Приключения по дороге в Грузию

Частенько, со своей семьей, я любил ездить на отдых в Грузию, и транспортом нашим был отнюдь не самолет или поезд. Мы ездили на машине и путь наш пролегал из Кисловодска в город Гори, находящийся недалеко от Тбилиси – столицы Грузии. По пути можно и некоторые части нашей страны посмотреть, и Грузию по лучше увидеть. И как всегда не обходится без приключений. По дороге встречается многое, но самое веселое находится на границе.

Первая проблема, с которой нам пришлось столкнуться – это Российская граница. Многокилометровая очередь сильно выматывает. Приходится стоять по 3-4 часа. А дальнобойщики стоят и того больше. В процессе ожидания я решил пообщаться с водителями грузовиков. И вот один сказал, что как-то раз ему пришлось стоять в очереди целых 8 часов, череда автомобилей простиралась километров на 10, а то и больше. Услышав такую историю мы даже и не мечтали добраться до Гори вовремя. Однако, спустя 3 часа наконец-то подошла наша очередь. Вот-вот мы должны будем предоставить свои паспорта и открыть машину на досмотр. Перед нами стояло всего лишь две машины. И тут. Мы заметили забавного голубя. На крыше сидит их целая куча. И на каждой платформе один из голубей спускается, проходит под машиной, и поднимается обратно. Мы с отцом пошутили, мол это специально обученные голуби, проверяют что у автомобилей находится под днищем. Ох и смеху было, но выглядело это именно так!

Когда подошла наша очередь, мы поняли почему все продвигается так медленно. Пока сидящая за компьютером девушка соберется, пока посмотрит на наши паспорта, на задаёт вопросов, в которых ты начинаешь путаться, пока что-то там у себя напечатает, пока поставит печать, только на это ушло 20 минут, а нас то всего 3 человека. Потом следует осмотр машины. «откройте все двери, включая багажную» - произнес страшный досмотрщик, выглядел он действительно страшно, как будто только что «откинулся» из мест не столь отдаленных. Пока он все осмотрит, пока задаст все интересующие его вопросы, на это уходит еще минут 20. И вот так со всеми. Ужас! Так долго стоять, мы уже проголодались… А дальше следовала Грузинская граница. Ну все, подумали мы, сейчас еще столько же простоим. Но не тут-то было. Границу соседей мы прошли за 5 минут, буквально! Подошли, показали паспорта, они их отсканировали, спросили о цели поездки, после чего проверили документы на машину, и пожелали счастливого пути. Вот как надо работать!

После долгой поездки, и мучительной очереди мы сильно устали, и приехав в дом наших родственников сразу же попросили показать комнаты, чтоб мы чуть-чуть поспали. На тот момент было уже 8 вечера. Вот мы уснули, и просыпаемся от шума телевизора и разговоров. Смотрим на часы – 12-й час ночи. Вышли узнать, что же происходит, а наши родственники всей семьей кушают и смотрят футбол. Естественно первый вопрос, который у нас возник, так это не поздно ли они собрались покушать. А они нам в ответ, мол это они обедают. Я от такого ответа не много опешил, ибо обедать в 12 часов ночи? Что простите? Оказалось, что у Грузинского народа это нормально, они не завтракают утром, многие просто спят, а как проснуться, так сразу идут на работу, а во время нашего обеда, они завтракают, и после, ночью, они обедают. Хм… а может это только у нас такие родственники?

На этом забавные моменты не закончились. Как-то прогуливаясь по городу, я заметил, что на всех, кроме центральных, улицах местные жители ходят прямо по центру дороги. Я поинтересовался у одного из проходящих мимо людей, с чем связано такое поведение, и он мне сказал, что когда-то город Гори был сейсмической зоной, и люди просто боялись ходить по над домами, и вот время прошло, а привычки у людей остались.

Путешествие по Грузии, в частности по городу Гори продолжились. На этот раз я решил отправиться к Атенскому храму. Говорят, что это один из самых старых храмов как Грузии, так и всего мира. Он привлек мое внимание. Доехав до села Атени, поднявшись вверх по горам, я наконец-таки приехал к месту назначения. Местный сторожила рассказал мне, что храм был построен аж в 7-ом веке нашей эры. В нем побывали 3 царя Грузии - Баграт III, Георгий I и Давид IV Строитель. Все они оставили свои «подписи» на стенах храма, и они до сих пор сохранились! Я захотел взглянуть на него изнутри, но он был на консервации, и туда никого не пускали. Однако после долгих уговоров, у меня получилось договорится со сторожилой, и он мне всё показал. Все фрески, которые там есть, никто не может воссоздать, как и саму кладку храма, поэтому он находится на консервации, а не на реставрации. Это-ж как вообще надо было строить, чтобы здание простояло целых 14 веков? Сейчас так не делают.

Следующим местом моего путешествия стала крепость в горах «Уплесцихе». С грузинского это так и переводится – «крепость в горах». Древние народы вырезали там настоящий город, сейчас Уплесцихе представляет собой что-то вроде интерактивного музея, покупаешь билет, и гуляешь там, смотришь на всю эту красоту, и наслаждаешься. Зрелище поистине невероятное. Однако там нужно быть начеку, в этих горах водятся змеи и ящерицы. И если ящерки безобидные, то змеи так и норовят тебя укусить, и только попробуй их побеспокоить, я так случайно чуть не наступил на одну их них. Она просто грелась на солнышке, а я даже не видел, благо мой спутник, один из местных, остановил меня.

Ну и как же не вспомнить самые приятные и душевные вечерние застолья по-грузински. На выходных, вся семья собирается в чьем-нибудь доме, и устраивает большое застолье, много национальной еды, шашлыки, вино, а иногда и самогоночка подъезжает. Во время разговоров за столом все делаться своими впечатлениями за неделю, даже самые маленькие пытаются рассказать что-то. Первый тост за столом всегда говорит самый старший. В нашем случае это был дедушка Нукри, ему уже 87 лет, и он многое повидал за свою жизнь. «Я хочу поднять бокал в первую очередь за наших предков, которые даровали нам жизнь и мирное небо над головой…» - сказал он. Причем, как только он встал, все сразу так замолчали, и на протяжении всего его долгого выступления никто и звука не проронил, удивительно, у нас такого нет. Следующий, кто говорит – это гость, и тут мне пришлось выкручиваться, ибо гостем был я. Коротко поблагодарив всех за гостеприимство и пожелав всем благополучия, я чокнулся бокалами со всеми и сел на свое место. Да, местные не привыкли к таким скромным речам. Удивительный был вечер, такого добродушия не часто встретишь.

Неделя пролетела очень быстро, и пришло время возвращаться домой. Перед отъездом мои Грузинские друзья вручили нам 20 литров вина, мы пытался отказаться, аргументируя это тем, что на границе все это заберут. Но они стояли на своем, и просто взяли, засунули в багажник вино, и накрыли все это вещами. Всю дорогу ехали и боялись, что нас за это дело накажут, ибо через границу разрешено провозить не больше 2,5 литров вина, и 2-х пачек сигарет. Но мы с отцом не растерялись, достали перед границей 2 бутылочки, положили их на видное место, и поехали, надеясь на то, что если увидят это, то не станут искать дальше. На грузинской границе все легко прошло, 5 минут и свободны, а вот подъезжая к российской границе мы опять столкнулись с очередью, однако на этот раз мы простояли 5 часов. Господи, эта очередь казалась нескончаемой. Но наконец-таки мы подъехали. Выходили из машины мы в холодном поту. Проверили паспорта. Подходят к машине. «Откройте все двери, включая багажную» - сказал досмотрщик. В этот раз это звучало как приговор. Открыли. Он полез рукой в глубь вещей. Ну все, нам конец, подумали мы. Но друг! Раздался голос на всю станцию – «Мужики! Тут автобус с армянами приехал!». Наш досмотрщик вытащил руку, закрыл наш багажник и сказал: «Езжайте!», и удалился в сторону автобуса. Мы не стали смотреть дареному коню в зубы, и поехали. Позже, остановившись рядом с границей в кафе мы узнали, что в автобусах этих любят провозить много людей без паспортов, а также провозить много нелегалов, а еще и много запрещенной продукции, и пограничники с них имеют некий процент. Ей богу, они бегут к автобусу как к ларьку с горячими пирожками.

Вот таким было мое путешествие в Грузию, запомнилось оно много чем, но здесь я рассказал вам о самых курьезных и невероятных моментах всего путешествия. Грузия великолепная страна, она только начала оправляться от развала советского союза, поэтому пока что там можно увидеть много развалистых задний разрушенных дорог, но совсем скоро все это преобразится. Мне нравится ездить в Грузию, и я не перестану это делать, как только выдастся свободное время, так сразу в машину и в путь! Ради всех эмоций, которые можно испытать от поездки, я готов на многое, это того стоит, уж поверьте мне.