Паспорт концепции воспитательной системы
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Воспитательная программа региональной образовательной организаций (объединения) по реализации «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года»
«Воспитание социальности подростков
в детской общественной организации (объединении)»
Номинация Программа, направленная на развитие детских общественных инициатив, включенность в национальную систему РДШ
Название образовательной организации Региональная детско-молодежная общественная организация Пермского края «Фотон» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Базовая средняя общеобразовательная школа №1»
муниципальный район Александровский
Автор программы Тютина Гульсина Гелусовна, учитель информатики, физики, математики, президент РДМОО ПК«Фотон», депутат Земского собрания, общественный помощник Уполномоченного по правам ребенка в Пермском крае, аспирант ПГГПУ
(фамилия, имя, отчество автора, должность)
Адрес участника 618320 Пермский край, г.Александровск, ул. Кирова, д.39
(Указывается адрес, по которому будет осуществляться обратная связь с участником Конкурса)
Телефоны: 89504650111 (34274) 3-53-07
(код города)
E –mail: gg4t@yandex.ru https:// _
Контактные координаты: город Александровск
(название населенного пункта, где подготовлены конкурсные материалы)
Год
Паспорт концепции воспитательной системы
Официальное название ОО
| Региональная детско-молодежная общественная организация Пермского края «Фотон»
| Название программы
| Воспитание социальности подростков в детской общественной организации
| Концептуальная педагогическая идея (идеи), лежащая в основе воспитательной программы
| В соответствие с требованиями ФГОС ООО в школе приоритетным направлением воспитания подрастающего поколения является стратегия развития детского общественного движения, по программе воспитания и социализации, включающая такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализацию и формирование экологической культуры.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Пермского края от 05.07.2016 г. № СЭД-26-01-06-504 Детское общественное объединение «Фотон» школы №1 г.Александровска является пилотной площадкой Пермского края на региональном уровне Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников.
Поэтому в детском общественном объединении разрабатываются и транслируются современные практики и технологии организации работы с детьми в рамках «РДШ».
Воспитание подростков в рамках РДШ способствует формированию и воспитанию социальности подрастающего поколения.
Социальность- это интегративное нравственное качество личности, целостное сочетание когнитивной, эмоциональной, деятельностной сфер деятельности, которое представляет собой готовность личности к реализации частных и социально-значимых целей в соответствии с принятыми в обществе принципами и нормами.
| Цели и задачи (кратко, конкретно, диагностично)
| Цель: Реализация модели воспитания социальности личности подростков в детском общественном объединении «Фотон» МБОУ «БСОШ № 1» через направления «РДШ»: «Информационно-медийное» и «Гражданская активность».
Задачи:
1. Выявить уровень социальности обучающихся в начале учебного года.
2. Выявить и обосновать условия эффективного воспитания у подростков данного личностного качества через направления «РДШ»: «Информационно-медийное» и «Гражданская активность».
3. Составить план мероприятий по направлениям РДШ.
4. Продолжить обучение по образовательной программе «Фотон» с использование информационно- медийных технологий
5. Продолжить обучение подростков с волонтерских центрах через добровольческие технологии.
6. Внедрить в воспитательный процесс общественного объединения образовательной школы модель воспитания у подростков социальности как интегративного качества личности:
· Для обучающихся первого уровня провести беседы, познакомить с направлениями РДШ и начинать привлекать к участию, мотивировать к проявлению социальной ативности.
· С обучающимися второго уровня реализовывать проекты по направлениям РДШ с повышенным уровнем ответственности для закрепления социальной активности.
· Поручить обучающимся третьего уровня разработать и реализовать проекты информационно-медийного взаимодействия участников РДШ, добровольческого движения.
7. Выявить уровень социальности обучающихся в конце учебного года, проанализировать и внести в модель свои дополнения.
| Приоритетные и системообразующие виды деятельности, их организация
| Ключевые комплексные проекты, их смысловое наполнение.
1. 1. Социально-значимые (добровольчество, забота о детях СОП и о старшем поколении)
· Проект «Чтобы помнили» посвящен ветеранам Великой Отечественной войны;
· Посадка Аллеи Памяти;
· Ежегодно проводятся акции «Подарок ветерану!», «Звонок ветерану», «Милосердие», акция «Бессмертный полк»;
· Проект «Люди создают город» по изучению истории родного края г.Александровск, п.Луньевка, п.В-Вильва, п.Усть-Игум, п.Яйва, г.Чердынь, г.Очер, г.Орда, г.Кунгур, Кишертский район, с Посад, г.Нытва. Общение с жителями районов, создание фильмов, фотоархива о родном крае совместно с участниками краевой экспедиции «Видеодорожка»;
· Краевой конкурс добровольческих отрядов;
· Акция «Дерево добра» для помощи ребятам, находящимся в особо опасном положении;
· Помощь волонтеров в проведении школьных и городских мероприятий (День самоуправления, Ко Дню Учителя, День здоровья, ПДД, День Святого Валентина, Праздники «Сильные, смелые, ловкие, умелые», «Моя лыжня», День города, День Победы, Пастернаковские чтения).
· Помощь волонтеров в проведении Краевого слета параолимпийцев, Краевой конференции «Пастернаковские чтения» п.В-Вильва, волонтеры имеют опыт работы на Всероссийском форуме «Интеллектуальные лидеры России» в г.Ярославль, на Международном форуме «Доброволец России» г.Пермь;
· Создание документальных фильмов.
2. 2. Экологические
· Ежегодная акция «Чистый пруд- чистая совесть», «Сделаем», «А это нам надо» по благоустройству города;
· Участие в городском проекте «Чистый район»;
· Создание социальных роликов на экологические темы.
3.Интеллектуально-творческие
· Обучение по образовательной программе «Фотон» режиссерскому, операторскому и монтажному искусству;
· Обучение по программам добровольческого движения в ДОО «Фотон», в городском центре добровольчества, в г.Лысьва (Локальный центр добровольчества), г. Пермь (Краевой центр добровольчества)
· Открытый Фестиваль «Говорит и показывает компьютер» объединяет детей, увлеченных компьютерным творчеством Александровского района, Пермского края и всей России;
· Конкурс «Стартинейджер»;
· Выпуск газеты «Школьный Бум»;
· Выпуск школьных новостей;
· Создание игровых фильмов.
Информационно- медийное направление охватывает все комплексные проекты. С помощью камеры ребята выражают свое мнение, изучают историю родного края, освещают события.
Модель воспитания социальности у школьника
как интегративного нравственного качества
Этапы
| Процессуальный блок
| Результат
|
Демонстрационный
| Беседы, демонстрация успешности
| Сформирована мотивация к социальной деятельности
| Формирование социальной активности
| Участие в мероприятиях добровольчества и инф- медийных событиях
| Проявляется социальная активность под руководством учителя
| Этап самореализации
| Самостоятельная организация мероприятий по добровольчеству и созданию фильмов.
| Самостоятельная деятельность
| |
Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы ожидается:
- Развитие коммуникативных способностей, чувства ответственности за принимаемые решения и за их выполнение, выраженное в достижении званий личностного роста.
- Овладение практическими приемами и способами самореализации, самооценки и саморазвития.
- Сформированность умений и навыков организации взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, умения и стремления взаимодействовать в коллективе.
- Знания, умения, навыки по операторскому, режиссерскому и монтажному мастерству, организации добровольческой деятельности.
- Овладение методиками КТД, социального проектирования.
Для оценки результативности процесса обучения и воспитания участников программы используются диагностические методики по определению уровня социальности и достигнутые результаты работы, выраженные в практических делах детского общественного объединения «ФОТОН ».
|
Субъекты деятельности и формы их взаимодействия
| Детское общественное объединение «Фотон» занимает свою определённую нишу в воспитательном пространстве школы, имеет отлаженные партнерские связи, как с внешним, так и внутренним социумом.
Воспитательная система в ДОО «Фотон» основана на интеграции урочной и внеурочной деятельности, включение родителей в воспитательную работу школы через совместную деятельность,
взаимодействии школы с культурными и общественными организациями и объединениями; единого социального заказа семьи, учащихся, общества; опирается на принципы функционирования демократического государства и гражданского общества, предполагает участие в ней общественных организаций и объединений, научных и творческих союзов и организаций, учреждений высшего и дополнительного образования.
ДОО «Фотон» действует на основании Устава.
Заключены договоры с партнерами:
Школьный уровень
· Родительский комитет школы
· Школьное самоуправление «Атир»
Городской уровень:
· Сектор по молодежной политике Александровского муниципального района
· Сектор экологии и природопользования Александровского муниципального района
· Александровский филиал Кизеловского горного колледжа
· СМИ газета «Боевой путь», «Рабочая жизнь»
Краевой уровень:
· Центр Добровольчества г.Пермь – президент О.В.Зубкова;
· ООГДЮО «РДШ» (пилотная площадка) - координатор А.Ю.Добренко;
· БДМОО «ДИМСИ» Лицея №1 г.Березники – президент Потехина Е.Н.;
· ООДО «Лига юных журналистов» г.Пермь – руководитель Логинова Н.А.;
Всероссийский уровень:
· Центр «Бумеранг» (г.Москва)- президент Н.В.Васильева;
· ТО «Юнпресс» (г.Москва) - п резидент С.Б. Цымбаленко, главный редактор Д.И. Косолапова;
· НАРО «Тетрадка Дружбы», «Вектор Дружбы» (г.Пермь) Инклюзивное добровольчество (лагерь «Дружный») - президент О.В.Зубкова;
· КЦХТУ Центр «Росток» (г.Пермь) руководитель Г.И.Субботина;
· НИУ «Высшая школа экономики»;
· Центр «Салют талантов» (г.С-Петербург).
Международный уровень
· ПАШ «Юнеско» Координатор региона Урал проекта "Ассоциированные школы ЮНЕСКО", директор школы №97 г. Ижевск,
А.Х. Чугалаев
Формы взаимодействия субъектов деятельности:
· обучение - заочное, очное, выездные сессии, экспедиции;
· консультации, информирование по электронной почте, в сети, совместная работа над проектами (создание заметок, роликов, сетевые проекты);
· сопровождение традиционных школьных мероприятий;
· выпуск школьных новостей через создание видеороликов, школьной газеты;
· участие в мероприятиях, конкурсах, фестивалях, форумах городского, краевого, всероссийского, международного уровней.
· Победители награждаются дипломами, ценными призами, путевками в ВДЦ «Орленок», «Смена», МДЦ «Артек»
|
Ценностные отношения субъектов воспитания
| Взаимодействие участников образовательного процесса базируется на следующих принципах:
· Добровольность
· Сотрудничество
· Уважение интересов друг друга
· Соблюдение законов и нормативных актов
Объединение берет на себя “защиту прав и интересов своих членов”, “заботу о создании условий для поддержки социальных инициатив”, “обеспечение развития лидерского и творческого потенциала личности”, использует возможности объединения как института социализации своих членов.
Программа построена с учетом потребностей и стартовых возможностей каждого ребенка. Это создает условия для индивидуально-гармоничного развития ребенка, обеспечивает личностный комфорт, высокую мотивацию.
Программа направлена на учащихся школы с 1 по 11 класс. В объединение входят все учащиеся школы с момента поступления, в составе объединения выделяется активная группа лидеров.
Ритуалом приёма в детское общественное объединение «Фотон» является знакомство с принципами работы ДО, его законами.
|
Воспитательная среда
| Созданная воспитательная система развивается и совершенствуется на основе существующих школьных традиций и уклада школьной жизни. В школе создана и работает система ученического самоуправления: Совет старшеклассников «Атир». Деятельность Совета регламентируется локальными актами. На базе школы работают детские общественные объединения: Дружина Юных пожарных «Актим- мель», Дружина Юных инспекторов дорожного движения «Светофор», клуб «Гринвич», ДОО «Фотон». Включение школьников в деятельность детских общественных объединений позволяет формировать у них гражданскую ответственность, правовое самосознание, духовно-нравственные ценности.
Воспитание социальности подростков вдетской общественной организации «Фотон» через направления «РДШ»: «Информационно-медийное» и «Гражданская активность», является стартовой площадкой для раскрытия внутреннего потенциала обучающихся. Здесь школьники проходят все этапы воспитания социальности: от приобретения школьником социальных знаний, до формирования ценностного отношения к социальной реальности и в конечном результате получение опыта самостоятельного общественного действия.
Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности определяется в таблице №1, которая составлена на основе методического конструктора «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности»
Уровень ВР/
Вид внеурочной
деятельности
| Приобретение школьником социальных знаний
| Формирование ценностного отношения к социальной реальности
| Получение опыта самостоятельного общественного действия
| Класс-проект «Остановись, мгновенье, ты прекрасно»
| Занятия в видеостудии «Фотон»
| | | Создание фильмов, выпуск газет.
Фестивали, конкурсы видеоработ «Мир кино», «Бумеранг», «Десятая муза» и др., профильные лагеря «Видеодорожка», «Видеомастер». Творческие встречи.
| | Художественные акции школьников в окружающем школу социуме. Открытый общественный показ документальных видеопроектов, выступления на местном радио и телевидении.
|
История, культура и современное развитие Александровского района заключают в себе мощный образовательный и воспитательный потенциал. Знакомство с историей родного края является бесценным источником духовного обогащения школьников.
Создавая модель организации воспитательной деятельности с младшими подростками по воспитанию у них социальности как качества личности, мы большое внимание уделили созданию фильмов о родном крае, своей школе и т.д. Данное направление для современных школьников интересно и современно. Желание создавать фильм, а для этого писать сценарий, собирать материал, работать с компьютером, снимать ролики, видеть себя на экране создают положительную мотивацию.
Популяризация идей и миссии ЮНЕСКО через флеш-мобы, беседы, участие в мероприятиях, организованных Юнеско привлекает детей к деятельности, направленной на сохранение мира на планете, на защиту окружающей среды.
Детское общественное объединение «Фотон» открывает для города добровольческое движение.
Для маленьких ребят фотоновцы проводят благотворительную акцию «Дерево добра». В данном проекте они объединяют детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и взрослых, готовых прийти на помощь. В городе уже выращено семь деревьев добра.
Подростков фотоновцы вовлекают в экологические акции по районному проекту «Чистый район», флеш-мобы «За мир и добро», провозглашающие гуманистические идеи ЮНЕСКО, творческие фестивали «Фотосушка», «Стартинейджер», «Говорит и показывает компьютер», который с любовью называют «ГиПК». Школьники сами являются ведущими, звукорежиссерами и организаторами мероприятий. Ежегодно участники фестиваля «ГиПК» пополняют копилку компьютерных работ интересными презентациями, рисунками, видео и анимациями. Всего за 11 лет было принято 775 работ, в «ГиПК» приняли участие 992 обучающихся.
С пожилыми людьми работают по проектам «Их осталось только», «Они ковали Победу», «Дети войны», «Город создают люди», «История в лицах». Фотоновцы считают, что необходимо гордиться людьми, живущими в городе. Поэтому ребятами был открыта мемориальная доска почетному жителю города, известному краеведу Евгению Панфиловичу Близнецову. Юные операторы и журналисты встречаются с людьми, живущими в городе, создают о них репортажи. Результатом проектов стали рассказы очевидцев военных лет, снятые на видеокамеру. Это живая история, имеющая ценность для подрастающего поколения.
В детском общественном объединении существует своя детская видеостудия «Фотон», где ребята получают основы операторского, монтажного, актерского мастерства. Подростки выражают свой взгляд на мир через документальные и игровые фильмы, репортажи, социальные ролики. Работы «Наташкин дневник», «Волшебная мука», «Обыкновенный вторник», рассказывают о жизни и проблемах подростков. В фильме «Дети войны» передана история маленькой Нади, ставшей узницей концлагеря. Это одна история…А сколько было таких ребят. Фильмы "Могикане", "По следам Бориса Пастернака на Урале", «Город, которого нет» рассказывают о людях живших и живущих в Александровском районе. Фильм «Во имя всех» объединил ветеранов и подростков и стал победителем краевого и всероссийского уровней.
Ребята ведут добровольческую деятельность не только в районе, но и в крае. Активное участие в «Пермском благотворительном сезоне» позволяет собрать средства на реализацию полезных проектов. Подростки на собранные средства приобретают инвентарь для животных мини-зоопарка, акцию назвали «Миска для киски», вкладывают средства на реализацию проекта «Чистый район». Фотоновцы являются волонтерами инклюзивного межрегиноального лагеря «Дружный», кураторами Всероссийской программы «Тетрадка дружбы» в Александровском муниципальном районе и объединяют идеями дружбы и добра школьников города и района.
|
Управление и самоуправление школьников в реализации программы
| Структура управления в ДОО «Фотон»
Воспитательная модель самоуправления в ДОО «Фотон»
Формы деятельности: КТД, Проекты, Тренинги Деловые и ролевые игры, Беседы, Диспуты, Праздники Дискуссии и т.д.
Девиз ДОО студия «Фотон»
«Нести людям свет – в этом и есть успехов секрет»
Эмблема – это надпись ФОТОН синего цвета и три фотопленки, отражающие уровни воспитания социальности (зеленый- начинающий, желтый- средний уровень, красный – высокий уровень) образуют треугольник, по правому краю надпись «Александровск»
Речевка ДОО «Фотон»
Александровский район кто представит вам? – Фотон Кто в фото, видео силен? Тот кто ходит к нам в Фотон! В Добровольчество влюблен - На чьей футболке есть Фотон! Наша школа чемпион, Потому что в ней Фотон. Самый сильный электрон Это тоже ведь – Фотон. Друзей хочешь миллион? Подключайтесь к нам в Фотон. Аплодисментов дайте фон! Выступил для вас Фотон
|
Достигнутые воспитательные результаты
| Результаты диагностики подтвердили повышение показателей психологического климата и уровня социальности в школе.
О делах фотоновцев уже знают не только в родном городе, но и по всему Пермскому краю и даже на российских просторах. Фотоновцами создано 20 документальных, 12 игровых и 32 социальных ролика, выпущено 8 газет, создано 12 буклетов. Они привезли дипломы и награды с фестивалей «Мир кино», «Карьера молодых», «Дарования Прикамья», «Наш Пермский край» (г.Пермь), «Встречи на Вятке»(г.Киров), «Шудкар» (г.Ижевск), «Петербургский экран», «Белые ночи»(г.С-Петербург),«Бумеранг»(г.Москва),«Париж, я люблю тебя!»(г.Париж, Франция), «Веселая ларга» (г.Владивосток.), «Твори-гора» (г.Красноярск), «Barilla» (Италия). Бесплатные путевки в ВДЦ «Орленок», «Смена» и МДЦ «Артек», ежегодный выезд в краевой лагерь «Видеодорожка», «Снимается кино», сотрудничество с Пермским центром добровольчества, с организацией «Вектор Дружбы», работа в проекте «Край равных возможностей» позволили ребятам продолжить общение и обучение с самыми талантливыми подростками и педагогами края и страны.
В 2012 году фотоновцы работали на на Всероссийском форуме «Будущие интеллектуальные лидеры России». В 2013 году фотоновцы стали призерами Третьего конкурса школьных проектов «Мой класс – моей школе» Международного института развития ЭкоПро. В 2014 году студия «Фотон» получила диплом первой степени на детском фестивале в Париже (Франция) и руководитель детского общественного объединения "Фотон" Гульсина Гелусовна Тютина была награждена знаком "Волонтер Прикамья", в 2016 году- знаком «Доброволец России». Фотоновцы приняли участие в VII сессии Международной конференциях ООН в г.Женева (Швейцария) «Добровольчество — технология социальных преобразований» (2015 год), «Образование в фокусе» (2017 год), выступили на сцене ОНН с докладом «Все дети за мир на Земле».
На краевом конкурсе добровольческих отрядов в 2015 году ДОО "Фотон" стали вторыми. Лучшим добровольцем 2015 года был признан фотоновец Ростислав Рузманов. Благодарственные письма от Игоря Алексеевича Гладнева получили Анна Рожнева, Максим Антонов - активные участники регионального волонтерского корпуса 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.. Нагрудным знаком «Пермский характер» были удостоены Анастасия Терехина и Ростислав Рузманов.
Фотоновцы представили свой опыт на Международном форуме "Доброволец России" (в 2015, в 2016 году) и стали победителями выставки социальных инноваций.
В 2016 году ДОО «Фотон» получает награду «Пермский характер» и три диплома первой степени за лучшую организацию внеурочной деятельности с использованием школьной видеостудии.
Вступив в РДШ, возможности у школьников расширились. В конкурсе добровольцев ДОО «Фотон» занимает 1 место, получает путевки в ВДЦ «Орленок», «Смена», ребята в течении всего года становятся активными участниками семинаров, форумов, представляют свою газету в Москве. Фотон становится организатором общих дел ДЕД в декабре «Право знать», в марте фестиваль «ГиПК».
В 2016-2018 гг. фотоновцы становятся победителями конкурсов «Признание» (12 подростков), «Гордость Пермского края» (4 подростка).
В 2018 году руководитель Тютина Г.Г. стала лучшим учителем Российской Федерации. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 29.08.2018 г. №9
|
Противоречия в воспитательной программе, проблемы
| В воспитательной программе нами были выявлены противоречия как возможности развития.
1. Непринятие педагогов внедрения модели по воспитанию социальности.
2. Школьники рассматривают Интернет только, как развлечение, а не развитие и образование
3. Общественность с подозрением относится к добровольцам, их функции не всегда понятны.
4. Нарастание социальных проблем на фоне снижения финансовых возможностей местного самоуправления будет укреплять мнение о дополнительном образовании как об избыточной роскоши.
|
Перспективы развития
| 1. Создание условий для успешности педагогов при высоких показателях социальности, вовлекать их в современную деятельность - инф-медийную и добровольческую.
2. Привлечение школьников к участию в фестивале «Говорит и показывает компьютер» и сетевых конкурсах, позволяющих выявлять одаренных детей и отвлекать от компьютерных игр.
3. Вести разъяснительную работу по внедрению современных технологий, демонстрировать их успешность.
4. Программа воспитания социальности должна стать одним из серьёзных факторов развития местного сообщества.
|
Связь с наукой
| Теоретико-методологической основой исследования являются: принцип историзма в педагогических исследованиях (М.В. Богуславский, С.Ф, Егоров, З.И. Равкин; Е.Г. Осовский и др.), системный подход (В.А.Караковский, Л.И. Новикова, H.JI. Селиванова и др.), деятельностный подход к развитию социальной активности (JI.C. Выготский, Т.Н. Мальковская, В.Г. Мордкович, и др.); теории социализации личности (В.Г. Бочарова, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, М.И. Рожков и др.), теории естественной активности личности и сознания (Л.П. Буева, Н.Ф. Добрынин, JI.H. Коган, И.С. Кон и др.); концепции дополнительного образования школьников (J1.A. Герасимова, Е.Б. Евладова, А.В. Золотарёва, М.Б.Коваль и др.); идеи о необходимости развития активной природы личности ребенка (П.П. Блонский, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский и др.), о роли коллектива в воспитательном процессе (Л.И. Новикова, А.С.Макаренко, А.В. Мудрик, М.И. Рожков, В.А.Сухомлинский и др.).
Тема исследования:«Воспитание у подростков социальности как нравственного качества личности во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе»
Объект исследования: воспитательный процесс в общеобразовательной школе
Предмет исследования: модель воспитания социальности младшего подростка в общеобразовательной школе (педагогические условия воспитания социальности младшего подростка, средства, формы и методы воспитания социальности личности младшего подростка).
Цель исследования заключается в выявлении педагогических условий эффективного развития у подростков социальности как нравственного качества личности, а также в разработке и в реализации модели воспитания социальности личности младшего подростка в условиях общеобразовательной школы.
Научная новизна заключается в том, что:
- уточнено представление о сущности и особенностях социальности личности как об интегративном личностном качестве;
- сформирован диагностический инструментарий для выявления уровней развития социальности и её динамики, основой которого служат выделенные компоненты данного интегративного качества: когнитивный, эмоциональный и деятельностный;
- выявлены и экспериментально проверены педагогические условия, способствующие сбалансированному развитию компонентов социальности в процессе личностного формирования подростков;
- теоретически разработана и апробирована опытно-экспериментальным путем модель воспитания у подростков социальности как нравственного качества личности, состоящая из целевого, диагностического, преобразующего и аналитического блоков, каждый из которых имеет свое содержание и способы реализации в рамках воспитательного процесса.
|