Практическое занятие № 17.
Тема. Химические свойства хлора, соляной кислоты.
Качественные реакции.
Цели занятия:
- углубление знаний общей характеристики галогенов по их положению в Периодической системе, физических и химических свойств галогенов и их соединений
- приобрести навыки: проведения качественных реакций на галогенид- ионы CI-, Br-, I-.
- совершенствовать навыки получения комплексных соединений галогенов;
- влияния копмлексообразования на растворимость малорастворимых соединений.
Формируемые компетенции.
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
- ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
- ПК 1.1.Организовывать прием, хранение лекарственных средств, лекарственного растительного сырья и товаров аптечного ассортимента в соответствии с требованиями нормативно-правовой базы.
- ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.
- ПК 2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам и требованиям учреждений здравоохранения
I. Теоретическая часть.
Галогены в периодической таблице расположены слева от благородных газов. Эти пять токсических неметаллических элементов входят в 7 группу периодической таблицы. К ним относятся фтор, хлор, бром, йод и астат. Хотя астат радиоактивен и имеет только короткоживущие изотопы, он ведет себя, как йод, и его часто причисляют к галогенам.
Фтор – элемент с атомным номером 9, обозначается символом F. Элементарный фтор впервые был обнаружен в 1886 г. путем выделения его из плавиковой кислоты. В свободном состоянии фтор существует в виде двухатомной молекулы (F2) и является наиболее распространенным галогеном в земной коре. Фтор – наиболее электроотрицательный элемент в периодической таблице. При комнатной температуре является бледно-жёлтым газом. Фтор также имеет относительно небольшой атомный радиус. Его СО – -1, за исключением элементарного двухатомного состояния, в котором его степень окисления равна нулю. Фтор чрезвычайно химически активен и непосредственно взаимодействует со всеми элементами, кроме гелия (He), неона (Ne) и аргона (Ar).
|
Химические свойства.
1. Взаимодействие с металлами, оксидами, гидроксидами уже при обычных условиях:
Ca+ F2 = CaF2,
2. С неметаллами (Р, S):
S + 3F2 = SF6,
2P + 5F2 = 2PF5.
3. С азотом и кислородом напрямую фтор не реагирует.
4. От водородных соединений фтор отнимает протон:
F2 + H2O = 2HF + О2,
5. Фтористый кислород может быть получен по реакции:
2F2 + 2NaOH = 2NaF + H2O + F2O.
6. Взаимодействие с водородом, хлором:
H2 + F2 = 2HF (взрыв),
Cl2 + F2 = 2ClF.
Плавиковая кислота (фтороводоро́дная кислота́) — водный раствор фтороводорода (HF). Промышленностью выпускается в виде 40 % (чаще), а также 50 % и 72 % растворов.
Физические свойства.
Бесцветная жидкость. Растворение фтористого водорода в воде сопровождается довольно значительным выделением тепла (59,1 кДж/моль).
Химические свойства.
Взаимодействие с SiO2:
SiO2+ 4HF = SiF4+ 2H2O
Взаимодействует с металлами (кроме золота и платины):
2Al+ 6HF(газ) = 2AlF3+ 3H2
Хлор – элемент с атомным номером 17 и химическим символом Cl. Обнаружен в 1774 г. путём выделения его из соляной кислоты. В своём элементарном состоянии он образует двухатомную молекулу Cl2. Хлор имеет несколько СО: -1, +1, 3, 5 и 7. При комнатной температуре он является светло-зеленым газом. Так как связь, которая образуется между двумя атомами хлора, является слабой, молекула Cl2 обладает очень высокой способностью вступать в соединения. {\displaystyle {\mathsf {2Na+Cl_{2}\rightarrow 2NaCl}}}
|
Химические свойства хлора.{\displaystyle {\mathsf {2Fe+3Cl_{2}\rightarrow 2FeCl_{3}}}}
1. Взаимодействие с металлами. Хлор непосредственно реагирует почти со всеми металлами (с некоторыми только в присутствии влаги или при нагревании):
Cl2 + 2Na → 2NaCl
3Cl2 + 2Sb → 2SbCl3
3Cl2 + 2Fe → 2FeCl3
2. Взаимодействие с неметаллами. C неметаллами (кроме углерода, азота, кислорода и инертных газов), образует соответствующие хлориды.На свету или при нагревании активно реагирует (иногда со взрывом) с водородом по радикальному механизму. Смеси хлора с водородом, содержащие от 5,8 до 88,3 % водорода, взрываются при облучении с образованиемхлороводорода. Смесь хлора с водородом в небольших концентрациях горит бесцветным или желто-зелёным пламенем. Максимальная температура водородно-хлорного пламени 2200 °C.:
Cl2 + H2 → 2HCl
5Cl2 + 2P → 2PCl5
2S + Cl2 → S2Cl2
С кислородом хлор образует оксиды в которых он проявляет степень окисления от +1 до +7: Cl2O, ClO2, Cl2O6, Cl2O7. Они имеют резкий запах, термически и фотохимически нестабильны, склонны к взрывному распаду.
При реакции с фтором, образуется не хлорид, а фторид:
Cl2 + 3F2 (изб.) → 2ClF3
Другие свойства. Хлор вытесняет бром и иод из их соединений с водородом и металлами:
|
Cl2 + 2HBr → Br2 + 2HCl
Cl2 + 2NaI → I2 + 2NaCl
При реакции с монооксидом углерода образуется фосген:
Cl2 + CO → COCl2
При растворении в воде или щелочах, хлор дисмутирует, образуя хлорноватистую (а при нагревании хлорную) и соляную кислоты, либо их соли:
Cl2 + H2O → HCl + HClO
3Cl2 + 6NaOH → 5NaCl + NaClO3 + 3H2O
Хлорированием сухого гидроксида кальция получают хлорную известь:
Cl2 + Ca(OH)2 → CaCl(OCl) + H2O
Действие хлора на аммиак можно получить трёххлористый азот:
4NH3 + 3Cl2 → NCl3 + 3NH4Cl
Окислительные свойства хлора. Хлор очень сильный окислитель.
Cl2 + H2S → 2HCl + S
Химические свойства соляной кислоты.
- химическая реакция с металлами:
2HCl + Zn =ZnCl2 + H2 - образуется соль (в данном случае прозрачный раствор хлорид цинка) и водород
- химическая реакция с оксидами металлов:
2HCl + CuO = CuCl2 + H2O - образуется соль (в данном случае раствор соли зёленого хлорида меди) и вода
- химическая реакция с основаниями и щелочами (или реакция нейтрализации)
HCl + NaOH = NaCl + H2O - реакция нейтрализации, -образуется соль (в данном случае прозрачный раствор хлорид натрия) и вода.
- химическая реакция с солями (например, c мелом СaCO3):
HCl + СaCO3 = CaCl2 + CO2 + H2O - образуется углекислый газ, вода и прозрачный раствор хлорида кальция CaCl2.
Контрольные вопросы и задачи:
1.Написать электронные формулы атомов галогенов в нормальном и возбужденном состояниях. Почему хлор, бром и йод могут проявлять степени окисления -1,+1, +3, +5, +7, а фтор только -1?
2. Как изменяется энергия ионизации и сродство к электрону в ряду СI, Вг, I. Чем это объясняется?
3. Действием, какого реактива можно разделить AgIи AgCI, находящиесяв смеси?
1) H2SО4; 2) HNО3; 3) NH3-раствор; 4) КВг; 5) КОН.
4.Соляная кислота с массовой долей HCI 36% имеет плотность 1,18 г (см3). Рассчитать молярную концентрацию хлороводорода.
5. Какой объем хлора получится при реакции 8,82 г. хлората калия с 600мл соляной кислоты с концентрацией 0,94 моль/л?
II. Практическая часть.
Опыт 1. Растворение йода в различных растворителях (демонстрационный опыт).
В три пробирки поместить 0,05 г йода, добавить в первую пробирку 10 мл воды, во вторую — 5 мл этилового спирта, в третью-5 мл хлороформа. Какой цвет имеет раствор иода в каждом растворителе? Сделать вывод о растворении йода в воде, спирте, хлороформе. Опишите физические свойства йода.
Опыт 2. Обнаружение йода (испытание на подлинность).
На предметное стекло поместить 1 каплю водного раствора йода, (полученного в опыте 1) добавить 1 каплю крахмального клейстера. Отметить наблюдения. Сделать вывод, составить уравнение реакции.
Опыт 3. Качественные реакции на галогенид- ионы CI-, Br-, I-.
а) В три пробирки поместить по 0,5 мл растворов: в первую — хлорида натрия, во вторую — бромида натрия, в третью — иодида натрия. В каждую пробирку добавить по 0,5 мл раствора нитрата серебра.
Отметить цвет и характер осадков. Написать в молекулярной и ионной форме уравнения протекающих реакций
б) В каждую пробирку прилить к полученным осадкам 1 мл раствора аммиака. Отметить: -в какой пробирке осадок растворился;-как изменяется растворимость осадков в растворе аммиака в ряду: AgI- AgBr- AgCI. Сделать вывод, как обнаружить в растворе СI-, Вr-, I- ионы. Составить уравнение реакции образования ионного комплекса хлорида диамминсеребра, полученного при взаимодействии осадка AgCI с водным раствором аммиака.
Опыт 4. Изучение свойств хлороводородной кислоты.
а) Взаимодействие хлороводородной кислоты с металлами.
Поместить в одну пробирку 1 гранулу цинка, в другую — 1 гранулу меди. Добавить в каждую из пробирок по 1 мл хлороводородной кислоты. Что наблюдаете? Почему в пробирке с цинком выделяются пузырьки газа? Сделать вывод. Написать уравнения протекающих реакций в молекулярной и ионной форме.
б) Взаимодействие хлороводородной кислоты с основными и амфотерными оксидами. Поместить в одну пробирку 0,01 г оксида меди (II), в другую — 0,01 г оксида цинка. В каждую пробирку добавить 1 мл хлороводородной кислоты. Содержимое пробирок нагргеть, не допуская кипячения. Отметить цвет полученных растворов. Сделать вывод. Написать уравнения протекающих реакций в молекулярной и ионной форме.