Подготовка к богослужению.




Всенощное бдение.

 

Подготовка к богослужению.

 

Перед Всенощным бдением второй иподиакон должен провести следующую подготовительную работу:

- Приготовить к богослужению трикирий и дикирий;

- Приготовить архиерейскую свечу;

- Приготовить кадило и маленькую ложку;

- Расстелить орлецы (перед престолом, у архиерейского седалища; если совершается встреча, то на амвоне лицом к народу, на кафедре и в конце храма, где встречают Владыку);

- Если будет совершаться встреча, то необходимо установить центральный аналой с иконой празднуемого события;

- Если совершается лития, нужно приготовить запивочный набор;

- Помочь в подготовке иподиаконских, диаконских и священнических облачений;

- Проверить общую готовность иподиаконов к богослужению;

- Проконтролировать, чтобы все иподиакона облачились не менее чем за 15 минут до предполагаемого времени встречи Владыки.

 

Встреча

Если встречи нет. Войдя в Алтарь, Владыка целует Св. Престол и Евангелие и отходит к седалищу.

Если совершается встреча, то второй иподиакон встречает автомобиль Владыки на улице, открывает дверь, поправляет «наметку», после чего подает Владыке посох. Если Владыку встречают с цветами и (или) хлебом, нобходимо будет взять у Владыки посох на то время, пока Владыка будет принимать дары. После этого Владыка в сопровождении первой пары идет в храм, становится на заранее расстеленом орлеце. Первая пара одевает Владыке мантию, после чего второй иподиакон встает справа от Владыки. По окончании слов и целования креста Владыка идет к центральному аналою для целования иконы. Второй иподиакон должен забрать орлец с места встречи и сопровождать Владыку, придерживая мантию. Подойдя к аналою, Владыка снимает клобук, целует икону, потом вновь одевает клобук, после чего необходимо поправить «наметку». После этого Владыка поднимается на амвон и осеняет молящихся. Иподиакона кланяются во время благословения вместе с Владыкой, после чего второй иподиакон заходит в Алтарь и готовится принять мантию от книжника через Царские врата. Приняв мантию, второй иподиакон становится за Владыкой. Владыка, поцеловав Евангелие и Престол, отходит на свое место, после чего старшая пара снимает с Владыки мантию. После этого второй иподиакон должен убрать орлец, лежащий перед Престолом. Убрав орлец, он переходит на северную сторону, где и находится во время богослужения.

Вечерня.

Во время входа с кадилом второй иподиакон расстилает орлец в Царских вратах лицевой стороной к народу. По осенении Владыкой народа орлец сразу убирается.

Если служится лития, то сразу по окончании пения «Сподоби, Господи» иподиакона облачают Владыку в малое облачение. Второй иподиакон сразу идет на Горнее место, зажигает дикирий и трикирий, берет подсвечники в руки для того, чтобы подать трикирий старшему иподиакону. Первая пара крестится на восток, кланяется Владыке и выходит на солею, где иподиакона становятся лицом друг к другу. Одновременно с выходом Владыки на амвон, иподиакона поворачиваются лицом к молящимся и кланяются вместе с осенением Владыки, после чего первая пара предшествует архиерею до середины храма, где иподиакона поворачиваются лицом к Алтарю, крестится и кланяется Владыке синхронно с духовенством. После этого первая пара становится лицом друг к другу. На второй диаконской молитве при произнесении слов «О Великом Господине» иподиакона поворачиваются лицом к Алтарю, на словах «И о Господине нашем» крестятся и вместе со всем духовенством кланяются Владыке, после чего вновь становятся лицом друг ко другу. На возгласе «Услыши ны, Боже», при произнесении слов «Милостив бо и Человеколюбец Бог еси», иподиакона поворачиваются лицом к Алтарю, на прославлении Троицы крестятся, кланяются Владыке и подходят к нему, став лицом друг ко другу до окончания молитвы. По прочтении Архиереем молитвы, иподиакона предшествуют духовенству и становятся у центрального аналоя лицом к Алтарю. Вместе с духовенством иподиакона крестятся, кланяются Владыке и становятся лицом друг ко другу. На возгласе старшего диакона «Господу помолимся», первая пара подходит к литийному столу на время чтения молитвы на освящение хлебов. По окончании молитвы первая пара уходит в Алтарь. Подойдя к Горнему месту, иподиакона крестятся в сторону востока, кланяются Владыке, друг другу, затем ставят и тушат светильники, после чего второй иподиакон переходит на южную сторону Алтаря, ожидая входа Владыки в Алтарь, так как ему необходимо принять от книгодержца мантию. Приняв мантию, второй иподиакон становится позади Владыки до момента его перехода к архиерейскому седалищу. Первая пара разболачает Владыку.

Утреня.

На мирной ектиние иподиакона облачают Архиерея.

Во время чтения третьей славы последней кафизмы второй иподиакон расстилает орлец перед Престолом, после чего сразу возжигает трикирий и дикирий.

На возгласе малой ектинии иподиакона крестятся в сторону Горнего места, кланяются Владыке и выходят на солею, где становятся лицом друг ко другу. Одновременно с выходом Владыки на амвон, иподиакона поворачиваются лицом к молящимся и кланяются вместе с осенением Владыки, после чего спускаются к центральному аналою и становятся там лицом друг ко другу и стоят так до окончания пения полиелейных псалмов или величания (если есть).

На каждении иподиакона шествуют вокруг аналоя, останавливаясь с каждой его стороны и кланяясь в соответствии с каждением Владыки. После того, как Архиерей уйдет в Алтарь, иподиакона становятся под амвоном лицом к Алтарю. Второй иподиакон стоит левее всех остальных. Когда Владыка начнет каждение иконостаса, иподиакона поворачиваются и кланяются в соответствии с каждением. По окончании каждения иконостаса, первая пара иподиаконов поднимается на амвон, поворачивается лицом к народу, поворачивается и кланяется в соответствии с каждением, после чего совершается полное каждение храма. Второй иподиакон идет последним. По окончании каждения храма иподиакона становятся под амвоном, второй иподиакон стоит слева от второго диакона (если его нет – слева от Владыки). Все кланяются в соответствии с каждением (Владыка кадит Царские врата, икону Спасителя и икону Божией Матери), затем спускаются к центральному аналою, кланяются вместе с каждением, стоя лицом друг ко другу, после чего остаются здесь же. Когда хор поет (чтец читает) степенны, на Славу и ныне, иподиакона поворачиваются лицом к Алтарю, вместе с диаконом крестятся, кланяются Владыке. Старшая пара поднимается на амвон и становится лицом друг ко другу. Когда старший диакон произнесет «И о сподобитися нам…» иподиакона предшествуют диакону с Евангелием и становятся рядом с Владыкой лицом друг ко другу. По окончании чтения в воскресный день первая пара поднимается на солею на время пения стихиры «Воскресение Христово видевше». По окончании пения иподиакона спускаются к центральному аналою, где вместе с диаконом, державшим Евангелие крестятся в сторону Алтаря, кланяются Владыке и заходят в Алтарь, на Горнем месте крестятся и кланяются Владыке, друг другу и расходятся.. В остальные дни по прочтении Евангелия иподиакона сразу входят в Алтарь, на Горнем месте крестятся, кланяются Владыке, друг другу и расходятся на свои стороны. Если служилась лития, то на возгласе «Милостию и щедротами» старшая пара исходит на елеопомазание (каждый со своей стороны). Если лития не служилась, то на молитве «Спаси, Боже», на поминовении святых дня, выходят на солею. Второй иподиакон становится у иконы Божией Матери. На возгласе «Милостию и щедротами» крестятся, кланяются Владыке и спускаются к центральному аналою. Второй иподиакон помазывается согласно очередности, после чего принимает из рук старшего иподиакона елейницу и встает на его место. По окончании помазания второй иподиакон принимает из рук Архиерея кисточку (стрючец), заходит в Алтарь и вместе со старшим иподиаконом разоблачает Владыку, если Владыка не служит Великое славословие. Убирается орлец перед Престолом.

Если служится Великое славословие, то при пении хвалитной стихиры на «Слава» второй иподиакон стелет орлец перед Престолом, затем старшая пара возжигает трикирий и дикирий, на «И ныне» иподиакона крестятся, кланяются Владыке, подходят к нему и становятся рядом с ним лицом друг ко другу. В конце стихиры Владыка принимает подсвечники, возглашает «Слава Тебе, показавшему нам свет», после чего разворачивается и исходит на амвон. Старшая пара также разворачивается лицом к народу, становится в Царских вратах, кланяясь в соответствии с осенениями Владыки. Войдя в Алтарь, Владыка возвращает иподиаконам светильники, после чего они идут на Горнее место, крестятся, кланяются Владыке, друг другу и расходятся.

В конце просительной ектинии старшая пара иподиаконов зажигает трикирий и дикирий. Иподиакона крестятся, кланяются Владыке и выходят на амвон, где становятся лицом друг ко другу. Второй иподиакон выходит Южными диаконскими вратами. По осенении на отпусте иподиакона возвращаются в Алтарь, крестятся, кланяются Владыке, друг другу и уходят на Южную сторону Алтаря. По закрытии Царских врат иподиакона разоблачают Владыку.

Божественная Литургия.

 

Подготовка к богослужению.

 

Перед Литургией второй иподиакон должен провести следующую подготовительную работу:

- Приготовить к богослужению трикирий и дикирий;

- Приготовить кадило и 2 ложки;

- Расстелить орлецы (под Царскими вратами, у архиерейского седалища, на амвоне, на кафедре, если есть встреча, то в конце храма, где встречают Владыку);

- Подготовить входные молитвы (под амвоном или на солее должны стоять 2 аналоя с иконами Спасителя и Божией Матери (или празднуемого события);

- Подготовить запивочный набор;

- Подготовить рукоумывало;

- Помочь в подготовке иподиаконских, диаконских и священнических облачений;

- Приготовить архиерейскую свечу (если служится молебен с чтением Евангелия);

- Проверить общую готовность иподиаконов к богослужению.

 

Встреча.

 

Если совершается встреча, то второй иподиакон встречает автомобиль Владыки на улице, открывает дверь, поправляет «наметку», после чего подает Владыке посох. Если Владыку встречают с цветами и (или) хлебом, нобходимо будет взять у Владыки посох на то время, пока Владыка будет принимать дары. После этого Владыка в сопровождении первой пары идет в храм, становится на заранее расстеленом орлеце. Первая пара одевает Владыке мантию, после чего второй иподиакон встает справа от Владыки. По окончании слов и целования креста Владыка идет под амвон. Второй иподиакон должен забрать орлец с места встречи и сопровождать Владыку, придерживая мантию. Второй иподиакон входит в Алтарь, где оставляет орлец.

Если встречи нет, то необходимо постелить орлец перед Престолом. Войдя в Алтарь, Владыка целует Св. Престол и Евангелие, после чего старшая пара иподиаконов облачает Владыку в мантию. Открываются Царские врата, Владыка выходит в храм и идет под амвон (или на солею). Во время исхода Владыки второй иподиакон держит мантию. Когда Владыка пройдет Царскими вратами он передает мантию книгодержцу.

Читаются входные молитвы.

По окончании чтения тропарей, старшая пара выходит на солею и убирает аналой с иконами после того, как их поцелует Владыка. Убрав аналой, второй иподиакон меняет на мантии книгодержца. Владыка осеняет молящихся и идет на кафедру, где первая пара иподиаконов переоблачает Владыку в полное облачение. Если во встрече участвовали диакона, держащие трикирий и дикирий, то второй иподиакон поднимается на солею вместе со старшим, если диакона не держали трикирий и дикирий, то второй иподиакон уходит в Алтарь вместе с книгодержцем, берет трикирий и дикирий в руки, дожидается старшего, отдает ему трикирий и вместе с ним выходит в храм. Старшая пара иподиаконов и жезлоносец встают в одну линию ориентировочно на месте центрального аналоя. В конце молитвы «Тако да просвятится» старшая пара подает трикирий и дикирий Владыке, после чего возвращается к жезлоносцу. После того, как Владыка осенит священников, старшая пара забирает трикирий и дикирий, возвращается к жезлоносцу и кланяется Владыке сообразно с возглашениями протодиакона «Исполла эти дэспота». Поклонившись, иподиакона крестятся в сторону Алтаря, кланяются Владыке и заходят в Алтарь.

Если встречи нет. По окончании чтения тропарей, старшая пара выходит на солею и убирает аналой с иконами после того, как их поцелует Владыка. Убрав аналой, второй иподиакон уходит в Алтарь и открывает Царские врата во время осенения Владыки. После того, как Владыка войдет в Алтарь, второй иподиакон принимает мантию от книгодержца. После того, как Владыка поцелует Престол и подаст всем священнослужителям Крест, он перейдет к своему седалищу, где первая пара иподиаконов переоблачает его в полное облачение. По облачении иподиакона становятся у Горнего места, крестятся, кланяются Владыке, моют ему руки, возвращаются к Горнему месту, крестятся, кланяются Владыке и расходятся. Второй иподиакон приводит в порядок рукоумывалоПо возгласе «Молитвами святаго» старшая пара иподиаконов открывает Царские врата. Выпустив Владыку, иподиакона закрывают Царские врата. Второй иподиакон убирает орлец, лежащий перед Престолом.

 

Литургия.

 

Дождавшись старшего священника, старшая пара открывает Царские врата. Став позади священника, вместе с ним крестятся, кланяются Владыке и поворачиваются к Престолу. На возгласе «Благословенно Царство» иподиакона крестятся, но не кланяются. Кланяются без крестного знамения вместе со священником, затем кланяются Владыке, друг другу и расходятся.

На прошении «О богохранимей стране нашей» старший иподиакон или первая пара устанавливают на кафедре седалище для Владыки.

Если совершалась встреча, то во время мирной ектинии второму иподиакону нужно приготовить рукоумывало и человека, который с ним пойдет. На прошении «Пресвятую, Пречистую» старшая пара выходит из Алтаря и становится под амвоном. Послушник с рукоумывалом должен стоять между иподиаконами. На возгласе иподиакона крестятся, кланяются Владыке, подходят к нему, умывают руки, возвращаются обратно под амвон, крестятся, кланяются Владыке и заходят в Алтарь. Второй иподиакон аккуратно сворачивает полотенце и приводит в порядок рукоумывало.

На 2-малой ектиние второй иподиакон стелет орлец перед Престолом, после чего старшая пара иподиаконов зажигает трикирий и дикирий. Вместе со старшим священником иподиакона крестятся, кланяются на Горнее место, кланяются Владыке и идут на вход. Второй иподиакон идет за протодиаконом, несущим Евангелием. Второй иподиакон становится рядом с Владыкой напротив старшего. В конце пения 3 антифона иподиакона подают подсвечники Владыке. Когда Владыка совершит осенение, он пойдет на амвон. Старшая пара сопровождает его, помогая подняться на амвон, после чего иподиакона заходят в Алтарь.

Когда Владыка совершит каждение молящихся в Алтаре, второй иподиакон подкладывает в кадило Владыке ладан.

Когда Владыка закончит каждение и вернется в Алтарь, второй иподиакон должен забрать у него дикирий и сразу пойти на Горнее место, откуда вместе со старшим иподиаконом и протодиаконам должен поклониться Владыке, после чего перекреститься на Горнее место, поклониться Владыке, старшему и перейти вместе с дикирием на южную сторону Алтаря.

Второй иподиакон зажигает свечи на дикирие, берет его в руки и стоит на Горнем месте лицом к Владыке, ожидая протодиакона, который подаст подсвечник Владыке.

После молитвы «Призри с небесе» Владыка пойдет на Горнее место. Перед Горним местом второй иподиакон должен забрать у Владыки дикирий и встать лицом к старшему, чтобы перекреститься и поклониться Владыке вместе с ним. Поставив дикирий на место, второй иподиакон становится слева от Владыки.

По возгласе «Мир всем» старшая пара снимает с Владыки большой омофор, после чего расходится.

После того, как протодиакон совершит каждение молящихся в Алтаре, первый и второй иподиакона зажигают свечи на дикирие и трикирие, молятся, кланяются Владыке и выходят на солею, встав там лицом друг ко другу. Второй иподиакон выходит Южными вратами. Второй иподиакон идет к кафедре за жезлоносцем, обходит ее и становится справа от кафедры лицом к Алтарю. Напротив становится старший иподиакон. После возгласа «Мир всем» иподиакона поворачиваются лицом друг ко другу.

По окончании чтения Евангелия иподиакона поднимаются на амвон и подают подсвечники Владыке после того, как он поцелует Евангелие из рук протодиакона. После осенения иподиакона заходят в Алтарь, крестятся на Горнем месте, кланяются Владыке, друг другу, тушат свечи.

На ектиниях об оглашенных второй иподиакон стелет орлец перед жертвенником и готовит рукоумывало. На возгласе последней ектинии иподиакона выходят на солею, встают к Царским вратам, моют Владыке руки и заходят обратно. Второй иподиакон выходит и заходит северными дверьми. Вернувшись в Алтарь, второй иподиакон сворачивает полотенце и протирает рукоумывало. После того, как Владыка перейдет к Жертвеннику, второй иподиакон убирает орлец, лежащий перед Престолом на время лобызания священниками Св. Престола.

Второй иподиакон зажигает свечи на трикирие и дикирие. На Великий вход второй иподиакон идет за диаконом с кадилом и воздухом, становится у иконы Спасителя, лицом к старшему иподиакону. По окончании Великого входа Владыка осеняет молящихся, затем иподиакона заходят в Алтарь, крестятся на Горнем месте, кланяются Владыке, друг другу, тушат свячи и расходятся.

Если совершается хиротония во иерея, то старшая пара иподиаконов заходит в Алтарь вместе со всеми священнослужителями, облачает Владыку в малый омофор. Второй иподиакон становится вместе со священнослужителями для пения тропарей. По окончании пения тропарей второй иподиакон с северной стороны убирает седалище и орлец, лежащий перед ним, стелет орлец перед Престолом и зажигает свечи. По окончании хиротонии старшая пара иподиаконов выходит на амвон. Второй иподиакон выходит южными дверьми. По осенении иподиакона возвращаются в Алтарь, крестятся, кланяются Владыке, друг другу и снимают с Владыки малый омофор.

Во время пения восьмого члена Символа веры старшая пара иподиаконов зажигает свечи на трикирие и дикирие. Иподиакона держат подсвечники, стоя лицом друг ко другу. Во время пения десятого члена поворачиваются на Горнее место, крестятся, кланяются Владыке и подходят к нему. Второй иподиакон подходит с северной стороны. Во время осенения Владыкой молящихся, иподиакона кланяются вместе с осенениями на 3 стороны. Войдя в Алтарь и осенив сослужащих, Владыка отдает трикирий и дикирий, иподиакона идут на Горнее место, крестятся, кланяются Владыке, друг другу, тушат свечи и расходятся.

По прочтении молитвы «С сими и мы» перед возгласом «Поюще, воптюще, взывающе и глаголюще: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф» благословения Св. Чаши старшая пара иподиаконов облачает Владыку в малый омофор.

После земного поклона по Преложении Св. Даров старшая пара иподиаконов помогает Владыке подняться и снимает с него малый омофор.

Если совершалась хиротония во иерея, то омофор снимается по вручении Владыкой ставленнику залога.

Если совершается хиротония во диакона, старшая пара иподиаконов вместе со ставленником крестятся на возгласе «И даждь нам», кланяются Владыке и исходят в храм, став под амвоном. Во время возглашения старшего иподиакона: «Повели» все трое кланяются Владыке, поворачиваются к народу, второй иподиакон произносит: «Повелите». Во время этого возгласа все трое кланяются народу, после чего иподиакона провожают ставленника в Царские врата. Второй иподиакон становится вместе со священнослужителями для пения тропарей. По окончании пения тропарей второй иподиакон с северной стороны убирает седалище и орлец, лежащий перед ним, стелет орлец перед Престолом и зажигает свечи. По окончании хиротонии старшая пара иподиаконов выходит на амвон. Второй иподиакон выходит южными дверьми. По осенении иподиакона возвращаются в Алтарь, крестятся, кланяются Владыке, друг другу и снимают с Владыки малый омофор.

Если совершалась хиротония во диакона, в начале пения «Отче наш» второй иподиакон подводит ставленника с рипидой к Владыке. Ставленник должен перекреститься, поцеловать рипиду и руку Архиерея, возложенную на рипиду. После этого ставленника необходимо отвести на Горнее место, где он перекрестится, поклонится Владыке и будет готовиться ко причастию.

После осенения Владыкой молящихся с возгласом «Мир всем», страшая пара иподиаконов облачает Владыку в малый омофор, закрывает Царские врата и завесу.

Во время причащения священнослужителей второй иподиакон готовит рукоумывало.

После того, как Владыка отойдет к седалищу, второй иподиакон убирает орлец, лежащий перед Престолом.

После того, как Владыке будет подана запивка, иподиакона становятся у Горнего места, крестятся, кланяются Владыке, моют ему руки, возвращаются к Горнему месту, крестятся, кланяются Владыке и расходятся.

Во время причащения народа второй иподиакон следит за количеством причастников. Когда причастников останется немного, он зажигает свечи на дикирие и трикирие, затем первая пара выходит на солею, став там лицом друг ко другу. Второй иподиакон выходит южными дверьми. Владыка осеняет молящихся и произносит возглас «Спаси Боже», после чего иподиакона возвращаются в Алтарь, крестятся на Горнем месте, кланяются Владыке, друг другу и тушат свечи.

Во время заамвонной молитвы иподиакона зажигают свечи на трикирие и дикирие, берут подсвечники в руки. В конце молитвы иподиакона крестятся на Горнее место, кланяются Владыке и выходят на солею, где становятся лицом друг ко другу. Второй иподиакон выходит южными дверьми. В конце отпуста Владыка осеняет молящихся, после чего старшая пара иподиаконов уходит в Алтарь, где крестятся, кланяются Владыке, друг другу, тушат свечи и расходятся.
После того, как Владыка войдет в Алтарь и пройдет к седалищу, старшая пара иподиаконов его разоблачает.

После того, как Владыку проводят из храма, иподиаконы должны убрать всю утварь и облачения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: