Консультативная переписка




Необходимость введения этой формы психологичес­кой помощи была обусловлена несколькими причинами:

1. тем, что часто телефон­ное консультирование затрудняется из-за большой заг­рузки "Телефона доверия"

2. отсутствием телефона у клиентов, решиться же на прямой контакт с психоло­гом, психотерапевтом он не отваживался.

3. часть клиентов, нуждающихся в психологической помо­щи, зачастую находится в условиях изоляции от обще­ства (например, заключенные, отбывающие наказание в ИТК).

4. Еще одна причина в том, что многие городане имеют собственных служб психологической помощии переписка с психологами, психотерапевтами центраявляется единственной возможностью для них получить психологическую помощь.

Существуют различные термины — "психотерапевтическое письмо", "психо­терапевтическая переписка", "письменная психологи­ческая помощь", "терапия домашней перепиской с вра­чом", "терапия письмом" — они вносят значи­тельный разнобой, разночтения и разные толкования, не охватывающие всей широты и глубины методики. Исходя из этого введено новое понятие, приводящие к единому смыслу прежние названия. Данный под­ход назван термином скриботерапия (от лат.: scribio — "писать" и therapia — "лечение"), имея в виду, что в переписке отражаются как воздействие консультанта (психотера­певта) на клиента, так и вербальное и невербальное самовыражение клиента.

В наиболее общем виде работу консультанта-психо­лога (психотерапевта), занимающегося скриботерапией, то есть работающего с письмом, можно разделить на два этапа: (1) психодиагностика и (2) консультиро­вание или психотерапия. Коротко остановимся на каж­дом из них.

Опыт, накопленный на сегодняшний день практичес­кой психологией и психотерапией позволяет говорить о следующих диагно­стических возможностях скриботерапии.

Во-первых, письмо дает достаточно большую психо­диагностическую информацию:

а) подробнейшее изложение истории психологичес­кого страдания, многих побудительных причин, моти­вов, действий разных лиц и т.д. на нескольких листах, а порой и не в одном письме раскрывает проблемы клиента, его личность больше, чем единичный телефонный контакт или очная консультация. Например, от одной нашей клиентки мы получили в течение месяца 4 пись­ма, подборку стихотворений и несколько рисунков;

б) стиль изложения, характер построения фраз, само содержание письма позволяют не только разоб­раться в проблеме клиента, но и уловить явную пси­хопатологическую симптоматику. Например, один из корреспондентов, мужчина преклонного воз­раста, инвалид II группы, живущий в доме инвалидов, жалуется на преследование бывшей сожительницы, которая якобы, занимаясь проституцией, зарабатыва­ет у турков и немцев по 200 долларов и подкупает пьяниц избивать его ("дабы все смеялись надо мной"); подкуплена у нее и милиция, которая его "уберет", а если это произойдет, "то у ней эти гро­бовщики и труп мой не увезут на кладбище, а выбро­сят дорогой". Нет сомнений, что в данном случае можно говорить о паранойяльном синдроме;

в) зачастую в письмах имеются и прямые указания на предшествующую госпитализацию в психиатричес­ких учреждениях.

Во-вторых, скриботерапия позволяет использовать традиционные психодиагностические приемы, такие как проективные техники, исследование продуктов творчества: рисунков, стихотворений, прозаических произведений клиентов. Могут быть использованы и некоторые графические показатели: характер почерка, в том числе неровность, разные размеры букв и т.п., дающие, на наш взгляд, вспомогательную информацию об эмоциональном состоянии клиента, о некоторых его психических свойствах.

Контент-анализ, более приемлемый для исследова­ния писем от группы людей со сходными психологичес­кими проблемами, может быть использован и как вспо­могательное средство диагностики в работе с единичным клиентом, если с таковым ведется продолжитель­ная переписка. Например, уменьшение в тексте таких категорий анализа, как слова, описывающие негатив­ные эмоции, проблемы личности, и замена их на еди­ницы положительного плана может косвенно свиде­тельствовать об эффективности скриботерапии.

Примеры из писем клиентки И., датируемые разными числами. Письмо от 09.04.93: "Я их достала своим присутствием", "тоска", "очень больно", "потен­циальный суицид". Письмо от 20.05.93: "Все-таки ты для меня довольно часто— врач... Скорей даже не врач, а лекарство. А наше общение своеобразный нар­котик". Письмо от 04.06.93: "Я уже почти справилась с собой..., по Глобе я получилась очень плохая "дочь Луны"... Чуть не расплакалась. А потом подумала: а, по фиг! А зато я "добрая колдунья" и "драгоценная со­беседница". Письмо от 12.11.93: "Хорошо, что хоро­шо..., радуюсь..., видимо, я научаюсь любить людей. Кто любит, мудр".

Перспективным для скриботерапии представляет­ся и фоносемантический анализ текстов (А.Журавлев, И.Ю.Черепанова).

Второй частью обсуж­даемой методики является консультативное (психоте­рапевтическое) действие, в свою очередь включающее следующие моменты.

Предоставление клиенту обратной связи — подтвер­ждение того, что он обратился именно в ту службу, в которой нуждается, что здесь его поймут, разделят по­стигшие его неприятности, обсудят его проблемы и т.п. Можно выделить несколько кон­кретных приемов, которые использует консультант, давая клиенту обратную связь и осуществляя психоло­гическую поддержку.1) Пересказ — цитирование того, что было написано клиентом.

2) Утончение — обращение к нему с просьбой что-то дополнить, разъяснить. Например: "Поясните, пожа­луйста, что Вы имели в виду". Здесь возможно исполь­зование 12 вопросов метамодели, типа: "Как?", "Что именно?" и т.п. Скажем, клиент сообщает: "Я не могу рассердиться", Метавопросами здесь могут быть сле­дующие: "Что Вам мешает рассердиться?", "Что слу­чится, если Вы рассердитесь?".

3) Дальнейшее развитие мыслей собеседника — пись­менное изложение подтекста, сообщенного клиентом (в рамках высказанного им смысла), выдвижение гипотез относительно причин произошедшего или дальнейше­го хода событий. Например: "Возможно, в этом случае Вы сделаете..."

4) Сообщение о восприятии консультантом состояния клиента, зеркальное отражение его чувств. Например: "Видимо, Вы этим очень огорчены".

5) Сообщение о восприятии консультантом самого себя и своих чувств в данной ситуации. Например; "Меня бес­покоит, что мы с Вами..."

6) Замечания о ходе письменного диалога (при получе­нии повторных писем). Например: "Я думаю, что мы с Вами нашли ряд вариантов разрешения проблемы".

Эти приемы мало отличаются от тех, что использу­ются в социально-психологическом тренинге и очном консультировании. Но их применение в скриботерагши имеет свою специфику. Например, при пересказе выбираются лишь главные, ключевые слова, фразы для выражения отношения кон­сультанта к отдельным частям текста. Широко исполь­зуется подчеркивание, выделение большими буквами, восклицательные знаки и т.п.

Принцип психологической поддержки клиента, обя­зательного предоставления ему обратной связи используется и в письмах с запросами на юридическую, врачебную и другую помощь для снятия негативного эмоционального фона, обязательно присутствующего в такого типа посланиях. После этого часто следует кон­кретная рекомендация обратиться к соответствующему специалисту (юристу, терапевту и т.п.) с указанием не­скольких конкретных адресов и телефонов.

Если же мы приходим к мысли о необходимости бо­лее глубокой психотерапевтической работы с данным клиентом, то следующим моментом является выбор и применение конкретной психотерапевтической тактики, берущей начало от одного из традиционных психоте­рапевтических направлений: психоаналитического, бихевиористского или экзистенциально-гуманистического. Впрочем, в последнее время мы все больше склоняем­ся к терапевтическому эклектизму, к синтетическому подходу в консультировании и психотерапии. Спектр конкретных техник достаточно широк: от косвенной суггестии до парадоксальной интенции.

Стоит обратить внимание и на некоторые специфи­ческие особенности, отличающие консультативно-пси­хотерапевтическое письмо от письма обычного или делового. Считается, что письмо в обязательном по­рядке должно писаться от руки, а не печататься, напри­мер, на машинке — это делает контакт между клиентом и консультантом более доверительным и близким. Важ­ным является черновой вариант письма, который кон­сультант (психотерапевт) может прочитать и внести необходимые коррективы. Черновик также дает возмож­ность вспомнить уже написанное при получении по­вторного письма.

Использование скриботерапии (консультативно-психотерапевтической переписки) в работе социально-психологических центров чрезвычайно перспективно, так как расширяет круг оказываемой помощи, дает ряд новых диагностических и консультативных возможнос­тей. Тем не менее, скриботерапия как консультативно-психотерапевтическая методика имеет и ряд ограни­чений:

1. Дистантность помощи во многих случаях затруд­няет диагностику, не позволяет опереться на невербаль­ные проявления клиента, увидеть неконгруэнтность по­ведения и вербальных сообщений.

2. При осуществлении переписки затрудняется рефлексия консультантом (психотерапевтом) своих соб­ственных действий; часто он остается вообще без ка­кой-либо обратной связи со стороны клиента.

3. Известно, что многие невротические проявления требуют прямого психотерапевтического действия вра­ча или психолога.

Переписка в этом случае служит лишь начальным, передаточным звеном к помощи непосредственной — к работе лицом к лицу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: