При организации кабинета биологии в общеобразовательной школе сначала выбирают помещение и составляют проект его рациональной планировки соответственно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам (СанПиН 2.4.2. №178-02). В соответствии с настоящими требованиями осуществляют комплектование кабинета средствами обучения, приобретают специализированную мебель, оснащают техническими средствами и создают условия для их эффективного использования; а также создают систему хранения и размещения учебного оборудования и функционально-значимый интерьер учебного кабинета. В требованиях отмечены предметы постоянной экспозиции для кабинета биологии.
Наименование объектов и средств Материально-технического обеспечения | Необходимое количество | Примечания | ||
Основная школа | Старшая школа | |||
Базов. | Проф. | |||
1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ) | ||||
1. Стандарт основного общего образования по биологии | Д | |||
2. Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) | Д | |||
3. Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень) | Д | |||
4. Примерная программа основного общего образования по биологии | Д | |||
5. Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по биологи | Д | |||
6. Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по биологии | Д | |||
7. Авторские рабочие программы по разделам биологии | Д | Д | Д | |
8. Общая методика преподавания биологии | Д | Д | Д | |
9. Книги для чтения по всем разделам курса биологии | П | |||
10. Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков) | Д | Д | Д | |
11. Определитель водных беспозвоночных | Д | |||
12. Определитель насекомых | П | П | П | |
13. Определитель паукообразных | П | |||
14. Определитель птиц | П | П | П | |
15. Определитель растений | П | П | П | |
16. Рабочие тетради для учащихся по всем разделам курса | Р | Р | Р | |
17. Учебники по всем разделам (баз.) | Р | Р | Р | |
18. Учебники по профилям | Р | |||
19. Энциклопедия «Животные» | Д | Д | Д | |
20. Энциклопедия «Растения» | Д | Д | Д | |
2.ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ | ||||
Таблицы | ||||
1.Анатомия, физиология и гигиена человека | Д | Д | Д | |
2. Биотехнология | Д | |||
3. Генетика | Д | Д | Д | |
4. Единицы измерений, используемых в биологии | Д | Постоянная экспозиция | ||
5. Основы экологии | Д | Д | Д | |
6. Портреты ученых биологов | Д | Д | Д | Постоянная экспозиция |
7. Правила поведения в учебном кабинете | Д | Д | То же | |
8. Правила поведения на экскурсии | Д | Д | То же | |
9. Правила работы с цифровым микроскопом | Д | То же | ||
10. Развитие животного и растительного мира | Д | Д | Д | То же |
11. Систематика животных | Д | Д | Д | |
12. Систематика растений | Д | Д | Д | |
13. Строение, размножение и разнообразие животных | Д | Д | Д | |
14. Строение, размножение и разнообразие растений | Д | Д | Д | |
15. Схема строения клеток живых организмов | Д | Д | Д | Постоянная экспозиция |
16. Уровни организации живой природы | Д | Д | Д | |
Карты | ||||
1. Биосферные заповедники и национальные парки мира | Д | |||
2. Заповедники и заказники России | Д | Д | Д | |
3. Зоогеографическая карта мира | Д | Д | Д | |
4. Зоогеографическая карта России | Д | Д | Д | |
5. Население и урбанизация мира | Д | |||
6. Природные зоны России | Д | Д | Д | |
7. Центры происхождения культурных растений и домашних животных | Д | Д | Д | |
Атласы | ||||
1. Анатомия человека | Д | Д | П | |
2. Беспозвоночные животные | Д | Д | П | |
3. Позвоночные животные | Д | Д | П | |
4. Растения. Грибы. Лишайники | Д | Д | П | |
3. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА | ||||
1. Мультимедийные обучающие программы (обучающие, треннинговые, контролирующие) по всем разделам курса биологии | Д\П | Д\П | Д\П | Для учителя, учащихся и домашнего пользования |
2. Электронные библиотеки по всем разделам курса биологии | Д\П | Д\П | Д\П | Для учителя, учащихся и домашнего пользования |
3. Электронные базы данных по всем разделам курса биологии | Д | Д | Д | То же |
4. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ(могут быть в цифровом и компьютерном виде) | Могут быть в цифровом и компьютерном видах | |||
Видеофильмы | ||||
1. Фрагментарный видеофильм о сельскохозяйственных живо животных | Д | Д | ||
2.Фрагментарный видеофильм о строении, размножении и среде обитания растений основных отделов | Д | Д | Д | |
3. Фрагментарный видеофильм о беспозвоночных животных | Д | Д | Д | |
4. Фрагментарный видеофильм по обмену веществ у растений и животных | Д | Д | Д | |
5. Фрагментарный видеофильм по генетике | Д | Д | Д | |
6. Фрагментарный видеофильм по эволюции живых организмов | Д | Д | Д | |
7. Фрагментарный видеофильм о позвоночных животных (по отрядам) | Д | Д | Д | |
8. Фрагментарный видеофильм об охране природы в России | Д | Д | Д | |
9. Фрагментарный видеофильм по анатомии и физиологии человека | Д | Д | Д | |
10. Фрагментарный видеофильм по гигиене человека | Д | Д | Д | |
11. Фрагментарный видеофильм по оказанию первой помощи | Д | Д | Д | |
12. Фрагментарный видеофильм по основным экологическим проблемам | Д | Д | Д | |
13. Фрагментарный видеофильм по селекции живых организмов | Д | Д | Д | |
14. Фрагментарный видеофильм происхождение и развитие жизни на Земле | Д | Д | Д | |
Слайды-диапозитивы | ||||
1. Методы и приемы работы в микробиологии | Д | |||
2. Многообразие бактерий, грибов | Д | |||
3. Многообразие беспозвоночных животных | Д | Д | Д | |
Многообразие позвоночных животных | Д | Д | Д | |
4. Многообразие растений | Д | Д | Д | |
Транспаранты | ||||
1. Цитогенетические процессы и их использование человеком (биосинтез белка, деление клетки, гаметогенез, клонирование иммунитет человека, фотосинтез и др.) | Д | Д | Д | Используют метод наложения |
2. Набор по основам экологии | Д | Д | Д | То же |
3. Рефлекторные дуги рефлексов | Д | Д | Д | То же |
4. Систематика беспозвоночных животных | Д | Д | Д | То же |
5. Систематика покрытосеменных | Д | Д | Д | То же |
6. Систематика бактерий | Д | То же | ||
7. Систематика водорослей | Д | Д | Д | То же |
8. Систематика грибов | Д | То же | ||
9. Систематика позвоночных животных | Д | Д | Д | То же |
10. Строение беспозвоночных животных | Д | Д | То же | |
11. Строение и размножение вирусов | Д | То же | ||
12. Строение позвоночных животных | Д | Д | Прием наложения | |
13. Строение цветков различных семейств растений | Д | Д | То же | |
14. Структура органоидов клетки | Д | То же | ||
Таблицы-фолии | ||||
Комплекты по тематике необходимых разделов биологии функционально заменяют демонстрационные таблицы на печатной основе, которые используют эпизодически. | Д | Используют при повторении материала и углубленно-профильном изучении объектов, явлений и процессов | ||
5. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ | ||||
1. Видеокамера на штативе | Д | Д | ||
2. Видеомагнитофон (или видеоплейер) | Д | Д | Д | |
3. Графопроектор (оверхедпроектор) | Д | Д | Д | |
4. Компьютер мультимедийный | Д | Д | П | С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных), с возможностью подключения к Интернету: имеет аудио- и видео входы и выходы и универсальные порты, приводами для чтения и записи компакт-дисков: оснащен акустическими колонками, магнитофоном и наушниками |
5. Копировальный аппарат | Д | Д | Д | Должен входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения |
6. Диапроектор (слайд-проектор) | Д | Д | Д | |
7. Мультимедийный проектор | Д | Д | Должен входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения | |
8. Набор датчиков к компьютеру | Д | П | П | Датчики содержания кислорода, частоты сердечных сокращений, дыхания, освещенности, температуры, влажности |
9. Телевизор | Д | Д | Д | С диагональю экрана не менее 72 см |
10. Цифровая фотокамера | Д | Д | ||
11. Эпипроектор | Д | Д | Д | |
12. Экран проекционный | Д | Д | Д | Размер не мене 1200 см |
6. УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ | ||||
Приборы, приспособления | ||||
1. Барометр | Д | Д | Д | |
2. Весы аналитические | Д | |||
3. Весы учебные с разновесами | Д | Д | Р | |
4. Гигрометр | Д | Д | Д | |
5. Комплект для экологических исследований | Д | |||
6. Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ | Р | Р | Р | Включает посуду, препаровальные принадлежности, покровные и предметные стекла и др. |
7. Комплект оборудования для комнатных растений | Д | Д | Д | |
8. Комплект оборудования для содержания животных | Д | Д | Д | |
9. Лупа бинокулярная | Р | |||
10. Лупа ручная | Р | Р | Р | |
11. Лупа штативная | Р | |||
12. Микроскоп школьный ув.300-500 | Р | Р | ||
13. Микроскоп лабораторный | Р | |||
14. Термометр наружный | Д | Д | Д | |
15. Термометр почвенный | Д | |||
16. Термостат | Д | |||
17. Тонометр | Д | Д | Д | |
18. Цифровой микроскоп или микрофотонасадка | Д | Микроскоп подключается к компьютеру | ||
19. Эргометр | Д | |||
Реактивы и материалы | ||||
1. Комплект реактивов для базового уровня | Д | Д | Д | |
2. Комплект реактивов для профильного уровня | Д | |||
7. МОДЕЛИ | ||||
Модели объемные | ||||
1. Модели цветков различных семейств | Д | Д | Д | |
2. Набор «Происхождение человека» | Д | Д | Д | |
3. Набор моделей органов человека | Р | Р | Р | |
4. Торс человека | Д | Д | Д | |
5. Тренажер для оказания первой помощи | Д | Используется совместно с курсом ОБЖ | ||
Модели остеологические | ||||
1. Скелет человека разборный | Д | Д | Д | |
2. Скелеты позвоночных животных | Р | Р | ||
3. Череп человека расчлененный | Д | |||
Модели рельефные | ||||
1. Дезоксирибонуклеиновая кислота | Д | Д | Д | |
2. Набор моделей по строению беспозвоночных животных | Д | Д | Д | |
3. Набор моделей по анатомии растений | Д | Д | ||
4. Набор моделей по строению органов человека | Д | Д | Д | |
5. Набор моделей по строению позвоночных животных | Д | Д | Д | |
Модели-аппликации (для работы на магнитной доске) | ||||
1. Генетика человека | Д | |||
2. Круговорот биогенных элементов | Д | |||
3. Митоз и мейоз клетки | Д | Д | Д | |
4. Основные генетические законы | Д | Д | Д | |
5. Размножение различных групп растений (набор) | Д | Д | Д | |
6. Строение клеток растений и животных | Д | Д | Д | |
7. Типичные биоценозы | Д | Д | Д | |
8. Циклы развития паразитических червей (набор) | Д | Д | Д | |
9. Эволюция растений и животных | Д | Д | Д | |
Муляжи | ||||
1. Плодовые тела шляпочных грибов | Р | Р | ||
2. Позвоночные животные (набор) | Р | Р | ||
3. Результаты искусственного отбора на примере плодов культурных растений | Р | Р | Р | |
8. НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ | ||||
Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп | Р | Р | Р | Используют как раздаточный материал |
Влажные препараты | ||||
1. Внутреннее строение позвоночных животных (по классам) | Р | Р | ||
2. Строение глаза млекопитающего | Р | Р | ||
Микропрепараты | ||||
1. Набор микропрепаратов по ботанике (проф.) | Р | |||
2. Набор микропрепаратов по зоологии (проф.) | Р | |||
3. Набор микропрепаратов по общей биологии (базовый) | Р | Р | Р | |
4. Набор микропрепаратов по общей биологии (проф.) | Р | |||
5. Набор микропрепаратов по разделу «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (базовый) | Р | Р | Р | |
6. Набор микропрепаратов по разделу «Человек» (базовый) | Р | Р | Р | |
7. Набор микропрепаратов по разделу »Животные» (базовый) | Р | Р | Р | |
Коллекции | ||||
1. Вредители сельскохозяйственных культур | Р | Р | ||
2. Ископаемые растения и животные | Р | |||
3. Морфо-экологические адаптации организмов к среде обитания (форма, окраска и пр.) | ||||
Живые объекты | ||||
Комнатные растения по экологическим группам | ||||
Тропические влажные леса | ||||
Влажные субтропики Сухие субтропики | ||||
Пустыни и полупустыни | ||||
Водные растения | ||||
Беспозвоночные животные | ||||
Простейшие | ||||
Черви | ||||
Насекомые | ||||
Моллюски | ||||
Позвоночные животные (содержатся при соблюдении санитарно-гигиенических норм) | ||||
Млекопитающие (хомячки, морские свинки) | ||||
Рыбы местных водоемов | ||||
Аквариумные рыбы | ||||
Мелкие певчие птицы, волнистые попугаи | ||||
9. ИГРЫ | ||||
1. Настольные развивающие игры по экологии | П | |||
2. Биологические конструкторы | П | |||
10.Экскурсионное оборудование | ||||
Экскурсионное оборудование используется на группу учащихся | ||||
1. Бинокль | Д | Д | П | |
2. Морилка для насекомых | П | П | П | |
3. Папка гербарная | П | П | П | |
4. Пресс гербарный | П | П | П | |
5. Рулетка | Д | Д | Д | |
6. Сачок водный | П | П | П | |
7. Сачок энтомологический | П | П | П | |
8. Совок для выкапывания растений | П | П | П | |
11. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ | ||||
1. Доска аудиторная с магнитной поверхностью и с приспособлениями для крепления таблиц, карт | ||||
2. Стол демонстрационный | ||||
3. Стол письменный для учителя (в лаборантской) | ||||
4. Стол препараторский (в лаборантской) | ||||
5. Столы двухместные лабораторные ученические в комплекте со стульями | ||||
6. Стул для учителя | ||||
7. Стол компьютерный | ||||
8. Подставка для ТСО | ||||
9. Шкафы секционные для оборудования | ||||
10. Раковина – мойка | ||||
11. Сушилка для посуды | ||||
12. Стенды экспозиционные |