Функциональное устройство «Комнаты Фей»




Уголок психологической разгрузки «Комната Фей»

Т.А. Сайфутдинова
педагог-психолог МБДОУ «Солнышко», г. Губкинский, Ямало-Ненецкий автономный округ

Не у каждой дошкольной образовательной организации есть ресурсы для создания отдельной сенсорной комнаты. Более того, не у каждого педагога-психолога есть кабинет с зоной релаксации. Есть решение, которое позволит при минимуме затрат и максимуме пользы решить и первую, и вторую проблему: в группах создать уголок психологической разгрузки.

Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. На формировании личности дошкольника, его развитии сегодня сказывается экономическая и ценностная нестабильность общества. Многопоколенная семья уступает место однодетной, процесс социализации происходит при дефиците общения.

Другим детство делает и повсеместное внедрение раннего обучения, которое приводит к перераспределению темпов развития познавательных процессов. И как следствие все чаще мы видим детей с внешними признаками взрослости (интеллектуализм, излишний рационализм) при внутренней социальной незрелости и инфантилизме.

Ребенок вынужден взрослеть раньше, но при этом остается беспомощным при столкновении со сложными жизненными ситуациями. Кроме того, сегодня большой процент воспитанников детского сада — это дети, выражающие эмоции гнева агрессией, не умеющие договариваться, с трудом приспосабливающиеся к жизни в коллективе, не уважающие другого человека, его чувства, эмоции, настроение.

В детском саду должны быть созданы условия для полноценного развития дошкольников. Основа такого развития — психологическое здоровье.

Какого человека можно считать психологически здоровым? Творческого, спонтанного, открытого, познающего себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами. Он полностью принимает свою личность (а это показатель не только душевного здоровья, но и личностного роста) и при этом признает уникальность окружающих его людей, берет ответственность, прежде всего, на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Баланс, гармония — ключевые слова для описания психологически здорового человека.

Основы психологического здоровья закладываются в детстве. С этой целью в МБДОУ «Солнышко» г. Губкинский создан уголок психологической разгрузки «Комната Фей», использование которого способствует:

· обучению детей способам выражения гнева в приемлемой форме, приемам саморегуляции;

· формированию умения владеть собой в различных ситуациях;

· формированию и развитию бесконфликтного общения, обучению навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде;

· повышению самооценки тревожных, неуверенных в себе детей.

Пространство уголка психологической разгрузки сформировано с учетом принципов:

· гибкости и управляемости среды — поскольку пространство групповой комнаты ограничено, все материалы распределяются с учетом удобства их использования (в т. ч. и в спальне);

· активности, самостоятельности — предоставлена возможность свободного доступа к материалам, инициирования и поощрения потребности дошкольников самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций;

· индивидуального подхода — учитываются особенности личности ребенка (темперамента, настроения, интеллектуальных возможностей) в формировании положительных представлений о себе.

Функциональное устройство «Комнаты Фей»

Условно «Комната Фей» делится на четыре зоны:

1. «Волшебный дуб» — для поднятия самооценки ребенка, формирования у него уверенности.

Вариант работы в зоне. Во время игрового сеанса ребенку предлагается присесть возле дуба, который символизирует лидерство и защиту. Остальные дети должны придумать для него как можно больше ласковых и нежных слов, комплиментов. Они подходят к «волшебному дубу» и, поглаживая сидящего на нем ребенка, говорят ему ласковые слова. Так дети учатся положительному самопринятию, создают свой положительный «Я-образ».

2. «Добрые ласковые друзья» — для снятия напряжения, стабилизации эмоционального состояния. В этой части «Комнаты Фей» дети могут познакомиться со сказочными персонажами, погладить их, пообщаться с ними, почувствовать их тепло (например, у нарисованного зайки грудка и хвостик из меха). Такое общение можно сопроводить потешками, например:
Скачет зайка маленький
Около заваленки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка.

Здесь проводятся игры на развитие мелкой моторики, тактильных ощущений. «Добрые и ласковые друзья» позволят ребенку адаптироваться к детскому саду.

3. «Спокойные игры и секреты» — для успокоения расшалившихся детей, обучения приемам саморегуляции. Здесь используются игры на телесный контакт, упражнения на релаксацию.

4. «Зеркальное озеро» — для знакомства с различными эмоциональными состояниями, формирования и развития умения передавать их, используя различные выразительные средства.

На стене висит зеркало, по форме напоминающее озеро, пространство рядом — имитация уголка природы: здесь можно увидеть траву, камушки, лягушек, черепашек.

Работа в этой части «Комнаты Фей» обычно сопровождается какой-либо историей в зависимости от решаемой проблемы. Параллельно с рассказом можно рисовать персонажей истории, используя карандаши ярких цветов. Затем вместе с ребенком вырезать их по контуру и поиграть с ними: «посадить» на плечо, потом снять их, положить в коробочку отдохнуть. Например, для активации положительной эмоции, устранения или снижения интенсивности переживаемой печали можно предложить ребенку историю про Обидок и Грустинок.

История про Обидок и Грустинок Жили-были на свете две подружки — Обидка и Грустинка. Они всегда ходили вместе и искали себе друзей. Обидка выглядела… Как? (Педагог-психолог обращается к ребенку, после получения ответа предлагает свое описание.) Обидка была зеленого цвета, очень пушистая, а ее ладошки очень липкими, поэтому она могла приклеиться к прохожим. Грустинка выглядела… Как? (Педагог-психолог обращается к ребенку, после получения ответа предлагает свое описание.) Грустинка была синяя с красным носиком и очень худенькими ножками. Ее часто уносило ветром, но на лапках у Грустинки были присоски, с помощью которых она цеплялась за всё, что попадалось на пути. (Педагог-психолог обращается к ребенку.) Ты сегодня выходил на улицу?.. Вот там они к тебе и прилипли. Я даже вижу их. Обидка сидит у тебя на левом плече, а Грустинка на — правом. Давай их снимем, и пусть они летят дальше. (Педагог-психолог в комической форме начинает снимать подружек, делая вид, что ему это очень трудно дается.)

 

Работа в «Комнате Фей» может проводиться как в одной из ее зон, так и во всех четырех — в этом случае игры в каждой из них связываются единым сказочным сюжетом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: