В параграфе вы найдете ответы на следующие вопросы:
· какие основные формы организации исследовательской деятельности используются в образовательном процессе?
· чем отличаются дипломная работа от курсовой?
· какова структура курсовой работы?
· чем отличается структура дипломной работы?
Особенности подготовки и проведения исследовательских работ
Исследовательская деятельность обучающихся организуется в разных формах: рефераты, контрольная работа, курсовая, выпускная квалификационная работа (ВКР). Их общая цель — развитие познавательной самостоятельности специалиста, формирование умений самому приобретать, углублять, творчески перерабатывать и осмысливать профессионально значимые знания. Учебно-исследовательские работы в виде курсовой и ВКР являются видом контроля уровня профессиональной подготовки студентов. Чем же отличаются эти два вида исследования? Вы можете увидеть в сравнительной таблице.
Характеристика исследовательских работ
№ | Количественное и качественное различие | Курсовая работа | Выпускная квалиф. работа |
1. | Объем | 24-30 страниц | 60-70 страниц |
2. | План | Простой. Выделение пунктов | Сложный. Выделение глав. параграфов |
3. | Опытно-экспериментальная работа | Констатирующий этап эксперимента | Констатирующий этап эксперимента, формирующий этап эксперимента, контрольный этап эксперимента |
4. | Анализ теоретических источников по теме исследования | Не менее 20 источников – анализ общепедагогической, дидактической, методической литературы | Более 20 источников – анализ общепедагогической. дидактической литературы и педагогического опыта. анализ литературы по истории методики. педагогики. психологии |
5. | Изучение проблемы | Общие подходы к ее разрешению | Характеристики общих подходов и разработка конкретного пути ее разрешения |
6. | Характер опытно-экспериментальной работы | Добывание фактов для доказательства на эмпирическом уровне | Добывание фактов для доказательства на теоретическом уровне |
7. | Уровень обобщения | Обобщаются результаты непродолжительного наблюдения за практикой. Обобщения носят эмпирический характер | Обобщаются результаты достаточно длительных наблюдений за практикой, результаты наблюдений за работой педагогов-мастеров и результаты собственного опыта. Обобщения более широкого характера |
Основы проектной деятельности в дошкольном образовании
В параграфе вы найдете ответы на следующие вопросы:
· в чем смысл проектной деятельности обучающихся?
· какие виды проектов используются в образовательном процессе?
· из каких компонентов состоит проект, основные этапы работы над проектом и методы и средства реализации проекта?
К видам исследовательской деятельности относятся проектная.
Проект (от лат. projectus, букв. — брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия; 2) предварительный текст какого-либо документа; 3) замысел. Получил распространение в отечественной и зарубежной педагогике в 1920 -30 гг.
Проектная деятельность обучающихся — это деятельность, направленная на решение практических задач и проблем дошкольных образовательных учреждений.
Проектная деятельность содержит:
- анализ проблемы;
- постановка цели;
- выбор средств ее достижения;
- поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;
- оценка полученных результатов и выводов.
Виды проектов
По доминирующему в проекте методу:
Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.
Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру: определение потребности, анализ существующих объектов, обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной, планирование, изготовление, рефлексия. Форма представления результатов может быть различной (видеофильм, праздник, репортаж и пр.).
Игровые проекты предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности обучающихся в таких проектах — ролевая игра. Это могут быть имитации социальных и деловых отношений.
Информационные проекты. Обучающиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, методы анкетирования и интервьюирования), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), презентации (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях, телеконференция).
Образовательные проекты — это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени — от одного занятия до нескольких месяцев.
По количеству участников проектов можно выделить проекты:
· парные (между парами участников);
· групповые (между группами участников).
По продолжительности проведения проекты могут быть:
· краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном-двух учебных занятиях;
· средней продолжительности (от недели до месяца);
· долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Структура проекта
- название проекта;
- цитата, лозунг или иная форма представления проекта;
- идея проекта;
- цели и задачи проекта;
- участники проекта;
- условия регистрации в проекте;
- сроки реализации проекта;
- этапы проведения проекта;
- условия участия в проекте (организационные, технические, другие);
- особенности проведения проекта, виды деятельности участников;
- формы взаимодействия организаторов проекта с его участниками и другими субъектами;
- критерии оценки работ отдельных участников всего проекта;
- диагностическая и оценочная группа;
- результаты проекта, их оценка. Призы и награды;
- возможное продолжение и развитие проекта;
- авторы, координаторы, администраторы, организаторы проекта.