Цвета богослужебных облачений в Православной церкви — цветовая гамма облачений священно- ицерковнослужителей, а также одежд престола, жертвенника, завесы, аналоев, воздýха, покровцов и закладки в напрестольном Евангелии. Используемые цвета символизируют духовные значения празднуемых событий.
У некоторых прихожан православных храмов бывает традиция надевать одежду соответствующего цвета (особенно это касается женских платков), а также накрывать дома полочку красного угла платком соответствующего цвета.
Символика
Литургическая литература не содержит разъяснений о символике используемых цветов, а иконописные подлинники только указывают какой цвет надо употреблять при написании одежд того или иного святого, но не объясняют почему. Символику цветов можно определить основываясь на ряде указаний Ветхого и Нового Заветов, толкованиях Иоанна Дамаскина, творениях Псевдо-Дионисия Ареопагита, а также деяний Вселенских и Поместных Соборов.
Сложившийся канон цветов богослужебных облачений состоит из белого цвета (символизирует божественный нетварный свет), семи основных цветов спектра солнечного света из которых состоит белый цвет (во исполнение слов Иоанна Богослова — «на престоле был Сидящий… и радуга вокруг престола» (Откр. 4:3-4), а также чёрного цвета (символизирует отсутствие света, небытие, смерть, траур или наоборот отречение от мирской суеты).
Использование цветов
1. Цвет | Группа праздников, событий, дней памяти | Что символизирует | Примечание |
Золотой (жёлтый) всех оттенков | Дни памяти пророков, апостолов, святителей,равноапостольных, прочих служителей Церкви, а также благоверных царей и князей и на Лазареву субботу(иногда также служат в белом) | Царский цвет | Золотые ризы используются на воскресных богослужениях, а также в большинство дней года, если не совершается чья-либо память |
Белый | Пасха и праздники Рождества Христова, Богоявления,Сретения[1], Преображения и Вознесения, на Лазареву субботу (иногда также служат в жёлтом), бесплотных небесных сил. | Божественный свет | Белые ризы используются при совершениитаинства крещения, венчания и на заупокойных богослужениях, а также при облачении новопоставленного в священный сан. |
Голубой | Богородичные праздники (Благовещение, Ризоположение,Успение, Рождество Пресвятой Богородицы, Покров,Введение, дни памяти Богородичных икон) | Высшая чистота и непорочность | Голубой цвет имеют мантии митрополитов. Может иметь оттенки вплоть до синего |
Фиолетовый или тёмно-красный | Праздники Животворящего Креста Господня(Крестопоклонная неделя Великого поста, Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня, Воздвижение) и воскресные дни Великого поста | Крестные страдания Христа | Фиолетовый цвет имеют епископские иархиепископские мантии, а также наградныескуфии и камилавки |
Красный | Пасха, дни памяти мучеников | Цвет крови, которую пролил за нас Христос, или мученической крови | Пасхальное богослужение начинается в белых облачениях, символизирующих свет, воссиявший от гроба Иисуса Христа при ЕгоВоскресении. |
Зелёный | Праздники и дни памяти преподобных, подвижников,юродивых, Вход Господень в Иерусалим, День Святой Троицы | Цвет животворения и вечной жизни | Зелёный цвет имеет мантия патриарха. |
Темно-синий, фиолетовый, тёмно-зелёный, тёмно-красный, чёрный | Великий пост | Цвет поста и покаяния | Чёрный употребляется преимущественно в дниВеликого поста, в воскресные и праздничные дни которого допускается употребление облачений с золотой или цветной отделкой |
Тёмно-красный, бордовый, багряный | Великий Четверг | Кровь Христа, данная Им апостолам в чаше на Тайной вечере в четверг перед распятием | Используется тёмно-красный цвет, чтобы он не выглядел как пасхальный на Страстной неделе |
В древности в Православная церковь не употребляла чёрные богослужебные облачения, хотя повседневные одежды духовенства (особенно -монашества) имели чёрный цвет. По Уставу в Великий пост облачались в «багряны ризы » то есть в облачения тёмно-красного цвета. Впервые в России петербургскому духовенству официально было предложено облачиться по возможности в чёрные облачения в 1730 году для участия в похоронах Петра II. Так черные облачения вошли в обиход погребальных и великопостных служб. Однако традиционно при погребении и заупокойных службахиспользуются облачения белого цвета, символизирующего уготованные праведникам в Царствии Небесном белые ризы Божественного света.
|
|
Оранжевый цвет, хоть и часто встречается в церковных облачениях, однако не имеет своего места в каноне. Если его оттенок ближе к жёлтому (золотой цвет часто может давать оранжевый отлив), то он воспринимается и используется как жёлтый, а если в нём преобладает красная гамма, то его относят к красному.
Необходимо подчеркнуть, что вышеизложенное сочетание определённых праздников и определённых цветов облачений изложено в соответствии с обычаями Русской Православной церкви. Обычаи других Поместных Церквей могут не совпадать с вышеизложенными.
Во все субботы и Воскресенья Великого поста используется исключительно фиолетовый цвет.
В современной РПЦ имеется тенденция отказа от использования чёрного цвета и замена его фиолетовым более темного оттенка, чем те, что используются традиционно для богослужений суббот и воскресений Великого поста.