Конец противоречиям относительно форм противоречий




Комментарий №1

РУССКИЙ ДЖИХАД

"Мы, как мученики, попадём в рай. А они просто сдохнут".

 

Фраза, оброненная Владимиром Путиным в рамках недавнего выступления в Сочи, вызвала полярные чувства у участников заседания. Рукоплеща свежему афоризму, высокопоставленные гости нервозно переглядывались. В овацию аплодисменты так и не перешли, однако лёгкая смущённость аудитории вскоре сменилась блаженностью. Такова природа катарсиса: достижение душевного умиротворения невозможно без предшествующих ему страданий. В том числе – страданий от принятия на первый взгляд противоестественных идей.

С изящного кресла из белой кожи на этих людей снизошло Откровение. Тот самый отсутствовавший компонент непостижимой системы ценностей, благодаря которому у нашего народа наконец появился шанс если не на новую жизнь, то хотя бы на осмысление старой.

 

Новейший завет

Владимир Путин продолжает заниматься скрупулёзным составлением катехизиса Русского Мира. Однако в отличие от советской идеологии больших нарративов, не выдержавшей испытания временем и субверсивной иронией коммунальных кухонь, новое Учение не будет строиться на тезисах. Тезисы ненадёжны, ведь они подразумевают возможность собственной трактовки. Основой нового уложения станут образы и иерофании, доступные каждому россиянину. Образы силы русского духа, циничной Америки, болезненной греховной Европы и угнетаемого Младшего Брата. Святость падших и здравствующих ныне героев и вех становления великой державы. И, наконец, образ рая.

Если раньше наше миропонимание ограничивалось жизненным циклом, то новое Откровение прочно связало нас с вечностью, восстановило давно утраченную связь с предыдущими поколениями. Боязнь смерти теперь сменилась абсолютным бесстрашием. Осознанная жертвенность предков – наша заново обретённая бесценная хоругвь.

 

Транспонирование тезисов

Очевидно, что с нуля создать базис национального самосознания невозможно даже за 20 лет. Гораздо проще и надёжнее взять за основу принципы уже существующей идеологии. В этом плане внутриполитические аспекты современной России обнаруживают достаточное количество сходств с постулатами шиизма:

Принцип имамата (от араб. лидерство) состоит в сосредоточении властных полномочий в руках непогрешимого имама, стоящего над государством и обществом. Имам в шиитском вероучении является посредником между человеком и Богом. В России это посредничество формально делегировано отдельному человеку, однако важность имама здесь ничуть не меньше: имам – вдохновитель народной борьбы, гарант воздаяния за переносимые лишения. Без него жизнь потеряет всякий смысл, ведь идеология любого персоналистского режима существует с ним в неразрывной связи.

В неразрывной связи с имаматом существует вилайят (от араб. руководство), провозглашающий неорганизованность и сумбурность народных масс. Им необходим поводырь, пастырь, и, следовательно, персонификация власти в личности, обладающей сакральным статусом.

Роль органов власти в государстве утверждает Аль Исма (от араб. непогрешимость, справедливость): верховная власть является непогрешимой, а её директивы – истина в последней инстанции.

Адаптация последних двух пунктов не потребовала внесения значимых изменений в их содержание. На то капризная воля истории: плюрализму мнений тяжело ужиться с высокой духовностью.

Однако без утверждения существования рая, джанната, непреложность этих принципов могла бы быть поставлена под сомнение. Именно джаннат должен искупить мусульманину тяготы веры, переносимые на Земле. Попасть в рай можно только через джихад, то есть через усердие в вере. Пассионарная борьба за лучшую жизнь после смерти является неотчуждаемым фрагментом исламского вероучения. Кажется, современное российское общество тоже созрело для подобных идей.

 

Конец противоречиям относительно форм противоречий

Может показаться, что столь агрессивная риторика российского лидера рискует привести к эскалации внешнеполитических конфликтов с участием государства. Эта идея далека от правды. И для России, и для западных стран “русский джихад” является инструментом внутриполитического воздействия. Для нас это новый modus operandi, форма борьбы за самоопределение и самоутверждение. Для них – очередная агония авторитарной системы, вынужденной оправдывать собственную неэффективность при помощи оккультных практик.

В любом из случаев “русский джихад” призван консолидировать общественную позицию, сведя политический дискурс либо к однозначной поддержке нового феномена, либо к его радикальной критике. Парадоксальность ситуации в том, что ни Россия, ни страны НАТО этим не только не усиливают конфронтацию, но напротив решают совместную задачу. Идеологическое противостояние двух мирополитических доктрин всё больше подвергается упорядочиванию, словно лидеры государств стремятся подчинить своей воле присущий конфликту хаос, сделав его пригодным для комфортного сосуществования на долгие годы вперёд.

Рейтинги одобрения глав четырёх крупнейших экономик НАТО этой осенью обновляют отрицательные рекорды. В условиях обострения социального кризиса в странах Евросоюза, неопределённости судьбы Великобритании и иррациональности действий кабинета Дональда Трампа западным лидерам важно сохранить если не кресло, то хотя бы лицо. В их положении обратить взгляд общественности на необходимость сплотиться перед лицом Восточной угрозы кажется логичной идеей.

 

Комментарий №2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: