МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ДНР
Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького
РЕФЕРАТ
по элективному курсу «Учимся учиться в вузе»
ТЕМА: | Распределение ролей в студенческой группе и формирование коллектива |
Выполнили студенты 1-го курса
1 медицинского факультета группы № 2
Дернового Александра
Кулешова Евгения
Преподаватель: Выставкина Татьяна Эдуардовна
Реферат представлен на защиту 07.11.2017 г.
Отметка о защите ______________________
Подпись преподавателя__________________
Донецк, 2017 г.
1.Введение.
Глава I
1. Что такое коллектив?
2.Развитиевзаимоотношенийстуденческого коллектива и личности.
Глава II
1. Особенности развития студента.
2. Особенности формирование студенческого коллектива.
3.Литература.
Глава I
Коллектив – это следующий уровень развития межличностных отношений в группе. Она может стать коллективом, если взаимодействия и взаимоотношения студентов группы опосредуются общими целями, задачами совместной деятельности, личностно-значимым содержанием этой деятельности. Если студенческая группа в своем развитии достигает уровня коллектива, то она становится референтной для ее членов, то есть такой, на мнение которой они обращают внимание в первую очередь.
Коллектив как социально действующая система должен выполнять следующие функции:
· организаторскую: направленную на объединение членов коллектива с целью выполнения определенных социально-педагогических задач;
· воспитательную: направленную на создание оптимальных условий для умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания, что обеспечивает условия для психического и социального развития личности;
|
· стимулирующую: он способствует формированию морально-ценностных стимулов деятельности личности во всех сферах; регулирует поведение членов коллектива, влияет на формирование положительных качеств личности – свободы, гуманности, трудолюбия, совестливости, честности, справедливости, целеустремленности, достоинства и др.
Студенческий коллектив отличается от других следующими особенностями:
· основным видом деятельности (учение, направленное на получение высшего образования);
· однородностью состава по возрасту, образованию и т. д.;
· стабильностью состава;
· сравнительно высокой степенью самоуправления;
· интенсивностью общения;
· наличием достаточно четкой регламентации отношений;
· наличием функциональной зависимости членов группы, определяемых системой субординационных отношений;
· структура межличностных отношений в учебных группах вуза характеризуется неравномерностью количественного состава статусных категорий и динамичностью, что дает возможность ее оптимизации путем целенаправленных педагогических воздействий;
· единством цели — стремление членов коллектива приобрести специальность.
Развитие взаимоотношений студенческого коллектива и личности проходит через несколько стадий :
· 1-ая стадия - адаптация субъекта как члена новой группы. Прежде чем реализовать свою потребность проявить себя как личность, он должен усвоить действующие в группе нормы (моральные, учебные и др.) и освоить приемы и средства деятельности, которыми обладают все другие ее члены. В связи с этим у него возникает объективная необходимость «быть таким, как все», что достигается за счет субъективно пережитой потери тех или иных индивидуальных черт;
|
· 2-ая стадия - индивидуализация. Она заключается в обострении противоречий между достигнутым результатом адаптации (тем, что студент стал «таким, как все») и потребностью студента в максимальном проявлении себя как неповторимой личности, которая имеет свою индивидуальность, которая при этом не удовлетворяется. Студент начинает искать способы и средства для выражения своей индивидуальности, для демонстрации ее в группе;
· 3-я стадия - интеграция личности в группе: студент сохраняет только те индивидуальные черты, соответствующие необходимости и потребностям группового развития, а также собственную потребность осуществить значимый вклад в жизнь группы. Группа при этом в определенной степени меняет свои групповые нормы, впитывая те черты студента, которые признаются группой как ценностно-значимые для ее развития.
Если студенту не удается преодолеть трудности адаптации, то в него могут сформироваться такие качества как комфортность, безынициативность, может появиться неуверенность в себе, что приводит к занижению самооценки.
Если студент прошел стадию адаптации и начинает на второй стадии предъявлять группе такие свои индивидуальные различия, что отбрасываются ней через несоответствие ее потребностям, то это может привести к развитию у него негативизма, агрессивности, подозрительности, неадекватной завышенной самооценки. У студента, который успешно проходит стадию интеграции в высокоразвитой группе, формируется развитое коллективное самоопределение.
|
Глава II
Особенности развития личности студента.
Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:
1) с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне - психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований. Однако, изучая конкретного студента, надо учитывать вместе с тем особенности каждого данного индивида, его психических процессов и состояний.
2) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе и т.д.
3) с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т.д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.
Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач и т.д. Таким образом, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.
Студенческий возраст характерен и тем, что в этот период достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Но нередко одновременно проявляются противоречия между этими возможностями и их действительной реализацией.