Статья VI закрепляет приоритет правовых актов федерации: Конституции, принимаемых во исполнение её законов и международных договоров США, перед законодательством штатов. В случае конфликта Конституции США или федеральных нормативных актов с актами штатов суды обязаны применять федеральные акты. В той же статье содержится обязанность сенаторов, членов Палаты представителей, членов легислатур штатов, государственных служащих и судей при вступлении в должность приносить клятву или делать заявление о том, что данное лицо будет «поддерживать» (англ. support) Конституцию.
Эта же статья предусматривает, что все долги и обязательства, существовавшие до принятия Конституции (то есть во время действия Статей Конфедерации) сохраняют силу, и что наличие или отсутствие определённых религиозных убеждений не может быть условием для занятия какой-либо государственной должности. Последнее условие было включено в Конституцию, так как в Англии в это время действовал дискриминационный Акт о присяге, который фактически отстранял католиковот государственной службы.
Ратификация
Статья VII устанавливает, что для вступления конституции в силу достаточно, чтобы её ратифицировали специально созванные конвенты девяти штатов. Таким образом, теоретически была возможна ситуация, при которой часть штатов откажется от ратификации, и государство распадётся на две части: штаты, ратифицировавшие Конституцию, и штаты, отказавшиеся сделать это.
Первым штатом, ратифицировавшим конституцию, стал Делавэр (7 декабря 1787 г.), девятым — Нью-Гэмпшир (21 июня 1788 г.). Северная Каролина и Род-Айленд ратифицировали конституцию последними, существенно позже остальных штатов (21 ноября 1789 г. и 29 мая 1790 г. соответственно).
|
Судебное толкование
Право США принадлежит к англосаксонской правовой системе, поэтому большое значение для применения и толкования законов имеют судебные прецеденты. Особая роль в формировании системы прецедентов принадлежит верховному суду. В 1803 году в эпохальном для американского права деле Марбери против Мэдисона верховный суд под председательством Джона Маршалла признал положение одного из законов противоречащим Конституции. В самой Конституции такое полномочие верховного суда и судов вообще не прописано, хотя подобная концепция была известна из английского права. Александр Гамильтон ещё за пятнадцать лет до того писал:
Гораздо более логично предположить, что суды были созданы, чтобы занимать место посредника между народом и законодателями, чтобы, в числе прочего, сдерживать последних в рамках их полномочий. Толкование законов — это полномочие, присущее судам. Конституция является, и должна считаться таковой судьями, основным законом. Следовательно, именно они уполномочены разъяснять её значение, равно как и значение любого правового акта, изданного законодательным органом. Если возникает неразрешимое противоречие между ними [Конституцией и иным актом], разумеется, должен применяться тот, который имеет более высокую силу. Другими словами, Конституция должна иметь преимущество перед статутом, воля народа — перед волей его представителей[25].
— Александр Гамильтон, Федералист № 78, 25 мая 1788 года
После решения по делу Мэрбери против Мэдисона право судов на рассмотрение законов на предмет соответствия Конституции не подвергалось сомнению, хотя следующее решение о несоответствии закона Конституции было принято только через полстолетия в деле Дред Скотт против Сэндфорда. Тогда же окончательно сложилась доктрина о том, что толкование Конституции, которое даёт верховный суд в ходе рассмотрения дел, является обязательным для нижестоящих судов и других государственных органов.
|
История поправок к Конституции
Основная статья: Список поправок к Конституции США
Со времени ратификации Конституция серьёзно изменилась. Некоторые положения (нормы о рабстве или нормы о непрямых выборах) были отменены, поскольку считались неприемлемыми в новых исторических условиях. За период существования Конституции было принято 27 поправок, в том числе десять поправок, составляющие Билль о правах. Содержание статей Конституции дополнялось федеральным законодательством и решениями верховного суда.
В отличие от конституций многих других стран содержащиеся в поправке к Конституции США изменения не вносятся в основной текст, и поэтому положения Конституции, которые изменяются или отменяются поправкой, остаются в тексте, хотя и утрачивают силу.
Билль о правах
Основная статья: Билль о правах (США)
Билль о правах
Билль о правах — это общее название первых десяти поправок к Конституции, которые гарантируют отдельные личные права граждан и соответственно ограничивают полномочия государственных органов. Поправки были предложены Джеймсом Мэдисоном на первом конгрессе США в 1789 году, в том же году одобрены конгрессом и ратифицированы штатами до конца1791 года.
|
Билль о правах был принят по инициативе тех политиков и публицистов (в частности, Томаса Джефферсона, который не участвовал в Конституционном Конвенте), которые считали недостатком Конституции отсутствие перечня базовых прав личности (перечисление в преамбуле целей конституции казалось им недостаточным), которое в будущем могло стать основанием для ущемления прав. Оппоненты (например, Александр Гамильтон) возражали, что принятие подобного документа — это практика прошлых столетий, когда короли даровали подданным хартии, в которых перечислялись только некоторые права, что означало возможность покушения на права, не указанные в хартии.
Первоначально Билль о правах не применялся к законодательству штатов. Первая поправка прямо касается только законодательных полномочий конгресса, но не легислатур штатов, что позволяло некоторым штатам издавать законы, устанавливающие официальную религию штата. Подобная ситуация сохранялась до 1868 года, когда была принята Четырнадцатая поправка, которая одновременно с отменой рабовладения в частности установила, что
Ни один штат не должен издавать или применять законы, которые ограничивают привилегии и льготы граждан Соединённых Штатов; равно как ни один штат не может лишить какое-либо лицо жизни, свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры либо отказать какому-либо лицу в пределах своей юрисдикции в равной защите закона.
Даже после вступления в силу этой поправки вопрос о применимости Билля о правах на уровне штатов оставался предметом споров.
На самом деле в 1789 году было предложено не десять, а двенадцать поправок, причём поправки, вошедшие в Билль о правах, шли под номерами с третьего по двенадцатый. Поправка под номером один, устанавливавшая размеры избирательных округов, была ратифицирована только одиннадцатью штатами (в период с 1789по 1792 годы) и так и не вступила в силу. Поправка под номером два, которая закрепляла правило о том, что закон, в котором изменяется размер зарплаты сенаторов и представителей, не может вступить в силу до новых выборов в палату представителей, была ратифицирована только в 1992 году — спустя более двухсот лет после принятия, и стала Двадцать седьмой поправкой.