Цель: получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как врабатываемость, утомляемость, продолжительность цикла устойчивой работоспособности, периодичность отвлечений и перепадов в скорости работы. Тест также позволяет выяснить особенности отклонений в функционировании мозга (или тип ММД) для оптимизации последующей коррекционной работы с ребенком.
Оцениваемые УУД: действие контроля, т. е. сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; действие коррекции – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия; действие саморегуляции – способность к мобилизации сил, преодолению препятствий.
Возраст: с дошкольного возраста до старшего школьного возраста.
Метод оценивания: индивидуальная и групповая форма работы.
Организация выполнения задания:
Обследование с помощью данного теста может проводиться как групповым способом, так и индивидуально. Результаты индивидуального и группового тестирования детей до 12 лет могут и не совпадать! Для диагностики ММД необходимо групповое тестирование. Группа должна быть не менее 6-10 человек. В условиях школы удобнее работать сразу со всем классом. Общее время работы 15-20 минут.
Инструкция:
Внимание! Слева в верхней части Ваших бланков нарисованы 2 квадратика. Это – квадратики-образцы. С ними надо будет сравнивать все остальные квадратики. Если квадратик совпадает с образцом, то его надо зачеркнуть вертикальной линией, а если не совпадает, то его надо подчеркнуть. Посмотрите, как буду делать это я на доске. На тренировочной строке Вы сейчас попробуете зачеркивать и подчеркивать нужные квадратики. (Дети тренируются)
|
Нельзя:
1. Сначала вычеркнуть все квадратики, совпадающие с образцами, а потом подчеркнуть оставшиеся.
2. Ограничиться только вычеркиванием квадратиков.
3. Подчеркивать сплошной чертой, если подряд встречаются несовпадающие с образцами квадратики.
4. Выполнять инструкцию наоборот: подчеркивать совпадающие и вычеркивать несовпадающие с образцами квадратики.
Лучше выполнять задание шариковой ручкой, а не карандашом. Теперь будем работать все вместе и точно по времени. На каждую строчку будет дана 1 минута. Как только время пройдет, я буду говорить: «Стоп! Следующая строчка». И в каком бы месте строки ни застал Вас этот сигнал, надо сразу перенести руку на следующую строчку и без перерыва продолжать работу. Работать надо как можно быстрее и как можно внимательнее.
Все поставили ручки на первую строчку! Начали работу!
Интерпретация результатов:
Для обработки и интерпретации результатов рекомендуется использовать методическое руководство «Оптимизация обучения и развития детей с ММД» Л. А. Ясюковой (СПб, ИМАТОН, 2000). Для обработки результатов наложите на бланк ключ, изготовленный из прозрачного материала. Внутри кружков квадратики должны быть зачеркнуты, вне кружков все квадратики должны быть подчеркнуты.
Для каждой строчки подсчитывается:
1. Общее количество обработанных квадратиков (включая ошибки).
2. Количество ошибок. За ошибку считаются: неверная обработка квадратика ребенком (внутри маркера квадратик подчеркнут, а вне его - зачеркнут), любые исправления и пропуски (квадратик вообще не обработан).
|
На основании этих показателей рассчитываются скорость и точность (показатель концентрации внимания) выполнения теста. В психологической характеристике скорость выполнения теста Тулуз-Пьерона обозначается как «скорость переработки информации», а точность выполнения - как «внимательность».
Скорость выполнения теста рассчитывается как отношение общей суммы обработанных знаков к количеству рабочих строчек (10):
где n - число рабочих строчек,
х,- количество обработанных знаков в строке.
Коэффициент точности выполнения теста вычисляется как отношение общего количества правильно обработанных знаков к общему числу обработанных знаков:
где V - скорость,
α - среднее количество ошибок в строке,
n - количество строк,
Yi - количество ошибок в строке.
Определение уровня скорости переработки информации и внимательности осуществляется путем сравнения их количественных значений с нормативными данными.
Показатель точности выполнения теста (внимательность) имеет принципиальное значение для диагностики функциональных отклонений в деятельности мозга, или ММД. Если расчетное значение этого показателя попадает в зону патологии, то вероятность наличия ММД исключительно высока. Если показатель точности оказывается в зоне слабого развития, необходимо дополнительно проанализировать скорость выполнения теста Тулуз-Пьерона: если значение скорости попадает в зону патологии или соответствует слабому уровню, то ММД также вполне вероятна. В этих случаях необходима консультация невропатолога. Более подробное описание данной методики предсталено в методическом пособии «Оптимизация обучения и развития детей с ММД» Л. А. Ясюковой (СПб, ИМАТОН, 2000).Если диагноз подтверждается и невропатолог назначает ребенку тот или иной реабилитационный курс, то психологу в этом случае рекомендуется использовать формы работы с ребенком, изложенные в выше указанном методическом пособии.
|
Источник: Л.А. Ясюкова, Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство. – СПб., ГМНПП «ИМАТОН», 2003 – 86 с.
Приложение 5