Примерная схема занятий со здоровыми детьми первого года жизни




 

Возраст\ уровень развития Цель и методы занятий Рекомендуемые игрушки
1-3 месяца Поворачивает голову в сторону звука. Сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете, проявляет радость улыбкой, движением рук и ног, звуками; наталкивается на игрушку руками. Удерживает голову, гулит с 1,5-2 мес. Развитие зрительных, слуховых, ориентировочных реакций, формирование положительных эмоций, умение держать голову. Разговаривать, петь, наклонившись над ребенком, обходя кровать, менять место звучащих предметов. Выкладывать на живот, брать на руки, подвешивать игрушки. Простой формы, яркие, но немногоцветные, крупные, звучащие игрушки и шары.
3-6 месяцев Узнает мать. Распознает интонации в речи взрослого. Подолгу певуче гулит, удерживает в руке игрушку. Ярко выражен «комплекс оживления», лежа на животе переворачивается (в 4,5 мес). С 5 мес появляется лепет С 6 мес начинает ползать. Снимает пищу губами. Формировать хватательные движения рук и гуления. Поддерживать радостное состояние: улыбку, смех, вызывать ответные звуки – лепет. Окликать ребенка издали, вызывать отыскивание звука, слушание музыки; показывать яркие игрушки, приучать пить из чашки и есть из ложки. Яркие целлулоидные погремушки, удобные для захватывания, кольца с привязанными к ним игрушками, колокольчики подвешивают над грудью на уровне вытянутых рук.
6-9 месяцев Реагирует на свое и чужое имя. С 6 мес начинает произносить отдельные слоги. Ползает, садится, стоит (с 7,5-8 мес), ориентируется в окружающем пространстве. На вопрос «где» находит предмет. Производит плясовые движения под музыку. Хорошо ест из ложки, пьёт из чашки. С 7 мес берет кусочек хлеба в руку. Поддержка эмоционального состояния, организация сна и бодрствования, игровой деятельности. Побуждать к ползанию с 5 мес., вставать-с 7,5 мес., ходить с опорой. Стимулировать лепет, вызывать подражание словами. Называть окружающие предметы, помогать выполнять движения; «ладушки», «до свидания»... Для развития действий с предметами – мячи, игрушки для катания, кубики, складные матрёшки, пирамидки.
9-12 месяцев Выполняет самостоятельно и по просьбе взрослого действия с игрушками. Произносит первые слова, обозначения ("ав-ав", «кис-кис», различает предметы по форме (кубик, шарик). С 10-11 мес ходит. Понимает слово «нельзя». В процессе кормления ест, сидя за столом, сам (с 9 мес) пьет из чашки (берет ее руками) Вызывать подражание произносимым словам. Много разговаривать, называя окружающие предметы и людей. Показывать животных, заводные игрушки. Учить выполнять действия с предметами «сними», «надень», «принеси» по слову без показа. Побуждать к ходьбе. Формировать положительное отношение ко всем режимным процессам, навыки опрятности. Разнообразные звучащие животные, куклы, мячи, пирамидки, матрёшки, корзинки, коробки, картинки. Игрушки раскладывают в кроватке, манеже.

 

В число важнейших умений, которые в значительной степени отражаются на формировании характера ребенка и его деловых качеств, входят самостоятельность, способность общаться с окружающими, ладить с ними и завоевывать уважительное отношение к себе.

Эти же качества важны и для социального развития. Чтобы выявить нарушения развития в социальном плане уже в 1-й год, можно ориентироваться по следующим указаниям. Необходимо обратиться к врачу, если ребенок:

- к концу 1-го мес не прекращает крик, когда мать прикладывает его к груди или прижимает к себе;

- к концу 2-го мес не смотрит на мать, когда она заговаривает с ним;

- к концу 3-го мес не улыбается, когда к нему приближается взрослый, заговаривает с ним или улыбается ему;

- к концу 4-го мес не выражает радость, когда с ним играют;

- к концу 5-го мес не прекращает плакать, когда с ним заговаривают, не может отличить доброжелательность или недовольство в тоне или мимике;

- к концу 6-го мес не просится «на ручки», протягивая свои ручки к взрослому;

- к концу 7-го мес не ласкается к матери, не прижимается щечкой к лицу матери;

- к концу 9-го мес не пугается и не стесняется чужих людей, не пытается прятаться за мебель или не сердится, когда у него отбирают игрушку;

- к концу 10-го мес не повторяет или не имитирует такое действие, которое вызывает смех окружающих;

- к концу 11-го мес не поддерживает чашку при питье и не может самостоятельно есть сухарь;

- к концу 12-го мес не может самостоятельно есть ложкой и не гримасничает, заметив свое отражение в зеркале.

 

При воспитании ребенка первого года жизни большое внимание должно быть уделено обеспечению его положительного эмоционального состояния. При уходе за ребенком необходимо улыбаться, ласково говорить, осуществлять тактильный контакт (брать на руки, прикладывать к груди, проводить массаж)

Сегодня все большее число ученых проводят клинические исследования в области детского массажа, изучая «биологию телесного контакта». Больше всего такого рода исследований проводится в НИИ осязания при медицинском. факультете университета Майями.

Результаты исследования показывают, что благодаря массажу дети проявляют большую двигательную активность, лучше ориентируются в пространстве и у них более высокие результаты в тестах на развитие.

Кроме того, исследования на людях подтвердили полученные на животных результаты, что регулярный телесный контакт с родителем с самого рождения понижает концентрацию в крови гормонов стресса (таких как норэпинефрина и кортизона), способствует приросту в весе и усиливает работу иммунной системы.

Положительное воздействие массажа и гимнастики обеспечивается правильной техникой его проведения. В течение первого года жизни здоровый ребенок должен получить пять комплексов массажа и гимнастики (см. Справочное пособие «Динамический контроль за состоянием здоровья ребенка первых 3-х лет жизни», стр54-56), при этом необходимо выполнять следующие условия:

· начинать занятия с 10-15-го дня жизни;

· заниматься ежедневно 3-4 раза по 5-7 мин;

· занятия проводить через час после кормления (лучше после второго);

· руки, проводящего массаж должны быть вымыты теплой водой с мылом, (без колец и часов);

· проводить занятия на столе, покрытом байковым одеялом, клеенкой и простынкой, поверх которых укладывают раздетого ребенка;

· не допускать сквозняков;

· температура воздуха в комнате должна быть не менее 20-22.*С;

· во время занятий эмоции ребенка должны быть только положительными.

Как массаж и гимнастика, также и закаливание укрепляет нервную систему ребенка, улучшает работу сердца, легких, пищеварительной и выделительной систем. Закаленные дети легче переносят изменения влажности воздуха, холод и жару, менее подвержены простудным и другим заболеваниям. Закаливающими процедурами являются:

· ежедневные гигиенические водные процедуры;

· сон и прогулки на свежем воздухе;

· воздушные ванны (первые ребенок получает при смене пеленок, переодевании);

· влажные обтирания рекомендуют с 3-4 мес.

При проведении закаливающих процедур необходимо соблюдать регулярность и постепенное увеличение нагрузки. (см. методику проведения закаливания в справочном пособии «Динамический контроль...» стр. 58-59)

При организации режима дня ребенка необходимо помнить, что новорожденный не отличает день от ночи. В утробе матери периоды сна и бодрствования чередуются каждые 3-4 часа (но могут быть длиннее или короче). Средняя потребность во сне до одного месяца: 6-8 часов днем и 8 ночью. С 6-й недели жизни ночная фаза сна постепенно увеличивается. К году ребенок спит днем около 3 часов и 11 часов ночью.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: