Видеожурнал «С лейкой и блокнотом»




Вступление: Сегодня мы приглашаем вас на встречу с уникальными людьми, которые плечом к плечу сражались с бойцами и командирами Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. Они по праву считаются летописцами войны и Великой Победы. Военные корреспонденты центральных, армейских, флотских, дивизионных и полковых газет с честью носили это звание. Им мы посвящаем видеожурнал «С лейкой и блокнотом». Действительно у них в руках были не только винтовка и автомат, пулемёт и гранаты, но и блокнот и фото или киноаппарат. Они снимали, записывали, отправляли в редакцию информацию о героях, с которыми подчастую сами находились в окопах и в танке, ходили в атаку. Каждый из фронтовых журналистов – это самостоятельная интересная история, влившаяся в летопись прошедшей войны. Не все из них вернулись с передовой, но их вклад в Победу навсегда останется в памяти нашего народа.

Журналистская задушевная (песня на мотив «Раскинулось море широко")

Погиб журналист в многодневном бою

От Буга в пути к Приднепровью,

Послал перед смертью в газету свою

Статью, обагренную кровью.

Редактор суровый статью прочитал

И вызвал сотрудницу Зину,

Подумал, за ухом пером почесал

И вымолвил мрачно: «В корзину».

На утро уборщицы вымыли пол,

Чернильные пятна замыли,

А очерк его на растопку пошел,

И все журналиста забыли.

И только лишь старый седой метранпаж

Печально и тихо заметил:

«Я помню, остер был его карандаш,

И честно он смерть свою встретил».

А жизнь по дорогам проторенным шла,

Как будто ни в чем не бывало,

И новый товарищ поехал туда,

Где вьюга войны бушевала… 1941 Борис Лапин, Захар Хацревин

Фотографом Великой Победы был Евгений Халдей, знаменитый и в то же время неизвестный. Мы можем листать фотоальбомы военных лет или смотреть их в Интернете и не задумываться над тем, кто же автор знакомых снимков. Уже 22 июня Евгений Халдей оказался фронтовым фотокорреспондентом и все 1418 дней войны от Мурманска до Берлина провел на разных фронтах, не расставаясь с верной «Лейкой». Он попал на Северный флот и потом всю войну носил черную морскую форму. Халдей снимал жизнь — военную, разную, сложную, веселую, такую, какой она была. Поэтому на его кадрах рядом — предатели и герои, война и мир. Впоследствии фотограф часто вспоминал о том, как близко на войне соседствовали жизнь и смерть. "Мы вышли из окопа, — писал он. — Земля была изранена снарядами и бомбами, живого места не было. И неожиданно — мирная картинка: у остатков стены бывшего домика девушка стирает матросские тельняшки; за швейной машинкой солдат чинит гимнастерку". С 1944-го Евгений Халдей участвовал в освобождении Севастополя, штурме Новороссийска, Керчи, освобождении Румынии, Болгарии. И именно он сделал одну из самых символичных фотографий той войны — водружение знамени над поверженным Рейхстагом. Фотография тиражировалась миллионами экземпляров. Халдей запечатлел Парижское совещание министров иностранных дел, поражение японцев на Дальнем Востоке, конференцию глав союзных держав в Потсдаме, подписание акта капитуляции Германии. 24 июня 1945 года Халдей отснял Парад Победы: Георгия Жукова на белом коне и красноармейцев, кидающих фашистские знамена к подножию Мавзолея. "Чувствую: больше снимать не могу, сильно волнуюсь, нужно собраться с мыслями. Вспомнил войну, вспомнил все, что видел на войне, вспомнил тех, кого уже не увижу…" — писал он потом. Для Халдея люди всегда были важнее знамен. Он любил своих героев. Не в последнюю очередь по его фотографиям страна судила о войне, а некоторые из них были предъявлены в качестве доказательственных материалов в Нюрнбергский трибунал. И фактически до последних дней жизни не выпускал камеру из рук. Фотограф харизматический, чей кадр заряжен невероятной энергией, он, без сомнения, оставил бесценные свидетельства своего времени. И это не только его замечательная персональная фотолетопись Великой Отечественной войны, хотя в первую очередь именно его фронтовые снимки стали классикой.

Едва ли не самым знаменитым журналистом Великой Отечественной войны был Константин Симонов. Ещё в 1939 г. он был направлен в качестве военного корреспондента газеты "Героическая красноармейская" на Халхин-Гол в Монголию, потом учился на курсах военных корреспондентов при Военно-политической академии, получив воинское звание интенданта второго ранга. С началом войны он был призван в армию, находился в действующей армии на Западном фронте: был собственным корреспондентом газет "Красная Звезда", "Правда", "Комсомольская правда", "Боевое знамя" и др. В 1942 г. Константину Симонову было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 г. - звание подполковника, а после войны - полковника. Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в "Красной звезде". Симонов стал одним из лучших военных журналистов, пройдя всю войну от Черного до Баренцева моря. Он побывал на всех фронтах, был в Румынии, Болгарии, Югославии, Польше, Германии, ходил на подводной лодке в румынский тыл, с разведчиками - в норвежские фьорды, на Арабатской стрелке - в атаку с пехотой и закончил войну в Берлине; был свидетелем последних боев за Берлин, а затем присутствовал при подписании акта капитуляции гитлеровской Германии. Говоря о К. Симонове, М. Галлай и многие другие участники войны, которым приходилось встречаться с К. Симоновым в военные годы, отмечали в своих воспоминаниях его умение разговаривать с людьми - откровенно и доверительно. Когда очерки К. Симонова строились на материале беседы с участниками боя, они фактически превращались в диалог между автором и героем, который прерывается авторским повествованием («Солдатская слава», «Честь командира» и др.). После войны К. Симонов по материалам, напечатанным во время войны в периодической печати, выпускает сборники очерков: «Письма из Чехословакии», «Славянская дружба», «Югославская тетрадь», «От Черного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента». Константин Симонов на всю жизнь остался военным писателем, поэтом, летописцем и историком этой войны. Известное его стихотворение «Корреспондентская застольная», написанное в 1943 году и соединённое с мелодией М. Блантера, превратилось в популярную и не только в среде журналистов песню.

Крупнейший поэт советской эпохи Александр Твардовский в годы Великой Отечественной войны находился на фронте. Иначе разве мог бы он создать такой удивительный шедевр, как «Василий Тёркин», поэму про бойца, обращённую к простым солдатам. Он прошёл две войны, первая из которых была советско – финская. С первых дней Великой Отечественной войны А.Т. Твардовский находился на фронте. Поэт имел звание майора и как старший по званию он становился старшиной маленькой литературной команды, которая направлялась в Киев, в штаб Особого Военного округа, ставшего уже тыловой базой Юго-Западного направления. В редакции газеты «Красная Армия» он делал все, что положено делать рядовому журналисту: правил заметки, дежурил по номеру, был на рассвете «свежей головой», вычитывающей первый пробный экземпляр номера газеты, писал передовицы, очерки, стихи, фельетоны, статьи, лозунги. Его боевая позиция была во фронтовой газете. С её страниц он «вел огонь по врагу». Когда ему удавалось выезжать в командировки, он спокойно и с достоинством выходил под вражеский огонь, когда этого требовали обстоятельства. Он стремился туда, где идет настоящая война, живое дело войны. Отступая на восток, наши войска несли огромные потери, оказываясь в изолированных группах. В одну из таких групп попал тогда и Твардовский. Посланные по решению командиров разведчики бесследно исчезли. Бойцы уходили все дальше от дороги, командир части пропал. Обратились за советом к Твардовскому, хорошо знавшему эти места. Александр Трифонович принял на себя всю полноту ответственности и вывел часть из окружения. До победной ночи ему пришлось пережить все трудности военных дорог. Жил он буквально на колесах, беря непродолжительные творческие отпуска для работы в Москве, а также, чтобы навестить семью в городе Чистополе. Летом 1943 Твардовский вместе с другими солдатами освобождал родную Смоленщину. За поэмы «Василий Тёркин» и «Дом у дороги», а также за многочисленные очерки об освобождении белорусской земли он получил орден Отечественной войны 2 степени. А в апреле 1945 года за очерки о боях за Восточную Пруссию поэт и журналист был награждён орденом Отечественной войны 1 степени. Победу подполковник Твардовский встретил в Тапиау (Восточная Пруссия) (ныне г. Гвардейск Калининградской области. И в мирное время как поэт и истинный гражданин, он всегда оставался солдатом литературного фронта, находясь на самых передовых его рубежах, главным оружием которого было пламенное слово.

 

 

Как только в нашей стране узнали о вероломном нападении фашистов, многие устремились в военкоматы проситься на фронт. Среди добровольцев был и поэт Иосиф Уткин. Практически с самого начала войны он стал фронтовым журналистом. В августе 1941 года поэт в качестве сотрудника газеты «На разгром врага» оказался в брянских лесах. Он воевал вместе с солдатами, писал стихи, передавал новости с фронта. Под Ельней осколком мины ему оторвало четыре пальца на правой руке. Но уже в госпитале он диктовал свои стихи. Побывав на излечении в Ташкенте, Уткин вновь вернулся в строй. В качестве спецкора от Совинформбюро, от газет «Правда» и «Известия» поэт вновь оказался на Брянском фронте. В войну было создано немало песен на его стихи «Провожала сына мать», «Дед», «Бабы», «Я видел девочку убитую», «Над родиной грозные тучи», «Я видел сам» и другие. Летом 1944 вышел последний сборник произведений Уткина - «О родине, о дружбе, о любви», - маленькая, карманного размера, книжечка, вобравшая в себя лучшее из написанного поэтом. 13 ноября 1944 трагически и нелепо оборвалась его жизнь. Возвращаясь с Западного фронта, Уткин погиб в авиакатастрофе, случившейся совсем неподалёку от Москвы. Погиб на взлёте творческого пути, в расцвете дарования, не дожив и до 42 лет. Чтобы не писал Иосиф Уткин, стихи или заметки, всё это доходило до сердец бойцов и командиров, придавало им уверенность в их суровых солдатских буднях, вселяло в них веру в Победу. Поэтому мы можем сказать, что в военной летописи прошлого столетия он остался певцом – романтиком, вдохновителем и описателем великого подвига нашего народа.

Известный писатель Евгений Петров, создавший вместе с Ильфом самые знаменитые романы «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок», с первых дней великой Отечественной войны также как и многие его собратья по перу находился на передовой. Очерки корреспондента Совинформбюро печатаются в "Известиях", "Правде", "Огоньке", "Красной звезде". Телеграфные корреспонденции летят за океан, где Петрова хорошо знают по "Одноэтажной Америке". Осенью 1941 года он, конечно, под Москвой. Пишет о боях, разговаривает с пленными немцами, пытаясь понять, что движет потерявшими человеческий облик людьми. Под Сухиничами получает тяжелую контузию... В его репортажах из самого пекла боль за поруганную землю сочеталась с нежным отношением к ее защитникам. "Птенчики" майора Зайцева, храбрая пулеметчица и дисциплинированный солдатик Катя Новикова, командир "Ташкента" Ерошенко, проводящий свой корабль к Севастополю под тучей бомбардировщиков, генералы и солдаты... Талантливейший писатель, он не мог не смотреть на войну глазами художника. Быт фронта, его запахи, звуки, отпечаток на лицах - он считал, что все это важно, все это элементы будущей великой эпопеи, которую напишет когда-нибудь новый Лев Толстой. Как много рассказал бы он нам, если бы война дала пожить ему подольше... Разрешения поехать в осажденный Севастополь Петров добился с огромным трудом. Город блокирован с воздуха и с моря. Нет и клочка земли, который не обстреливается. И все-таки сюда прорывались наши корабли и самолеты, доставляя боеприпасы, вывозя раненых и жителей. Лидер эсминцев "Ташкент", на котором Петров возвращался из севастопольской командировки, попал под бомбежку. И все те часы, когда подошедшие на помощь корабли под огнем снимали раненых, детей и женщин, Петров отказывался покинуть корабль. И оставался на палубе вместе с экипажем до самого прихода в порт... Может, потому и сложилось у современников мнение, что отважный до безумия военкор гонялся за смертью... Перед последней командировкой Петров зашел к Константину Симонову, тоже жившему в гостинице "Москва", и попросил непромокаемую верхнюю одежду. Пообещал, что плащ будет возвращен в сохранности. И полушутя добавил: "Или не ждите никого, или ждите нас обоих". Но совсем не о смерти думал он, наконец-то ступив на надежный причал с палубы изрешеченного осколками "Ташкента". Здесь был и его неоконченный севастопольский очерк "Прорыв блокады". 2 июля 1942 года самолет, на котором Евгений Петров возвращался в Москву, был сбит немецким истребителем над территорией Ростовской области у села Маньково. Члены экипажа и несколько пассажиров остались в живых, Петров погиб. Ему не исполнилось и 40 лет. Так оборвалась жизнь талантливого писателя и журналиста, одного из тысячи патриотов нашей Родины, оружием которого было слово.

Удивительна судьба двух писателей Бориса Лапина и Захара Хацревина. Она соединила их в 1932 году. С этого момента они стали друзьями. Их имена были известны в литературной среде ещё в 20 – годы. Многие их произведения впоследствии были написаны совместно. В 1939 году Б. Лапин как корреспондент газеты «Героическая красноармейская» принимал участие в боях на Халкин-Голе. А с первых дней Великой Отечественной войны они на фронте в качестве специальных корреспондентов газеты «Красная звезда». Лапин и Хацревин гордились своим родом оружия. Несмотря на слабое здоровье, они могли бы остаться в тылу, два друга оказались на редкость сильными духом людьми. Они были среди храбрейших. Койки Лапина и Хацревина в редакции армейской газеты всегда пустовали. Друзья вечно пропадали на переднем крае. Им было нелегко. Никто никогда не слышал от них жалоб. Хацревин мужественно преодолевал свою физическую хрупкость, сердечные обмирания, эпилептические припадки, которые почти каждую ночь били его. У Лапина от невзгод фронтовой жизни открылся старый рубец на спине, оттуда все время сочилась кровь. Он больше всего боялся, чтобы редактор не заметил этого и не откомандировал его с фронта. Оба держались стойко. В годы войны друзья написали пророческое стихотворение «Погиб репортёр в многодневном бою», которое потом распевалось на мотив песни «Раскинулось море широко». 19 сентября 1941 года Борис Лапин и Захар Хацревин погибли в окружении под Киевом. Их короткие, но яркие жизни, остались в памяти тех, кто их знал, как пример мужества и отваги, чей отблеск и сейчас сияет в сердцах журналистов, любимым оружием которых является честное и правдивое слово.

 

 


 


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: