Министерство образования Пензенской области
ГАОУ ДПО «Институт регионального развития Пензенской области»
А.К. Григорьева
РОДНОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
Тематическое планирование
Классы
Пенза, 2019
Тематическое планирование курса
«Родной русский язык»
Класс (17 час.)
№ уроков | Тема по курсу «Родной русский язык» | Тема по программе «Русский язык» | Деятельность обучающихся |
РЯ в жизни общества и государства (национальный язык, государственный язык, язык межнационального общения). Язык – хранилище духовной и материальной культуры народа. | Язык и человек. Общение устное и письменное. | Подготовка сообщений о деятелях русской культуры | |
Текст как единица языка и речи. Понятие о прецедентных текстах русской культуры (пословицы, поговорки, загадки, сказки и пр.) | Повторение изученного в начальной школе. Фонетика, графика, орфография. Рр: Текст | Проект: составление сборника текстов | |
Слова с национально-культурным компонентом, народнопоэтические символы.Русские имена. | Повторение изученного в начальной школе. Части речи. Рр: Тема и основная мысль текста | Подготовка сообщения об истории имени | |
Крылатые слова и выражения из прецедентных текстов. | Словосочетание. Простое предложение. Члены предложения. | Проект: создание сборника крылатых выражений | |
Язык и речь. Понятие о культуре речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Обращения в русском речевом этикете. | Пунктуация. Предложения с однородными членами и обращениями. Рр: Письмо | Сочинение в жанре письма | |
Виды речевой деятельности. Речь устная и письменная. Средства выразительности устной и письменной речи. Формы речи: диалог, монолог | Прямая речь. Диалог. | Разыгрывание диалогов | |
Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. | Фонетика и графика. | Устный рассказ | |
Понятие о языковой норме. Основные орфоэпические нормы современного русского языка. Варианты нормы. | Фонетика и графика. Орфоэпия. | Орфоэпический практикум | |
Основные лексические нормы современного русского языка. | Лексика | Практикум по редактированию | |
Национальная специфика слов с живой внутренней формой. Понятие об этимологии. Происхождение названий старинных русских городов. | Морфемика. Корень слова | Проект: Словарь одного слова | |
Функциональные разновидности языка. Язык художественной литературы, фольклорных текстов. Особенности употребления в них слов с суффиксами субъективной оценки | Морфемика. Орфография | Анализ текста | |
Функциональные разновидности языка. Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста. | Части речи. Имя существительное | Составление плана. Рассказ (пересказ) по плану | |
Основные грамматические нормы в области имен существительных (трудные случаи определения рода, образования форм числа) | Имя существительное | Практикум по редактированию | |
Функциональные разновидности языка. Официально-деловой стиль: объявление | Имя прилагательное | Практикум по редактированию | |
Функциональные разновидности языка. Публицистический стиль: устное выступление, девиз, слоган. | Глагол | Устное выступление | |
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь: просьба, извинение. | Глагол | Разыгрывание ситуаций | |
Речевой этикет. Правила русского речевого этикета: нормы и традиции. | Повторение изученного в 5 классе | Решение коммуникативных задач |
Класс (17 час.)
№ уроков | Тема по курсу «Родной русский язык» | Тема по программе «Русский язык» | Деятельность обучающихся |
Понятие о литературном языке. Виды языковых норм. Краткая история русского литературного языка | Русский язык в современном мире | Практикум по использованию эффективных приемов чтения | |
Основные орфоэпические нормы. Стили произношения. Стилистические особенности произношения и ударения | Повторение пройденного в 5 классе | Работа с орфоэпическим словарем | |
Основные лексические нормы. Точность словоупотребления. Просторечие, диалектизмы. Диалекты как часть народной культуры | Лексика и фразеология | Подготовка сообщений об использовании диалектизмов в художественной речи | |
Национально-культурная специфика русской фразеологии | Лексика и фразеология. Словообразование. | Проект: создание фразеологического словаря | |
Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур | Словообразование. Орфография | ||
Основные грамматические нормы в области словоизменения имен существительных | Имя существительное | Практикум по редактированию | |
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины» | Имя существительное | Сочинение в жанре рассказа | |
Основные грамматические нормы в области словоизменения имен прилагательных | Имя прилагательное | Практикум по редактированию | |
Функциональные разновидности языка. Учебно-научный стиль: тексты описательного типа | Имя прилагательное | Структурный анализ текста | |
Основные грамматические нормы в области словоизменения и употребления имен числительных | Имя числительное | Практикум по редактированию | |
Функциональные разновидности языка Учебно-научный стиль:научное сообщение | Имя числительное. | Подготовка сообщений | |
Особенности формообразования и употребления местоимений (в т.ч. этикетное) | Местоимение | Практикум по редактированию | |
Функциональные разновидности языка. Публицистический стиль: устное выступление | Местоимение | Подготовка выступления | |
Особенности формообразования и употребления глаголов | Глагол | Практикум по редактированию | |
Функциональные разновидности языка.Язык художественной литературы | Глагол | Практикум по анализу текста | |
Функциональные разновидности языка. | Глагол | ||
Речевой этикет. Национальные особенности русского речевого этикета. Этикет и этические нормы | Повторение изученного в 6 классе | Разыгрывание этикетных ситуаций |
Класс (17 час.)
№ уроков | Тема по курсу «Родной русский язык» | Тема по программе «Русский язык» | Деятельность обучающихся |
Связь истории языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка | Русский язык как развивающееся явление | ||
Отражение в лексике истории общества (архаизмы, историзмы). Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом | Повторение пройденного в 5 – 7 классах | Практикум по редактированию | |
Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи | Причастие | Практикум по редактированию | |
Основные орфоэпические и грамматические нормы в области причастий | Причастие | Тест по культуре речи | |
Текст. Основные типы текстовых структур | Причастие. Орфография | Анализ текста | |
Информационная роль заголовков | Деепричастие | Проект (исследование) | |
Публицистический стиль. Тексты аргументативного типа (объяснение, рассуждение, доказательство) | Наречие | Анализ текста | |
Публицистический стиль. Текст рекламного объявления | Наречие | Создание текста объявления | |
Грамматические нормы в области деепричастий и наречий | Наречие. Слова категории состояния | Практикум по редактированию | |
Грамматические нормы в области употребления предлогов | Предлог | Тест по культуре речи | |
Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения | Предлог | Решение коммуникативных задач | |
Разговорная речь. Беседа. Спор. Правила поведения в споре | Союз | Составление рекомендаций (памяток) | |
Дискуссия. Дебаты | Союз | Деловая игра | |
Язык художественной литературы. Виды информации в художественном тексте | Частица | Смысловой анализ текста | |
Язык художественной литературы. Притча | Частица | Сочинение | |
Речевой этикет. Русская речевая манера общения. | Междометия, звукоподражательные слова | Подготовка рекомендаций (памяток) | |
Невербальный этикет общения | Повторение пройденного в 7 классе | Разыгрывание этикетных ситуаций |
Класс (17 час.)
№ уроков | Тема по курсу «Родной русский язык» | Тема по программе «Русский язык» | Деятельность обучающихся |
Место русского языка среди других языков мира. | Функции русского языка в современном мире. | ||
Формирование и развитие русского литературного языка. Роль старославянского языка в этом процессе | Повторение пройденного в 5 – 7 классах | ||
Группы слов по их происхождению. Точность словоупотребления заимствованных слов (орфоэпические и лексические нормы) | Словосочетание. Простое предложение | Тест по культуре речи | |
Грамматические нормы в области построения словосочетаний, Нормы согласования подлежащего и сказуемого | Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения | Практикум по редактированию | |
Терминология и точность речи. Особенности употребления терминов в разных стилях речи | Второстепенные члены предложения | Практикум по редактированию | |
Способы получения и переработки информации. Эффективные приемы слушания | Простые односоставные предложения | Практикум по аудированию | |
Правила отражения информации во вторичных текстах. План. Тезисы. Кластер | Простые односоставные предложения | Составление кластера | |
Грамматические нормы построения предложений с однородными членами. Типичные ошибки | Однородные члены предложения | Практикум по редактированию | |
Способы и правила эффективной аргументации | Однородные члены предложения | Практикум по аргументации | |
Доказательство в рассуждении. Виды доказательств. Способы опровержения доводов оппонента | Обращения, вводные слова и междометия | Сочинение-рассуждение | |
Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности | Обособленные члены предложения | ||
Учебно-научная дискуссия. Слово на защите реферата | Обособленные члены предложения | Деловая игра | |
Обращение, называние другого и себя в речевом этикете разных народов | Обособленные члены предложения | Разыгрывание этикетных ситуаций | |
Этикет письма. Виды писем. Письмо другу | Обособленные члены предложения | Практикум по составлению писем | |
Самохарактеристика и самопрезентация в деловом и бытовом общении | Прямая и косвенная речь | Составление самопрезентации | |
Сетикет: принципы и правила общения в социальных сетях | Прямая и косвенная речь | Подготовка рекомендаций (памяток) | |
Речевая агрессия. Этикетные стратегии и тактики противостояния ей. | Повторение и систематизация пройденного в 8 классе | Разыгрывание этикетных ситуаций |
Класс (17 час.)
№ уроков | Тема по курсу «Родной русский язык» | Тема по программе «Русский язык» | Деятельность обучающихся |
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории. Ключевые концепты русской культуры | Международное значение русского языка | ||
Факторы, влияющие на развитие языка. Активные процессы в современном русском языке | Повторение и пройденного в 5 – 8 классах | ||
Основные орфоэпические нормы современного русского языка | Повторение и пройденного в 5 – 8 классах | Работа с орфоэпическим словарем | |
Активные процессы в лексике. Основные лексические нормы и типичные ошибки | Союзные сложные предложения | Практикум по редактированию | |
Современные толковые словари русского языка | Сложносочиненные предложения | Работа с толковыми словарями | |
Основные грамматические нормы и типичные ошибки в построении простого предложения | Сложносочиненные предложения | Практикум по редактированию | |
Основные грамматические нормы в построении сложного предложения | Сложноподчиненные предложения | Практикум по редактированию | |
Современные грамматические словари и справочники | Сложноподчиненные предложения | Практикум по редактированию | |
Виды текстов (сплошные, несплошные). Преобразования текстовой информации. Вторичные тексты | Сложноподчиненные предложения | Анализ текста | |
Аннотация. Конспект | Сложноподчиненные предложения | Практикум по составлению вторичных текстов | |
Реферат | Сложноподчиненные предложения | Составление реферата по тексту | |
Доклад, сообщение | Бессоюзные сложные предложения | Деловая игра | |
Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности | Сложные предложения с разными видами связи | Практикум по составлению писем | |
Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения | Сложные предложения с разными видами связи | Разыгрывание этикетных ситуаций | |
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при контактном и дистантном общении | Сложные предложения с разными видами связи | Подготовка рекомендаций (памяток) | |
Этика и этикет в электронной среде общения | Общие сведения о языке | Подготовка рекомендаций (памяток) | |
Разговорная речь. Анекдот. Шутка | Повторение и систематизация пройденного в 9 классе |
Примерные темы итоговых проектных работ
1. Интерактивный музей В.И. Даля (одного из лингвистов)
2. Как принимали гостей в средневековье (опыт лингвистической реконструкции)
3. Жаргонизмы в молодежном общении – норма или антинорма?
4. Лингва-франка, или Зачем нужен язык межнационального общения
5. Образы-символы в творчестве…
6. Язык городской рекламы (лексические или синтаксические особенности)
7. Прецедентные тексты в рекламных слоганах
8. Топонимика моего района
9. Антропонимика сказок Пушкина
10. Тайна имени
11. Создание программы школьного фестиваля «Диалог культур»
12. Сравнительный словарь пословиц и поговорок народов Пензенской области
13. Речевой портрет (литературного героя; реального человека – современного телеведущего, блогера и пр.)
14. Юмор по… (особенности национального юмора)
15. Изобразительно-выразительные средства языка науки (на материале одного из школьных учебников)
16. Создание сценария школьного праздника «День русского языка»
17. Сборник стихов о русском (родном) языке
18. Фразеологизмы в газетных заголовках (на материале одной из газет)
19. Антропонимика моей семьи
20. Национальные особенности речевого этикета: формулы приветствия русских и татар (мордвы, чувашей)
21. Языковые особенности названий современного женского иронического детектива
22. Языковые особенности обращений в текстах (автора)
23. «Модный» словарь XIX века (по произведениям А.С. Пушкина или другого автора)
24. Жаргонизмы как средство художественной выразительности (на примере литературного произведения или кинофильма)
Литература
Русский родной язык. 5 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2018
Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. – М: Просвещение, 2012
Головкина С.Х., Овсянникова Т.Г. Доброе слово. Воспитание речевой культуры юношества. – М.: Педагогическая литература, 2009
Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по рус. Яз. – М.: Просвещение, 1988
Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996
Кронгауз, Максим. Русский язык на грани нервного срыва. – М.: Издательство АСТ: CORPUS, 2018
Судаков Г.В. Когда появились фартуки? О многовековой истории русских слов и выражений. – М.: АРКТИ, 2009