Методические указания
для студентов на практические занятия по учебной дисциплине
«Внутренние болезни, общая физиотерапия, ВПТ (Госпитальная терапия)»
На тему: «Подготовка и проведение клинического разбора»
Составил: доцент Н.П. Краюшкина
Томск – 2010 г.
I. Учебные цели
Одной из форм в базовой подготовке студентов является клинический разбор. Подготовка клинического разбора позволяет выпускнику в полной мере применить на практике накопленные теоретические знания, совершенствовать врачебные манипуляции, обосновать с точки зрения доказательной медицины свое видение проблемы пациента, грамотно изложить и оформить данные, собранные у постели больного. Студенты должны освоить существующие стандарты лечения и ознакомиться с современными высокотехнологичными методами лечения данной патологии.
Цель работы: формирование основ клинического мышления, медицинской деонтологии. В процессе подготовки к клиническому разбору студенты овладевают навыками обследования больных и назначения адекватной терапии, знакомятся с требованиями, соответствующими в настоящий момент «современной модели терапевта».
II. Учебные вопросы
1. Самостоятельная курация больного: сбор анамнеза, физикальное обследование.
2. Самостоятельная работа с врачебной историей болезни, анализ параклинических данных.
3. Осмотр и разбор курируемого больного с преподавателем и группой.
4. Обоснование основного заболевания и сопутствующих заболеваний, дифференциальная диагностика.
5. Работа с литературой.
6. Оценка проводимой стандартной терапии, показания и противопоказания протокола лечения с позиции доказательной медицины, возможность применения выскотехнологичных методов.
7. Оценка прогноза в отношении дальнейшего течения и исхода болезни, здоровья, трудоспособности с учетом международного индекса.
8. Создание компьютерной презентации по теме клинического разбора.
9. Подготовка больного к демонстрации на клинический разбор.
10. Выступление кураторов с докладом и презентацией по теме клинического разбора.
Учебно-материальное обеспечение:
1. Наглядные пособия:
а). Таблицы, схемы и слайды по соответствующим разделам (см. полный перечень в компьютерном классе - папка «Учебно-материальное обеспечение» на рабочем столе);
2. Технические средства обучения:
1. Компьютеры (компьютерный класс);
2. Мультимедийный проектор.
3. Литература:
Основная и дополнительная (см. полный список в папках «Литература» и «Учебная литература» на рабочем столе).
А) Научная библиотека
Основная литература:
1. Внутренние болезни в 2 томах: учебник с компакт-диском для студентов медицинских вузов. Том 1 / ред.: Н.А. Мухин, В.С. Моисеев, А.И. Мартынов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 672 с.
2. Внутренние болезни в 2 томах: учебник с компакт-диском для студентов медицинских вузов. Том 2 / ред.: Н.А. Мухин, В.С. Моисеев, А.И. Мартынов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 592 с.
Дополнительная литература:
II. Методические указания
1. Методические указания по подготовленности студентов к клиническому разбору.
При подготовке к клиническому разбору студент должен уметь собирать анамнез; проводить физикальное обследование; анализировать данные параклинического обследования; уметь сформулировать развернутый клинический диагноз; проводить дифференциальный диагноз. Также большое внимание обращается на способность студентов проанализировать план стандартного обследования и лечения больного.
Для самостоятельной подготовки студент обязательно использует современную литературу по предложенной теме, рекомендованную преподавателем.
2. Методические указания для самостоятельной работы по проведению клинического разбора.
К подготовке и проведению клинического разбора привлекаются 2-3 студента из группы, остальные студенты активно принимают участие в обсуждении патологии разбираемого случая, в оформлении и демонстрации параклинических данных (ЭКГ, R-грамм, лабораторных данных).
Первый этап:
1. Самостоятельная работа студента. После подбора преподавателем пациента на клинический разбор, студенты 2-3 дня курируют больного самостоятельно (собирают анамнез, проводят физикальное обследование в палате). Студенты обобщают полученные данные: выделяют ведущие синдромы, объясняют их патогенез с учетом найденной патологии, обосновывают диагноз, составляют план обследования в соответствии МЭС, проводят дифференциальную диагностику, оценивают эффективность проводимой стандартной терапии.
2. Далее студенты самостоятельно работают с врачебной историей разбираемого больного, анализируют параклинические данные, выделяют функциональный диагноз.
Второй этап:
Студенты докладывают преподавателю в присутствие всей группы анамнез, информацию о физикальных изменениях, параклинических данных. Совместно осматривают пациента в палате, с последующим обсуждением выявленной патологии, диагноза, диффдиагноза, проводимой терапии, прогноза. Рассматриваются жалобы и анамнез, оценивается выявленная физикальная патология с патогенезом ее развития. Совместно обосновывают предварительный диагноз и дифференциальный диагноз с учетом выделенных основных синдромов, составляют план обследования в соответствии МС, анализируют назначенное лечение, составляют прогноз и дальнейшие рекомендации больного при выписке.
Третий этап:
После совместного разбора пациента с преподавателем, больного обязательно осматривает ведущий клинический разбор (доцент, профессор), которому кураторы докладывают последовательно жалобы, анамнез, объективные данные, обоснование диагноз, дифференциальный диагноз с учетом выделенных основных синдромов, план обследования в соответствии с медицинскими стандартами, анализируют эффективность проводимой терапии, уточняют прогноз и дальнейшие рекомендации больному при выписке.
Заключительным этапом подготовки клинического разбора является создание компьютерной презентации истории болезни. Презентация составляется после обсуждения клинического случая с ведущим клинического разбора (доцентом, профессором) и учитывает внесенные им дополнения.