Реформы государственного аппарата.
Указом 22 февраля 1711 г. был учрежден новый государственный орган Правительствующий сенат. Все его члены были назначены царем из числа его непосредственного окружения (первоначально 8 человек). Сенат не прерывал своей деятельности и был постоянно действующим государственным органом. Таким образом, Сенат был высшим судебным, управленческим и законосовещательным учреждением, которое выносило на рассмотрение различные вопросы для законодательного разрешения монархом.
Указом от 27 апреля 1722г. «О должности Сената» Петр I дал подробные предписания по важным вопросам деятельности Сената, регламентируя состав, права и обязанности сенаторов, установил правила взаимоотношений Сената с коллегиями, губернскими властями и генерал-прокурором. Издаваемые Сенатом нормативные акты не имели высшей юридической силы закона. Сенат принимал лишь участие в обсуждении законопроектов и давал толкование закона. Сенат возглавлял систему государственного управления и был по отношению ко всем другим органам высшей инстанцией.
Слайд 5
1717-1719 годы были подготовительным периодом становления новых учреждений коллегий. До 1719г. президенты коллегий должны были сочинять регламенты и не вступать в дела. Система коллегий не сложилась сразу. Присутствие коллегии составляли: президент, вице-президент, 4-5 советников, 4 асессора. Штат коллегии состоял из секретарей, нотариуса, переводчика, актуариуса, копиистов, регистраторов и канцеляристов. Коллегия иностранных дел заменила собой Посольскую канцелярию.
Всего к концу 1-ой четверти ХVПв. существовало 13 коллегий, которые стали центральными государственными учреждениями, формируемыми по функциональному принципу.
|
Слайд 6
Синод был главным центральным учреждением по церковным вопросам. Он назначал епископов, осуществлял финансовый контроль, ведал своими вотчинами и отправлял судебные функции в отношении таких преступлений как ересь, богохульство, раскол и т.д. Особо важные решения принимались общим собранием конференцией.
Слайд 7
Административные реформы
В действительности не было никакой программы административно- государственных преобразований. Главной целью этих беспорядочных, наспех проводимых реформ было быстрое и эффективное выколачивание из народа средств для покрытия постоянно растущих государственных расходов, прежде всего на войну.
Уже в первые царствования Петра 1 стали изменяться стили и методы государственного управления: падало значение Боярской думы, основные решения принимались в узком кругу ближайших сподвижников царя. Первой административной реформой стало создание в 1699 году особого ведомства городов. Ряд указов вводило местное самоуправление для городского купечества.
В 1708 году было провозглашено создание восьми губерний: Московской, Ингерманландской (Санкт-Петербургской), Киевской, Смоленской, Архангелогородской, Казанской, Азовской и Сибирской. Главная задача губернской реформы - обеспечение армии за счёт местных учреждений - выполнена не была, т. к. Северная война затянулась до 1721 года, и разместить в губерниях "приписанные" к ним полки не удалось.
Особое место среди государственных преобразований принадлежит принятой в 1722 году Табели о рангах. Её значение заключается в том, что она привела в систему все государственные чины, распределив их по трём родам службы: гражданской, военной сухопутной и военно-морской.
|
Слайд 8
Церковные преобразования
После путешествия Петра 1 по странам Европы церковь стала интересовать его. Разделяя новейшие европейские взгляды, царь хотел сделать церковь орудием просвещения, а заодно - лишить её положения "государства в государстве" и совершенно подчинить своей власти. Фактически церковь утратила право распоряжаться своей собственностью. Средства, ранее ей принадлежавшие, пошли на содержание огромной армии и флота. В 1721 году видный церковный деятель Феофан Прокопович составил так называемый Духовный регламент. Этот документ предусматривал уничтожение патриаршества и учреждение для управления церковью духовной коллегии. Этот документ предусматривал уничтожение патриаршества и учреждение для управления церковью Духовной коллегии (Святейшего синода), отличавшейся от других коллегий только сферой деятельности. Пётр сам отредактировал Духовный регламент и провозгласил его законом. Принятие его означало логическое завершение церковной политики Петра 1.
Слайд 9