Самым важным человеком в Египте был фараон или царь. Он считался таким могущественным, что страшно было даже прикоснуться к нему. Египтяне верили, что, когда фараон восседал на троне, с символами царской власти в руках, в него вселялся дух Гора, бога неба и солнца, которого он представлял на земле. Фараон обеспечивал благополучие Египта и следил за исполнением воли богов. Как земное воплощение божественного духа, он был окружён великими почестями. В качестве талисмана и амулета, на шее повелители носили Анх - египетский символ жизни.
Египтяне верили в загробную жизнь. Когда фараон умирал, его тело помещали в гробницу-пирамиду и клали туда всё, что могло понадобиться в иной жизни - одежду, мебель украшения и личные вещи. Древнейшие пирамиды были ступенчатыми, чтобы фараон мог подняться на небеса и соединиться с богами. Со временем пирамиды стали строить с ровными сторонами. Ещё позже фараонов начали хоронить в гробницах, высеченных в скалах Долины царей, в надежде избежать ограбления.
Правление фараонов
Фараоны правили Египтом около 3000 лет. Историю Египта принято делить на периоды Древнего, Среднего и Нового царств.
Считалось, что царь Египта имеет божественное происхождение, поэтому у него могло быть много жён, но царица (или Великая царская жена) должна была принадлежать только к царскому роду, чтобы не осквернить кровь богов. Из-за этого фараоны часто женились на своих сёстрах. Старший сын наследовал власть.
Фараон Сенусерт III был одним из великих полководцев Среднего царства. Он покорил нубийцев и построил пограничные крепости. Одной из первых правительниц Нового царства была вдовствующая царица Хатшепсут. После смерти мужа она отстранила от власти своего пасынка Тутмоса III и стала править Египтом.
Государственные дела
Фараон выполнял множество обязанностей. Как глава государства, он руководил правосудием, армией и отправлением религиозного культа. Во время больших празднеств он лично исполнял храмовые ритуалы, чтобы люди видели в нём царя-бога. Вместе с царицей он принимал иноземных послов, привозивших дары.
В управлении ему помогали два наместника (в Верхнем и Нижнем Египте) и целая армия чиновников, жрецов и писцов.
Жилище богов
У египтян было множество богов и богинь, к которым они обращались со своими просьбами и проблемами. Многие из этих богов изображались с человеческим телом и головой птицы или животного, символизирующей их могущество. Земными жилищами богов были громадные, великолепно украшенные храмы. Величественный храм Амона, верховного бога Нового царства, сохранился в Карнаке до наших дней.
Великая пирамида
Самую большую пирамиду, высотой 146 м, воздвигали для фараона Хеопса (Хуфу). Тысячи людей строили её 20 лет, получая за труд еду и одежду. Внутренняя часть пирамиды состояла из большой наклонной галерее и царской усыпальницы. Снаружи, сверху, треугольное здание было облицовано блоками известняка. Тяжёлые камни толкали на деревянных катках. Когда разливался Нил и полевые работы прерывались, крестьян сгоняли на строительство. Каменные блоки поднимали наверх по пандусу.
Членов царской фамилии и знать хоронили в гробницах, называвшихся мастабами. В глубоких окопах лежала погребальная лодка, вёзшая тело царя вверх по Нилу. После похорон вниз по наклонной галерее скатывали глыбы камня, чтобы закрыть вход.
В Гизе было построено 6 пирамид - три больших и три малых. В больших были упокоены тела фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина. В малых были захоронены жёны фараонов.
Всего по количеству в Египте было обнаружено 118 пирамид.
Погребальные обычаи
Египтяне изобрели мумификацию, так как верили, что тело умершего надо сохранить для загробной жизни. Внутренние органы извлекали и помещали в сосуды (канопы). Чтобы остановить разложение, тело покрывали содой. После высыхания полости заполняли льном, пропитанным бальзамом, и восстанавливали форму. Затем бинтовали и клали в золотой саркофаг. Драгоценности клали в маленький сундук. Бинты были из льняного полотна. Бальзамировщик во время погребальной церемонии надевал маску Анубиса.
