Вопросы к экзамену по Философии (ПОНБ)
1) Предмет, структура и функции философии (что такое философия?; объяснение философии от Пифагора; структура философии; определение философии; четыре вопроса, на которые пытаются ответить все философские концепции; функции философии)
2) Понятие и типы мировоззрения (житейское (обыденное), религиозное (мифологическое), философское, научная картина мира)
3) Комплекс философских дисциплин (Онтология, Гносеология, Логика, Этика, Эстетика, Философия истории)
4) Основные направления в философии (1) Классификация в зависимости от ответа на вопрос что первично в мире: материя или сознание?; 2) Монизм, Дуализм, Плюрализм; 3) Классификация в зависимости от ответа на вопрос познаваем ли мир?; 4) Классификация на основе метода, используемого в познании)
5) Основные периоды развития античной философии (Натурфилософский, Гуманистический, Классический, Эллинистический, Религиозный, Христианский)
6) Этический рационализм Сократа (античный антропоцентризм; «Познай самого себя»; три основные добродетели, приобретаемые путем самопознания; «Я знаю, что я ничего не знаю»; два вида извлечения знаний: ирония и майевтика)
7) Объективный идеализм Платона (два мира: мир идей и мир вещей; объективный идеализм; Идея есть то, что делает вещь тем, что она есть; теория познания: знание и мнение; теория припоминания – анамнезис; метампсихоз (переодушвление))
8) Философия Аристотеля (Сущность, то есть идея не может быть вне того, сущностью чего она является; учение о бытии: материя – возможность, форма – действительность; учение о причинах: формальная, материальная, действующая, целевая; теория познания: чувственное познание и разумное познание; представления о Вселенной: область Земли и область Неба; представления о человеке; три вида душ: растительные, животные, разумные; две части человеческой души)
9) Неоплатонизм (Плотин; иерархия трех субстанций: Единое, Ум, Душа; учение о человеке, цели и смысле его жизни)
10) Общая характеристика философии Средневековья (теоцентризм; догматизм; догмат о творении; догмат об откровении; решение проблемы добра и зла)
11) Философия патристики (апологетика, Тертуллиан: «Нам после Христа не нужна никакая любознательность; после Евангелия не нужно никакого исследования», «Верую, ибо абсурдно»; классическая патристика, Аврелий Августин; три части учения: 1) физика – учение о творении природы Богом, 2) логика – чувственное познание не может привести к истине, истинное знание – это познание своей души, которая состоит из трех частей – воля, разум, память; 3) этика – учение о добре и зле; христианская философия истории (провиденциализм); «Град Земной» и «Град Небесный»)
12) Философия схоластики (два вида знания: сверхъестественное и естественное; основная проблема: соотношение веры и разума – три варианта: 1) Знание и вера – антиподы (Тертуллиан, Пётр Дамиани), 2) Знание и вера могут сосуществовать (Аверроэс, Сигер Брабантский, Уильям Оккам), 3) Знание и вера, философия и теология должны объединиться («Верую, чтобы понимать» - Аврелий Августин, Ансельм Кентерберийский; «Понимаю, чтобы верить» (Пьер Абеляр); Апофатическая (отрицательная) и Катафатическая (положительная) концепции познания Бога; аргумент для доказательства существования Бога Ансельма Кентерберийского; проблема универсалий или общих понятий: реализм и номинализм; соотношение существования (экзистенции) и сущности (эссенции), Боэций: «Сущность предшествует существованию»; Фома Аквинский (разграничение области применения теологии и философии: 1) по предмету, 2) по источнику, 3) по цели; пять доказательств бытия Бога))
13) Общая характеристика философии Возрождения (антропоцентризм, индивидуалистический гуманизм, пантеизм)
14) Философия антропоцентрического гуманизма (Франческо Петрарка: познание не Бога, а человека – «Небожители должны обсуждать небесное, мы же – человеческое»; гуманизм; человек – разумное существо, является творцом и именно в этом подобен Богу)
15) Неоплатонизм эпохи Возрождения (Николай Кузанский: «Бог во всём и всё в Боге», концепция развертывания Бога – экспликация, абсолютная истина и конкретная (ограниченная) истина, процесс познания – чувственное восприятие, воображение, рассудок, интеллект)
16) Натурфилософский пантеизм Возрождения (Джордано Бруно: «Бог есть бесконечное в конечном, он находится во всём и повсюду, не вне и над, но в качестве наиприсутствующего»; Единое; Бог и мир есть одно и то же; материя вечна; способность материи к самоформированию – Душа мира; миры рождаются и умирают; жизнь на других планетах возможна; отрицание личного бессмертия)
17) Общая характеристика философии Нового времени (выработка общего для всех наук метода познания, характерные черты философии Нового времени)
18) Философия эмпиризма (Фрэнсис Бэкон: истинное знание вытекает из чувственного опыта, связанного с ощущениями; индукция и эксперимент; цель познания – получить власть над природой; препятствия на пути познания («идолы» или «призраки») – «идолы рода», «идолы пещеры», «идолы площади», «идолы театра»)
19) Философия рационализма (Рене Декарт: «Я мыслю, следовательно, существую» (Cogito ergo sum); научный метод познания – дедукция; четыре правила метода - интеллектуальной интуиции, анализа, дедукции, полноты и последовательности выводов; учение о «врожденных идеях»; два вида субстанций – дух и материя; атрибуты и модусы субстанций)
20) Критическая философия И. Канта (Иммануил Кант: критическое отношение и к эмпиризму и к рационализму; процесс познания – чувственное познание, рассудок, разум; виды знания – апостериорное, априорное, «вещь в себе»; «вещь для нас» - это феномен, «вещь в себе» - это ноумен; категорический императив И. Канта)
21) Объективный идеализм Г. Гегеля (Георг Гегель: Абсолютная идея («Мировой разум», «Мировой дух»); «Что разумно, то действительно, и что действительно, то разумно»; мир – это процесс развертывания Абсолютной идеи, это процесс самопознания Мирового духа; три ступени процесса развертывания Мирового духа - ступень логики (идея в себе и для себя), ступень природы (идея в её инобытии), ступень духа (идея, возвращающаяся в самое себя из своего инобытия); три разновидности Духа; диалектический метод и законы диалектики; «Всемирная история есть прогресс в осознании свободы»; три этапа мировой истории)
22) Диалектический и исторический материализм (Карл Маркс, Фридрих Энгельс: диалектический материализм - «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»; исторический материализм – базис и надстройка, производительные силы и производственные отношения; учение об общественно-экономических формациях)
23) Позитивизм (Огюст Конт: «Долой метафизику, да здравствует физика!»; три стадии развития человеческого интеллекта – теологическая, метафизическая, позитивная (научная))
24) Иррационализм (общая характеристика иррационализма; Артур Шопенгауэр: мир как воля и представление; Фридрих Ницше: жизнь как «сознательная воля к власти»; учение о «Сверхчеловеке»)
25) Экзистенциализм (общая характеристика экзистенциализма – три основных тезиса; Сёрен Кьеркегор: три стадии человеческого существования, четыре типа людей; Жан-Поль Сартр: параметры человеческого «Я»; проект своего «Я»; обреченность человека на свободу; Альбер Камю: Абсурд – основание Бытия; «Миф о Сизифе» как метафора современной жизни)
26) Фрейдизм и неофрейдизм (Зигмунд Фрейд: трехуровневая модель психологической структуры личности; вытеснение; сублимация; Эрих Фромм: человек – совокупность биологического и социального начал; необходимость формирования новой личности; два начала в психике человека).
Темы докладов по дисциплине «Философия» (ПОНБ)
Семинар 1
1) «Осевое время» Карла Ясперса
2) Будда: жизнь и учение
3) Конфуций: жизнь и учение
4) Лао-цзы: жизнь и учение
Семинар 2
1) Фалес Милетский – родоначальник европейской философии и науки + Милетская школа (Анаксимандр, Анаксимен)
2) Гераклит Эфесский – основатель диалектики
3) Пифагор Самосский и его школа
Семинар 3
1) Элейская школа (Элеаты) – Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский, Мелисс
2) «Корни» Эмпедокла, «гомеомерии» Анаксагора, «атомы» Демокрита
3) Софисты (Протагор, Горгий)
Семинар 4
1) Эпикур и его школа, эпикуреизм
2) Стоицизм (Зенон Китийский, Клеанф, Хрисипп; римские стоики – Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий)
3) Кинизм (Антисфен Афинский, Диоген Синопский)
Семинар 5
1) Апологетика (Тертуллиан)
2) Классическая патристика (Аврелий Августин)
3) Схоластика (Фома Аквинский)
Семинар 6
1) «Государь» Никколо Макиавелли
2) «Утопия» Томаса Мора
3) «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы
Семинар 7
1) «Новая Атлантида» Фрэнсиса Бэкона
2) Философия эмпиризма (Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк)
3) Философия рационализма (Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц)
Семинар 8
1) «Цветущая сложность» Константина Николаевича Леонтьева («Византизм и славянство»)
2) «Непротивление злу насилием» Льва Николаевича Толстого («В чём моя вера?»)
3) «Философия всеединства» Владимира Сергеевича Соловьева («Чтения о Богочеловечестве»)
4) «Философия свободы» Николая Александровича Бердяева («Философия свободы»)
Семинар 9
Философия «Русского космизма»:
1) «Философия общего дела» Николая Федоровича Федорова («Философия общего дела»)
2) «Космическая философия» Константина Эдуардовича Циолковского («Грезы о земле и небе»)
3) «Учение о ноосфере» Владимира Ивановича Вернадского («Научная мысль как планетное явление»)
4) «Энергетический космизм» Александра Леонидовича Чижевского («Космический пульс жизни», «Физические факторы исторического процесса»)