Блок 1.
Ключевые слова – это данные, позволяющие охарактеризовать текст. В качестве ключевых могут использоваться как собственно слова, так и словосочетания. Ключевые слова должны отражать прежде всего терминологическую область текста. Необходимо определить, какие термины используются в тексте; с какими терминами он может быть логически связан; с какими словами может ассоциироваться текст. Для облегчения понимания сути ключевых слов, их можно сравнить с хештегами, используемыми в Инстаграм или Твиттере. Составление ключевых слов позволяет четко идентифицировать вашу работу в процессе поиска. Ключевые слова публикуются как в самом журнале, так и указываются в электронной версии статьи. При отборе по определенному ключевому слову читатель сможет найти все статьи, затрагивающие данную предметную область. Именно при помощи ключевых слов даётся информация о научной работе в сборниках статей, а поисковые машины (Google, Yandex, Bing и др.) на основании такого описания включат статью в поисковую выдачу при обработке пользовательских запросов, соответствующих вашей тематике. Ключевых слов должно быть достаточно: 3 – 4 слова вряд ли смогут отразить характер отдельной статьи. Лучше использовать 8 – 12 слов в зависимости от объема текста. Чтобы проверить каждое из ключевых слов, следует подумать, будет ли кто-то искать статьи по этому слову или словосочетанию. Каждое ключевое слово – это самостоятельный элемент, который должен иметь собственное значение. Неправильным будет использование местоимений, слов-заменителей. Если использовать ключевое слово с запятой, то, скорее всего, осмысленный термин будет разбит на несколько бессмысленных и неэффективных в плане поиска частей. Ссылка по теме: Ахметов И. Как сформулировать ключевые слова научной статьи https://moluch.ru/information/kak-sformulirovat-klyuchevye-slova-nauchnoj-stati/ |
Блок 2.
Композиция текста – это схема организации текста в определенном порядке. Она отражает строение, соотношение и взаимное расположение его частей: членение на смысловые элементы, разработанность этих элементов, порядок их следования и взаимосвязь между ними. Требования к композиции: 1) последовательность частей должна быть мотивирована; 2) части должны быть соразмерными; 3) композиционные приемы определяются содержанием и характером текста. Композиция нехудожественных текстов (официально-делового, научного произведения) обычно предсказуема и строится по закону плана. В основе – логическое построение. Композиция нехудожественных текстов имеет 3 основных части: 1. введение (тема, название, мотивация выбора; актуальность, краткий обзор авторов и литературы по теме; структура работы), 2. основная часть, 3. заключение (выводы + постановка проблемы, которую можно исследовать в будущем). Введение и заключение должны быть тесно связаны с основной частью. При этом в тексте не должно содержаться повторов и одинаковых рубрик. Основные ошибки в построении структурных элементов композиции: · отход в сторону от темы, · слабая связь одной мысли с другой, · бессистемное изложение материала, · повторение мыслей, формулировок, · погрешности в определениях, · неудачная разбивка на рубрики. Ход мысли в нехудожественных текстах: · повествование (рассказ о событиях в хронологической последовательности), · описание (перечисление признаков, свойств, сторон предмета, характерных для него в определенный момент; способ построения – статический и динамический), · рассуждение (исследование взаимоотношений между предметами и явлениями; 2 типа рассуждений: дедукция и индукция). Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Речь начинается с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод чаще используется в устной речи, научно-популярных текстах. Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. В начале текста выдвигаются какие-то положения, а потом разъясняется их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение в учебной и научной литературе. Применяется также исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в изучаемом объекте с течением времени. |
Практический блок
1. Прочитайте отрывки из научной статьи. Выпишите в бланк ответов 5 – 6 ключевых понятий статьи.
2. Исходя из ключевых понятий, дайте название статьи. Впишите его в бланк ответов.
3. Предположите, какова композиция этой статьи. Восстановите текст, расположив отрывки в логической последовательности. Буквенно-цифровые соответствия впишите в бланк ответов.
4. Запишите основные идеи (план) в таблицу. Основными идеями могут быть: словосочетания; предложения из текста; пересказанные предложения. Количество пунктов плана может соответствовать количеству абзацев, но это необязательно.
Примечание: план более детальный, чем композиция, поэтому он не может состоять из трех пунктов, соответствующих структуре «введение – основная часть – заключение».
5. Задайте 4 разных вопроса к тексту.
a. Простой – воспроизвести информацию из текста (приветствуются не общие вопросы, на которые предполагается ответ да/нет, а вопросы, направленные на усвоение разного рода информации текста, начинающиеся с вопросительных слов).
b. Интерпретационный (объясняющий) вопрос (обычно начинаются со слова «Почему?» и направлен на установление причинно-следственных связей). Если ответ на этот вопрос очевиден, он будет не интерпретационным, а простым. Интерпретационным вопрос становится тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельного поиска.
o Например, в тексте есть положение: «Сказка способствует всестороннему развитию личности дошкольника, так как воздействует на него на эмоциональном, психическом и интеллектуальном уровне». Если задать вопрос «Почему сказка способствует всестороннему развитию личности дошкольника?» - это прямой вопрос, так как ответ на него содержится во вротой части предложения. Если задать вопрос «Каким образом/благодаря каким факторам/при каких условиях сказка способствует всестороннему развитию личности дошкольника?» - это интерпретационный вопрос, ответом на который может быть перечисление того, на что влияет сказка: «развивает мышление, память и воображение; воспитывает добрые чувства, отношение к моральным ценностям; может применяться на занятиях математикой, ИЗО, физкультурой…»
c. Творческий, если в ответе на него потребуются элементы предположения, прогноза развития ситуации, условности (если бы… то бы).
d. Оценочный, направленный на собственную оценку явлений, фактов, отраженных в тексте (как, по вашему мнению…/согласны ли вы с мнением, что…?).
Статья
A.Все эти личностные качества будут постепенно формироваться во взаимодействии педагога с детьми предшкольного возраста, если это взаимодействие строится в соответствии с личностно-ориентированной моделью в общении, цель которой – содействовать становлению личности. |
B.Под личностно-ориентированной моделью в общении понимается осознанная ориентация педагога на личность ребенка, что является условием его развития. Образовывать – значит помогать ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству. Используя личностно-ориентированный подход, мы содействуем становлению человека, его неповторимости и индивидуальности, духовности, творческого начала. Безусловно, это предполагает вовлеченность в этот процесс самого ребенка. |
C. Перечислим основные установки на личность ребенка, являющиеся ключевыми для педагогов дошкольного образовательного учреждения: · умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей; «считывание» эмоциональной информации у детей и реагирование на нее; проявление социально-психологической наблюдательности; · позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов дошкольников; диалогическая позиция в общении; · опора на субъективный личностный опыт ребенка; · ориентация на формирование учебной деятельности детей предшкольного возраста, развитие мотивационной сферы, повышение степени самостоятельности на занятиях; · направленность педагогической деятельности на развитие личности ребенка; · направленность на осознание мотивов собственных действий, поведения, деятельности в ходе педагогического взаимодействия; · поощрение творческой активности ребят. |
D.Таким образом, главная задача педагогов, придерживающихся личностно ориентированной модели взаимодействия, — содействовать ребенку в определении и совершенствовании его отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру, к своей деятельности в обществе. Важно, чтобы ребенок сумел преодолеть пассивную позицию и открыть себя как активную личность. Поэтому в процессе личностно-ориентированного взаимодействия преследуется цель формирования и развития жизненных умений и навыков. |
E.В заключение добавим, что использование модели личностно – ориентированного взаимодействия с ребенком предшкольного возраста предъявляет серьезные требования к степени личного совершенства педагога, к уровню его компетентности в области социальной психологии и владения профессиональными навыками коммуникации. |
F.Дошкольный возраст – это период первоначального фактического склада личности. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом познавательная и эмоционально-личностная сферы ребенка. Отношение к детству как к самоценному времени жизни делает детей в будущем полноценными школьниками, формирует такие личностные качества, необходимые в дальнейшем, за пределами детства, как самостоятельность, инициативность, ответственность, творчество, компетентность, коммуникативность, произвольность внимания. |
G.Другими словами, личностно-ориентированное взаимодействие состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытной личности, способной к диалогическому взаимодействию с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Это не значит, что педагоги должны формировать какие-либо качества, заранее кем-то заданные, и преобразовывать ребенка в направлении, определенном самим педагогом или родителями. Следует помогать ребенку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нем изначально. |
Н. Этого можно достичь, применяя следующие приёмы и формы работы: · проведение занятий в малых группах и проведение индивидуальной работы с каждым ребенком; · проведение работы с одаренными детьми; · проведение бесед с ребенком с целью создания условий для выражения своего мнения, доказательства им правильности своей позиции; · отказ от жесткой регламентации деятельности детей; · построение партнерских взаимоотношений между педагогами и детьми; · работа психолога с детьми, направленная на развитие личностных качеств, психологических процессов, коррекцию; медико–психолого–педагогические консилиумы (несколько раз в год). |
Контролирующий блок
Бланк ответов.
Ключевые понятия статьи (5-6)
Название статьи
3. Последовательность фрагментов:
Композиция статьи
Структура | Композиция /последовательность идей (о чем говорится, словосочеанния) |
введение | 1. |
основная часть | 2. 3. 4….. |
заключение | … |
Вопросы к тексту.
Простой | |
Интерпретационный (объясняющий) | |
Творческий | |
Оценочный |
Критерии оценки работы
Задание 1 | Ключевые понятия статьи соответствуют содержанию, достаточное количество | 0-2 балла |
Задание 2 | Название статьи соответствуют содержанию, корректно с языковой и речевой точки зрения | 0-2 балла |
Задание 3 | Буквенно-цифровая последовательность верна | 0-8 баллов |
Задание 4 | Структурные элементы статьи озаглавлены верно | 0- 2 балла |
Задание 5 | 4 вопроса, соответствуют содержанию статьи, соответствуют требованиям | 0-4 балла |
Отметка: 17-18 баллов – 5
14-16 балов – 4
10-13 баллов – 3
менее 10 баллов – 2