Экономическая глобализация




Коммуникационная глобализация. Коммуникационная глобализация является, главным образом, продуктом тех-го прогресса. Она заявила о себе в полную силу во второй пол. XIX в., но начало берёт в веке ХVI-м. Речь идёт, безусловно, о географических экспедициях, которые проводились западными странами и финансировались, в основном, королями Португалии и Испании. Эти экспедиции не только заложили основы всемирной географии, но и установили систему надёжных межконтинентальных связей. В качестве даты первого, хоть и неполного, объединения мира можно назвать кругосветное плавание Фернандо Магеллана 1519—1522 гг.

Прославленному португальскому мореплавателю, настоящее имя которого Фернан де Магальяйнш, король Карл I (с 1519 г. император Священной Римской Империи Карл V) доверил командование испанской флотилией. Она состояла из 5 каравелл. Ни одна морская флотилия в мире не обладала судном подобного типа на пороге 1500 г. Китайцы и арабы владели компасом и навигационными приборами, которые западные страны у них позаимствовали, но у них не было судов, способных пересекать океан. Несмотря на то, что в ХVII—ХVIII вв. модель западноевропейского парусного судна была в значительной степени усовершенствована, скорость его существенно не возросла. Мир познавался всё лучше, но оставался огромным, т.к. требовалось слишком много времени для преодоления расстояний.

Известный французский учёный Пьер Шоню ввёл понятие «количественной истории»: он использовал математические и статистические методы для трактовки исторических фактов. Вышедшая в 1960 г. его докторская диссертация радикально изменила понимание межконтинентальных связей в доиндустриальную эпоху. Он предложил измерять дистанции не только в единицах длины, но и в единицах времени. Так, в ХVII в. Мексика находилась на расстоянии двух с половиной месяцев от Испании, а основанный в 1610 г. нидерландским генерал-губернатором на северо-востоке острове Явы город Батавия — на расстоянии около четырёх месяцев от Амстердама. Передвижения наземными дорогами были ещё более долгими: в эпоху Петра Великого (1700-е гг.) караваны, следовавшие через Сибирь, тратили почти целый год, чтобы попасть из Китая в Россию. Информация циркулировала с такой же скоростью: когда в конце 1730-х гг. французская экспедиция Ла Кондамина и Буге проводила в Перу измерения меридиана, требовалось больше полутора лет, чтобы отправить письмо в Париж и получить на него ответ. (См.: Ропер А. «Экспедиция к экватору». История, № 48/2003).

Ситуация стала меняться в ускоренном темпе со второй половины XIX в. Изобретение паровой машины совершило настоящую революцию в сфере транспортных средств, которая обозначила первый этап «сжатия» Земного шара, иначе говоря, привела к радикальному сокращению времени, затрачиваемому на перемещения по его поверхности. Железная дорога, пароход существенно расширили транспортные возможности, атакже повысили степень безопасности перевозок. Открывшийся 17 ноября 1869 г. судоходный бесшлюзовый Суэцкий канал, соединивший Средиземное и Красное моря, обеспечил кратчайший водный путь между Атлантическим и Индийским океанами. Благодаря этим каналам продолжительность морских путешествий сократилась вдвое, а то и втрое.

В 30-х гг. XIX в. появился телеграф, который получил развитие во второй половине того же века, в связи с ростом промышленности и сети железных дорог. В 1876 г. уроженец Эдинбурга профессор физики в Бостоне Александр Грейам Белл изобрёл телефон. Знаменитый итальянский деятель беспроволочного телеграфирования Гульельмо Маркони основал в Англии в 1897 г. промышленное товарищество и передал первое радиосообщение в 1899 г. В 1902 г. он осуществил телеграфирование через Атлантический океан, а в 1909 г. был удостоен Нобелевской премии по физике. В XVI в. морякам Магеллана понадобилось почти три с половиной года, чтобы обогнуть Земной шар. В 1872 г. герою Жюля Верна удалось совершить кругосветное путешествие за 80 дней, и этот подвиг не был фантастическим.

Однако все эти достижения ничто по сравнению с тем, чем отличился ХХ в. Наравне с уже существовавшими средствами передвижения, которые постоянно совершенствовались, после 1950 г. появился реактивный двигатель, благодаря чему стало возможным в считаные часы достигать любой точки Земли. Распространение радио, а затем и телевидения с помощью спутников, появление Интернета обеспечили мгновенную передачу информации. Больше не существует ни расстояний, ни границ.

