Методические указания к применению ЛФК в поликлинике




ОСОБЕННОСТИ ЛФК ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ У ДЕТЕЙ

Физические упражнения, применяемые при бронхиальной астме у детей, воздействуя через нервную систему, способствуют нормализации деятельности дыхательного аппарата, снимают доминантный кортиковисцеральный рефлекс, оказывают психотерапевтическое действие, повышают нервный тонус больного. Важное значение в регуляции функциональных систем при выполнении физических упражнений имеет гормонально-гуморальный механизм. Во время выполнения физических упражнений происходит естественная стимуляция гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы. В результате этого увеличивается выброс в кровь глюкокортикоидов, что обеспечивает нормальную деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем, водно-электролитного баланса и повышает уровень свободных аминокислот, необходимых для синтеза биоферментов.

Учитывая психотерапевтическое воздействие самой процедуры лечебной гимнастики на больного бронхиальной астмой, при ее проведении обращают особое внимание на повышение положительной эмоциональной окраски, что достигается подбором упражнений с элементами легких спортивных игр.

Комплекс лечебной гимнастики строится по тем же принципам, что и для взрослых, в него входят общеразвивающие и специальные упражнения, которыми являются дыхательные упражнения. Занятия следует начинать с обучения больного правильному дыханию через нос. Для уменьшения спазма гладких мышц бронхов применяют специальные упражнения, расслабляющие мышцы пояса верхних конечностей, рук, туловища, которые следует сочетать с полноценным выдохом, что значительно повышает их эффективность.

В процессе занятий ЛФК желательно проводить частую смену исходных положений для осуществления постурального дренажа и повышения эффективности опорожнения бронхов.

Для профилактики и ликвидации уже имеющегося ателектаза легких вводят специальные дыхательные упражнения с максимальным использованием вспомогательных мышц во время вдоха с целью его углубления. В результате улучшения дыхательной функции легких увеличивается не только просвет бронхов и бронхиол, но и количество раскрывшихся альвеол, что приводит к уменьшению физиологического мертвого пространства легких, создает условия для коллатерального дыхания, снижает гипоксию. Улучшение бронхиальной проходимости, равномерная вентиляция легких, повышение пластических свойств легких, укрепление дыхательных мышц являются профилактикой эмфиземы легких, образования бронхоэктазов, возникновения повторных заболеваний. Повышение крово- и лимфообращения в легочной ткани способствует предупреждению развития пневмосклероза и других дегенеративных изменений в легких и бронхах.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

1. Дети должны заниматься дома 2 раза в день (утром и вечером) не ранее чем через час после еды и за 1-1,5 часа до сна. Продолжительность занятия 10-15 минут.

2. Комнату перед занятием необходимо проветрить, температура воздуха 10-18°.

3. Одежда не должна стеснять движений ребенка (трусы и майка).

4. Все упражнения выполняются без напряжения, в медленном темпе беззадержки дыхания, добиваться полного удлиненного выдоха.

5. Во время выполнения дыхательных упражнений нельзя допускать

чрезмерно усиленного вдоха и выдоха. Необходимо делать неглубокий, спокойный вдох через нос, а выдох через рот. Кроме того, следует регулировать правильную работу диафрагмы, при выдохе втягивать живот.

6. Во время выполнения дыхательной гимнастики с произношением на выдохе гласных и согласных букв надо также следить за правильностью дыхания. Важно добиваться постепенного увеличения продолжительности времени произношения букв до 30-40 секунд. В процессе выполнения указанных упражнений улучшается работа диафрагмы и заметно возрастает жизненная емкость легких.

7. Рекомендуется пребывание на свежем воздухе в любое время года. Прогулки проводятся в медленном темпе, с остановками для отдыха и обязательной тренировкой дыхания: 2 – 3 шага - вдох, 4 – 5 шагов – выдох и т. д.

8. Кроме лечебной гимнастики необходимы занятия спортивными упражнениями (плавание, лыжи, туризм, коньки, велосипед).

9. Большое значение имеет закаливание: прогулки на свежем воздухе, воздушные ванны. Воздушные ванны начинать с температуры не ниже 20-22° с 10 минут и довести до 1-2 часов. Закаливание водой: систематическое обливание ног перед сном водой (30-28°), с постепенным понижением температуры до 18°, обтирание тела водой (температура 37-35°, с понижением ее до 20-18°).

10. Полезно купание в реке при температуре не ниже 22° с понижением температуры до 18°.

11. От приема солнечных ванн до полного выздоровления следует отказаться.

Дозированная ходьба и прогулки являются важными средствами ЛФК в лечении бронхиальной астмы.

 

 

Методические указания к применению ЛФК в поликлинике

 

1. Курс лечения в поликлинике 6-8 месяцев с посещением 3 раза в неделю.

2. Помимо занятий в поликлинике дети должны заниматься дома 2 раза в день по 10-15 минут (утром и вечером) под наблюдением родителей.

3. В межприступный период по разрешению лечащего врача дети могут заниматься спортивными упражнениями (плавание, туризм, лыжи, коньки).

4. Врач должен ознакомить родителей с особенностями режима дня, питания, закаливания.

5. Из зала лечебной физкультуры должны быть удалены все предметы, которые могут быть источниками пыли или запаха (ковры, картины, мебель). Использование зала лечебной физкультуры в других целях запрещается.

6. Необходима влажная уборка зала после каждого занятия. Температура помещения 16-18°С.

7. Комплектуются группы по возрасту 3-6 лет, 7-14 лет до 10 человек в группе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: