Любовь и уважение к родине – одна из черт характера, которая должна прививаться ребенку наравне с трудолюбием, терпимостью, принципиальностью и чувством собственного достоинства.
Понятие патриотизм многогранно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Под патриотизмом понимается:
- Чувство уважение к своему народу, а так же к себе самому, как его неотъемлемой части;
- Знание истории своего края (села, города) и своей страны в целом;
- Приобщение к народной культуре, поддержание традиций наших предков;
- Внимательное, непотребительское отношение к природе, ее ресурсам;
- Умение трудиться в коллективе, заботиться о близких, и о благе своей страны.
Говоря о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста, нужно сказать, что программа этого самого воспитания – государственная. Патриотизм отмечен, как основное направление в воспитании детей.
Патриотическое воспитание маленького ребенка начинается с любви к тому, что есть вокруг него – к семье, товарищам в детском саду, к своему городу или поселку, к своей улице. С этого и стоит начинать воспитание будущих патриотов. С уважения к труду, к различным профессиям. Дети плохо воспринимают беседу, если она не подкреплена практикой. Они должны слышать и видеть. Покажи им, как трудится повар, прачка и кастелянша в детском саду. Пусть они попробуют себя на их месте.
В дошкольном возрасте начинают развиваться те черты характера, которые незримо связывают маленького человека со своим народом, со всей страной. Возможности для такого воспитания заложены в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей среди которых живёт ребёнок. Эти первые эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.
В дошкольный период происходит формирование духовно-нравственной основы ребёнка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т.е. начинается процесс осознавания себя в окружающем мире. Очень важно приобщать детей к культуре своего народа, поскольку обращение к своему отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живёшь, с умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины.
Формы патриотического воспитания в ДОУ
Основными формами патриотического воспитания к примеру в ДОУ являются беседы. Педагоги беседуют в процессе образовательной деятельности, а так же в повседневных режимных моментах наблюдают, сравнивают, закрепляя, таким образом, усвоенный на занятии, материал.
Экскурсии, наблюдения, просмотр видео, вовлечение семьи в познавательно-досуговую деятельность – это всего лишь те немногие методы, которые эффективно помогают педагогам воспитать гармонично развитую личность – патриота своей большой страны.
Изобразительная деятельность (Гжель, Хохлома, русские народные узоры – их воспроизведение закрепляет полученные в ходе беседы, знания о русских народных промыслах).
Праздники и мероприятия (в ходе подготовки к утренникам идет закрепление информации, полученной на занятиях, происходит знакомство с элементами народного творчества (песни, танцы, хороводы, частушки).
Экскурсии и прогулки. Наглядная форма патриотического воспитания. Экскурсия чаще всего проводится с целью закрепление цикла тематических бесед. Это может быть поход в музей, после беседы об истории и быте родного края. Экскурсия по памятным местам с целью знакомства с родным городом. Посещение вечного огня, мемориальных досок и других монументов, посвященных павшим героям ВОВ в преддверии дня Победы — 9 мая.
Игры (фольклорные, тематические, дидактические), чтение сказок, литературы по тематике, а также, совместная работа с родителями.
Методы патриотического воспитания
Основной, и самый действенный метод патриотического воспитания дошкольников – это личный пример педагога. Дети, лучше, чем взрослые чувствуют наше действительное отношение к тому, о чем мы говорим. Потому убежденность педагога, крепость его собственных патриотических чувств, способна не только ощущаться дошкольником, но и передаваться ему напрямую.
Другими, не менее действенными методами, являются:
- сравнение и ассоциации (родной край с домом, Родина с мамой);
- анализ рассказанного, после проведенной беседы
- наблюдение (за работой сотрудников ДОУ и представителей других профессий в городе);
- знакомство с русским народным фольклором (чтение книг, игра в народные игры, пение народных песен, хороводы и танцы на музыкальных занятиях);
- мероприятия с вовлечением семьи, посиделки.