Культурная глобализация

Под культурной глобализацией понимается весь комплекс событий, способствующих распространению и интегрированию культурных моделей и стереотипов во вселенском масштабе. Процесс этот довольно древний, но он приобрёл широкий размах со второй половины XIX в., а в XX в. его бурное развитие граничит со стандартизацией. Культурная глобализация имеет двойное объяснение: с одной стороны, она тесно связана с коммуникационной глобализацией, т.е. является следствием внутрикультурных обменов; с другой — происходит распространение западных моделей. В историческом плане эта тенденция неотделима от роста влияния евроатлантической цивилизации, начиная с эпохи Ренессанса. Здесь нам придётся вернуться к состоянию мира в конце Средневековья.

В XV в. мир был многополярным и разделённым на крупные культурные системы, которые почти никак не были связаны между собой. Четыре культурные системы принято называть Великими цивилизациями.

1. Ha азиатском Дальнем Востоке компактная совокупность народов образует китайский мир. Центром этого мира является Китайская империя — очаг древнейшей цивилизации, отмеченной одновременно конфуцианской традицией (по имени жившего в 551—479 гг. до н.э. китайского мыслителя Конфуция — Кун-цзы) ибуддизмом. Эта цивилизация распространилась на соседние с Китаем регионы, а именно на Японию, Корею, Индокитайский полуостров и на степи континентальных рубежей Китая.

2. В западной Азии и на южной оконечности Средиземного моря господствовала арабо-мусульманская цивилизация, возникшая сравнительно недавно и до сих пор сохраняющая свою неповторимость. Зародившаяся в VII в. с возникновением и распространением ислама, эта цивилизация представляет собой синтез очень древних культур, которые впитала в себя мусульманская экспансия: юг и восток греко-римского пространства, Месопотамия, Иран, Индия. Объединённая единым языком и общей религией, арабо-мусульманская цивилизация достигла своего расцвета в IX—ХII вв., затем была ослаблена в результате нашествий на Востоке и потери Испании на Западе.

3. На юге Азии получила распространение индийская цивилизация, которая осталась верной традициям индуизма, несмотря на зарождение на её пространстве буддизма и пережитый ею глубокий кризис.

4. К северу от Средиземного моря, в этом отроге Азии, которым является Европа, западная цивилизация начала свою экспансию. Она зародилась в первом тысячелетии под влиянием нескольких факторов. Первый вклад внесла Западная Римская империя, вобравшая в себя опыт населявших её кельтских и германских народов, интегрированных Римом, — одних за счёт завоевания и ассимиляции, других — с помощью контактов и миграции. Решающим культурным фактором, который сцементировал новую общность, явилось принятие христианства, но христианства, отделившегося от Константинополя и признавшего своим единственным главой римского понтифика, который в 800 г. короновал Карла Великого как римского императора, обозначив тем самым акт рождения средневековой Европы. Западная цивилизация в ХV в. открыла свои античные корни и одновременно совершила прорыв в технических областях (в книгопечатании, навигации, в производстве огнестрельного оружия). Таким же рывком распространились её престиж и влияние, особенно на востоке Европы, — в России, наконец освободившейся от татарского ига, но вдруг ощутившей сиротство от потери православной Греческой империи, которую уничтожили турки-оттоманы.

За пределами этих четырёх крупных культурных систем, отношения между которыми были скорее конфликтные, чем мирные, существовали также маргинальные миры. Африканский континент (южнее пустыни Сахары) оставался непроницаемым, и его общество, совершавшее переход от позднего палеолита к железному веку, было практически неизвестно цивилизованным странам. Существование обоих Америк и их блестящих культур эпохи неолита и бронзы также оставались неизвестным для европейцев. Конечно же, никто не подозревал о существовании архипелагов Океании и земель, прилегающих к Южному полюсу.

Момент выхода из изоляции можно считать точкой отсчёта процесса глобализации, в первую очередь культурной. При этом надо подчеркнуть, что Великие географические открытия Запада не были одиночным эпизодом.

Преимущественное положение одного из миров повлияло на дальнейший ход истории. Западные страны колонизировали Американский континент, начали проникновение в Индию и Индонезию, в 1540 г. они подошли к берегам Китая и Японии. Кажется, ничто не могло умерить энергию народов атлантической дуги: испанцев, португальцев, ккоторым вскоре присоединились голландцы, англичане и, более скромно, французы. На Востоке русские, всё более интегрировавшиеся (в культурном плане) в европейскую цивилизацию, постепенно осваивают огромные пространства Северной Азии вдоль Шёлкового пути.

В XIX в. на европейском континенте произошли большие изменения в технической и экономической областях, которые обычно называют индустриальной революцией.

Распад колониальных империй после 1945 г. коренным образом изменил политико-экономическую карту, однако культура Запада по-прежнему сохраняла свою ведущую роль. Но теперь престижным примером стала американская модель, центр тяжести западного мира переместился из Европы в Северную Америку. Даже народы, которые надеялись найти свой путь на основе мнимого контрпримера, предложенного советской системой, приняли западноевропейские стандарты жизни: как и Соединённые Штаты, Россия в культурном смысле являлась продолжением Европы. Безусловно, культурная глобализация ведёт к постепенной эрозии особенностей идентичности каждой из культур и к их унификации.

Экономическая глобализация

Начало экономической глобализации положили финикийские мореплаватели и коммерсанты. Более активно она вошла в жизнь, как уже было сказано, в эпоху Великих географических открытий. В последней четверти XХ в. в теоретической области политической экономии снова приобрели популярность либеральные перспективы. Этот неолиберализм появился как тенденция экономической мысли начиная с 1970-х гг., в ответ на продолжительный кризис, разразившийся в 1973 г. в

 

Соединённых Штатах и распространившийся по всему миру. Опираясь на принципы либеральной идеологии, как она была сформулирована в XVIII в. Адамом Смитом и в начале ХIX в. его оппонентом Давидом Рикардо, неолиберализм трактует свободное функционирование рынка как универсальный принцип саморегулирования, который может быть применён ко всем сферам человеческой деятельности и способствует максимальному процветанию.

Однако тотальное утверждение принципов свободного рынка влечёт за собой ряд негативных последствий. В масштабе планеты появляются транснациональные экономические системы чрезвычайной эффективности, финансовая мощь которых значительно превышает финансовую мощь государств, входящих в эти системы. В то же время внутри наиболее влиятельных экономических систем образуются группы влияния, способные ориентировать выбор действующих правительств в пользу собственных интересов. Этот процесс сопровождается исчезновением национальных рынков, которые до этого времени были обустроены, регламентированы и часто защищены местными властями. Свободный обмен парализует их за счёт неизбежной конкуренции, в которой побеждает единый мировой рынок. Часто отмечают, что экономическая глобализация усиливает неравенство между продвинутыми странами и остальным миром и что она является фактором роста бедности в развивающихся странах.

Но реальность несколько другая. С одной стороны, свободный обмен и свободная циркуляция капиталов служат нациям, располагающим развитыми социально-политическими структурами и квалифицированной рабочей силой. С другой — либеральная экономика в поисках максимальной выгоды предпочитает инвестировать капиталы в развивающиеся страны, где привлекательными являются низкая заработная плата и слабые налоговые требования. Благодаря эффекту сообщающихся сосудов, свойственному свободному обмену, развитие бывших стран третьего мира происходит во вред народам богатых стран и их уровню жизни. Но главная проблема заключается в том, что экономическая глобализация под покровительством ультралиберальной идеологии ищет новые резервы. Существует реальный риск постепенного умаления политической власти в пользу диктата экономической мощи. Какой вес могут иметь на самом деле национальные правительства, сформированные на основе демократического выбора, перед лицом мощных транснациональных корпораций, годовые бюджеты которых оказываются неизмеримо больше бюджетов таких стран, как Франция или Германия, находящихся под угрозой утраты своего суверенитета.

Глобализация в своей полноте и в своём разнообразии — это объективная реальность, логическое завершение многовековой истории, продукт материального и экономического прогресса. Этому уже нельзя противостоять, как нельзя помешать будущему смешению народов, которое уже начинается. В то же время имеется некоторое поле для манёвра, возможность вмешаться в ход событий, не допустить их произвольное развитие. Безусловно, глобализация содержит в себе как позитивные, так и негативные стороны. Человечеству предстоит сделать свой выбор.

Андре РОПЕР,
историк, профессор Шербурского университета (Франция)
Сокращённый перевод с французского
Ирины Ольтециан

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: