ЧТО ТАКОЕ ЕВРЕЙСКАЯ ОБЩИНА В РОССИИ?




В РОССИИ сегодня сосредоточена третья по размеру еврейская община в мире. На первом месте – Америка (около 6 млн.), на втором – Израиль (около 5 млн.). С одной стороны, вроде бы все ясно: “Еврейская община бывшего Союза... продолжает оставаться третьей в мире по величине. Здесь проживает более двух миллионов евреев (из них в России - более миллиона, на Украине - около 600 тысяч, в Белоруссии - около 120 тысяч)...” (“Международная еврейская газета” № 13/96).

Но, например, социолог Розалина Рывкина указывает, что евреев в России к началу 1996 г. осталось всего 345 тысяч (Евреи в постсоветской России – кто они? – М., 1996. – С. 5). А еврейский публицист Леонид Радзиховский в статье “Еврейское счастье” противоречит ей: “Из 150 миллионов жителей России примерно тысяч 600 - евреи по паспорту. Еще свыше миллиона - “полукровки”. Если добавить членов их семей, то мы получаем не менее трех миллионов человек, находящихся в “еврейской сфере” (“Новое русское слово” 17.01.96).

Кто прав? Сказать трудно. Между этими данными есть большие расхождения, но так или иначе есть и относительная определенность.

Однако, с другой стороны, наблюдается интересный феномен: “По данным переписи 1989 г. еврейское население Новосибирска составляло 9000 человек. Общие демографические процессы, связанные со снижением рождаемости, естественная убыль, а также влияние эмиграции, казалось бы, должны были привести к уменьшению еврейского населения. Однако его численность остается неизменной, поскольку появившиеся в последние десять лет возможности приобщения к национальной культуре выявили скрытую в прошлом часть еврейского населения, обеспечив свободную самоидентификацию в контексте мировых исторических процессов” (“Международная еврейская газета” № 15/97).

Этот феномен наблюдается не только в Новосибирске, но и в масштабах всего бывшего СССР, где к миллионам дореволюционного еврейства добавились в годы Второй мировой войны многие сотни тысяч, если не миллионы польских евреев. (Всего в Российской империи, вместе с Польшей, в 1897 году евреев насчитывалось пять миллионов с половиной; к 1939 году выросло еще два поколения.) В своем большинстве они в той или иной мере растворились или мимикрировали к 1980-м годам (быть евреем было невыгодно для карьеры). Но втайне мимикрией тяготились и с началом перестройки вышли наружу из тени, демонстрируя живучесть еврейской идеи, еврейской натуры. Характерен пример комика Хазанова, который при Советской власти всегда писался осетином, но, как только “стало можно”, во весь голос заговорил о своем еврействе и совершил карьерный взлет.

Антиассимиляция (диссимиляция): вот чего мы дождались! Под воздействием целенаправленной воли еврейских вождей, стимулируемый денежными премиями, пошел активный процесс выявления латентного еврейства, его переидентификации и дерусификации. Так растворенные в резервуаре частицы металла, стоит только сунуть в раствор катод и анод, начинают стекаться в одно место и образуют чистый гомогенный слиток. И если не вытащить из раствора электроды (в рамках данной метафоры – Российский еврейский конгресс [РЕК] и Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России [КЕРООР]), этот процесс пойдет до конца, пока данный металл не воссоединит все свои молекулы...

И если бы только свои! Авраам Бург, председатель правления Сохнута, точно выразил одну из установок современного еврейства: “Принимая во внимание растущую ассимиляцию евреев во всем мире, отталкивание нами смешанных семей и “полукровок” и разрыв между ними и всем народом Израиля станет тяжкой ошибкой. Если члены семьи еврея - его дети, супруг - готовы идентифицировать себя с еврейским народом, связать с ним свою судьбу и присоединиться к нему, решение проблемы необходимо искать в облегчении процесса гиюра этих людей и их окончательного присоединения к еврейскому народу, а не в жертвовании огромной частью евреев диаспоры” (“Международная еврейская газета” № 12/96). Как это ни обидно, приходится иногда констатировать иудеизацию представителей иных этносов бывшего СССР, в том числе и русских. Парадокс! Малый народ ассимилирует большие...

ИТАК, точно ответить сегодня, сколько же в России евреев, - невозможно. (Я лично думаю, что прав Радзиховский: евреев и породненных с ними лиц – около 3 млн. Особенно следует иметь в виду, что по статистике 58% еврейских женщин и 56% еврейских мужчин находились в СССР в смешанных браках.) Но есть репрезентативные данные о еврейских организациях, позволяющие косвенно судить о представленности евреев в нашей стране. Назовем некоторые их них выборочно.

В России вообще: ХАМА, “Хава”, Джойнт, Ваад, Бнай Брит, Бейтар, Бейт-Гилель, Сохнут, Всемирная сионистская организация, Российский еврейский конгресс, Иргун Циони - и мн. др. “Всего же в России действуют около пятисот еврейских объединений разной направленности - молодежных, женских, спортивных, религиозных и т.д.” (Евреи объединяются. - “Русский телеграф” 30.09.97).

В 1998 году создано новое значительное объединение - Еврейская национально-культурная автономия РФ “Еврейская община России” (ЕНКА). Тремя ее сопредседателями избраны главный раввин России Адольф Шаевич, исполнительный вице-президент РЕК Александр Осовцов и президент Федерации еврейских организаций и общин - Ваад - Михаил Членов (Ваад смирился, примирился с РЕКом - и допущен в “сонм”). Учредителями нового объединения стали восемь региональных еврейских национально-культурных автономий - Москвы, Кабардино-Балкарии, Свердловской, Пермской, Ростовской, Костромской, Пензенской и Новосибирской областей. Число региональных ЕНКА быстро растет.

В Москве: Еврейский научный центр РАН, Израильский киноклуб в Музее кино на Красной Пресне, Еврейская академия им. Маймонида, Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, пять синагог, благотворительный центр “ХАМА”, ярмарка трудоустройства, детские подмосковные лагеря “Кристалл”, “Менделеево” и “Пушкино”, ульпаны - “Кинерет” и другие, молодежный клуб “Гилель”, НПЦ “Холокост”, клуб “Ковчег”, Школа консервативного иудаизма и др.

В городах (не считая общин): - Астрахань: Еврейский дом, объединяющий общинные организации, Еврейский лекторий; - Барнаул: Алтайский центр еврейской культуры, еврейская школа, молодежный клуб; - Брянск: воскресная еврейская школа, молодежный клуб, благотворительная организация “Хесед Тиква”, клуб знакомств; - Казань: вокальный квартет “Лехаим”, танцевальный ансамбль “Симха”. Все организации города решили объединиться, избран совет объединенной общины - под эгидой РЕК; - Калуга: еврейское культурно-просветительное общество “Шемеш”, клуб “Наале”; - Кемерово: Общество еврейской культуры, служба милосердия “Хесед” (от Джойнта), молодежный клуб; - Кинешма: Общество еврейской культуры “Встреча”, молодежный клуб; - Кострома: клуб “Зеленый чай”, ассоциация евреев-инвалидов “Хэврот-Хасаад”, областная ЕНКА; - Краснодар: Общество еврейской культуры “Шалом”; - Нальчик: “В общинной жизни наметилась тенденция к консолидации: к горским евреям в последнее время потянулись “ашкеназийские”. Этому способствует действенная работа благотворительного центра “Хэсед”... Спонсирует работу благотворительного центра в Нальчике Джойнт” (“МЕГ” № 1/97); - Нижний Новгород: благотворительный фонд “Хесед Сара”, филиал РЕК, Открытый еврейский университет; - Новокузнецк: Общество еврейской культуры; - Новосибирск: благотворительный фонд “Эстер”, Региональная ЕНКА, отделение Сохнута, Израильский информационно-культурный центр; - Орел: еврейский культурный центр “Шофар” объединяет все еврейские организации города: еврейскую воскресную школу, женскую организацию “Кешер”, молодежный центр; - Оренбург: Центр еврейской культуры, молодежный театр, своя газета в виде вкладыша в областной (!) газете; - Пермь: Пермская муниципальная община, “Общество прогрессивного иудаизма”, спортклуб “Маккаби”, “Яд-Эзра”, Еврейский культурный центр “Менора”. Организуют Пермскую еврейскую культурную автономию; - Саратов: городская ЕНКА, благотворительная организация “Хесед” (от Джойнта), еврейская школа, клуб еврейского кино; - Смоленск: в Еврейском общественно-культурном центре успешно работают воскресная школа, отделение Сохнута, отделение молодежного “Бейт Гилель”, молодежный клуб Сохнута, благотворительный фонд “Хесед Акива”; - Таганрог: Общество еврейской культуры “Лехаим”, молодежный клуб, воскресная еврейская школа, еврейская община города. От городских властей получено помещение для еврейской библиотеки; - Ульяновск: культурно-просветительное общество “Шалом”; - Хабаровск: светская детская воскресная школа. Финансирование общинной жизни осуществляется Джойнтом и местными благотворителями - набирает силу региональное отделение РЕК; - Ярославль: благотворительный центр “Хесед Рахель”, при нем - клуб пожилых людей, видеоклуб, шахматный клуб, хор “Поем на идиш”, кружок национальной еврейской кухни, молодежный клуб, детская воскресная школа, библиотека, синагога, Музей истории еврейской общины Ярославля.

Вышеприведенная выборка позволяет представить себе, насколько активная, оживленная еврейская деятельность ведется в русских городах, независимо от размера общины (к примеру, в Хабаровске - 12 тыс. евреев, а в Костроме - всего 700; в 650-тысячном Ярославле - всего 2,5 тыс. евреев, т.е. 0,38% населения, - а шуму очень много).

Практически в каждом номере “Международной еврейской газеты” идет информация о многочисленных мероприятиях различных еврейских организаций России. Все мероприятия - с национальной еврейской спецификой, все направлены на воскрешение и закрепление еврейских традиций. На вовлечение в круг своего народа, в свое “стадо” все новых “заблудших овец Дома Израилева” - и даже прозелитов.

Результат? Многие сотни тысяч евреев покинули земли бывшего СССР, но вот чудо: ни численность, ни влияние их здесь не убавляется. Упомянутый Радзиховский в той же статье пишет: “Евреи сегодня в России, после 20 лет непрерывной эмиграции молодых и самых энергичных из них, оказались сильнее, чем 20 лет назад”. (Напрашивается образ гидры, у которой на месте срубленной головы сразу вырастают две новые).

Каждый еврей, живущий в России уже самим фактом своего существования укрепляет еврейскую общину страны, служит опорой для планов руководителей российского еврейства. Поскольку российские евреи в основном хорошо образованы и занимают значительные позиции в бизнесе, политике и СМИ, то понятно, что проблема количества евреев является одновременно проблемой качества еврейской общины.

Надо добавить также, что евреи не только выезжают из стран бывшего СССР в Израиль, но и возвращаются обратно. Так, по официальной статистике, 15% евреев, уехавших с Украины на «историческую родину», уже вернулось на «доисторическую». По России этот процент неизвестен, но он вряд ли меньше. Во всяком случае, известен длинный ряд таких «ре-репатриантов». Их возврат заметно влияет не только на количественные, но и на качественные параметры еврейской общины, поскольку мигранты – наиболее активная часть нации, настроенная решительно и обладающая повышенным инстинктом выживания.

Эскалация напряженности на Ближнем Востоке непременно приведет к массовому возвращению евреев в Россию. Для нас, русских, это равнозначно катастрофе. Но не только для нас.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: