Примерные темы итоговых проектных работ




Министерство образования Пензенской области

ГАОУ ДПО «Институт регионального развития Пензенской области»

А.К. Григорьева

РОДНОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

Тематическое планирование

Классы

Пенза, 2019

Тематическое планирование курса

«Родной русский язык»

Класс (17 час.)

№ уроков Тема по курсу «Родной русский язык» Тема по программе «Русский язык» Деятельность обучающихся
  РЯ в жизни общества и государства (национальный язык, государственный язык, язык межнационального общения). Язык – хранилище духовной и материальной культуры народа. Язык и человек. Общение устное и письменное. Подготовка сообщений о деятелях русской культуры
  Текст как единица языка и речи. Понятие о прецедентных текстах русской культуры (пословицы, поговорки, загадки, сказки и пр.) Повторение изученного в начальной школе. Фонетика, графика, орфография. Рр: Текст Проект: составление сборника текстов
  Слова с национально-культурным компонентом, народнопоэтические символы.Русские имена. Повторение изученного в начальной школе. Части речи. Рр: Тема и основная мысль текста Подготовка сообщения об истории имени
  Крылатые слова и выражения из прецедентных текстов. Словосочетание. Простое предложение. Члены предложения. Проект: создание сборника крылатых выражений
  Язык и речь. Понятие о культуре речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Обращения в русском речевом этикете. Пунктуация. Предложения с однородными членами и обращениями. Рр: Письмо Сочинение в жанре письма
  Виды речевой деятельности. Речь устная и письменная. Средства выразительности устной и письменной речи. Формы речи: диалог, монолог Прямая речь. Диалог. Разыгрывание диалогов
  Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Фонетика и графика. Устный рассказ
  Понятие о языковой норме. Основные орфоэпические нормы современного русского языка. Варианты нормы. Фонетика и графика. Орфоэпия. Орфоэпический практикум
  Основные лексические нормы современного русского языка. Лексика Практикум по редактированию
  Национальная специфика слов с живой внутренней формой. Понятие об этимологии. Происхождение названий старинных русских городов. Морфемика. Корень слова Проект: Словарь одного слова
  Функциональные разновидности языка. Язык художественной литературы, фольклорных текстов. Особенности употребления в них слов с суффиксами субъективной оценки Морфемика. Орфография Анализ текста
  Функциональные разновидности языка. Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста. Части речи. Имя существительное Составление плана. Рассказ (пересказ) по плану
  Основные грамматические нормы в области имен существительных (трудные случаи определения рода, образования форм числа) Имя существительное Практикум по редактированию
  Функциональные разновидности языка. Официально-деловой стиль: объявление Имя прилагательное Практикум по редактированию
  Функциональные разновидности языка. Публицистический стиль: устное выступление, девиз, слоган. Глагол Устное выступление
  Функциональные разновидности языка. Разговорная речь: просьба, извинение. Глагол Разыгрывание ситуаций
  Речевой этикет. Правила русского речевого этикета: нормы и традиции. Повторение изученного в 5 классе Решение коммуникативных задач

Класс (17 час.)

№ уроков Тема по курсу «Родной русский язык» Тема по программе «Русский язык» Деятельность обучающихся
  Понятие о литературном языке. Виды языковых норм. Краткая история русского литературного языка Русский язык в современном мире Практикум по использованию эффективных приемов чтения
  Основные орфоэпические нормы. Стили произношения. Стилистические особенности произношения и ударения Повторение пройденного в 5 классе Работа с орфоэпическим словарем
  Основные лексические нормы. Точность словоупотребления. Просторечие, диалектизмы. Диалекты как часть народной культуры Лексика и фразеология Подготовка сообщений об использовании диалектизмов в художественной речи
  Национально-культурная специфика русской фразеологии Лексика и фразеология. Словообразование. Проект: создание фразеологического словаря
  Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур Словообразование. Орфография  
  Основные грамматические нормы в области словоизменения имен существительных Имя существительное Практикум по редактированию
  Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины» Имя существительное Сочинение в жанре рассказа
  Основные грамматические нормы в области словоизменения имен прилагательных Имя прилагательное Практикум по редактированию
  Функциональные разновидности языка. Учебно-научный стиль: тексты описательного типа Имя прилагательное Структурный анализ текста
  Основные грамматические нормы в области словоизменения и употребления имен числительных Имя числительное Практикум по редактированию
  Функциональные разновидности языка Учебно-научный стиль:научное сообщение Имя числительное. Подготовка сообщений
  Особенности формообразования и употребления местоимений (в т.ч. этикетное) Местоимение Практикум по редактированию
  Функциональные разновидности языка. Публицистический стиль: устное выступление Местоимение Подготовка выступления
  Особенности формообразования и употребления глаголов Глагол Практикум по редактированию
  Функциональные разновидности языка.Язык художественной литературы Глагол Практикум по анализу текста
  Функциональные разновидности языка. Глагол  
  Речевой этикет. Национальные особенности русского речевого этикета. Этикет и этические нормы Повторение изученного в 6 классе Разыгрывание этикетных ситуаций

 

Класс (17 час.)

№ уроков Тема по курсу «Родной русский язык» Тема по программе «Русский язык» Деятельность обучающихся
  Связь истории языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка Русский язык как развивающееся явление  
  Отражение в лексике истории общества (архаизмы, историзмы). Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом Повторение пройденного в 5 – 7 классах Практикум по редактированию
  Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи Причастие Практикум по редактированию
  Основные орфоэпические и грамматические нормы в области причастий Причастие Тест по культуре речи
  Текст. Основные типы текстовых структур Причастие. Орфография Анализ текста
  Информационная роль заголовков Деепричастие Проект (исследование)
  Публицистический стиль. Тексты аргументативного типа (объяснение, рассуждение, доказательство) Наречие Анализ текста
  Публицистический стиль. Текст рекламного объявления Наречие Создание текста объявления
  Грамматические нормы в области деепричастий и наречий Наречие. Слова категории состояния Практикум по редактированию
  Грамматические нормы в области употребления предлогов Предлог Тест по культуре речи
  Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения Предлог Решение коммуникативных задач
  Разговорная речь. Беседа. Спор. Правила поведения в споре Союз Составление рекомендаций (памяток)
  Дискуссия. Дебаты Союз Деловая игра
  Язык художественной литературы. Виды информации в художественном тексте Частица Смысловой анализ текста
  Язык художественной литературы. Притча Частица Сочинение
  Речевой этикет. Русская речевая манера общения. Междометия, звукоподражательные слова Подготовка рекомендаций (памяток)
  Невербальный этикет общения Повторение пройденного в 7 классе Разыгрывание этикетных ситуаций

 

 

Класс (17 час.)

№ уроков Тема по курсу «Родной русский язык» Тема по программе «Русский язык» Деятельность обучающихся
  Место русского языка среди других языков мира. Функции русского языка в современном мире.    
  Формирование и развитие русского литературного языка. Роль старославянского языка в этом процессе Повторение пройденного в 5 – 7 классах    
  Группы слов по их происхождению. Точность словоупотребления заимствованных слов (орфоэпические и лексические нормы) Словосочетание. Простое предложение Тест по культуре речи
  Грамматические нормы в области построения словосочетаний, Нормы согласования подлежащего и сказуемого Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения Практикум по редактированию
  Терминология и точность речи. Особенности употребления терминов в разных стилях речи Второстепенные члены предложения Практикум по редактированию
  Способы получения и переработки информации. Эффективные приемы слушания Простые односоставные предложения Практикум по аудированию
  Правила отражения информации во вторичных текстах. План. Тезисы. Кластер Простые односоставные предложения Составление кластера
  Грамматические нормы построения предложений с однородными членами. Типичные ошибки Однородные члены предложения Практикум по редактированию
  Способы и правила эффективной аргументации Однородные члены предложения Практикум по аргументации
  Доказательство в рассуждении. Виды доказательств. Способы опровержения доводов оппонента Обращения, вводные слова и междометия Сочинение-рассуждение
  Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности Обособленные члены предложения  
  Учебно-научная дискуссия. Слово на защите реферата Обособленные члены предложения Деловая игра
  Обращение, называние другого и себя в речевом этикете разных народов Обособленные члены предложения Разыгрывание этикетных ситуаций
  Этикет письма. Виды писем. Письмо другу Обособленные члены предложения Практикум по составлению писем
  Самохарактеристика и самопрезентация в деловом и бытовом общении Прямая и косвенная речь Составление самопрезентации
  Сетикет: принципы и правила общения в социальных сетях Прямая и косвенная речь Подготовка рекомендаций (памяток)
  Речевая агрессия. Этикетные стратегии и тактики противостояния ей. Повторение и систематизация пройденного в 8 классе Разыгрывание этикетных ситуаций

 

 

Класс (17 час.)

№ уроков Тема по курсу «Родной русский язык» Тема по программе «Русский язык» Деятельность обучающихся
  Русский язык как зеркало национальной культуры и истории. Ключевые концепты русской культуры Международное значение русского языка  
  Факторы, влияющие на развитие языка. Активные процессы в современном русском языке Повторение и пройденного в 5 – 8 классах  
  Основные орфоэпические нормы современного русского языка Повторение и пройденного в 5 – 8 классах Работа с орфоэпическим словарем
  Активные процессы в лексике. Основные лексические нормы и типичные ошибки Союзные сложные предложения Практикум по редактированию
  Современные толковые словари русского языка Сложносочиненные предложения Работа с толковыми словарями
  Основные грамматические нормы и типичные ошибки в построении простого предложения Сложносочиненные предложения Практикум по редактированию
  Основные грамматические нормы в построении сложного предложения Сложноподчиненные предложения Практикум по редактированию
  Современные грамматические словари и справочники Сложноподчиненные предложения Практикум по редактированию
  Виды текстов (сплошные, несплошные). Преобразования текстовой информации. Вторичные тексты Сложноподчиненные предложения Анализ текста
  Аннотация. Конспект Сложноподчиненные предложения Практикум по составлению вторичных текстов
  Реферат Сложноподчиненные предложения Составление реферата по тексту
  Доклад, сообщение Бессоюзные сложные предложения Деловая игра
  Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности Сложные предложения с разными видами связи Практикум по составлению писем
  Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения Сложные предложения с разными видами связи Разыгрывание этикетных ситуаций
  Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при контактном и дистантном общении Сложные предложения с разными видами связи Подготовка рекомендаций (памяток)
  Этика и этикет в электронной среде общения Общие сведения о языке Подготовка рекомендаций (памяток)
  Разговорная речь. Анекдот. Шутка Повторение и систематизация пройденного в 9 классе  

 

Примерные темы итоговых проектных работ

1. Интерактивный музей В.И. Даля (одного из лингвистов)

2. Как принимали гостей в средневековье (опыт лингвистической реконструкции)

3. Жаргонизмы в молодежном общении – норма или антинорма?

4. Лингва-франка, или Зачем нужен язык межнационального общения

5. Образы-символы в творчестве…

6. Язык городской рекламы (лексические или синтаксические особенности)

7. Прецедентные тексты в рекламных слоганах

8. Топонимика моего района

9. Антропонимика сказок Пушкина

10. Тайна имени

11. Создание программы школьного фестиваля «Диалог культур»

12. Сравнительный словарь пословиц и поговорок народов Пензенской области

13. Речевой портрет (литературного героя; реального человека – современного телеведущего, блогера и пр.)

14. Юмор по… (особенности национального юмора)

15. Изобразительно-выразительные средства языка науки (на материале одного из школьных учебников)

16. Создание сценария школьного праздника «День русского языка»

17. Сборник стихов о русском (родном) языке

18. Фразеологизмы в газетных заголовках (на материале одной из газет)

19. Антропонимика моей семьи

20. Национальные особенности речевого этикета: формулы приветствия русских и татар (мордвы, чувашей)

21. Языковые особенности названий современного женского иронического детектива

22. Языковые особенности обращений в текстах (автора)

23. «Модный» словарь XIX века (по произведениям А.С. Пушкина или другого автора)

24. Жаргонизмы как средство художественной выразительности (на примере литературного произведения или кинофильма)

 

Литература

Русский родной язык. 5 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2018

Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. – М: Просвещение, 2012

Головкина С.Х., Овсянникова Т.Г. Доброе слово. Воспитание речевой культуры юношества. – М.: Педагогическая литература, 2009

Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по рус. Яз. – М.: Просвещение, 1988

Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996

Кронгауз, Максим. Русский язык на грани нервного срыва. – М.: Издательство АСТ: CORPUS, 2018

Судаков Г.В. Когда появились фартуки? О многовековой истории русских слов и выражений. – М.: АРКТИ, 2009



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: