ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ФОНЕТИЧЕСКОЙ ТРАНСКРИПЦИИ




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ, ПРАКТИЧЕСКИМ, ЛАБОРАТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

КЕЙС № 2

 

ТЕМА 2. ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ В ОБЛАСТИ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ

 

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

Материал темы «Фонетические закономерности в области гласных и согласных», изучаемый в курсе «Лингвистические основы профессиональной подготовки педагога», будет служить лингвистической базой для выработки специальных профессиональных компетенций будущего бакалавра педагогики (ПК-2, ПК-9) в курсе Технологии начального языкового образования, Теории и технологии развития речи детей. Знания фонетических закономерностей и навыки фонетического анализа звучащей речи, полученные при изучении темы, позволят в будущем эффективно организовать работу над звуковой стороной речи дошкольников и младших школьников, преодолеть фонетическую деформацию слов в их речи. Таким образом знания в области лингвистики будут использоваться для решения профессиональных задач (ОНК-2). Классификация предлагаемого в рамках темы языкового материала будет способствовать становлению общенаучной компетенции № 3 (ОНК-3), содержанием которой является способность анализировать информацию с разных точек зрения, выделять в ней главное, структурировать, оценивать, представлять в доступном для других виде (ОНК-3); представление обзора в виде устного сообщения на семинарском занятии направлено на развитие инструментальной компетенции № 5 (ИК-5) – владение научным стилем речи и навыками публичных выступлений, работа с таблицами в различных компьютерных программах позволит усовершенствовать ИК-1 (умение обрабатывать и интерпретировать данные с использованием современных информационных технологий); а работа с дополнительной научной литературой и выполнение специальных заданий по анализу фактов детской речи разовьет умение анализировать результаты научных лингвистических исследований и применять их результаты при решении конкретных исследовательских задач (ПК-6).

 

1. ОЗНАКОМЬТЕСЬ С УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ ПО ТЕМЕ. СОСТАВЬТЕ РЕФЕРАТИВНЫЙ ОБЗОР МАТЕРИАЛА ПО ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЕ с использованием технологии «кластеров» и следующего плана.

(Если Вы прослушали лекцию по данной теме, оформите свои записи с помощью кластеров - графических организаторов и дополните лекционный материал сведениями из прочитанной учебной литературы – основной и дополнительной)

 

ПЛАН

  1. Понятие звуковой закономерности, позиционные и комбинаторные изменения звуков.
  2. Фонетические закономерности в области гласных: а/ позиционные - редукция, б/ комбинаторные - переход И в Ы.
  3. Фонетические закономерности в области согласных: а/ позиционные - оглушение в конце слова, протеза, б/ комбинаторные – ассимиляция (типы по х-ру изменения звука, по направлению, по степени полноты), диссимиляция, аккомодация, диэреза, эпентеза, метатеза
  4. Звуковые закономерности при модификации слов в детской речи

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Учебники:

  1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. М.: ВШ, 1987.
  2. Современный русский язык / Под ред. Л.Л. Касаткина. – М., 2002.; 2004.
  3. Современный русский язык. В 3 ч. Часть 1. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография. /Н.М.Шанский, В.В.Иванов. - М.: Просв., 1987.
  4. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. – М.: Владос, 2000.

Сборники упражнений:

  1. Валгина Н.С. и др. Сборник упражнений по современному русскому языку. – М., 1987.
  2. Ермакова О.П. Практические занятия по современному русскому языку. – М., 1985.
  3. Кузнецова Л.К. Контрольно-тренировочные вопросы и задания для самостоятельной работыпо современному русскому языку. Учебно-методическое пособие для студентов факультета начальных классов. – Псков, 1999.
  4. Большакова Н.В. Введение в языкознание. Учебно-методическое пособие. – Псков, 2004.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бондарко Л.В. Фонетическое описание языка и фонологическое описание речи. - Л.: ЛГУ, 1981.
  2. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. - М., 1970.
  3. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. Вып. 1. Фонетика и морфология. Самара, 1997.
  4. Де Соссюр Ф. Курс общей лингвистики // Де Соссюр Ф. Труды по языкознанию. - М.: Наука, 1977.
  5. Журавлев А.П. Звук и смысл. - М., 1981.
  6. Лебедева Ю.Г. Звуки, ударение, интонация. - М.: Рус.яз., 1996.
  7. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. М.: Просв., 1976.
  8. Творческое наследие А.Н.Гвоздева и актуальные проблемы лингвистики. - Самара, 1997.
  9. Харченко В.К. Словарь детского языка. – М.: Астрель, 2005.
  10. Черкасов Л.Н. О классификации согласных русского языка по способу образования // Вопросы языкознания, 1980, № 3. - С.36-45.
  11. Шапошников В.Н. Современные проблемы фонетики // РЯШ, 1996, № 6.
  12. 555 упражнений по русскому языку: Обучающие упражнения. М., 1997.

СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ

1. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н.Ярцева. – М.: СЭ, 1990.

2. Русский язык. Энциклопедия. – М.: СЭ, 1979.

3. Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М.В.Панов. – М., 1984.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ

 

Приступая к изучению темы, имейте в виду, что все видоизменения (модификации) звуков в потоке живой речи могут считаться позиционными в широком смысле слова, но более традиционным является употребление этого термина в узком смысле - как обозначения изменений, связанных с позицией звука в конце слова (оглушение звонких согласных), в начале слова (протеза) или в безударном слоге (качественная и количественная редукция гласных).

Второй тип модификаций звуков - комбинаторные изменения - результат взаимодействия соседних звуков. Основные виды таких изменений имеют дополнительные характеристики: аккомодация - прогрессивная и регрессивная; ассимиляция прогрессивная и регрессивная, контактная и дистантная, полная и частичная; диссимиляция - прогрессивная и регрессивная, контактная и дистантная.

 

Обобщить сведения о фонетических закономерностях в области гласных Вам поможет таблица из учебно-методического пособия:

Большакова Н.В. Введение в языкознание.

Учебно-методическое пособие. – Псков, 2004.

По ходу освоения материала Вы можете дополнить таблицу своими примерами.

 

1. ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ В ОБЛАСТИ ГЛАСНЫХ

 

    Формулировка закономерности   Примеры
I. ПОЗИЦИОННЫЕ   Редукция гласных. Качественная редукция (изменение качества гласного) и количественная редукция (сокращение длительности звучания гласного) в определенных фонетических условиях    
  1/. В соответствии с ударным [O]произношение в безударных слогах [A (/\)] или [Ъ] - по “закону А.А.Потебни”. Иногда называют “аканьем” (= неразличение [O] и [A] в безударных слогах)   [вол] - [в/\ла] [кон’]- [к/\н’а]- [кън’ивот] [Ъ] невозможно в абсолютном начале слова: [/\рс’инал]
  2/. В соответствии с ударным [Е]произношение в безударных слогах [И] или [Ь]. Иногда называют “иканьем” (= неразличение [Е] и [И] в безударных слогах) [р’еки] - [р’ика] [в’еч’ьр] - [в’ич’ерн’иj] -[в’ьч’ира]
  3/. В соответствии с ударным [’А] после мягкогосогласного в безударных слогах (не в окончаниях) произношение [И] или [Ь], т.е. гласных переднего ряда   [ч’ас] - [ч’исы] - [ч’ьс/\воj]   Но: [с’идаjъ] - [с’ин’ъjъ]
II.КОМБИНАТОРНЫЕ   Переход [И] в [Ы] В соответствии с [И]в абсолютном начале слова произношение после твердого согласного [Ы] [игра] - [в ыгр’е] [иток] - [пъдытожыт’] [м/\рос ы сонць]

 

По отдельным типам звуковых изменений закономерности формулируются следующим образом:

 

  1. РЕДУКЦИЯ

· все гласные подвергаются количественной редукции в безударных слогах

· гласные [А], [О], [Э] подвергаются качественной редукции в безударных слогах:

 

[O]

а/ на месте [О] в первом предударном слоге (в о да) появляется [/\] - слаборедуцированный гласный непереднего ряда;

б/ на месте [О] во 2-3-… предударных слогах (в о д о ворот) появляется [Ъ] - сильноредуцированный гласный непереднего ряда;

в/ на месте [О] в заударном слоге (на” в о ду) появляется [Ъ] – сильноредуцированный гласный непереднего ряда;

 

Продолжите формулировки, используя материал учебников, классификационной таблицы Н.В.Большаковой и рубрики «Справочные материалы»)

[A]

а/ на месте [А] после твердого в первом предударном слоге (сады) …..

б/ на месте [А] после твердого во 2-3 -.. предударном слоге …..

в/ на месте [А] после твердого в заударном слоге …..

 

г/ на месте [А] после мягкого в первом предударном слоге (часы) …..

д/ на месте [А] после мягкого во 2-3 -.. предударном слоге …..

е/ на месте [А] после мягкого в заударном слоге …..

 

[Э]

а/ на месте [Э] после мягкого в первом предударном слоге (весы) …..

б/ на месте [Э] после мягкого во 2-3 -.. предударном слоге …..

в/ на месте [Э] после мягкого в задударном слоге …..

 

г/ на месте [Э] после твердого в первом предударном слоге (цеха) …..

д/ на месте [Э] после твердого во 2-3 -.. предударном слоге …..

е/ на месте [Э] после твердого в заударном слоге …..

 

  1. ПЕРЕХОД [И] в [Ы]:

(в Италию, из Индии, безымянный, сыграть, пединститут, спортинтернат, мороз и солнце, снег идет)

 

На месте [И] появляется [Ы]:

· в начале слова после предлога на твердый согласный: ………

· на стыке приставки (на сложный согласный) и корня: …….

· на стыке корней в сложносокращенных словах: ……..

· в беглой речи – на стыке слов: …….

 

2. ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ В ОБЛАСТИ СОГЛАСНЫХ

I. Позиционные изменения согласных

 

Формулировка закономерности   Примеры
Позиционное изменение звонких согласных в абсолютном конце слова(оглушение)   [сат] [дуп]
В потоке речи на стыке знаменательных слов в положении перед гласными, сонорными, [В] [дуп /\сыпълс’ъ] [дуп р/\зросс’ъ] Но: [дуб з/\сох]
ПРИМЕЧАНИЯ:  
1. Сонорные согласные не оглушаются, но произносятся с низкой степенью звучности [ком] [вопл’] [спор]
2. В современном языке начинает действовать ненормативная тенденция к произношению [х’] в соответствии с нормативным [j] ср. [ч’ех’] - чей

 

ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ В ОБЛАСТИ СОГЛАСНЫХ

II. Комбинаторные изменения согласных

 

    Формулировка закономерности   Примеры
I.   Ассимиляция по звонкости/глухости шумных согласных перед шумными:  
  а/ внутри фонетического слова   [к/\ропкъ] [лоткъ] [проз’бъ] [път ст/\лом] [/\д зав’ис’т’и]
  б/ на стыке знаменательных слов [фкуз гр’ибоф] [хвозд б/\бра] [л’изд б’ир’озы] [нод’ж’ была]
    ПРИМЕЧАНИЕ:  
    примеры типа [го т п/\б’еды] допускают двоякое истолкование (оглушение в конце слова или межсловная ассимиляция)  
2.   Ассимиляция по месту образования (обычно полная)  
  а/ на стыке корня и суффикса [р’еш’ш’ик] [п’ьр’ивош’ш’ик] [въдъпр/\воч’ч’ик]
  б/ внутри морфемы [ш’ш’ас’т’jъ]
  в/ в составе фонетического слова с проклитикой [ш’ ч’ашкъj]
    ПРИМЕЧАНИЕ:  
    Обычно не происходит полной ассимиляции на стыке приставки и корня, на стыке предлога (проклитики) и знаменательного слова [/\тч’итат’] [ /\тш’ш’итат’] [/\тцарствъвът’] [/\т целъвъ]
3.   Аккомодация (смягчение) согласных перед гласными переднего ряда  
  а/ перед [И] - регулярное, обязательно [т’ихъ] [в’ид’ит]
  б/ перед [Е] - разрушенная закономерность [б’елыj] [м’еръ] Но: [неп] [гес] [к/\фе] [c’ес’иjъ] и [cес’иjъ]
4.   Ассимиляция по мягкости- частично разрушенная закономерность, т.к. действует нерегулярно,определяется характером согласного:  
  а/ зубные перед мягкими зубными - наиболее последовательная ассимиляция [мос’т’ик] [гвоз’д’ик]
  б/ зубные перед [Л’], [j], губными - непоследовательно (определяется орфоэпическими нормами) [трус(’˙)л’ивыj] [п/\д()jом] [в/\з’м’и], но [с(’˙)м’ех]
  в/ [Н’] перед п/язычными и [j]обычно ассимилирует [в’ин’т’ик] [бан’ш’ш’ик] [в/\р’ен’jь]
  г/ губные перед п/язычными - тенденция к твердому произношению [фт’ират’]
  д/ губные перед [j] - непоследовательно, тенденция к твердому произношению [п(’˙)jот
  е/ з/язычные и [Л] перед мягкими не смягчаются [/\кт’ивныj] [в’илк’и]
    ПРИМЕЧАНИЕ:  
    в случае затруднения следует смотреть орфоэпический словарь  
5.   Ассимиляция по твердости(редкое явление) [кон’] - [конскиj] [Том’] - [Томск’]
6.   Сокращение одинаковых согласных(при словообразовании на морфемной шве) [ссоръ] - [рассор’иццъ] [ваннъ] - [ваннъjъ]
7.   Упрощение групп согласных (диэреза) [грус’т’] - [грусныj] [ш’ш’ас’т’jь] - [ш’ш’исл’ивыj]

 

В современном просторечии наблюдается действие и других позиционных и комбинаторных звуковых закономерностей. Однако такое произношение слов не является нормативным с точки зрения орфоэпии:

Позиционные звуковые изменения в просторечии:

· Протеза (вставка звука в начале слова): * вулица – улица, * Воля – Оля.

Комбинаторные звуковые изменения в просторечии:

· Эпентеза (вставка слова внутри слова): *какава - какао, * радива - радио.

· Метатеза (перестановка звуков): * талерка – тарелка, * калбуки – каблуки, * тубаретка – табуретка.

 

Особенности диэрезы, ассимиляции и метатезиса при модификации слов в детской речи описаны С.Н.Цейтлин («Язык и ребенок», 2005, с.78-80). Обратите внимание на основные характеристики этих явлений и подготовьтесь к анализу материала детской речи при выполнении практических заданий:

· при сокращении групп согласных (кластеров) сонорный + шумный устраняется сонорный (кука – кукла); в сочетании шумный щелевой + шумный смычный устраняется щелевой (десь – здесь)

· группы звуков в начале слова сокращаются чаще;

· в ранней речи детей часто наблюдается дистантная ассимиляция по месту и/или способу образования (Наня – Надя);

· дистантная ассимиляция может носить как прогрессивный, так и регрессивный характер;

· особенно активна в детской речи метатеза (гофли – гольфы, баклуки – каблуки); механизм метатезиса до сих пор не совсем ясен.

 

II. ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ ПО ТЕМЕ, ВКЛЮЧИТЕ ИХ В СВОЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ (ЕСЛИ ВЫБУДЕТЕ СОЗДАВАТЬ ЕГО В ПРОГРАММЕ X-POLYGLOSSUM.3.0.–Словарь пользователя, ВЫУСОВЕРШЕНСТВУЕТЕ ЕЩЕ ОДНУ НЕОБХОДИМУЮ ПЕДАГОГУ КОМПЕТЕНЦИЮ - ИНСТРУМЕНТАЛЬНУЮ)

 

Звуковая закономерность, аккомодация, ассимиляция, ассимиляция по глухасти/звонкости, ассимиляция по твердости/мягкости, ассимиляция по месту образования, ассимиляция по способу образования, контактная ассимиляция, дистантная ассимиляция, прогрессивная ассимиляция, регрессивная ассимиляция, полная ассимиляция, частичная ассимиляция, диссимиляция, метатеза, диэреза, сокращение групп согласных (кластеров), эпентеза, протеза, редукция (качественная, количественная), степень редукции.

 

III. ПОДГОТОВЬТЕСЬ К ОБСУЖДЕНИЮ ВОПРОСОВ ПО ТЕМЕ В РАМКАХ КОЛЛОКВИУМА, СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ ИЛИ К ПИСЬМЕННОМУ ОТВЕТУ НА ВОПРОСЫВ ХОДЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

1. Каково содержание термина звуковой закон?

2. Каковы живые звуковые законы в области гласных в русском языке?

3. Каковы живые звуковые законы в области согласных в русском языке?

4. Чем обусловлены позиционные изменения звуков?

5. Чем отличается аккомодация от ассимиляции?

6. Каковы типы ассимиляции по характеру изменения звука, по степени, по направлению?

7. Какая ассимиляция - прогрессивная или регрессивная - является нормой для русской речи?

8. Каковы причины и механизмы звуковых модификаций слов в детской речи?

 

Для обобщения материала по теме используйте стратегию Знаю – узнал – Хочу узнать.

IV. ВЫПОЛНИТЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ,

чтобы усовершенствовать навыки лингвистического анализа и подготовиться к контрольной работе по теме

 

  1. Определите позиции, в которых возможна ассимиляция согласных по твердости/мягкости: Валгина, упр. 110.
  2. Сравните влияние согласного и гласного на предшествующий согласный. Отметьте случаи ассимиляции и аккомодации: трава - травка - траве; нёс - нести - несёт; просит - просьба.
  3. Объедините в группы слова с полной и частичной ассимиляцией: сделать, отдать, сшить, бесстрашный, ложка, отбить, изжога.
  4. Затранскрибируйте словосочетания, объясните причины звуковых изменений на стыке слов: Валгина, упр. 102.
  5. Затранскрибируйте пары слов и объясните, какие фонетические законы привели в образованию омофонов: (Ермакова, упр. 72).
  6. Затранскрибируйте текст (Валгина, 118), проанализируйте действие звуковых законов в области гласных и согласных.
  7. Охарактеризуйте примеры ассимиляции в детской речи: 1/ по типу изменения звука (тв./м., гл./зв., место обр., способ обр.), 2/ по направлению (прогр./ регр.), 3/ по степени полноты (полн./част.), 4/ по месту звуков в слове (конт./дистант.): мототок – молоток, пипейка – копейка, коклета – котлета, мананез – майонез, Попа – Поля, Папа – Паша, неня – нельзя.
  8. Определите тип сокращения кластеров - групп согласных (по С.Н.Цейтлин) в следующих примерах из детской речи: буки – буквы, ветилятор – вентилятор, атомат – автомат, Вогоград – Волгоград, Кучи – включи, бадика – водичка, лоша – ложка, деги – деньги. Выбрав и другие примеры из «Словаря современного детского языка» В.К.Харченко (М., 2005), попытайтесь детализировать классификацию С.Н.Цейтлин.
  9. Определите тип звуковых изменений в следующих примерах модификации слов детьми младшего возраста: агнедот – анекдот, жедулок – желудок, дрысь – рысь, дженский – женский, какаля – какао, волдолаз – водолаз, кутла – кукла, ковната – комната, вздрозгнула – вздрогнула, бадинт – бандит, ревёвка - верёвка, гобули – голуби, сабаножки - босоножки, небель – мебель, Аркатика – Арктика.
  10. Проанализируйте комплексные звуковые модификации слов в детской речи, выделив отдельные типы звуковых изменений: онона – ворона, дюдадес – диатез, клюкля – кукла, тебудот – бутерброд, лобобысек – воробышек.

 

V. ТРЕБОВАНИЯ К УСВОЕНИЮ ТЕМЫ

    • Владение теоретическим материалом (в объеме предлагаемых для обсуждения вопросов)
    • Владение терминологическим минимумом по теме
    • Навыки фонетической транскрипции
    • Навыки фонетического анализа слова и интерпретации звуковых закономерностей, в том числе в детской речи

 

VI. СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ФОНЕТИЧЕСКОЙ ТРАНСКРИПЦИИ

(Большакова, 2004. – С.7-8; Кузнецова, 1999. – С.56-57):

 

· Каждый знак транскрипции соответствует одному звуку речи, в связи с этим в транскрипции не используются так называемые йотированные буквы е, ё, я, ю.

· В транскрипции не используются буквы алфавита, не имеющие звукового содержания.

· Кроме букв алфавита в транскрипции используется система диакритических знаков

· При транскрибировании слова, фразы, текста, необходимо ставить ударение.

· В транскрипции не используются знаки препинания; пауза и конец фразы отмечаются соответственно знаками / и //

· В транскрипции не используются прописные буквы

· Фонетическая транскрипция записывается в квадратных скобках, фонологическая – в угловых.

· Редуцированные гласные отображаются специальными знаками в зависимости от позиции:

- В произношении гласных выделяется три позиции: I позиция – положение гласного под ударением. Безударный слог, стоящий непосредственно перед ударным, называется первым предударным слогом – это II позиция. Остальные предударные и все заударные слоги соответствуют III позиции.

- В I позиции произносятся без изменений все 6 гласных.

- Во II позиции (первый предударный слог) произносятся без заметных качественных изменений все гласные верхнего подъема [и], [ы], [у]. Здесь не произносятся гласные среднего и нижнего подъема [е], [о], [а], в соответствии с каждым из них произносятся [иэ], [ ], [ ].

- В III позиции (остальные предударные и все заударные слоги) произносятся без существенных изменений [и], [ы], [у]. Здесь не произносятся гласные среднего и нижнего подъема [е], [о], [а], в соответствии с каждым из них произносятся [ь], [ъ], [ъ]. Эти звуки не могут произноситься в абсолютном начале слова. Здесь на их месте произносятся [иэ], [ ], [ ].

ОБРАЗЦЫФОНЕТИЧЕСКОЙ ТРАНСКРИПЦИИ:

 

дом – дома – домовой [дом / д/\ ма / дъм/\ воj]

 

лес – леса – лесовоз [л’эс / л’иэса / л’ьс /\ вос]

 

сад – сады – садовод [cат / с /\ ды / съд/\ вот]

 

час – часы – часовой [ч’ас / ч’иэсы / ч’ьс /\ воj]

 

цех – цеха – цеховой [цэх / цыэха / цъх/\ воj]

 

над озером; от Ивана [н/\ д оз’ьръм / /\т ыванъ]

 

Поздняя осень. Грачи улетели. Лес обнажился. Поля опустели. [поз’н’ьjь ос’ьн’ // гр/\ч’и

 

ул’иэт’эл’и // л’эс /\бн /\жылсъ // п /\ л’а /\пус’т’эл’и //]

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: