Практическая работа № 1
Цель работы: изучение свойств и классификаций вредных веществ, приобретение навыков определения соответствия вредных веществ различным показателям.
Задание:
1. Обсудить теоретические вопросы по теме занятия.
2. Выполнить практические задания по теме занятия.
Порядок выполнения:
1. Обсудить теоретические вопросы по теме занятия, рекомендованные для самостоятельной работы при подготовке к практической работе.
2. Письменно выполнить задания 1-4 используя конспекты и рекомендуемые источники.
Задание 1. Определить, к какому классу опасности относятся вредные вещества, находящиеся в воздухе рабочей зоны в табл. 1.
Таблица 1
Определение класса опасности вредных веществ в воздухе рабочей зоны
Наименование вредных веществ | Формула | Предельно допустимая концентрация (ПДК) вредного вещества в воздухе рабочей зоны, мг/м3 | Особенности действия на организм | Класс опасности | |||
предельно допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны, мг/м3 | |||||||
менее 0,1 | 0,1-1,0 | 1,1-10,0 | более 10,0 | ||||
1. Аммиак | |||||||
2. Ацетон | |||||||
3. Бенз(а)пирен | |||||||
4. Бензол | |||||||
5. Диоксид азота | |||||||
6. Озон | |||||||
7. Оксид углерода | |||||||
8. Сернистый ангидрид | |||||||
9. Сероводород | |||||||
10. Сероуглерод | |||||||
11. Соляная кислота | |||||||
12. Толуол | |||||||
13. Фенол | |||||||
14. Формальдегид | |||||||
15. Фосген | |||||||
16. Фтористый водород |
Задание 2. Заполнить табл. 2, отметив значком «V» правильные (П) и неправильные (НП) утверждения:
|
Таблица 2
Определение характера результирующего химического
воздействия вредных веществ на организм человека
Утверждение | П | НП |
1. Аммиак – относится к мутагенным веществам | ||
2. Бензол – относится к веществам, влияющим на репродуктивную функцию | ||
3. 3, 4 бенз(а)пирен – относится к канцерогенным веществам | ||
4. Мышьяк -– относится к веществам, влияющим на репродуктивную функцию | ||
5. Ртуть – относится к общетоксическим веществам | ||
6. Свинец – относится к раздражающим веществам | ||
7. Сероуглерод – относится к сенсибилизирующим веществам | ||
8. Толуол – относится к общетоксическим веществам | ||
9. Формальдегид – относится к раздражающим веществам | ||
10. Фосген – относится к раздражающим веществам |
Задание 3. Определить, каким вредным веществам соответствуют признаки и последствия воздействия вредных веществ на организм человека в табл. 3.
Таблица 3
Признаки и последствия воздействия вредных
веществ на организм человека
Признаки и последствия воздействия вредных веществ на организм человека | Наименование вредных веществ |
Бронхоспазм | |
Токсический отек лёгких | |
Отек мозга | |
Раздражение наружных слизистых оболочек | |
Удушье | |
Судороги | |
Нарушение психической активности | |
Кома | |
Некротические изменения в сочетании с общетоксическими резорбтивными явлениями | |
Параличи |
|
Задание 4. Определить характер избирательной токсичности представителей токсичных веществ в табл. 4.
Таблица 4
Характеристика вредных веществ по характеру избирательной токсичности
Наименование вредных веществ | Характер избирательной токсичности |
Алкоголь | |
Аммиак | |
Бензол | |
Кремниевая пыль | |
Озон | |
Оксиды азота | |
Оксид углерода | |
Ртуть | |
Сернистый ангидрид | |
Сероуглерод | |
Соединения фтора | |
Соли бария | |
Фенол | |
Фосген |
3. Оформить отчет по практической работе в рукописной форме в соответствии с требованиями стандартов ВУЗа.
Форма отчетности:
отчет по практической работе на листах формата А 4 в рукописной форме; конспект по вопросам для подготовки к практическому занятию на листах формата А 4; защита практической работы в форме собеседования с преподавателем на основе контрольных вопросов для самопроверки или результатов выполнения тестовых заданий.
Задания для самостоятельной работы:
1. Проработать материалы лекций, рекомендуемые источники и литературу, предложенную в качестве дополнительной с целью изучения материала по теме занятия.
2. Подготовить краткий конспект по теме занятия по вопросам для подготовки к практическому занятию.
3. Изучить классификацию вредных (химических) веществ по пути проникновения, характеру результирующего химического воздействия на организм человека.
|
4. Подготовиться к выполнению и защите работы (выполнению тестовых заданий и (или) устному (письменному) опросу на контрольные вопросы для самопроверки).
5. Подготовить титульный лист для отчета.
Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию
При подготовке к практическому занятию рекомендуется использовать материалы лекций раздела 1 темы 1.2 «Характеристика источников загрязнения атмосферы», рекомендуемые ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и литературу, предложенную в качестве дополнительной. Проработку материала следует проводить по вопросам для подготовки к практическому занятию. Усвоение материала следует проверить по контрольным вопросам для самопроверки или тестовым заданиям.
Вопросы для подготовки к практическому занятию:
1. Определения основных понятий по теме практического занятия (вредное вещество, предельно допустимая концентрация, предельно допустимая концентрация вредных веществ в воздухе рабочей зоны).
2. Классификации вредных веществ: по степени воздействия на организм (привести примеры веществ), по характеру результирующего химического воздействия на организм человека (привести примеры веществ); по признаку преимущественного воздействия на человека; токсикологическая классификация ядов (характерные представители токсичных веществ, признаки и последствия воздействия); яды по избирательной токсичности (характерные представители токсичных веществ и воздействие на человека); по пути попадания в организм человека.
Рекомендуемые источники
1. ГОСТ 12.0.002-2014. Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Термины и определения: утв. приказом Росстандарта от 19 октября 2015 года № 1570-ст. Введ. 2016–06–01. М.: Стандартинформ, 2016. 32 с.
2. ГОСТ 12.0.003-2015. Система стандартов по безопасности труда (ССБТ). Опасные и вредные производственные факторы. Классификация: принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 10 декабря 2015 г. № 48-2015). Введ. 2017–03–01. М.: Стандартинформ, 2016.
3. ГОСТ 12.1.005-88. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны: утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 29.09.1988 № 3388 (ред. от 20.06.2000). Введ. 1989–01–01. М.: Стандартинформ, 2008.
4. ГОСТ 12.1.007-76. Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности: утв. Постановлением Госстандарта СССР от 10.03.1976 № 579 (ред. от 01.09.1981). Введ. 1977–01–01. М.: Стандартинформ, 2007.
5. Гигиенические нормативы: ГН 2.2.5.3532-18. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны: утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 13.02.2018 № 25. Введ. 2018-05-04 // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.04.2018, № 0001201804230006.
6. Гигиенические нормативы: ГН 2.2.5.2308-07. Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Гигиенические нормативы: утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 19.12.2007 № 89 (ред. от 21.10.2016). Введ. 2008–03–01 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 11, 17.03.2008.
Дополнительная литература
1. Редина, М. М. Нормирование и снижение загрязнений окружающей среды: учебник для бакалавров: [по естественно-научным направлениям и специальностям] / М. М. Редина, А. П. Хаустов; Рос. ун-т дружбы народов. – Москва: Юрайт, 2015. - 431 с.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Дать определение понятию «вредное вещество»?
2. Как подразделяются химические вещества по характеру результирующего химического воздействия на организм человека?
3. К чему приводит действие на организм сенсибилизирующих веществ?
4. Что вызывают раздражающие вещества при воздействии на организм человека?
5. Чему равна предельно допустимая концентрация вредных веществ для первого класса опасности?
6. Какой путь попадания вредных веществ в организм человека наиболее опасен (через желудочно-кишечный тракт или кожные покровы)? Почему?
7. Какие яды опасны путем попадания в организм через пищеварительный тракт с загрязненной пищей и водой?
Контрольные задания (выбрать правильный вариант ответа):
Задание 1. (выбрать один вариант ответа из предложенного множества)
Как называется путь попадания вредных веществ через желудочно-кишечный тракт?
Задание 2. (выбрать два варианта ответа из предложенного множества)
Наиболее распространенным путем попадания вредного вещества в организм человека на производстве является…?
Задание 3. (выбрать один вариант ответа из предложенного множества)
На сколько групп подразделяются химические вещества по характеру результирующего химического воздействия на организм человека?
Задание 4. (выбрать один вариант из предложенного множества)
На какие группы химические вещества подразделяют по характеру результирующего химического воздействия на организм человека?
Задание 5. (ввести два из пропущенных ключевых слов)
Наиболее распространены вредные вещества ___________ природы, несколько реже – _______________?
Задание 6. (выбрать один вариант ответа из предложенного множества)
Как подразделяются вредные вещества по степени воздействия на организм человека?
Задание 7. (выбрать один вариант ответа из предложенного множества)
В зависимости от чего устанавливается класс опасности вредных веществ?
Задание 8. (выбрать один вариант ответа из предложенного множества)
По какому показателю производится определение класса опасности?
Задание 9. (выбрать один вариант ответа из предложенного множества)
К какому классу опасности относятся: ацетон, бензин, оксид углерода?
Задание 10. (выбрать один вариант ответа из предложенного множества)
Какие вещества вызывают раздражение наружных слизистых оболочек?
Задание 11. (выбрать один вариант ответа из предложенного множества)
Какие из перечисленных ниже веществ можно отнести к мутагенным?
Задание 12. (выбрать один вариант ответа из предложенного множества)
Какие вещества вызывают общетоксическое действие?
Задание 13. (выбрать один вариант ответа из предложенного множества)
Какие из перечисленных ниже веществ вызывают нервнопаралитическое действие?
Задание 14. (выбрать один вариант ответа из предложенного множества)
Мутагенные, раздражающие, токсические, канцерогенные, сенсибилизирующие вредные вещества – группы из классификации…
Задание 15. (выбрать один вариант ответа из предложенного множества)
Наибольшую опасность представляют вещества…
Задание 16. (выбрать один вариант ответа из предложенного множества)
Классификация вредных веществ по степени опасности насчитывает?