Как автор пишет о доме? Какое художественное средство языка использует для создания образа дома?




Василий Белов «Плотницкие рассказы»

В конце 60-х годов в большую литературу пришел В. Белов, пришел из северной Вологды, деревни Тимониха. Тогда в литературе возникло такое понятие, как “Вологодское возрождение”. Критик Ю. Селезнев так объяснил его появление: “Северная земля сберегла древнейшие общерусские былины, сказания, песни, обряды. На этой земле возникли очаги возрождения русской культуры, здесь творили Рублев и Дионисий… Эта земля родила Хабарова и Ломоносова, ныне Николая Рубцова. Вот что такое земля Белова…”

Среди русских писателей есть такие, кого формально нельзя отнести к цеху стихотворцев, но они всем строем образной ткани своих произведений, глубочайшим их лиризмом, эмоциональной наполненностью фразы заслуживают того, чтобы именоваться поэтами. При этом они владеют умением правдиво передать жизнь народа. Таких прозаиков В. Г. Белинский называл “поэтами жизни действительной”. То же мы вправе сказать о Белове.

Василий Иванович Белов родился 23 октября 1932 года в семье крестьянина. Рано начал работать в колхозе, чтобы помочь матери поднять младших четверых детей, потому что отец погиб на фронте.

Окончив семилетку, уехал в город Сокол, где получил в фабрично-заводской школе специальности плотника и столяра. Затем работал на одном из Ярославских заводов, три года служил в армии. После возвращения на родину работал в районной газете “Коммунар”, возглавлял Грязовецкий райком комсомола. Но скоро обнаружилось, что подлинным его призванием была литература.

В 1961 году была опубликована повесть “Деревня Бердяйка”, с которой начался известный прозаик.

В 1968 году – “Плотницкие рассказы”,

в 1969 – “Бухтины Вологодские”,

в 1972 - 1984 – роман – хроника “Кануны”,

в 1974 – “Воспитание по доктору Споку”, “Чок-Получок”,

в 1982 – книга “Лад. Очерки о народной эстетике”, в 1987 – романы "Кануны" и "Все впереди" в 1989 – книга "Такая война..."

в 1989 - 1991 – “Год великого перелома”, повесть "Старый да малый", сказка "Родничок",

в 1996 – повесть "Медовый месяц"

Основными темами творчества В.Белова является тема крестьянства, нравственного самоопределения человека, сохранения природы и национальной культуры. Яркое отражение они нашли в ряде статей и книг: “Начать с личного, “самоограничения”, “Из пепла”, “Внемли себе”.

Признанием его заслуг стало присуждение Государственной премии в 1981 году, литературной премии Союза писателей России имени Л.Н. Толстого в 1992 году и Всероссийской литературной премией имени Аксакова в 1996 году, награждение орденом Трудового Красного Знамени в 1983 году и орденом Ленина в 1984 году.

В 2002 году В.И. Белов отметил свое 70-летие. В связи с этим значительным является высказывание Ю. Грибова в “Красной звезде”: “К этому возрастному рубежу Белов подошел с весомым литературным багажом. Он сейчас один из ведущих писателей России, верный продолжатель классических традиций, по праву стоит в одном ряду с такими классиками, как Лесков, Бунин, Куприн, Чехов. Слава его давно перелетела границы нашего отечества. Он поистине народный писатель, насквозь русский, понятный и любимый миллионами читая его талантливые рассказы и повести, не раз уронишь слезу на страницы и посмеешься от души”.

Василий Белов ушёл из жизни 4 декабря 2012 года.

 

Особенностью уже первых произведений В.Белова является правдивый взгляд на историю русской деревни как хранительницы вековых традиций трудового народа. Выжить как народ, сохранить в себе человечность – важнейший нравственный принцип писателя, как и солженицынской Матрёны, шукшинских «чудиков», «серьёзно вдумывающихся в жизнь».

Во многом в автобиографичной повести «Плотницкие рассказы» повествователь (он же и одно из главных действующих лиц) во время своего отпуска живёт в родном, заброшенном деревенском доме и недоумевает:

«Тогда я ликовал: наконец-то навек распрощался с этими дымными банями. Почему же теперь мне так хорошо здесь, на родине, в безлюдной деревне? Почему я чуть ли не через день топлю свою баню?.. Странно, так все странно и неожиданно...»

- В чувстве к дому мы видим особенную тягу героя к деревне? Зачитайте эти слова из текста.

Гл.2

«Утром я хожу по дому и слушаю, как шумит ветер в громадных стропилах. Родной дом словно жалуется на старость и просит ремонта. Но я знаю, что ремонт был бы гибелью для дома: нельзя тормошить старые, задубелые кости. Все здесь срослось и скипелось в одно целое, лучше не трогать этих сроднившихся бревен, не испытывать их испытанную временем верность друг другу.

В таких вовсе не редких случаях лучше строить новый дом бок о бок со старым, что и делали мои предки испокон веку. И никому не приходила в голову нелепая мысль до основания разломать старый дом, прежде чем начать рубить новый.

Когда-то дом был главой целого семейства построек. Стояло поблизости большое с овином гумно, ядреный амбар, два односкатных сеновала, картофельный погреб, рассадник, баня и рубленный на студеном ключе колодец. Тот колодец давно зарыт, и вся остальная постройка давно уничтожена. У дома осталась одна-разъединственная родственница - полувековая, насквозь прокопченная баня.

Я готов топить эту баню чуть ли не через день. Я дома, у себя на родине, и теперь мне кажется, что только здесь такие светлые речки, такие прозрачные бывают озера. Такие ясные и всегда разные зори. Так спокойны и умиротворенно-задумчивы леса зимою и летом. И сейчас так странно, радостно быть обладателем старой бани и молодой проруби на такой чистой, занесенной снегами речке...»

 

Как автор пишет о доме? Какое художественное средство языка использует для создания образа дома?

Гл1.

«Дом стоит на земле больше ста лет, и время совсем его скособочило. Ночью, смакуя отрадное одиночество, я слушаю, как по древним бокам сосновой хоромины бьют полотнища влажного мартовского ветра. Соседний кот-полуночник таинственно ходит в темноте чердака, и я не знаю, чего ему там надо.

Дом будто тихо сопит от тяжелых котовых шагов. Изредка, вдоль по слоям, лопаются кремневые пересохшие матицы, скрипят усталые связи. Тяжко бухают сползающие с крыши снежные глыбы. И с каждой глыбой в напряженных от многотонной тяжести стропилах рождается облегчение от снежного бремени.

Я почти физически ощущаю это облегчение. Здесь, так же как снежные глыбы с ветхой кровли, сползают с души многослойные глыбы прошлого... Ходит и ходит по чердаку бессонный кот, по-сверчиному тикают ходики.» _

Через беседы двух стариков Авинера Павловича Козонкова и Олеши Смолина, через воспоминания рассказчика автор обозначает исторические вехи в судьбе деревни, восстанавливает историческую память, правду.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: