Методологические основы исторического познания.




 

Методология исторической науки (истории) — специальная историческая дисциплина, которая определяет предмет и объект исторической науки, цель научного исторического познания, изучает научный и социальный статус исторической науки, её дисциплинарное строение, разрабатывает теорию исторического познания (включая общефилософские, гносеологические и эпистомологические основы, принципы, уровни, виды, этапы и методы исторического познания, а также формы исторических знаний). Кроме того, методология истории изучает специфику основных теоретико-методологических направлений в исторической науке, различных научных школ. В целом она формирует научно-познавательные предпосылки для проведения конкретно-исторических исследований

 

5 Основные методы и формы изучения письменных исторических источников и исторической литературы.

 

Ученые должны знать больше, чем просто смысл слов для интерпретации и реконструкции свитков. Они также должны знать письме формы, знаки пунктуации и сокращений Они должны знать различные стили почерка используются для различных целей, общих таможенных писать на использование в разное время, а также заметки и сокращений сделанные древними редакторами. Понимание языка, лексики и грамматики используются на данный момент времени или места также могут помочь ученым определить подделки.

Знание письменных принадлежностей также имеет важное значение не только для изучения почерка, но и для определения периода, когда документ или рукопись, возможно, были произведены. Для того, чтобы присвоить текст даты и места рождения, палеограф необходимо принимать во внимание стиль и форма рукописи и почерк использовались для его создания.

Если древний автор изложил точную дату они написали текст, современный палеограф не можем быть уверены в возрасте документа. Но, используя эти методы, исследователь может дома на временной диапазон, когда документ, скорее всего, состоят.

 

 

6 Исторические условия, факторы и предпосылки образования Древнерусского государства «Киевская Русь».

 

ПРЕДПОСЫЛКИ:

1)Социально-экономические -Развитие земледелия, На Севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли. В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в земледельческую или соседскую

 

2)Социально-политические.- Усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины, как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитра при различного рода спорах., борьба между племенами приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму племенных княжений. В итоге, власть князя, которую он стремился превратить в наследственную, все менее зависела от воли вечевых собраний, укреплялась, а его интересы все более отчуждались от интересов соплеменников.

 

3)Внешнеполитические.-

стремление взять под контроль торговые пути, связывающие Запад с Востоком и Югом, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, втягивающихся во внешнюю торговлю.

взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни. Подлинным эталоном государственно-политического устройства долгое время считалась Византийская империя.

 

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫСКЛАДЫВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА:

 

1)VIII-середина IХ вв..-складывание межплеменных союзов и их центров

2)2-ая половина IХ- середина Х в.-процесс складывания государства ускорился, во многом, благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и норманнов (варягов).

Возникновение ядра восточнославянского государства. Данные Повести временных лет. Норманская теория. Летописец отмечает (под 862 годом), что славяне сумели изгнать варяг за море. Но вскоре между ними вспыхнула распря, "и пошел род на род и воевати почаша сами на ся". (Скорее всего в летописи нашло отражение соперничество племенных союзов Севера и их знати между которой шла "борьба престижей"). В этих условиях, не желая отдавать первенство кому-либо из своих, славяне и финно-угры со словами: "Земля наша велика и обилна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидете княжить и володеть нами" решили обратиться к соседям-варягам, называвшимися русью, и их князю - Рюрику, с братьями Синеусом и Трувором. Приглашение было принято, Рюрик сел в Новгороде (по другим сведениям - в Старой Ладоге), Синеус - в Белоозере, Трувор - в Изборске. Через два года после смерти братьев Рюрик стал править единолично. В 882 году его преемник князь Олег хитростью захватил Киев, убив правивиших там Аскольда и Дира - норманнов, ушедших ранее от Рюрика. После этого он освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил своей власти. Так, согласно летописной легенде, произошло образование русского государства.

 

3)Третий, завершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги. (Отомстив древлянам за смерть своего мужа, она устанавливает фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает "погосты", где "сидел" боярин с малой дружиной. Погосты стали опорой княжеской власти на местах).

 

*Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира Святого (980-1015). Сын Святослава и Малуши,

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН.

1)Суровость климатических условий Восточной Европы, оторванность от центров античной цивилизации задерживали и замедляли процесс складывания государства у восточных славян. Оно формировалось в результате сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов, что и позволило ему появиться, произрастая лишь на одной общинной основе. Германские же племена, восприняв достижения римской цивилизации, раньше и быстрее подошли к государственным формам организации общественной жизни.

2). Одной из особенностью древнерусского государства было то, что с самого своего начала оно было многоэтническим по составу. В дальнейшем это будет способствовать тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство и православная религия.

7. Характерные черты Древнерусского государства «Киевская Русь».

 

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА К КОНЦУ Х В.

 

*Династическая (родовая) княжеская власть.

*Простейший государственный аппарат в лице дружины и наместников князя.

*Система данничества.

*Территориальный принцип расселения, вытесняющий племенной.

*Монотеистическая религия, усиливающая процесс сакрализации княжеской

власти.

 

В истории формирования древнерусского государства несколько ключевых дат:

1. 862 г. Конунг Рюрик вместе с наемной дружиной установил контроль за ситуацией в Новгороде (с помощью обмана).

2. 882 г. Конунг Олег привел под Киев варяжско-фино-угорско-славянскую дружину и захватил в городе власть.

3. 907,911 г. Первые русско-византийские договоры (в начале 10 века, Русь и славяне - не одно целое).

4. 988г. Князь Владимир 1 провел крещение Руси.

5.1019-1054 г. Время правления Ярослава Мудрого.

За время правления Ярослава Мудрого, древнерусское государство достигло своего расцвета:

Это время военных успехов Руси (победа над литовцами и печенегами, над Византией и т.д.)

Территория расширилась по периметру до 7000 кв.км.

Быстрый рост торговли. Высокий уровень развития ремесла и СХ.

Создание свода письменных законов "Русская правда" (в ней говорится о нарушениях границ земельных владений, поджоге бортных деревьев, убийствах представителей вотчинной администрации, кражах имущества).

Быстрое развитие культуры (софийский собор в Киеве)

В Европе развернулась борьба за право стать родственником Ярослава Мудрого.

Черты государства:

Относительно слабый государственный аппарат (неопределенные функции, низкий авторитет, немногочисленность). Основу составляла дружина и князь (всего <=800 чел.)

-Пестрый этнический состав. Неоднородность общества (выделялись средние, -лучшие и худшие люди).

-Государственной религией было православие.

-Понятие государства: основной институт политической системы классового общества, осуществляющий охрану его экономической и социальной структуры. -Признаки государства: 1) Наличие систему управления. 2) Наличие права, закрепляющего определенную систему норм, санкционированных государством. 3) Наличие территории, на которую распространяется юрисдикция данного государства.

 

8 Духовная жизнь и культура страны в IX-XII вв.

 

1.1.

Материальная культура

Основу материальной культуры Киевской Руси составляло земледелие. Повсеместное распространение пашенного земледелия, широкое использование переложной (залежной) системы, появление плуга с железным лемехом позволяли получать довольно высокие урожаи. Высокого уровня развития достигли охота, рыболовство, бортничество. Слабее было развито скотоводство. Сельским хозяйством занималось подавляющее большинство населения. Это положение сохранялось до XX столетия.

Основу городского образа жизни составляли ремесло и торговля. Древнейшие русские города - Киев, Новгород, Псков, Чернигов, Смоленск, Полоцк, Суздаль. В XI в. число городов увеличивается до 90. Городское ремесло было более разнообразным, сложным и искусным, чем сельское, связанное с натуральным хозяйством. Изделия городского ремесла Руси во многих случаях получали высокую оценку и в зарубежных странах.

Важнейшие ремесла: кузнечное, оружейное, ювелирное, гончарное, кожевенное. Сырьем для производства железа служили болотная, озерная и дерновая руды, не требовавшие при обработке сложной техники. Железо выплавляли в сыродутной домнице. Русские кузнецы изготовляли самые разнообразные предметы из металла. Было налажено производство склепанных металлических изделий, висячих замков с ключами сложного рисунка. Эти затейливые замки получили в зарубежных странах название «русских замков» и находили там большой сбыт.

Русские оружейники производили мечи, боевые топоры, кольчуги, щиты и копья самого высокого качества. В оружейном деле рано возникла специализация, так как тщательная обработка металла требовала умелых приемов в работе. Русские шлемы-шишаки склепывались из железных клиновидных полос. Кольчуги - «брони» - состояли из множества переплетенных железных колечек. Разновидностью кольчуги были «бармицы», надежно предохранявшие шею и плечи воина от ударов сабли и стрел врага. Лом, молот (кувалда), наковальня и горн - вот орудия древнерусских кузнецов.

Высокого уровня развития достигло на Руси мастерство ювелиров. Сырье для ювелирного дела - цветные металлы получали из соседних стран, но в обработке бронзы, серебра, меди, в создании из них высокохудожественных произведений русские мастера достигли выдающихся успехов. Основным приемом - «серебряников» - русских ювелиров было литье. Использование формы для литья позволяло отливать весьма сложные изделия (колокола, височные кольца, подсвечники, перстни, браслеты и т.п.). Применялось литье по восковой модели. В Новгороде и Суздале большое развитие получает рельефная чеканка. Славилась Русь сканью - изделиями из скрученной, свитой серебряной или золотой проволоки. В сканном деле применялась пайка. Еще более сложной была техника зерни. Мельчайшие серебряные или золотые зерна накладывались по рисунку на пластины (до 300 шариков на квадратный сантиметр) и припаивались, создавая сложный орнамент. Русские ювелиры были знакомы с эмалью (ее на Руси называли «финифть»), а с X в. развивается перегородчатая эмаль. Эмалью обильно украшались колты, ожерелья, перстни и т.п.

Значительны были достижения ремесленников гончаров, занимавшихся выделкой не только посуды, но и кирпичей - «плинфы» и различных глиняных плиток, черепицы, изразцов. Развивалось на Руси и стеклянное производство.

1.2.

Духовная культура

Духовная культура Руси существенно изменилась после принятия русскими христианства в конце X в. («крещение Руси» князем Владимиром в 988 г.). «Христианская Церковь подняла значение княжеской власти в Киеве на большую высоту и упрочила связь между частями государства» . Вместе с новой религией широко распространились тесно связанные с ней достижения высокой византийской культуры - письменность, каменное строительство, церковное пение.

Из Византии на Русь было доставлено много произведений богословской литературы. В дальнейшем производство рукописных книг было налажено и на Руси. Переписка книг была сосредоточена главным образом в монастырях. В литературе того времени содержится немало восхвалений книге. Вместе с богослужебными книгами на Русь из Болгарии (принявшей христианство на 120 лет раньше) проник и церковнославянский (старославянский) язык - язык культа и религиозной литературы. Возможность вести богослужение и переписывать церковную литературу на славянском языке выгодно отличала Русь от славянских стран, принявших католичество, поскольку Рим требовал использовать в качестве богослужебного языка латынь. В то же время на местной основе сформировался древнерусский литературный язык, ставший языком деловой письменности, исторической и повествовательной литературы, государственным языком молодой, крепнувшей державы.

Древнейшие из дошедших до нас рукописей относятся ко второй половине XI в. Это Евангелие, написанное в 1056-57 гг. для новгородского посадника Остромира, переписанный с болгарского оригинала в 1073 г. «Изборник» и др.

Основой для христианского учения и мировоззрения являлись библейские книги Ветхого завета и Нового завета - Священное писание. Уже в период Киевской Руси были переведены и получили широкую известность книги Нового завета и Псалтырь (собрание из 150 псалмов - молитв и гимнов). В церквях во время богослужения читались Минеи (книги, содержащие похвалы святым), разного рода служебники, часословы, требники, тропари. Еще в XI в. были переведены некоторые жития святых и патерики - сборники коротких рассказов о праведниках, прославившихся своим благочестием, или о грешниках, наказанных богом. Получил особую популярность на Руси Синайский патерик. Наряду с признанными Церковью книгами русскими людьми читались и апокрифы - легенды о персонажах библейской истории, отличающихся от библейских текстов.

Не позднее начала XII в. на Руси были переведены исторические сочинения - византийские хроники, излагающие всемирную историю, книга Иосифа Флавия «История Иудейской войны», обширный роман о жизни и подвигах Александра Македонского - «Александрия».

9 Русь в период удельной (феодальной) раздробленности: причины раздробленности, характерные черты и последствия.

 

Причины:

во-первых, особенности становления феодализма на Руси. Князья наделяли своих наследников не комплексом обширных вотчин, а рентой-налогом. Нужны были гарантии того, что наследник со временем будет главой княжества. В то же время увеличение княжеских родов и сравнительно малый рост совокупного прибавочного продукта обостряли борьбу между князьями за лучшие княжества и территории, с которых можно было получать больший налог. Поэтому княжеские междоусобицы — это прежде всего борьба за перераспределение налога, которая позволяла захватить наиболее выгодные княжения и закрепиться в ранге главы суверенного княжества;

 

· во-вторых, натуральное хозяйство, отсутствие экономических связей способствовало созданию сравнительно небольших феодальных мирков и сепаратизму местных боярских союзов;

 

· в-третьих, развитие боярского землевладения: расширение боярских вотчин путем захвата земель смердов-общинников, покупка земли и т. п. — вело к усилению экономической мощи и самостоятельности бояр и в конечном счете к обострению противоречий между боярами и великим киевским князем. Бояре были заинтересованы в такой княжеской власти, которая могла бы обеспечить им военную и правовую защиту, в частности в связи с ростом сопротивления горожан, смердов, способствовать захвату их земель и усилению эксплуатации. Местные бояре стали приглашать князя со своей дружиной, но отводили им поначалу только полицейские функции. В последующем князья, как правило, стремились получить всю полноту власти. И это, в свою очередь, вело к обострению борьбы между боярами и местными князьями;

 

· в-четвертых, рост и укрепление городов как новых политических и культурных центров;

 

· в-пятых, в XII в. торговые пути стали обходить Киев; европейских купцов, а также новгородцев все более привлекали Германия, Италия, Ближний Восток, «путь из варяг в греки» постепенно терял свое значение;

 

· в-шестых, борьба с кочевниками ослабляла Киевское княжество, замедляла его прогресс; в Новгороде и Суздале было гораздо спокойнее.

 

Характерные черты не нашла((

 

 

Итоги:

Ее последствия были многозначны. Для каждого отдельно взятого княжества XII-XIII века они довольно печальны. Монголо-татарам сопротивляться ни одно княжество не смогло. Но в то же время, раздробленность – необходимый исторический период в истории любой страны. Россия здесь не исключение. Только через раздробленность, в конечном итоге можно осознать необходимость единства, что и произошло во времена московских князей. Поэтому говорить, что последствия феодальной раздробленности на Руси были крайне печальны, и что она нанесла огромный вред нашей истории крайне несправедливо. Да нам не повезло, что раздробленность совпала по времени с монгольским завоеванием, поэтому мы были отброшены в своем развитии на столетие. Но в то же время, Россия смогла возродиться, во многом, благодаря борьбе с Золотой Ордой. Вспомним Европу, в частности Германию, которая избежала подобных потрясений и смогла стать единым государством только в XIX веке.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: