Храм Покрова – прошлое и настоящее




Содержание

 

1. Введение 3

2.Из истории села Сокур 6

3. Храм Покрова – прошлое и настоящее 7

4. Служители храма Покрова 8

4.1. Лебедев Алексей Николаевич 8

4.2. Серебряков Николай Алексеевич 10

5.Заключение 11

6. Список литературы 12

7. Приложение 13

 

Введение

Великая история нашей страны, как мозаика, собирается из человеческих судеб, история семьи вливается в историю края, переплетается с ней, становится её неотъемлемой частью. А связь поколений - это тот цемент, который уберегает людей от опасной разобщенности.

Историю нашего села можно изучать не только по произошедшим событиям, зафиксированным в архивах, но и по воспоминаниям людей старшего поколения. Каждый человек, живущий рядом с нами, делает эту историю.

Семейные рассказы - настоящий живой мир, позволяющий нам почувствовать, как возвращается утекающее время, узнать, как жили деды и прадеды, более полно ощутить само понятие «история семьи». Поэтому сохранение в памяти того, что рассказывали о себе прабабушки и прадедушки, так важно.

В нашей школе был проведён конкурс сочинений «История моей семьи в истории моей Родины». Во всех сочинениях мы увидели неравнодушие к непростым судьбам прабабушек и прадедушек. Рассказы о сложной крестьянской жизни, о военных годах и послевоенной жизни. Рассказы искренние и открытые, в них гордость и уважение к своим семьям.

Выводы, которые сделали мои одноклассники из рассказов своих родных одновременно и просты, и очевидны, и глубоки – только в крепкой семье человек может вырасти Настоящим, и не потерять своего лица, не стать «Иванами», не помнящими своего родства. Как важно не забывать своих корней, помнить своих предков, и передавать эту память по наследству.

Ведь наша история, история нашего рода, наших родных и любимых людей с каждым годом забывается, и с ними же уходит. Незаметно, но безвозвратно идут годы, они уносят сначала силу людей, а затем и их жизнь

Я считаю, что необходимо приобщить молодое поколение к изучению истории своей семьи. Знать, что помогало близким людям выстоять в тяжёлые времена и сохранить семейные традиции и укрепить семью, основу любого общества.

Мы собирали рассказы практически обо всех сторонах жизни односельчан: о том, в каких семьях жили прадедушки и прабабушки, кто были их родители, каков был уклад в семье. Именно после проекта многие участники всерьез задумались о том, как важно сохранять семейные предания, ведь то, что будет потеряно, не восполнить никогда и ничем. Очень важно не забывать своих корней, помнить, кем были твои предки.

Каждый человек - своего рода открыватель, он идет к старым, как мир, истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни у нас есть своя малая Родина, со своим особым обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Родина каждого человека начинается с села, с улицы и с дома, в котором он живёт. Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина».

Актуальность темы. «Принято делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря памяти, прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим. Память - преодоление времени, преодоление смерти». Эти слова академика Д.С.Лихачева как нельзя лучше определяют актуальность работы.

Цель: изучение истории храма Покрова в селе Сокур и жизненного пути его служителей.

Задачи:

  • формировать у обучающихся уважение к истории родного села;
  • знакомить учащихся с историей жизни предыдущих поколений;
  • собрать материал среди местных жителей об истории села, храма и его служителей, с целью донесения информации до широкого круга людей;
  • систематизировать собранный материал;
  • пополнить музейный фонд школы, собранными данными.

Методы исследования:

1. поисковые: беседы со старожилами села; работа с документами архива;

2. аналитические: теоретический анализ источников информации;

3. систематизация полученных данных.

 

 

Из истории села Сокур

Меня очень заинтересовал рассказ моей бабушки об истории села Сокур, храма Покрова и его служителях.

История села Сокур - связана с разработкой соли на озере Эльтон. После Северной войны (1700 - 1721гг.) часть украинских казаков была наказана за то, что в свое время являлись сподвижниками изменника Мазепы. Отрабатывать провинность они должны были перевозкой соли с озера в центр государства. На новом месте казаки обжились, после расширения дела по перевозки соли, велением Елизаветы им было дозволено воссоединится с родственниками. Особенно много украинцев поселились здесь после указа Екатерины II. Украинцы распахивали земли, сеяли хлеб, косили сено, строили пчельники. Они сохраняли свой говор, нравы и обычаи. Датой образования села Сокур считается 1717 год.

До сих пор сокуряне помнят названия улиц: Вакульевка, Рущина, Марьевка, Большая. За речкой Сокуркой жили в основном украинцы, поэтому и улица называлась Вакульевка (от имени хлопца Вакулы).(1) На Рущине жили русские. Село славилось базарами и ярмарками. На Большой улице стояли ряды торговцев с разнообразными товарами.

В селе из уст в уста ходит легенда о том, что возникло оно на месте глубокого озера, в котором водились русалки, поэтому и называлось оно «русалочьим». Есть еще версия о том, что название села Сокур происходит от названия черного тополя «осокоря», что рос по берегам маленькой речки, которая протекает через всё село.

Много у нас в селе маленьких родников, которые пополняют Сокурку студеной проточной водой. В народе их называют криницами. В каждой кринице вода особенная, необыкновенно вкусная и прохладная. Жители Сокура частенько бывают у криниц, набирают воду для питья и приготовления пищи, хотя в большинстве своем в каждом доме есть водопровод.(1)

Через реку Сокурку есть мост(2), он сооружен в 1909 году в царствование императора Николая II Саратовским уездным комитетом по распоряжению Уездного земства при Саратовском губернаторе егермейстере двора его величества графе С.С.Татищеве. Главными наблюдателями по организации общественных работ были действительный статский советник Г.С.Кропотов и председатель комитета земской управы, уездный предводитель дворянства В.Н. Михалевский. Мост построен по проекту техника Саратовского уездного земства С.Г. Грингофа, под наблюдением техника Ю.М.Вержбицкого, десятника С.А.Бородушкина и трудом пострадавших от неурожая 1908 года крестьян Сокурской волости (гласит табличка на свае моста)(2).

История села богата и интересна. В последнее время у людей возник особый интерес к истории родного края. Я думаю это правильно. История огромной страны начинается с истории маленького села, с истории людей проживающих в них.

 

Храм Покрова – прошлое и настоящее

Особое место в нашем селе занимает храм. Он был построен в 1901 году. Храм сохранился до сегодняшних дней и, когда въезжаешь в Сокур, его нельзя не заметить. (3). Сегодня - это памятник истории и культуры регионального значения. А в том далёком 1901году его только построили, вместо деревянной церкви, которая сгорела в 1895 году. Строили всем миром и не один год. Саратовский архив хранит исторические данные о нём: «Храм каменный, колокольня временная, деревянная, построена в 1902 году. Престолов в церкви 3: главный - во имя Покрова Пресвятой Богородицы – освящён, а другие два не освещены – один из них предположительно святить во имя Святого Михаила, а другой во имя Сергия Радонежского.

Штат прихода:

2 священника, дьякон. 2 псаломщика.

Священнику первому – 141 рубль 52 копейки

Священнику второму – 105 рублей 84 копейки.

Псаломщик – 35 рублей 28 копеек.

Земли 66 десятин (1 десятина – 1,092 га). Приписные деревни: Бобовка – в 7 верстах от села Сокур, Каменка – в 7 верстах, Шлыковка – в 7 верстах, Богдановка – в 7 верстах, Афанасьевка – в 5 верстах, агарёвка – в 5 верстах, Марьино -Лашмино – в 8 верстах, Голодяевка – в 2 верстах.

Количество домов в приходе – 1098.

Прихожан мужского пола – 3435 человек.

Прихожан женского пола- 3362 человека.»[1]

Из справочной книги Саратовской епархии: Саратовский уезд. Село Сокур. Священник Иван Иванович Тифлов, студент семинарии, законоучитель.

Священник Александр Николаевич Соловьёв,40 лет, окончил духовную семинарию, законоучитель.

Диакон Николай Алексеевич Серебряков, 46 лет, окончил курс в духовном училище. На службе с 1887 года.

А в 1928 году церковь закрыли, и использовали долгое время как колхозный склад стройматериалов. Во время Великой Отечественной войны в храме было зернохранилище. В 2005 году силами односельчан храм получил второе рождение. В нём начали проводить божественные службы.

5 июня 2010года Епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил в стенах храма Божественную литургию, а затем обратился к собравшимся с архипастырским словом. Он выразил надежду на возрождение храма. В 2013 году храм начали реставрировать.(3) Сменили купол, произвели покраску стен, вставили окна. Я думаю, что с возрождением храма, можно надеяться на возрождение духовной жизни села.

 

Служители храма Покрова



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: