Опрос (беседа, интервью, дискуссия)




Если вы хотите узнать, как люди понимают свой мир,

то почему бы не поговорить с ними об этом»

С. Квале

Опрос — прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях и отношениях.

Опрос — метод сбора первичной информации при обращении с вопросами к конкретному человеку или группе людей.

Опросы могут быть:

1) письменные (анкета, в форме сочинения на тему и т. п.) и устные (интервью, беседа, экспертная оценка, групповая дискуссия);

2) очные и заочные (почтовые, телефонные, Интернет и др.);

3) экспертные и фронтальные (массовые);

4) выборочные и сплошные;

5) Первичные и повторные.

Опрос в тех или иных формах — один из основных методов социально-психологических и психологических исследований.

Причины его популярности:

· наиболее прямой способ получения информации от субъекта;

· доступен и прост в применении;

· легко поддается обработке, интерпретации, хранению.

В опросе участвуют два действующих субъекта:

· корреспондент (интервьюер) и исследователь, проводящий опрос;

· респондент — опрашиваемый человек, отвечающий на вопросы корреспондента.

Отрицательные стороны опроса: выясняются субъективные мнения респондентов, которые могут не соответствовать действительности.

Велико влияние таких факторов на валидность (достоверность) полученной информации, как:

· индивидуальные особенности корреспондента;

· корректность составления вопросов и специфика их предъявления;

· ситуация проведения опроса;

· искренность респондента и доверие его корреспонденту.

В классических психологических экспериментах опрос используется лишь как вспомогательный метод. В социологических исследованиях опрос чаще всего выступает как основной метод.

Базовые правила при построении вопросов:

· респондент всегда прав;

· каков вопрос — таков и ответ.

Требования к формулировке вопросов:

· ясность (понятность для респондента; нельзя включать сложную, непонятную для респондентов терминологию, понятия, которые могут затруднить восприятие респондентами);

· конкретность (не допускать двоякого толкования понятий или вопроса в целом);

· проблемность (прямая или косвенная направленность вопроса на интересующую корреспондента проблему, но формулировка не должна наводить на ответ);

· последовательность (выстроить порядок вопросов так, чтобы они не шокировали респондента, а позволяли постепенно конкретизировать и подробно раскрывать ответы).

Интервью — очный вид опроса. Интервью — встреча лицом к лицу. Буквальный перевод этого слова «интервью» — «взгляд между», т. е. взаимный обмен взглядами между двумя людьми, обсуждающими определенную тему, интересующую обоих. Отсюда специфика интервью — разговор, где присутствует определенная динамика и существует возможность обратной связи и уточнения непонятного (в отличие от анкеты); но и интонирование, последовательность вопросов, внешний вид корреспондента и многое другое. Но при интервью или беседе в отличие от анкеты можно наблюдать за реакциями на вопросы и невербальными компонентами общения, часто дающими очень много информации.

Виды интервью:

1) стандартизованное (формализованное) — предполагаемые вопросы беседы формулируются заранее и отход от них не допускается;

2) нестандартизованное (неформализованное, свободное) — обозначается только тема и ключевые вопросы интервью, вопросы формулируются и уточняются по ходу интервью;

3) фокусированное (направленное) — по поводу одного события, документа, явления и т. п.

Требования к интервью:

· не допускается подсказка (это влечет к увеличению субъективизма);

· нельзя проявлять чрезмерную настойчивость в опросе;

· важно учитывать культурный уровень интервьюера;

· важна организация единого социально-психологического пространства между корреспондентом и респондентом;

· главное — корреспондент больше молчит, а респондент больше говорит, но не наоборот; важно не только уметь задать вопрос, но и уметь выслушать на него ответ.

Беседа — в отличие от интервью в ней две участвующие стороны находятся примерно в равном положении — как задающий вопросы, так и отвечающие на них. Под беседой чаще всего понимается диалоговый метод исследования, идущий еще от Сократа. Важно умение вести диалог, т. е. интересоваться собеседником и корректно ставить ему вопросы, уметь слышать вопросы другого и содержательно на них отвечать.

Дискуссия (от лат. discussion — рассмотрение, исследование) — публичное обсуждение спорного вопроса, проблемы; спор. При обсуждении некоторых спорных для участников дискуссии вопросов выявляются и исследуются как проблемы, так и точки зрения на них. В дискуссии каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на достижение своей цели. Благодаря этому дискуссия может выступать активным методом получения информации по тем или иным вопросам.

Основные квалификационные требования к исследователю здесь — умение организовать и корректно провести дискуссию.

Этапы исследования с помощью методов устного опроса:

1. Выбор темы — формулировка цели исследования, отвечающая на вопросы «почему?» и «что?» будет изучаться.

2. Планирование — определение логики исследования (какие, в какой последовательности, в каком стиле, при какой ситуации, кому именно будут задаваться вопросы; определение места и времени, выборки).

3. Опрос — беседа, интервью или дискуссия по запланированной схеме.

4. Расшифровка — перевод аудиозаписи в письменный текст.

5. Анализ — опираясь на цель и тему опроса, а также с учетом природы полученного материала, выбирается и применяется тот или иной метод анализа (качественный, количественный, качественно-количественный; обобщенный или детальный и т. д.).

6. Написание отчета — изложение результатов исследования в заданной форме с соблюдением этических правил и методических норм.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: