Организация и проведение исследовательской деятельности в области дошкольного образования




В параграфе вы найдете ответы на следующие вопросы:

· какие основные формы организации исследовательской деятельности используются в образовательном процессе?

· чем отличаются дипломная работа от курсовой?

· какова структура курсовой работы?

· чем отличается структура дипломной работы?

Особенности подготовки и проведения исследовательских работ

Исследовательская деятельность обучающихся организуется в разных формах: рефераты, контрольная работа, курсовая, выпускная квалификационная работа (ВКР). Их общая цель — развитие познавательной самостоятельности специалиста, формирование умений самому приобретать, углублять, творчески перерабатывать и осмысливать профессионально значимые знания. Учебно-исследовательские работы в виде курсовой и ВКР являются видом контроля уровня профессиональной подготовки студентов. Чем же отличаются эти два вида исследования? Вы можете увидеть в сравнительной таблице.

 

Характеристика исследовательских работ

Количественное и качественное различие Курсовая работа Выпускная квалиф. работа
1. Объем 24-30 страниц 60-70 страниц
2. План Простой. Выделение пунктов Сложный. Выделение глав. параграфов
3. Опытно-экспериментальная работа Констатирующий этап эксперимента Констатирующий этап эксперимента, формирующий этап эксперимента, контрольный этап эксперимента
4. Анализ теоретических источников по теме исследования Не менее 20 источников – анализ общепедагогической, дидактической, методической литературы Более 20 источников – анализ общепедагогической. дидактической литературы и педагогического опыта. анализ литературы по истории методики. педагогики. психологии
5. Изучение проблемы Общие подходы к ее разрешению Характеристики общих подходов и разработка конкретного пути ее разрешения
6. Характер опытно-экспериментальной работы Добывание фактов для доказательства на эмпирическом уровне Добывание фактов для доказательства на теоретическом уровне
7. Уровень обобщения Обобщаются результаты непродолжительного наблюдения за практикой. Обобщения носят эмпирический характер Обобщаются результаты достаточно длительных наблюдений за практикой, результаты наблюдений за работой педагогов-мастеров и результаты собственного опыта. Обобщения более широкого характера

 

Основы проектной деятельности в дошкольном образовании

В параграфе вы найдете ответы на следующие вопросы:

· в чем смысл проектной деятельности обучающихся?

· какие виды проектов используются в образовательном процессе?

· из каких компонентов состоит проект, основные этапы работы над проектом и методы и средства реализации проекта?

К видам исследовательской деятельности относятся проектная.

Проект (от лат. projectus, букв. — брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия; 2) предварительный текст какого-либо документа; 3) замысел. Получил распространение в отечественной и зарубежной педагогике в 1920 -30 гг.

Проектная деятельность обучающихся — это деятельность, направленная на решение практических задач и проблем дошкольных образовательных учреждений.

Проектная деятельность содержит:

- анализ проблемы;

- постановка цели;

- выбор средств ее достижения;

- поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

- оценка полученных результатов и выводов.

Виды проектов

По доминирующему в проекте методу:

Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.

Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру: определение потребности, анализ существующих объектов, обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной, планирование, изготовление, рефлексия. Форма представления результатов может быть различной (видеофильм, праздник, репортаж и пр.).

Игровые проекты предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности обучающихся в таких проектах — ролевая игра. Это могут быть имитации социальных и деловых отношений.

Информационные проекты. Обучающиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, методы анкетирования и интервьюирования), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), презентации (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях, телеконференция).

Образовательные проекты — это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени — от одного занятия до нескольких месяцев.

По количеству участников проектов можно выделить проекты:

· парные (между парами участников);

· групповые (между группами участников).

По продолжительности проведения проекты могут быть:

· краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном-двух учебных занятиях;

· средней продолжительности (от недели до месяца);

· долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Структура проекта

- название проекта;

- цитата, лозунг или иная форма представления проекта;

- идея проекта;

- цели и задачи проекта;

- участники проекта;

- условия регистрации в проекте;

- сроки реализации проекта;

- этапы проведения проекта;

- условия участия в проекте (организационные, технические, другие);

- особенности проведения проекта, виды деятельности участников;

- формы взаимодействия организаторов проекта с его участниками и другими субъектами;

- критерии оценки работ отдельных участников всего проекта;

- диагностическая и оценочная группа;

- результаты проекта, их оценка. Призы и награды;

- возможное продолжение и развитие проекта;

- авторы, координаторы, администраторы, организаторы проекта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: