Анализ цветовой палитры С.А. Есенина в разные периоды жизни.




Глава 2. Цветовая палитра лирики Сергея Александровича Есенина.

Лирика С.А. Есенина по тесту М. Люшера.

«Я сердцем не лгу», - сказал о себе Сергей Есенин. Произведения великого русского гения на редкость пронзительно искренни. Изучая произведения Сергея Есенина, человек не может остаться равнодушным. В них звенит, радуется, тоскует и мечется сама русская душа. Исповедальность и откровенность Сергея Есенина позволила современным исследователям назвать творчество писателя единым романом – лирическим автобиографическим романом в стихах, романом исповедью:

Яблоневым цветом брызжет душа моя белая,

В синее пламя ветер глаза раздул.

(Поэма «Пугачёв»)

Исследовав и проанализировав творчество Сергея Есенина, мы выявили характерную особенность – активное использование цвета, эпитетов и словесную живопись. Каждый цвет в его стихах выражает определенное настроение, чувство, создаёт образ, поэтому цветовые определения становятся эпитетами. Особое место в своем творчестве Сергей Есенин уделял родине, нашей красавице-России. Эпитеты «синий», «голубой» часто фигурируют при описании родины и передают чувство искренней сыновней любви («голубую оставил Русь», «тропа голубого поля») Чистоту и нежность, ассоциирующиеся с Русью, несут эпитеты «алый», «малиновый», «розовый» («выткался на небе алый цвет зари»). Экспрессия, выражающаяся эпитетами цвета, поддерживается и уточняется рядом стоящими словами, внутренняя форма которых несет то же значение:

О Русь, малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

(Стихотворение «Запели тесаные дроги...»)

Усиливает мотив чувства предпоследняя строка: люблю до радости и боли. Если надо передать горечь утрат и разочарований, поэт использует чёрный цвет: «понакаркали черные вороны», «соберет его черная горсть».

Изучая поэзию Сергея Есенина, мы поняли, что цветовая палитра его стихов – это не просто красочные эпитеты, это отражение внутреннего мира поэта, его эмоциональное, душевное и психологическое состояние. Для того чтобы разобраться в цветописи поэта, мы решили воспользоваться исследованиями психологов о том, что склонность человека к определённым цветам зависит от характера, интересов и психологических наклонностей. Опираясь на тест швейцарского психолога Макса Люшера, мы попытались представить, каким был Сергей Есенин не только по мнению очевидцев, но и по его творчеству.

Мы выделили 11 периодов в жизни и творчестве Сергея Есенина.

1. 1910-1912 гг. Юность, жизнь в деревне, учёба в Спас-Клепиковской учительской школе.
2. 1913-1914 гг. Жизнь в Москве.
3. 1915-1916 гг. Жизнь в Петрограде, утверждение себя как поэта.
4. 1916-1917 гг. Военная служба в Царском Селе.
5. 1917-1918 гг. Февральская и Октябрьская революции.
6. 1918-1919 гг. Жизнь в Москве, создание кружка имажинистов.
7. 1919-1920 гг. Литературные битвы, скандальная популярность.
8. 1921-1922 гг. Поездка по пугачёвским местам, знакомство с Айседорой Дункан, публикация поэмы «Пугачёв»
9. 1922-1923 гг. Заключение брака с Айседорой Дункан и поездка с ней за границу.
10. 1923-1924 гг. Встреча в Кремле с Л. Троцким, помещение в профилакторий для душевнобольных, написание «Поэмы о 36» поездка на Кавказ.
11. 1925 г. Возвращение в Москву, написание поэмы «Анна Снегина», гибель С.А. Есенина, похороны на Ваганьковском кладбище в Москве.

 

Прочитав все произведения Сергея Есенина, созданные с 1910-1925 гг., мы пришли к выводу, что в поэзии Есенина преобладают 3 основных цвета: желтый, красный и синий.

Согласно тесту М. Люшера, желтый - символизирует активность, стремление к общению, потребность в перспективе, надежду на лучшее. Красный – силу воли, агрессивность, возбуждение, стремление добиваться успеха. Синий – спокойствие, уверенность, устойчивую положительную привязанность.

Анализ цветовой палитры С.А. Есенина в разные периоды жизни.

В период с 1910-1912 гг. преобладают красный, жёлтый и синий цвета.

По Люшеру, эта гамма символизирует «слегка повышенное возбуждение, увлеченность, оптимизм» Сергей Есенин с детства поставил перед собой цель - стать поэтом. Основная тема поэзии – воспевание природы, восприятие её как живого существа. В этот период цветовая палитра придает существительному убедительность и яркость.

Проанализировав цветовую гамму ранней поэзии, мы сделали вывод: красный цвет характеризует стремление активно действовать, добиваться успеха; жёлтый – потребность в перспективе, надежда на лучшее; синий – потребность в удовлетворении, спокойствии; зелёный – потребность в самоутверждении.

Здесь отражен весь внутренний мир молодого поэта, знающего свою цель и желающего её достичь, но не имеющего поддержки своей среды. Поэтому вся его сила направлена на воспевание родной природы и описание сельской жизни.

В период с 1913-1914 гг. преобладают жёлтый, красный и зелёный цвета.

Эта гамма, по тесту Люшера, характеризует стремление к широкой активности. Этот период жизни Сергея Есенина полностью соответствует приведенным характеристикам. Молодой Есенин, будучи уверен в своих силах, ушёл из-под опеки отца и в 19 лет уехал в Москву. Он работал в типографии, учился в университете Шанявского, вступил в брак с Анной Изрядновой, у которой от Есенина родился сын Юрий. В этот период написаны поэмы «Марфа Посадница» и «Русь».

Основной темой лирики по-прежнему остается родная природа и сельский быт.

В период с марта 1915 г. по март 1916 г. характерны те же цвета: желтый, красный и зеленый, практически в тех же пропорциях, что и в предыдущий. Они ещё в большей степени раскрывают характер поэта.

Будучи все также уверен в своих силах, Сергей Есенин стремится добиться успеха и уезжает в Петербург, где сразу оказывается у Александра Блока. Получив поддержку известного поэта, Сергей Есенин становится знаменитым, начинает печататься, знакомится с писателями и издателями. Его знают С. Городецкий, Н. Клюев, М. Горький, В. Маяковский, Н. Гумилёв и А. Ахматова. Его постоянно приглашают на светские мероприятия, поэтические вечера и в литературные салоны.

В этот период написана поэма «Голубень», стихи в основном лирические, о природе, появляются оттенки грусти («Корова», «Песнь о собаке») Весёлое настроение – не частый гость в его стихах.

В период с марта 1916г. по март 1917г. цвета снова меняются местами: красный, жёлтый, синий. На первый план выходят оптимизм и стремление к общению.

Войдя в мир литературы, Сергей Есенин почувствовал свою значимость. Он спокойно находил общий язык с другими слоями общества. В этот период, благодаря своему опыту, он, находясь на военной службе, получает отпуска, ездит на родину, в Петроград, Москву. В июле 1916 г. читал стихи императрице и всей царской семье. В то же время отсидел 20 суток за отказ написать хвалебные стихи о монархии.

Основная тема стихов – природа и родина, стихи полны оптимизма, печальные и грустные срывы очень редки.

В период с 1917-1918 гг. преобладают желтый, красный и синий цвета, которые указывают на стремление к активной деятельности и желание достичь результата.

Но этот период сопровождается историческими событиями. Февральская революция. Сергей Есенин дезертирует из армии и возвращается в Петроград. Сближается с эсерами. Духовный и творческий подъем вдохновляет его. Сергей Есенин совершает поездку на Соловки и женится на Зинаиде Райх.

Он по-прежнему продолжает писать стихи о природе, рабочих, деревне, как бы не замечая трагедию, произошедшую в селе в 1917 г. (захват земли, разруха). Одновременно с советским правительством приезжает в Москву и вступает в боевую дружину эсеров.

Этот период хоть и сопровождается кручинными событиями, но считается одним из плодотворных творческих периодов Сергея Есенина. Написаны поэмы «Пришествие», «Инония», «Преображение». Многие лирические стихи полны оптимизма.

В период с 1918-1919 гг. преобладают красный, желтый и синий цвета. Тенденция не меняется, зато меняются условия жизни. Последствия после революции: разруха, бытовая неустроенность, постоянные поиски заработка. В июне 1918 г. у Зинаиды Райх и Сергея Есенина родилась дочь Татьяна.

Сергей Есенин занимает новое положение в обществе, но в творчестве находится в состоянии противоречий. В это время, ощущая себя фюрером новой поэтической школы, сформулировал взгляд на искусство, его суть и цели. Книга «Ключи Марии» принята как манифест имажинистов и в феврале 1919 г. Есенин совместно с А. Мариенгофом и В. Шершеневичем создает издательство «Имажинисты».

Сергей Есенин оказывается в окружении беспринципных, далёких от него людей. Это стало одной из причин неурядиц в жизни. Писатель по-прежнему пишет традиционную лирику и остается верным поэзии.

В период с 1919-1920 гг. преобладают желтый, синий и красный цвета. Также в этот период в стихотворениях Сергея Есенина преобладает черный цвет. Это время становится крахом для поэта: разгром партии левых эсеров, с которыми Сергей Есенин был близок; поездка по российским городам оставила глубокий негативный след из-за последствий революции; в октябре по анонимному доносу Сергея Есенина арестовали агенты ВЧК.

Все эти события не дают поэту спокойствия. Он прощается со своей родной деревней и в 1920 г. в Москве читает хулиганские стихи, шокируя публику. Бурная литературная активность Сергея Есенина пошла в другую сторону. Власти отрицательно относятся к его творчеству, а Госиздат и вовсе отказывается его печатать.

В период с 1921-1922 гг. преобладают желтый, красный и синий цвета. Согласно тесту М. Люшера, эти цвета должны предполагать стремление к активной деятельности.

Поведение Сергея Есенина в обществе, стычки и скандалы дают повод предполагать, что поэт стремится быть в центре внимания из-за пребывания в окружении, которое ему чуждо. Всему этому сопутствуют трагические события: Кронштадтский мятеж, восстание на Тамбовщине, махновщина.

Летом 1921 года Сергей Есенин совершил поездку по пугачёвским местам. Он активно работает над поэмой «Пугачёв», которую напечатали в декабре этого года. Но тревожные мысли и чувства не покидают поэта, он по-прежнему продолжает свои скандальные выходки. Осенью происходит знакомство с Айседорой Дункан. В мае 1922г он расписался с ней и уехал за границу.

Почти в каждом стихотворении этого периода присутствуют цветовые определения, но они указывают на печаль и душевный надрыв.

В период с мая 1922-1923 гг. преобладают желтый, синий и черный цвета. Желтый и синий характеризуют положительные эмоции, а чёрный накладывает отрицательную окраску, негативное отношение к ситуации.

Поездка заграницу с А. Дункан прошла в очень сильном эмоциональном стрессе. Наблюдались частые срывы, истерики, ссоры с женой, скандалы на литературных встречах. Сергея Есенина не привлекала ни Европа, ни Америка.

Но он продолжает творческую деятельность: в это время написано несколько замечательных стихотворений, полных сожалений и печали. В поездке он работает над поэмами «Страна негодяев» и «Чёрный человек», в которых цвета черный встречается 11 раз, а желтый всего 1 раз.

В период с августа 1923-1924 гг. преобладают желтый, синий и красный цвета – стремление к активной деятельности.

Сергей Есенин, полный творческих замыслов, возвращается в Россию. Находясь практически в центре московских событий, он продолжает привлекать внимание своим поведением. Политике НЭПа он не симпатизировал, поэтому допускал высказывания, вызывающие ненависть нэпмановской публики, попадал в скандальные истории. Сергей Есенин попал в ужасную ситуацию: за январь-апрель на него возбуждено 4 уголовных дела. Он явно находился под наблюдением ЧК.

Сергей Есенин начинает скрываться от всего этого в больницах, уезжает в Петроград, потом на Кавказ, где пишет цикл «Персидские мотивы».

В любых непонятных ситуациях он занят творческой деятельностью. Он посвятил ряд лирических стихотворений Августе Миклашевской. С приходом новой власти и нового времени Сергей Есенин пишет «Возвращение на родину», «Русь уходящая», поэму «Песнь о великом походе». Поэт по-прежнему не теряет надежду на создание своего литературного издания.

В 1925 г. преобладают синий, желтый и красный цвета – желание нравиться сочетается с желанием добиваться успеха.

Год начинается с забот: содержание домочадцев, постройка дома в Константинове. Произведения печатаются, но денег не хватает.

Сергей Есенин познакомился с Софьей Толстой, а 18 сентября зарегистрировал с ней брак. Сергей Есенин немного выпивал, но продолжал работать как одержимый. Он написал около сотни стихотворений и несколько поэм. Чтобы обеспечивать семью, жену, хозяйство, он усердно работал.

После работы его ждала веселая компания. Он понимал, что «друзья» льстят, а за спиной говорят неприятные вещи. Сергей Есенин попал в серьезную алкогольную зависимость. Из-за пристрастия к алкоголю рушится личная жизнь и портятся отношения с друзьями, поэт становится частым гостем в милиции.

В это время он готовится к изданию трехтомника своих сочинений, заканчивает работу над поэмой «Чёрный человек» и начинает работать над поэмой «Пармен Клямин». Стихи этого периода пронизаны грустью, утраченными надеждами.

В ноябре Сергей Есенин ложится в клинику 1-го Московского государственного университета, где продолжает работать, но его постоянно дергают в суд. Сергей Есенин не мог больше находиться в атмосфере злорадства, интриг и травли, поэтому 23 декабря он уезжает в Ленинград, где на 4-ый день его находят мертвым в номере гостиницы «Англетер».

 

Заключение.

Проанализировав цветовую палитру стихотворений Сергея Есенина, мы выяснили, что применение и значение цвета в творчестве поэта не всегда соответствует определению теста М. Люшера. В основном цвет несёт свою прямую нагрузку – определение описываемого предмета и зависит от смыслового настроения произведения, где одним и тем же цветом могут выражаться разные чувства и эмоции.

Жёлтый цвет означает потребность в перспективах, надеждах на лучшее, имеет постоянное преимущество перед остальными и изменяется незначительно.

Красный цвет означает потребность в активных действиях, а синий предполагает потребность в удовлетворении. Эти цвета обычно находятся на 2 месте.

Зелёный цвет (потребность в самоутверждении) играет значительную роль в первые жизненные периоды (до 1916г), а чёрный (сильные переживания) – в период заграничной поездки.

Желтый цвет определяется в поэзии Сергея Есенина как солнце, луна, песок, стога, дорога, и даже волосы поэта. А красный и розовый может определяться как заря, рябина, дни и цветы, капли крови.

Напрашивается вывод, что тест М. Люшера определяет характер самого поэта. Активность, экспансивность, весёлость, одной стороны; сила воли и агрессивность – с другой; спокойствие и уверенность – с третьей. Все эти черты характеризуют Сергея Есенина как целеустремленного, самоуверенности, настойчивого человека, впадающего в депрессию, если события разворачиваются не в его пользу.

Он уверен в себе в любых ситуациях, сохранив до конца ясность поставленной перед собой цели и посвятив всю жизнь её достижению. Он не гнушается методами для её достижения. У него нет своей постоянной семьи, он находится там, где более выгодно для его поэзии.

В результате Сергей Есенин становится великим поэтом, но в личном плане – неустроенным и больным человекам.

Следовательно, наше исследование с использованием теста М. Люшера раскрывает последовательный и цельный характер поэта, который определяет его поведение в зависимости от жизненных условий.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что по-настоящему понять текст можно, только осознав его подтекст, проникнув во внутренний мир автора.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: