Основные средства организации представляют собой совокупность материально - вещественных ценностей - часть имущества, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ (услуг), либо для управления организацией и действующую в натуральной форме.
В бухгалтерском учете к основным средствам относится имущество, удовлетворяющее условиям, закрепленным в п.4 ПБУ 6/01:
приобретенный объект используется в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
объект используется в течение длительного времени, то есть, срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
организация не предполагает последующей перепродажи приобретенного объекта;
приобретенный актив способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
При отнесении имущества к основным средствам для целей налогообложения налогоплательщикам необходимо руководствоваться нормами гл.25 НК РФ.
Отметим, что гл.25 НК РФ не дает единого (цельного) определения основных средств, как это сделано для целей ведения бухгалтерского учета в ПБУ 6/01. Однако если проанализировать те требования, которые закреплены в ст. ст.256 и 257 НК РФ, можно прийти к выводу что, по сути, критерии отнесения имущества к основным средствам для целей налогообложения практически не отличаются от критериев, установленных бухгалтерским законодательством.
В налоговом законодательстве активно используется термин "амортизируемые основные средства", которого в бухгалтерском законодательстве нет. Разберемся, что же стоит за этим термином.
|
Все основные средства для целей налогообложения делятся на амортизируемые и не амортизируемые.
Амортизируемые основные средства - это те основные средства, стоимость которых в налоговом учете погашается путем начисления амортизации. Соответственно не амортизируемые основные средства - это те объекты, по которым амортизация не начисляется. При этом гл.25 НК РФ вводит стоимостной критерий отнесения имущества к амортизируемому. Эта граница составляет 30 000 руб. Основные средства стоимостью более 30 000 рублей являются амортизируемыми. Основные средства стоимостью до 30 000 рублей включительно амортизируемыми не являются, а их стоимость подлежит единовременному включению в состав материальных расходов в момент ввода в эксплуатацию. [1]
Для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, Инструкцией по применению Плана счетов предусмотрен счет 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет "Приобретение объектов основных средств".
По дебету счета 08 отражаются фактические затраты организации, связанные с приобретением основных средств.
Сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств, принятых в эксплуатацию, списывается со счета 08 в дебет счета 01 "Основные средства". Основанием для принятия объектов основных средств к учету на счете 01 является соответствующий акт о приеме-передаче основных средств по форме № ОС-1 (ОС-1а, ОС-1б).
Если к бухгалтерскому учету в составе основных средств принимается объект недвижимости, то право собственности на него должно быть зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
|
Государственной регистрации подлежат права на следующие объекты недвижимости:
земельные участки;
участки недр;
обособленные водные объекты;
все объекты, связанные с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (например, любые объекты с заглубленным фундаментом: здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, леса и многолетние насаждения, кондоминиумы, предприятия как имущественные комплексы).
До момента государственной регистрации объектов недвижимого имущества все затраты организации на их приобретение (сооружение) подлежат отражению по дебету счета 08. Принятие указанных объектов к бухгалтерскому учету на счете 01 возможно только после их государственной регистрации или после передачи документов на государственную регистрацию.
Различают первоначальную, восстановительную, остаточную, текущую и ликвидационную стоимость основных средств. Основные средства принимаются к бухгалтерскому и налоговому учету по первоначальной стоимости.
Порядок определения первоначальной стоимости зависит от способа поступления объекта основных средств.
Выделим следующие способы поступления объектов основных средств:
приобретение за плату;
получение от учредителей в счет вклада в уставный (складочный) капитал;
получение безвозмездно;
|
изготовление собственными силами;
строительство хозяйственным или подрядным способом;
оприходование неучтенных объектов, выявленных при инвентаризации.
Для целей бухгалтерского учета первоначальная стоимость основных средств, приобретенных за плату, складывается из суммы фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Перечень расходов, которые являются фактическими затратами на приобретение основных средств, приведен в п.8 ПБУ 6/01. К ним, в частности, относятся:
суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договорам строительного подряда и иным договорам;
суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;
таможенные пошлины;
невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;
вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
иные затраты, непосредственно связанные с приобретением объекта основных средств. В частности, начисленные до принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения, сооружения или изготовления этого объекта.
Не включаются в фактические затраты на приобретение основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств.
В ПБУ 6/01 особо указано, что фактические затраты на приобретение основных средств определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, которые возникают при оплате рублями в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Под суммовой разницей, понимается разница, между рублевой оценкой выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах) и кредиторской задолженности по оплате объекта основных средств, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия ее к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату ее погашения.
Для целей налогообложения первоначальная стоимость основных средств, приобретенных за плату, определяется как сумма расходов на их приобретение, доставку и доведение до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ.
На первый взгляд, правила формирования первоначальной стоимости в бухгалтерском и налоговом учете практически идентичны. Однако нужно принимать во внимание, что для целого ряда расходов, в том числе и связанных с приобретением основных средств, гл.25 НК РФ установлен особый порядок учета.
При формировании первоначальной стоимости объекта основных средств, для целей налогообложения расходы, для учета которых гл.25 НК РФ установлен особый порядок, в первоначальную стоимость объекта не включаются.
В первую очередь это расходы, не учитываемые для целей налогообложения, а также расходы, отнесенные к внереализационным расходам. [1].
Наиболее распространенными видами расходов, которые в налоговом учете не включаются в первоначальную стоимость основных средств, являются расходы по страхованию имущества, проценты по кредитам (займам), суммовые разницы.
Расходы по страхованию имущества включаются для целей налогообложения в состав прочих расходов в порядке, установленном НК РФ. Дата признания этих расходов при исчислении налоговой базы по методу начисления определяется в соответствии НК РФ.
Суммы процентов по всем заемным обязательствам учитываются при налогообложении прибыли в составе внереализационных расходов, независимо от характера займа или кредита. Суммовые разницы для целей налогообложения включаются в состав внереализационных доходов или расходов.
Кроме того, не следует забывать, что некоторые расходы для целей налогообложения прибыли принимаются только в пределах норм. К таким расходам относятся, например, расходы на командировки (в части суточных) и суммы процентов по кредитам (займам), которые могут являться составной частью затрат на приобретение основных средств.
Нормы суточных для целей налогообложения прибыли установлены Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. № 93. При командировках на территории РФ норматив суточных - 100 руб. за каждый день нахождения в командировке.
Предельная величина процентов по рублевым займам (кредитам), признаваемых расходом в целях налогообложения, определяется по выбору налогоплательщика, либо из ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза, либо из среднего уровня процентов по долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях, увеличенного на 20% [1].
Подводя итог сказанному выше, можно сделать следующие выводы.
Если первоначальная стоимость основного средства складывается исключительно из сумм, уплачиваемых в соответствии с договором поставщику, то она будет одинакова и в бухгалтерском, и в налоговом учете.
Возникновение дополнительных расходов, связанных с приобретением основных средств, влечет за собой увеличение вероятности расхождения данных бухгалтерского и налогового учета. Чем больше номенклатура дополнительных расходов, тем выше вероятность того, что первоначальная стоимость, сформированная по правилам бухгалтерского учета, будет отличаться от первоначальной стоимости, сформированной по правилам гл.25 НК РФ.
Если величина первоначальной стоимости объекта в бухгалтерском и налоговом учете одинакова, то у организации есть возможность практически полностью совместить бухгалтерский и налоговый учет по данному объекту.
Для этого необходимо:
во-первых, в бухгалтерском учете установить тот же срок полезного использования, что и в налоговом учете (в соответствии с Классификацией основных средств);
во-вторых, и в бухгалтерском, и в налоговом учете начислять амортизацию линейным способом.
В таком случае, у организации нет необходимости вести специальные регистры налогового учета. Для целей налогообложения в полном объеме будут использоваться данные бухгалтерского учета. При этом в качестве регистра налогового учета объекта основных средств вполне может использоваться инвентарная карточка (формы №№ ОС-6, ОС-6а).
Несовпадение первоначальной стоимости объекта в бухгалтерском и налоговом учете влечет за собой дальнейшее расхождение данных бухгалтерского и налогового учета при начислении амортизации по данному объекту. Уйти от этих расхождений не удастся, даже если сроки полезного использования и способы начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете по данному объекту будут одинаковыми. Несовпадение первоначальной стоимости приведет к тому, что суммы амортизации, начисляемые в бухгалтерском учете, будут отличаться от сумм амортизации, начисленных в налоговом учете.
Это в свою очередь, влечет необходимость формирования специального регистра налогового учета объекта основных средств. Форма такого регистра разрабатывается в организации самостоятельно и оформляется приложением к приказу об учетной политике организации для целей налогообложения.
Основные средства в процессе использования изнашиваются, ветшают, их первоначальная стоимость уменьшается. Первоначальная стоимость за вычетом суммы амортизации называется остаточной стоимостью основных средств. Амортизация - это постепенное перенесение первоначальной стоимости основного средства на себестоимость продукции.
В течение времени первоначальная стоимость основных средств отклоняется от стоимости аналогичных основных средств, приобретаемых или возводимых в современных условиях. Для устранения этого отклонения необходимо периодически осуществлять переоценку основных средств и определять восстановительную стоимость. Под восстановительной стоимостью основных средств понимается, то есть приобретения или строительство инвентарных объектов исходя из действующих цен на момент переоценки.
Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается только в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов. При этом увеличение (уменьшение) первоначальной стоимости основных средств относится на добавочный капитал организации.
Текущая рыночная стоимость - это сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи основных средств на дату принятия к бухгалтерскому учету.
Ликвидационная стоимость - это стоимость продажи объектов при банкротстве или ликвидации организации на основе свободного аукциона и открытой продажи объектов по текучей рыночной стоимости. [19]
Основные задачи бухгалтерского учета является:
правильное оформление документов и своевременное отражение в учете поступление основных средств, их внутреннее перемещение, выбытие;
достоверное оприходование результатов от продажи и прочего выбытия основных средств;
полное определение затрат, связанных с поддержанием основных средств в рабочем состоянии (расходы на технический осмотр и уход, на проведение всех видов ремонта);
контроль за сохранностью и эффективностью использования основных средств. [31]