по дисциплине «Коммуникативные и стилистические особенности устной и письменной научной речи»




Примерный перечень экзаменационных вопросов для аспирантов

1. Что такое язык? Каковы основные свойства и функции языка? В чем проявляется системность языка? Что относится к единицам языка? Что включает в себя понятие «русский национальный язык»?

2. Какова взаимосвязь языка и речи? В чем состоит их общность и отличие? Каковы основные структурные единицы речи? Какие функции и свойства языка реализуются в речи? В чем заключаются функции слова как главной единицы культурной речи? Что такое понятие? Какая связь устанавливается между понятием и словом? Что такое речевая деятельность и как она соотносится с понятием «речь»?

3. Каковы основные разновидности языка (литературные и нелитературные формы, словарный состав по происхождению и времени закрепления лексических единиц в языке)? В чем заключаются специфические особенности и общность устной и письменной форм речи? Как классифицируется и характеризуется речь по числу участников общения?

4. Каково значение понятия «культура речи» (лингвистическое определение)? Что изучает культура речи как научная дисциплина (предмет культуры речи)? Что такое коммуникативные качества речи и как они связаны с эффективностью общения? Из каких коммуникативных качеств и иерархических ступеней состоит культурная речь?

5. Что такое правильная речь? Как правильность речи связана с нормой? Дайте определение понятия «норма», назовите ее основные черты. Охарактеризуйте структурно-языковые типы норм. Каковы причины изменения языковых норм? Наличие каких основных признаков влияет на выбор нормативного варианта? Что такое кодификация литературной нормы? В чем и как она реализуется? Приведите примеры.

6. Что такое коммуникативно-целесообразная речь? С какой ступенью освоения литературного языка она соотносится? Какие коммуникативные качества речи входят в это понятие и почему? Какие коммуникативные качества речи не входят в это понятие и почему? Приведите примеры.

7. Что такое богатая речь? С какой ступенью культурной речи соотносится это качество? Какими языковыми средствами достигается богатство речи? Чем отличаются активный и пассивный словари речи? Какую роль играет богатство речи в характеристике духовного мира человека?

8. Дайте характеристику лексических единиц современного русского литературного языка (свойства и функции многозначных слов, омонимов, синонимов, антонимов, паронимов, фразеологизмов). Какие еще средства организации богатой речи вы знаете? Приведите примеры нарушений богатства как коммуникативного качества речи и объясните причины их возникновения.

9. Что такое чистая речь? К какой ступени культурной речи относится это качество? Какие языковые элементы нарушают чистоту речи? В каких случаях возможно использование в речи нелитературных языковых элементов? Насколько актуальна проблема чистоты речи и почему? Приведите примеры.

10. Что такое точная речь? К какой группе коммуникативных качеств относится точность речи и почему? Каковы разновидности понятия точности как качества хорошей речи? В каких ситуациях общения культурная речь должна быть точной? Приведите примеры нарушения точности речи и объясните причины их возникновения.

11. Что такое выразительная речь? К какой ступени культурной речи относится это качество? Чем отличаются языковая и речевая выразительность? Какие средства языковой образности вы знаете? Что значит «рисовать интонацией»? Каковы условия достижения выразительности речи? Приведите примеры нарушений выразительности речи и объясните причины их возникновения.

12. Что такое логичная речь? К какой группе коммуникативных качеств относится логичность речи и почему? Как избежать логических ошибок при использовании в речи языковых единиц? Приведите примеры нарушений логичности речи, прокомментируйте их и дайте верные варианты предложений.

13. Что такое доступная речь? К каким качествам культурной речи относится доступность и почему? Какими языковыми средствами достигается доступность речи? В каких речевых ситуациях доступность является важнейшим коммуникативным качеством? Приведите примеры и прокомментируйте их.

14. Что такое уместная речь? В группе каких коммуникативных качеств находится уместность речи и почему? Как уместность речи связана с ситуацией общения? Какие языковые средства обеспечивают уместность речи? Приведите примеры и прокомментируйте их.

15. Что называется речевым этикетом? В чем его сущность? Каковы его функции при общении? Как этикет связан с уместностью? Какова национальная специфика русского речевого этикета? Какие этикетные формы устного и письменного общения и современные формулы вежливости уместны в условиях научно-образовательной коммуникации, в том числе в ситуациях взаимодействия «преподаватель – студент»?

16. Что такое действенная речь? Каковы место, задачи и роль действенности речи как коммуникативного качества в кругу других качеств культурной речи? К какой ступени относится действенная речь? При каких условиях речь становится действенной?

17. Какова взаимосвязь речи с мышлением и сознанием? Что общего и в чем отличие понятий «мышление» и «сознание»? Чем отличаются понятия, суждения и умозаключения? Что такое ассоциативные связи? В чем различие между центральными и периферийными словами? Как в процессе построения речи осуществляется выбор необходимых языковых единиц? Почему этот процесс носит творческий характер, от чего он зависит и почему? Какие коммуникативные качества речи реализуются в этой взаимосвязи и почему? Аргументируйте свой ответ.

18. Каковы современные научные взгляды на акт речевого общения? Что такое коммуникативно-когнитивный процесс? Почему речевой акт следует рассматривать как целостное культурное образование? Постройте графическую модель коммуникативного акта и охарактеризуйте ее.

19. Как речь автора зависит от речевой культурной ситуации (стиля) и адресата? Как вы понимаете термин «контекст»? Какие коммуникативные качества речи обеспечивают эффективность воздействия автора на адресата, с чем это связано и почему?

20. Что такое понимание текста/речи? От чего оно зависит? Как цели, мотивы коммуникантов, межличностные отношения и другие факторы влияют на процесс взаимопонимания общающихся? Объясните понятие «речевой культурный смысл». Дайте разъяснение термина «интерпретация». Аргументируйте свой ответ.

21. Что такое языковой стиль? Дайте определение стилистики как науки. Выделите стилевые разновидности. Охарактеризуйте взаимодействие сферы общения, типа речи и стилей. Какими характерными чертами обладает каждый из языковых стилей?

22. Какова взаимосвязь коммуникативных качеств речи и стилей языка? Что влияет на выбор языковых средств в том или ином стиле?

23. Каковы основные черты и сфера применения научного стиля? Каковы задачи и содержание научной прозы? Какие коммуникативные качества речи востребованы в научном стиле? К какому типу текста относится научное произведение (диссертация)? Аргументируйте свой ответ.

24. Охарактеризуйте подстили и жанры научных произведений. В чем заключается внутристилевое языковое своеобразие научной речи? Какие факторы влияют на проникновение в научный стиль иностилевых элементов? Подтвердите свой ответ примерами.

25. Каковы особенности лексики научного стиля в целом? Что такое термин? Выделите виды терминологии и языковые способы образования терминов. В чем состоят функции слов-организаторов? Охарактеризуйте особенности научной фразеологии. Приведите примеры.

26. Каковы общие морфологические закономерности научной речи? Охарактеризуйте основные черты используемых в научном стиле именных частей речи – существительных, прилагательных и местоимений. Приведите примеры.

27. Аргументированно объясните, в чем заключается своеобразие глаголов и глагольных форм научного стиля? Опишите особенности употребления в научной прозе числительных, наречий, предлогов, частиц, союзов? Подтвердите примерами.

28. Каковы специфические черты научного синтаксиса и их конкретные проявления? Что такое речевое клише? Какое требование НСР удовлетворяется употреблением клише в научном тексте? Подтвердите примерами.

29. Что определяет структурные особенности научного произведения? Что такое первичный текст? Какие жанры относятся к первичным текстам? Каковы их особенности? Постройте логическую схему первичного текста.

30. Что такое композиция? Охарактеризуйте композицию как структурную составляющую научного произведения. В чем заключаются особенности композиции первичного научного текста? Какие универсальные законы мысли и речи являются аргументативной базой текста?

31. Опишите структурные и содержательные составляющие диссертации как первичного научного текста (на материале научной темы своего исследования).

32. Что такое рубрикация? Охарактеризуйте виды рубрикации как структурной составляющей научного текста. Каковы требования к оформлению абзацев, различных цифровых и буквенных способов обозначения сегментов текста?

33. Какова роль цитат как атрибута научного текста? Выделите виды цитат и охарактеризуйте правила цитирования. Какие требования предъявляет культура научной речи к оформлению сносок?

34. Каковы общие требования к составлению библиографии? Как при этом учитываются вид источника и входящие библиографические единицы?

35. Что лежит в основе создания метатекста как текста вторичного? Каковы универсальные правила компрессии и написания метатекста? Какие жанры научного стиля можно отнести к метатекстам? Выделите виды планов и сформулируйте требования к их оформлению с учетом специфики каждого.

36. Какими особенностями характеризуются тезисы как метатекст? Чем тезисы принципиально отличаются от тезисного плана? Какие требования предъявляются к написанию и оформлению тезисов?

37. В чем состоит своеобразие конспекта как метатекста? Каковы основные правила компрессии первичного текста при его конспектировании?

38. Каковы особенности реферата как метатекста? Дифференцируйте разновидности рефератов. Охарактеризуйте структуру и содержание типового реферата. В чем состоят особенности содержания и оформления индикативного реферата (реферата-резюме)?

39. В чем заключается своеобразие аннотации как метатекста? Каковы разновидности аннотаций, их структурная и содержательная специфика?

40. Каковы особенности рецензии/отзыва как метатекста? Каковы современные требования к структуре и содержанию рецензии/отзыва?

41. Охарактеризуйте требования к структуре, содержанию и оформлению автореферата как квинтэссенции диссертационного исследования.

42. Каковы общие требования к качественному речевому продукту? Что определяет дифференциальные критерии создания текста/речи в письменной и устной (научной) форме общения? Каково влияние невербальных факторов на устное общение и построение речи?

43. В чем заключается связь коммуникативно-речевой компетенции, устного публичного и межличностного научно-профессионального общения с риторикой/ораторским мастерством? Охарактеризуйте уровни владения речевой деятельностью. Как вы понимаете тезис: хорошая современная речь – это речь «возбуждающая в слушателе его собственное внутреннее слово». (В.Ф.Одоевский)

44. Дайте определение основным риторическим понятиям: софистика, риторика, ораторское искусство, красноречие, культура речи, неориторика. Каковы их цели и задачи, в чем общность и различие, как они связаны с уровнями владения речевой деятельностью?

45. Что такое риторический идеал? Как он соотносится с системой национальных ценностей? Сопоставьте риторический идеал софистов и риторический идеал античности. Раскройте содержание отечественного риторического идеала. Прокомментируйте высказывание Л.Н. Толстого: «Не та речь хороша, что убеждает, а та, что, убеждая, объединяет.» Назовите зарубежных и отечественных представителей.

46. Почему риторику называют наукой о мысли и слове? Назовите и охарактеризуйте разделы классической и современной риторики. Какие риторические законы и принципы вы знаете? Каковы средства их реализации?

47. Что такое инвенция и как она связана с работой над научной литературой? Какие риторические рекомендации следует учитывать при отборе и группировке материала в соответствии с целью, задачами, регламентом и иными условиями общения (выступление с докладом/сообщением, защита диссертации и др.)?

48. Как принципы отбора и группировки материала на этапе подготовки к выступлению соотносятся с требованиями к публичной речи (универсальные законы мысли и речи (топы), реализация 4-х основополагающих задач, состав аудитории и др.)?

 

49. Какие риторические рекомендации следует учитывать при построении и написании плана-конспекта? Что такое квантирование речи? Каким образом должна осуществляться группировка материала по смысловым блокам в соответствии с темой и целью выступления (диссертации)?

50. Что такое диспозиция? Какие требования к структуре текста/речи нужно соблюдать при работе над композицией? Опишите варианты выстраивания стратегии убеждения с учетом аудитории (доброжелательная, неблагожелательная, смешанная).

51. Что такое хрия? Назовите виды хрий и охарактеризуйте их особенности. Опишите построение строгой хрии и объясните, почему ее можно рассматривать как письменную форму аргументирующей речи.

52. Что такое элокуция? Как она связана со способами словесного выражения научной мысли? Охарактеризуйте языковые особенности устной научно-профессиональной речи? Какова взаимосвязь языковой образности и риторических фигур? Назовите виды риторических фигур и приведите примеры. Объясните природу целенаправленности и действенности риторических фигур в научной речи. Предложите ситуации их использования в письменном и устном научном дискурсе.

53. Какую роль в устном выступлении играют риторические разделы меморио и акцио? Что включает в себя этап непосредственной подготовки к выступлению (правила запоминания и отработки предстоящего выступления)? Дайте общую характеристику паралингвистических составляющих речи (выразительная триада) и определите их значение. Какие экстралингвистические компоненты речевого поведения (пантомимика) должны учитываться при подготовке к выступлению и почему?

54. Какие требования риторики к речевому поведению необходимо соблюдать говорящему во время выступления (правила для оратора)? Как добиться эффекта коммуникативного сотрудничества и управлять вниманием слушателей? Как вербальный / невербальный контроль и самоконтроль связаны с умением «читать» реакцию слушателей? Каким образом осуществляется стимулирование слушателей?

55. Каких риторических рекомендаций следует придерживаться слушателю во время выступления оратора (правила речевого поведения)? Как в поведении слушателя реализуется требование соблюдения принципа коммуникативного сотрудничества? Прокомментируйте высказывание Пьера Буаста: «Искусство слушать почти равносильно искусству красиво говорить.»

56. Каковы требования риторики к публичному выступлению и личности оратора в целом? Назовите критерии оценки эффективности выступления и выделите основные позиции. Каким в соответствии с требованиями классической и отечественной риторики должен быть речеповеденческий портрет оратора (аксиомы самопрезентации)? Прокомментируйте высказывание Квинтилиана: «Если хочешь стать хорошим оратором – стань сначала хорошим человеком».

57. Какие риторические тактики в межличностном дискурсивном общении являются показателями стратегии сближения и обеспечивают эффективную коммуникацию (тема, звучание речи, «язык» тела, зрительный контакт)? Дайте рекомендации по созданию образа коммуникативного лидера в научно-профессиональном общении.

58. Опишите «говорящие» движения и манеризмы, свидетельствующие о деструктивных речеповеденческих тактиках и стратегии дистанцирования. Дайте развернутый ответ.

59. Выполните практическое задание по указанию преподавателя (реферативное письмо на материале статьи по профилю/теме научного исследования аспиранта).

60. Выполните практическое задание по указанию преподавателя (аргументирующая речь на предложенную тему в соответствии со строгой логической схемой).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: