МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт Кафедра
Физической культуры «Гимнастика и спортивные игры»
И спорта
Направление подготовки 49.03.01 Физическая культура
Профиль подготовки: Спортивная тренировка
Контрольная работа
по дисциплине: «Теория и методика обучения спортивны играм»
на тему: «Теория и методика обучения броску одной рукой от плеча (от головы) в движении (с получением мяча от партнера. Официальные правила баскетбола: Восемь секунд.»
Студент гр.18ЗСФ51___________________________ Веселов П.И.
Получено:
_________________ Преподаватель: Симаков А.В.
Проверил: профессор кафедры ГиСИ: Нестеровский Д.И.
_________________
Пенза, 2020 г.
Содержание
1.Теория и методика обучения броску одной рукой от плеча (от головы) в движении (с получением мяча от партнера
2.Обучение броску одной рукой сверху (от плеча, от головы) в движении.
3.Организационно-методические указания.
4.Основные ошибки при выполнении броска одной рукой сверху (от плеча, от головы) в движении.
Список литературы
Теория и методика обучения броску одной рукой от плеча (от головы) в движении (с получением мяча от партнера
Бросок одной рукой сверху в движении — наиболее эффективный прием для завершения атаки корзины с близкого расстояния. Бросок выполняется от плеча или от головы правой рукой справа от корзины, а левой — слева после овладения мячом в движении. Как правило, броску предшествует удобная для ловли передача партнера (рис. 24).
В и. п. игрок находится в движении.
Подготовительная фаза начинается в момент ловли мяча на удлиненном шаге одноименной с бросающей рукой ноги. Она ста-
вится упруго на всю стопу, туловище незначительно подается вперед, а руки тянутся к мячу и обхватывают его пальцами.
Последующий (второй) шаг с постановкой ноги перекатом с пятки на всю стопу — стопорящий. Его длина и направление определяются оставшимся расстоянием до корзины и месторасположением соперников. Игрок стремится максимально приблизиться к щиту и выйти на удобную для завершающего броскового движения позицию, одновременно затрудняющую противодействие. Мяч при этом кратчайшим путем подносится к туловищу.
Активным выпрямлением и отталкиванием разноименной с бросающей рукой ногой и резким выносом вперед-вверх маховой (одноименной), согнутой под прямым углом в коленном суставе, осуществляется выпрыгивание вверх. Направление отталкивания и прыжка может варьироваться. Его мотивацией служит расположение соперников и самого нападающего относительно корзины. Одновременно с отталкиванием мяч перекладывают на кисть бросающей руки и выносят кратчайшим путем вдоль туловища в положение замаха над плечом (головой). Свободной рукой мяч поддерживается сбоку или снизу. Высота поднимания локтя бросающей руки индивидуальна. Неизменным должно быть расположение его под мячом и в одной вертикальной плоскости с одноименной ногой и корзиной. Туловище приводится в вертикальное положение.
Основная фаза — это само бросковое движение, которое начинается в высшей точке прыжка выпрямлением бросающей руки вверх для максимального приближения мяча к кольцу и выполняется согласно общим положениям о броске одной рукой с места: мяч направляется в кольцо мягкими движениями пальцев и ему придается необходимое вращение.
В завершающей фазе происходит приземление игрока под щитом на обе согнутые ноги (или толчковую) и восстановление равновесия для участия в следующей игровой ситуации.
Изучению броска одной рукой сверху (от плеча, от головы) в движении должно предшествовать овладение техникой остановки двумя шагами с ловлей мяча, одноименной передачи и дистанционного броска мяча с места.
2.Обучение броску одной рукой сверху (от плеча, от головы) в движении.
Объяснение и показ.
Выполнение прыжка толчком одной ногой справа и слева от корзины после одного, двух шагов с места — имитация броска без мяча.
То же, но после предшествующего двухтактному ритму работы ног передвижения ходьбой или бегом.
Имитация броска с выпуском мяча вверх над собой после одного шага с места.
Выполнение броска в корзину после одного шага с места.
То же, но снимая мяч с вытянутой в сторону руки партнера с использованием двухтактного ритма работы ног.
То же, но снимая мяч с руки партнера в движении.
То же, но с ловлей мяча, слегка подброшенного партнером вверх.
Выполнение приема в целом после встречного набрасывания мяча партнером снизу (передача почти из рук в руки).
Выполнение броска в движении поочередно правой и левой рукой (справа и слева от корзины) после встречной передачи партнера с отскоком от пола.
То же, но после встречной передачи по навесной и прямой траекториям.
То же, но варьируя скорость движения игрока.
То же, что в упр. 11, но изменяя направления движения игрока на корзину: под углом, прямо по направлению к щиту, параллельно щиту.
Чередование вариантов броска в движении в сочетании с предшествующим обманным движением и уходом от условного защитника.
Броски в движении после поступательной передачи партнера («на ход» игроку) или передачи сбоку.
Выполнение вариантов приема в личных и командных соревнованиях на результативность.
Выполнение изучаемого способа броска в целом в сочетании с другими игровыми приемами (по мере освоения техники игры).
То же, но в условиях активного единоборства с защитником в игровых заданиях и учебных двусторонних играх.
3.Организационно-методические указания.
Предварительно изучить передачу и бросок одной рукой от плеча и от головы с места, а также прыжок толчком правой и левой ногами с имитацией броскового движения под щитом.
Контролировать и. п. перед началом передвижения: справа от корзины — стойка нападающего, когда правая нога сзади, слева — левая сзади.
Упражнения выполнять поточно (один за другим) группой занимающихся или серийно по 4 — 5 повторений каждым учащимся с последующей сменой ролей между партнерами.
Чередовать выполнение заданий справа и слева от корзины.
Подводящие упражнения на начальном этапе обучения выполнять под углом 30—45° по отношению к щиту, выход на щит осуществлять через второй усик трехсекундной трапеции.
При выполнении приема в целом передавать мяч набегающему игроку вначале практически из рук в руки, затем с отскоком от пола, далее по навесной траектории по сигналу набегающего («дай!», «оп!» и т.п.) и, наконец, по прямой траектории.
После освоения основной структуры приема варьировать скорость и направление движения на корзину, а также направление предшествующей броску передачи мяча партнером: навстречу набегающему игроку, сбоку от него, сзади-сбоку («на ход») и т.п.
Своевременно и точно снабжать мячом атакующего игрока: избегать преждевременных, запоздалых и неудобных для обработки передач.
В соревнованиях на результативность учитывать качество выполнения разновидностей приема, варьировать условия состязаний: победителя определять по числу попаданий после выполнения заданного количества бросков или за определенный отрезок времени; по быстроте достижения указанного результата, по наибольшему количеству заброшенных подряд мячей или по числу многократных попаданий (двойных, тройных, четверных) и т.п.
При выполнении приема:
ловить мяч на удлиненном шаге, вытягивая к нему руки при встречной передаче партнера; останавливая мяч вытянутой вперед-вверх дальней от направления его полета рукой, мгновенно подхватывая другой при поступательной передаче и располагая кисти на одном уровне (дальняя рука полностью выпрямлена, ближняя соответственно согнута) при передаче сбоку;
длину второго шага варьировать в зависимости от расстояния до корзины так, чтобы максимально приближаться к ней, но не проходить при этом щит;
на втором шаге подносить мяч к туловищу кратчайшим путем, укрывая его в сторону бросающей руки;
толчок вверх выполнять перекатом с пятки на всю стопу с энергичным взмахом одноименной с бросающей рукой ноги, согнутой в колене до 90°; полностью выпрямлять толчковую; толкаться вертикально или чуть вперед-вверх, приближаясь к корзине;
вынос мяча осуществлять одновременно с отталкиванием; проносить руки с мячом близко к туловищу, перекладывая его на кисть бросающей руки;
кисть бросающей руки максимально сгибать назад; локоть направлять на корзину, удерживая его под мячом (в сторону не отводить); высоту подъема локтя подбирать индивидуально;
поддерживать мяч свободной рукой снизу или сбоку (не сверху), локоть при этом располагать естественно: в сторону высоко не поднимать, с рабочей рукой не сближать;
в безопорной фазе сохранять рациональное положение ног: толчковая — прямая, маховая — согнутая; вертикальное расположение в одной плоскости головы, туловища и толчковой ноги;
мяч выпускать в высшей точке прыжка после полного выпрямления бросающей руки, мягко направляя его через указательный палец в точку прицеливания на щите или через перед
нюю дужку кольца б зависимости от направления движения к нему;
скатывать мяч с конечных фаланг пальцев (указательного, среднего или мизинца), придавая ему соответствующее вращение; сопровождать полет мяча расслабленной кистью;
приземляться прямо под кольцом на толчковую или обе ноги, упруго амортизируя;
приходить в устойчивое положение и быть в готовности к подбору отскока при неудачном броске и к последующему добиванию мяч
4.Основные ошибки при выполнении броска одной рукой сверху (от плеча, от головы) в движении.
Снижение скорости передвижения или остановка перед ловлей мяча; утрированный подбор разбега (неестественное растягивание шагов) для ловли мяча под нужную ногу.
Нет удлиненного шага при встрече с мячом, или воспроизводятся типичные ошибки, связанные с его ловлей.
Рассогласование работы ног и рук: ловля мяча на шаге разноименной с бросающей рукой ноги.
Несоответствие направления или длины двухшажного разбега в момент овладения мячом исходному расположению игрока и его расстоянию до корзины: игрок не доходит до щита или проходит его.
Поперечные движения мячом после ловли (из стороны в сторону): возрастает вероятность выбивания или вырывания мяча соперником.
Вялое, неэффективное отталкивание; отсутствие махового движения одноименной с бросающей рукой ноги: недостаточно высокий прыжок.
Нерациональное расположение звеньев тела в безопорном положении: сгибание толчковой ноги и разгибание маховой; отклонение головы или туловища от вертикали; скручивание туловища — отведение плеча и локтя бросающей руки в сторону.
Неправильный вынос мяча при замахе:
мяч сильно удален от плеча (головы) вперед или заведен за голову;
локоть бросающей руки отклонен или отведен в сторону;
не «взведена» кисть бросающей руки (излишне закрепощена, нет тыльного сгибания в лучезапястном суставе);
локоть поддерживающей руки сильно поднят, и ее кисть накладывается на мяч сверху, а не сбоку или снизу.
Преждевременное или запаздывающее отведение в сторону поддерживающей руки: потеря контроля над мячом в воздухе или выпуск мяча двумя кистями.
Несвоевременный выпуск мяча: до или после достижения игроком высшей точки прыжка; рывковое (чрезмерно резкое) выпрямление бросающей руки.
Правило 8 секунд
Правило8 секунд
Каждый раз, когда:
• Игрок в тыловой зоне устанавливает контроль над живым мячом, или
• При вбрасывании мяч касается или мяча правильно касается любой из игроков в тыловой зоне и команда игрока, выполнявшего вбрасывание, продолжает контролировать мяч в своей тыловой зоне, эта команда должна перевести мяч в свою передовую зону в течение 8 секунд.
Команда переводит мяч в свою передовую зону каждый раз, когда:
• Мяч, который не контролирует никто из игроков, касается передовой зоны.
• Мяч касается или мяча правильно касается нападающий, который обеими стопами полностью контактирует со своей передовой зоной.
• Мяч касается или мяча правильно касается защитник, который частью своего тела контактирует со своей тыловой зоной.
• Мяч касается судьи, который частью своего тела контактирует с передовой зоной команды, контролирующей мяч.
• Во время ведения из тыловой зоны в передовую мяч и обе стопы игрока, который его ведет, полностью контактируют с передовой зоной.
Отсчет 8 секунд должен продолжаться с любого оставшегося времени на момент остановки, когда той же команде, которая перед этим контролировала мяч, предоставляется вбрасывание в тыловой зоне в результате:
• Выхода мяча в аут.
• Травмы игрока этой же команды.
• Технического фола, совершенного этой командой.
• Ситуации спорного броска.
• Обоюдного фола.
• Компенсации одинаковых наказаний против обеих команд.
Список литературы
1. Нестеровский Д.И. Баскетбол: Теория и методика обучения: Учебное пособие для вузов. 3-е. М.: Академия, 2007.(или любой др. год изд.)
2. Нестеровский Д.И. и методика: учебник студ. высш.. образования. 6-е., перераб. М.: центр «», 2014. 352 с.
3. Официальные правила баскетбола по ссылке:
https://russiabasket.ru/federation/documents/get/10405