Дата: 19.10.2020
Предмет: Живопись
Класс: 3
Преподаватель: Чухнова М.М.
Тема: Несложный натюрморт в технике Гризайль (2-3 предмета) с направленным освещением.
Цель: научиться овладевать навыками работы акварелью, изображать объекты предметного мира через один цвет и его тональные градации.
Материалы: акварель, формат АЗ, А2.
Период выполнения работы: 19.10.20- 16.11.20
19.10.20: Беседа по теме с объяснением поэтапного выполнения работы. Компоновка предметов и их конструктивное построение.
___________________________________________________________
Гризайль (фр. Grisaille от gris — серый) – это разновидность живописи, которая традиционно выполняется с использованием одного цвета с его тоновыми вариациями. Изначально данная техника была задумана как некий инструмент, позволяющий детально отображать рельефные фигуры.
Само происхождение слова «гризайль» говорит само за себя. Корни этого слова уходят в французский язык. Буквально оно означает – серый. Получается, гризайль -это стиль живописи, где на первый план выходит тон, а не цвет. Более того, цвет в гризайли стоит на втором месте и часто вообще не используется.
Существует два основных вида тоновой живописи:
- Чёрно-белая. Без применения цвета, когда всё изображение передаётся в чёрно-белых и серых тонах.
- Цветная. В этом варианте применяется один цвет. Чаще всего это сепия или охра. Однако, некоторые художники не боятся экспериментировать и с другими цветами.
В любом варианте главное это тон. По сути гризайль – это рисунок в живописи. Этот стиль позволяет молодым художникам хорошо научиться передавать форму предметов с помощью кисти.
Незаменима эта техника в написании гипсовых скульптур и рельефов. Где, как не здесь, надо в совершенстве владеть навыками умельца передавать светотень кистью и красками.
Итак, приступим к практическим занятиям.
Любой натюрморт начинается с его установки и компоновки.
Хороший натюрморт сначала тщательно продумывается и выставляется. Вот несколько советов, которые помогут сделать этот важный шаг правильно:
- Подбор предметов разных по форме, текстуре, размеру.
- Место установки. Важно хорошо установить горизонтальные и вертикальные плоскости для правильного построения будущего изображения.
- Подбор драпировок. Этот пункт тоже очень важный. Избегайте двух крайностей: не делайте слишком много складок и не применяйте драпировки вообще без складок. Для этого стиля предпочтителен однотонный фон.
- Установка света. В нашем случае свету надо уделить особое внимание. Чем контрастнее будут формы, тем легче и интереснее будет их писать. Поэтому установите настольную лампу или расположитесь возле окна так, чтобы светотень на предметах стала очевидной.
Установили натюрморт и выполнили предварительную компоновку предметов на листе:
Уточняем форму:
Что главное у нас сегодня? Правильно — тон. Прищуривая глаза, вы сможете лучше понять тональные различия между предметами разных цветов и правильно их передать в стиле гризайли.
Вспомним как мы делали в качестве упражнения градиентные заливки акварелью на 12 тонов по убывающей, затем по нарастающей и обратно.
А теперь обратим внимание взгляд на натюрморт и присмотримся внимательно какой предмет самый светлы, какой самый тёмный, как распространяется светотень по каждому предмету формируя его форму. Ещё одно напоминание для тех, кто пишет акварелью (! как у нас по заданию!). Начинайте с самых светлых мест и постепенно насыщайте тёмные, нанося новые слои краски. С гуашью всё наоборот – сначала тёмные места, а потом белила помогут высветлить светлые. При высыхании гуашевые краски имеют привычку становиться светлее от первоначального вида. Учитывайте эту особенность.
Работайте по всей поверхности натюрморта поэтапно:
Примеры натюрмортов, выполненные в технике гризайль:
Упражнения в стиле гризайль значительно повысят уровень вашего художественного мастерства и помогут лучше понимать живописное письмо. Не переставайте упражняться в этой технике – успех придёт.