В конце медно-каменного века Египта, исследователи выделяют отдельный период: додинастический — последний этап в развитии культур Нижнего и Верхнего Египта, предшествующий их объединению под властью I династии. По одной из гипотез, ранними политическими образованиями в дельте и долине Нила могли быть несколько десятков септов (др.-греч. номов), территории которых впоследствии легли в основу административного устройства Древнего Египта[7]:59-62. На сегодняшний день египтологамдостоверно известно о существовании трёх наиболее важных протогосударств (иногда употребляется термин «конфедерации») около 3500—3200 годов до н. э., сложившихся вокруг следующих центров:
1. Чени (др.-греч. Тинис) и/или Абджу (др.-греч. Абидос);
2. Накада, Небут (др.-греч. Омбос)[~ 10];
3. Нехен (др.-греч. Иераконполь).
В результате соперничества между ними, несколько позднее — образовалось верхнеегипетское «Иераконпольское царство» со столицей в Нехене [16]:159, карта 2[35]. Правители этого царства носили титул несу, и их покровительницей считалась богиня-сокол Нехбет; они периодически совершали грабительские походы на юг в Та-Сети (Северная Нубия), где захватывали различную добычу и пленных, а также на северо-запад в Та-хену (Древняя Ливия), где, помимо прочего, важной задачей было пополнение поголовья скота. Первым таким набегом, известным исследователям, являлось военное мероприятие Скорпиона II: его армия, а впоследствии и армии других фараонов, угоняли из Та-хену стада быков, ослов и баранов (притом, вероятно, в очень больших количествах[36]:70). Скотоводство составляло важную часть хозяйственной деятельности населения на берегах Нила, а освоение ирригации и развитие земледелия в целом привело к созданию централизованного контроля за оросительно-осушительной сетью — по одной из гипотез, основы государственного устройства Древнего Египта[37].
Додинастический период 5200—3000 и культура Накада 3900—2700. Даны ориентировочные временные границы в годах до нашей эры. | |||||
Разделы периода | Культуры периода | Фазы Накада | Династии | ||
Ранний | 5200—3750 | Бадари | 5200—3900 | — | — |
Амратская ранняя | 3900—3750 | Ia, Ib, | — | ||
Средний | 3750—3400 | Амратская поздняя | 3750—3600 | Ic, IIa | — |
Герзейская ранняя | 3600—3500 | IIb | — | ||
Герзейская средняя | 3500—3400 | IIc | |||
Поздний | 3400—3000 | Герзейская поздняя | 3400—3300 | IId1, IId2 | |
Семайнийская | 3300—3200 | IIIa1, IIIa2 | |||
3200—3000 | IIIb1, IIIb2 | ||||
Некоторые исследователи выделяют ещё протодинастический подпериод = 00+0 династии. Начало династического периода и культура Накада. | |||||
Раннее царство | 3000—2700 | IIIc1, IIIc2, IIIc3 | I | ||
IIId | II |
В конце 4-го тысячелетия до н. э. египтяне стали применять примитивный плуг (пока ещё с очень коротким дышлом), среди используемых орудий и инструментов, наряду с каменными, всё больше появлялось медных — тёсла, кинжалы, топоры, резцы, рыболовные крючки, шилья и др. В производстве керамики усложнялась роспись — рисовали изображения людей, животных, лодки, целые сцены. К додинастическому периоду относятся первые памятники, написанные египетским иероглифическим письмом, найдены каменные и глиняные статуэтки женщин и пленных со связанными руками[38]. Пленными и рабами могли быть не только захваченные иноземцы — ливийцы или нубийцы, но и жители Нижнего Египта, куда фараоны Иераконпольского царства также совершали военные экспедиции. Область дельты Нила в этот период, вероятно, была объединена в царство со столицей в Пер-Уаджит (др.-греч. Буто) и его покровительницей считалась богиня-кобра Уаджит [7]:119. Современные исследования позволяют предположить, что ещё до воцарения I династии некоторые верхнеегипетские фараоны на короткое время объединяли Верхний и Нижний Египет под своей властью[36]:70.
Правящие династии (см. список фараонов додинастического периода): | |
· 00 династия · 0 династия | — условные династии, принятые для хронологического, а не родственного объединения фараонов, некоторые из которых могли править параллельно, каждый в своей независимой области, а некоторые, возможно, правили и объединённым Египтом. Вероятные столицы — Накада, Нубт (др.-греч. Омбос), Чени (др.-греч. Тинис), Абджу (др.-греч. Абидос), Нехен (др.-греч. Иераконполь) и Пер-Уаджит (др.-греч. Буто). |
Династический период
Период включает около 27 веков истории Древнего Египта, фактически составляя основную её часть, на него приходится время правления всех фараонов дельты и долины Нила, начиная с воцарения I династии и заканчивая захватом страны Александром Македонским. Традиционное деление этого периода на «царства» не столько историческое, сколько источниковедческое, поэтому эти разграничения весьма условны, а временные границы между «царствами» могут варьироваться в трудах различных исследователей[39]. В династический период Древний Египет несколько раз поднимался до положения гегемона в регионе, государству была присуща чёткая административно-управленческая структура, передовые для того времени технологии, развитое хозяйствование и торговля, благодаря сильной армии захватывались земли в Нубии, Синае и Палестине. Особенно значительный след был оставлен в технике строительства — возводились грандиозные храмовые комплексы и гробницы-пирамиды, выполнялись сложные гидротехнические работы — ирригационные системы вдоль Нила, в Файюме, канал предтеча Суэцкого, обводной канал вокруг первых порогов. В этот период проходила различные стадии развития культура Древнего Египта — формировались и изменялись религия и искусство, язык и письмо. Помимо прямого управления на своих территориях, египетское государство оказывало влияние и на другие области, в которые систематически совершались военные и торговые экспедиции — Ливия, Кипр, Пунт. Периоды стабилизации и расширения Египта чередовались с переходными периодами, когда страна теряла контроль над периферийными владениями и сама распадалась на отдельные государства. Иногда переходные периоды совпадали со вторжениями соседей-захватчиков — гиксосов, ливийцев, кушитов, ассирийцев, персов, что также значительно меняло политическую карту региона в то или иное время, а Древний Египет мог находиться в составе других империй или под управлением иноземных фараонов[40]:78-80.
Раннее царство
Врианты датировки периода: · ок. 3000—2778 годов до н. э. · ок. 3032/2982—2707/2657 годов до н. э. · ок. 2900—2545+25 годов до н. э. | (ок. 222 лет) (ок. 325 лет) (ок. 355 лет) | — по Э. Бикерману[41] — по Ю. фон Бекерату[42] — по Э. Хорнунгу, Р. Крауссу и Д. Уорбертону (включая III династию)[43] |
Согласно принятой в египтологии традиции, считается, что около 3000 года до н. э. две части Египта — Верхняя и Нижняя, были объединены в единое царство со столицей в городе Чени (др.-греч. Тинис) и/или основанном на границе этих областей городе Инбу-хедж (др.-греч. Мемфис). Но также вероятно, что Египет мог иногда объединяться и до этого времени, под управлением неизвестных сохранившимся источникам и современной науке правителей[36]:66. Традиционно создание объединённого государства, античные источники цитирующие Манефона, приписывают верхнеегипетскому правителю Менесу, а у Геродота имя первого фараона — Мин. Современные исследователи отождествляют этих фараонов с Нармером и также сопоставляют их с Мени из Туринского и Абидосского «царских списков», другой вероятной гипотезой считается сопоставление античного Менеса/Мина и Мени «царских списков» с фараоном Аха, а Нармера относят к правителям додинастического периода[6]:220. На сегодняшний день достоверным можно считать появление на рубеже IV—III-го тыс. до н. э. двуединого государства, в результате присоединения к верхнеегипетскому царству территорий Нижнего Египта, население которого ещё долгие годы ожесточённо боролось с южанами[36]:66-67. Так на границе XXVII—XXVI веков до н. э. в Нижнем Египте в очередной раз произошло восстание (последнее из известных возмущений в Низовье), что привело к гражданской войне, в результате которой фараон Хасехемуи жестоко расправился с восставшими жителями дельты — упоминается казнь около 50 000 человек. Вероятно, в правление этого последнего фараона II династии, произошло окончательное объединение Древнего Египта в единое государство.
Хозяйствование периода Раннего царства продолжало развиваться, усложнялись ирригационные системы, совершенствовались каменные и медные орудия, получил распространение гончарный круг, расширялась меновая торговля, в государственном аппарате увеличивалась обслуживавшая его прослойка чиновников-писцов. Из злаковых выращивались ячмень (различали «нижнеегипетский» и «верхнеегипетский» сорта), пшеница-двузернянка. Фараоны Раннего царства контролировали только собственно Египет, но систематически предпринимали торговые и военные экспедиции в соседние страны: на юг в Та-сети (Северная Нубия), на северо-запад в Та-хену (Древняя Ливия), на северо-восток в Биау (пол-ов Синай) и к племенам сечетиу (Южная Палестина)[37].
Правящие династии (см. список фараонов Раннего царства) [~ 11]: | |
· I династия · II династия | — полулегендарные династии, резиденцией которых, согласно Манефону, был город Чени (др.-греч. Тинис), но современные исследования позволяют предположить, что правители этих династий могли только происходить из Чени, а правление страной осуществляли из Инбу-хедж (др.-греч. Мемфис). |
Старое/Древнее царство
Пирамида Хуфу, крупнейшая из египетских пирамид, одно из «Семи чудес света» античности (построена из известняковых блоков, Гиза)
Варианты датировки периода: · 2778—2220 года до н. э. · ок. 2707/2657—2170/2120 годов до н. э. · ок. 2543—2120+25 годов до н. э. | (558 лет) (ок. 537 лет) (ок. 423 лет) | — по Э. Бикерману[41] — по Ю. фон Бекерату[42] — по Э. Хорнунгу, Р. Крауссу и Д. Уорбертону (не включая III династию)[43] |
Предположительно в начале XXVI века до н. э. в Египте воцарился фараон Джосер, основатель, либо второй правитель III династии, укрепивший государство и предпринявший ряд успешных походов против синайских кочевников и нубийцев. Построив свою грандиозную усыпальницу — шестиступенчатую пирамиду в некрополе (совр. селение Саккара) города Инбу-хедж (др.-греч.Мемфис), он тем самым ознаменовал начало «эпохи строительства пирамид» в Древнем Египте. Его примеру последовали многие фараоны Старого царства — Снофру, Хафра, Менкаура и обладатель самой большой пирамиды — Хуфу (соотв. др.-греч. имена — Сорис, Хефрен, Микерин и Хеопс), при этом им приходилось задействовать на строительство своих гробниц значительные ресурсы страны. В этот период власть фараона становится полной, он обожествлялся, был верховным жрецом, верховным владетелем подданных и всей земли Древнего Египта.
Становление сильного государства способствовало развитию сельского хозяйства, ремесла, торговли и строительства. Для производства изделий из меди были захвачены синайские медные рудники (совр. Вади Магара), там же добывалась мефкат (бирюза). Наряду с общинными пользователями земли, начинали появляться частные землевладельцы. Укреплялся аппарат централизованной власти, образовалась прослойка придворных — различные вельможи во главе с чати и древняя родовая знать септов. Было сформировано постоянное войско из египтян общинников и наёмников иноземцев, преимущественно нубийцев. Однако к концу периода усилился сепаратизм номархов, некоторые из которых вынуждали фараонов V—VI династий — Неферирикара, Пепи I, Пепи II и других, освобождать, так называемыми «иммунитетными грамотами», храмы и поселения от государственных повинностей[37]. Кроме собственно Египта, в период Старого царства под властью фараонов находились значительные территории в Та-Сети (Северная Нубия) — вдоль Нила до 2-х его порогов (совр. Судан, часть Северного штата). Также правители Египта владели небольшой областью в Биау (п-ов Синай) — территория на берегу Суэцкого залива (совр. АРЕ, часть мухафазы Южный Синай прилежащая к Вади-Магара)[16]:159, карта 3
Правящие династии (см. список фараонов Старого царства) [~ 11]: | |
· III династия · IV династия · V династия · VI династия · VII династия · VIII династия | — династии, резиденцией которых был город Инбу-хедж (др.-греч. Мемфис), с этим же городом связано и их происхождение. Исключением является V династия, основатель которой Усеркаф (др.-греч. Усерхерес), вероятно был из другого города. Согласно Манефону, он прибыл из Абу (др.-греч. Элефантина) в Верхнем Египте. Наиболее вероятной, с современной точки зрения, выглядит версия из сказки папируса Весткар, где родиной V династии называется местечко Сахебу, по-видимому, находящееся недалеко от Иуну (др.-греч. Гелиополь) в Нижнем Египте. |