразить, в чем заключается

сущность творчества. Даже в портрете художник не воспроизводит

фотографию и преобразует, воспринимает в соответствии

со своим видением. Суть этого преобразования — в

снятии случайных, нетипичных наслоений и внешних покро-

Воображение 30 1

вов. В результате все глубже и вернее выявляется основной рисунок,

и полученный образ оказывается адекватнее, чем при

обычном фотографическом воспроизведении действительности.

I Этими качествами отличаются и выдающиеся мастера фотографии,

которые скрупулезно ищут ракурс, освещенность, поло-

'жение и другие характеристики объекта с тем, чтобы точнее

передать его сущность.

Нужно отметить относительность различий между воссоздающим

и творческим воображением. При воссоздающем воображении,

так же как и при творческом, образы объектов

создаются, творятся вновь. Вероятно, нетворческого воображения,

строго говоря, не бывает. У каждого человека — свой

Евгений Онегин и Остап Бендер, Анна Каренина и Эллочка

Людоедка. Недаром, посещая спектакли и кинофильмы, люди

выходят после окончание неудовлетворенными, утверждая,

что актеры играли «непохоже». Но вероятность достичь

сходства с образом, созданным каждым индивидуальным воображением,

очень мала.

С Л.Рубинштейн предлагает также различать конкретное и абстрактное

воображение. Образы, которыми оперирует воображение,

различны, это могут быть образы единичные, вещные,

обремененные множеством деталей, и образы типизированные,

обобщенные схемы, символы. Возможна целая иерархия или

ступенчатая система наглядных образов, отличающихся друг от

друга различным в каждом из них соотношением единичного и

общего; соответственно этому существуют многообразные виды

воображения — более конкретного и более абстрактного.

Кроме того, образы конкретного воображения могут различаться

по той модальности, в которой они представлены. Здесь

можно выделить зрительные представления (например, букет

из васильков, портрет А.С.Пушкина, апельсин и т.д.); слуховые

представления (гудок тепловоза, удар грома, писк комара и т.д.);

осязательные представления (укол иглы, прикосновение к снегу,

щелчок и гд.); обонятельные представления (запах лука, бензина,

сена и т.д.); вкусовые представления (вкус соли, кофе,

уксуса и т.д.); двигательные представления (качание на качелях,

кружение на месте, взмах руки и т.д.).

Чем разнообразнее образы, используемые в творчестве художником,

тем полнее и ярче картины возникают при их восприятии.

Так А.С.Пушкин, описывая Полтавскую битву, использует

не только зрительные, но и слуховые образы боя:

..Шары чугунные повсюду

Меж нами прыгают, разят,

Прах роют и в крови шипят.

302 Познавательная сфера личности

Швед, русский — колет, рубит, режет;

Бой барабанный, клики, скрежет;

Гром пушек, топот, ржанье, стон;

И смерть, и ад со всех сторон...

М.Шолохов в «Поднятой целине» использует обонятельные

образы: «В конце января, овеянные первой оттепелью,

хорошо пахнут вишневые сады. В полдень где-нибудь в затишке

(если пригревает солнце) грустный, чуть внятный запах

вишневой коры поднимается с пресной сыростью талого

снега, с могучим и древним духом, проглянувшим из-под мертвой

листвы земли».

Особым видом воображения является мечта как образ желаемого

будущего. Мечтать — значит создавать образы будущего,

приятные для нас, образы того, что человек хотел бы осуществить,

но в данный момент не может; того, что удовлетворяет

самые сокровенные желания. Мечта выступает необходимым

условием претворения в жизнь творческих сил человека. Можно

говорить о реальности и нереальности мечты. В первом случае

мечта по своей сути тождественна цели деятельности и

человек отчетливо представляет ее содержание и пути достижения.

Для нереальной мечты характерно лишь ее содержание

при отсутствии или невозможности путей реализации. Нереальная

мечта практически неотделима от грез, которые захватывают

человека и позволяют компенсировать жизненные проблемы

в плане воображения.

Многие романы Жюля Верна, Герберта Уэллса не оказались

примером несбыточного фантазерства, как считали некоторые

их современники. Большинство их идей воплотилось в действительность,

и поэтому их творчество может рассматриваться

как вид научного прогнозирования. Совершенно другой вид мечтаний

наблюдается у гоголевского Манилова: «Иногда, глядя с

крыльца на двор и на пруд, говорил он о том, как бы хорошо

было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через

пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим

сторонам лавки и чтобы в них сидели купцы и продавали разные

мелкие товары... Впрочем, все эти прожекты так и оканчивались

только одними словами».

В отличие от грез мечта всегда активна и выступает в качестве

побудительной причины, мотива деятельности, результат которой

по каким-то причинам оказался отсроченным. Любой

предмет человеческой деятельности (бумага, авторучка, машина

и т.д.) представляет собой определенную мечту многих поколений

людей. Чем длиннее история создания вещи, тем больше

она изменялась, тем больше человеческих мечтаний в ней заключено.

Каждая новая вещь сначала кажется совершенством,

Воображение 303

но по мере пользования ею обнаруживаются недостатки, от которых

стремятся избавиться, и человек начинает мечтать о новых,

более совершенных вещах, лишенных этих недостатков.

По сути дела, достичь мечты невозможно, т.к. на этом моменте

заканчивается развитие. Воплощенная мечта вызывает новую

потребность, а новая потребность порождает новую мечту. Этот

I процесс можно легко проследить по этапам создания оконного

(стекла. Как известно, первоначально окон в жилищах людей не

было или их заменяли естественные отверстия. По мере развития

цивилизации люди, стремясь защитить жилье от холода,

стали закрывать это отверстие какими-либо пленками, пропускающими

дневной свет (обычно животного происхождения).

Однако непрозрачность такого окна причиняла определенные

неудобства и в результате появилось обычное оконное стекло.

Современные изобретатели создали стекла, пропускающие

ультрафиолетовые лучи, шумонепроницаемые, пуленепробиваемые,

прозрачные только с одной стороны и т.д. Так, осуществление

одной мечты порождает новые, давая простор для воображения

и творчества.

Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить.

Творчество тесно связано со всеми свойствами личности

и не исчерпывается какой-либо одной стороной. Психология

творчества проявляется во всех конкретных его видах: изобретательском,

научном, литературном, художественном и т.д. Полет

фантазии в творческом процессе обеспечивается знаниями,

подкрепляется способностями, стимулируется целеустремленностью,

сопровождается эмоциональным тоном. В любом виде

деятельности творческое воображение узнается не столько'по

тому, что может измышлять человек, не считаясь с реальными

требованиями действительности, а скорее по тому, как он умеет

преобразовать действительность, обремененную случайными,

не существенными деталями. В качестве подтверждения этому

могут служить слова А.Эйнштейна, много лет прослужившего

в патентном бюро: «Изобретатель — это человек, нашедший

новую комбинацию уже известных оборудований». Он же утверждал,

что «без знания нельзя изобретать, как нельзя слагать

стихи, не зная языка».

Долгое время в науке господствовал взгляд о невозможности

алгоритмизации и обучения творческому процессу, что было

сформулировано французским психологом Г.Рибо следующим

образом: «Что касается до «методов изобретения», по поводу

которых было написано много ученых рассуждений, то их на

самом деле не существует, так как в противном случае можно

было бы фабриковать изобретателей подобно тому, как фабрикуют

теперь механиков и часовых дел мастеров». Постепенно

304 Познавательная сфера личности

эта точка зрения подвергалась сомнению. Творчество прошло

путь от случайных открытий к сознательному и планомерному

решению новых задач. Английский ученый Г.Уоллес выделил

4 стадии процессов творчества:

1. Подготовка (зарождение идеи);

2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и

косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих

сведений);

3. Озарение (интуитивно<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: